программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Коновалова Ирина Валериевна Приложение 1.2.
Пояснительная записка
Рукоделие – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с различными материалами доставляет огромное удовольствие. Ребенок имеет возможность реализовать самые смелые идеи своими руками. Декоративно-прикладное творчество открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по украшению интерьера, с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Программа способствует приобщению учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам, осуществлению эстетического (развитию вкуса), физического (тренировка мелкой мускулатуры рук), экономического (дешевизна изделия) воспитания, развитию творческих способностей.
Организация трудовой деятельности детей и ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного творчества, является наиболее эффективной формой приобщения к культуре нашего народа.
Программа творческого объединения «Рукодельница» составлена на основе программы Т.И. Еременко «Декоративно-прикладное творчество» (Москва: Просвещение, 2001год). Существенному изменению в исходной программе подвергся учебный план, неизменными остались темы: «Вышивка», «Вязание крючком».
В программу введены новые темы: «Ткачество», «Лоскутная пластика».
Цель программы: научить выполнять различные виды изделий декоративно-прикладного творчества и применять их в быту, развивая творческий потенциал и воспитывая трудолюбие, терпение, целеустремленность.
Задачи программы:
-развить познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности;
-вооружить детей практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;
-сформировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания;
- соблюдать правила техники безопасности;
-воспитать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.
Данная программа рассчитана на год обучения. Часовая нагрузка составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Данная программа предназначена для детей 10-12 лет.
В конце года обучения учащиеся должны знать:
-виды декоративно-прикладного творчества (вышивка, лоскутная пластика, вязание, ткачество);
-правила организации трудового процесса;
-название и назначение инструментов, необходимых при работе с различными материалами, приемы безопасной работы с ними.
Должны уметь:
-выполнять разные виды швов вышивки;
- набирать петли для начала вязания, провязывать столбики без накида и столбики с накидом, применять правила для провязывания столбиков;
- изготавливать изделия из лоскутов ткани;
-выполнять аппликации из ткани;
-осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование учебных дисциплин, разделов и тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные (индивидуальные) учебные занятия | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Вышивка-как вид декоративно-прикладного творчества. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Тамбурная вышивка | 21 | 1 | 20 | |
4. | Строчевые швы. | 6 | 1 | 5 | |
5. | Счетная вышивка | 16 | 1 | 15 | |
6. | Лоскутная пластика | 15 | 1 | 14 | |
7. | Контрольное занятие | 1 | 1 | ||
8. | Аппликация из ткани. | 14 | 1 | 13 | |
9. | Ткачество (гобелен) | 14 | 1 | 13 | |
10. | Вязание крючком. | 53 | 2 | 51 | |
11. | Итоговое контрольное занятие | 1 | 1 | ||
Итого: | 144 | 12 | 132 |
При комплектовании группы учитывается желание детей заниматься в данном объединении. В обучении учащихся используется в основном групповая форма занятий. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.
Формы организации детского коллектива: практические работы, рассказ, демонстрация. Основным видом занятий являются практические.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование учебных дисциплин, разделов и тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретические учебные занятия | Практические учебные занятия | Выездные (индивидуальные) учебные занятия | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества | 23 | 1 | 22 | |
3. | Строчевые швы | 6 | 1 | 5 | |
4. | Счетная вышивка | 16 | 1 | 15 | |
5. | Лоскутная пластика | 15 | 1 | 14 | |
6. | Контрольное занятие | 1 | 1 | ||
7. | Аппликация из ткани | 14 | 1 | 13 | |
8. | Ткачество (гобелен) | 14 | 1 | 13 | |
9. | Вязание крючком | 54 | 2 | 52 | |
Итого: | 144 | 10 | 134 |
Содержание тем программы
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Цели и задачи кружка. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы. Организация рабочего места.
Тема 2. Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества
Теория: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Тесная связь искусства вышивания с национальными традициями, особенностями быта, местными условиями, природой.
Практическая работа: способы перевода рисунка, увеличение и уменьшение рисунка, правила запяливания ткани в пяльцы, организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.
Тема 3. Тамбурная вышивка
Теория: История развития тамбурной вышивки. Орнамент в вышивке. Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, нитки, ткань).
Практические работы: техника выполнения тамбурной вышивки, украшение салфетки и панно тамбурной вышивкой
Тема 3. Строчевые швы
Теория: Мережка, ее виды. Подготовка ткани к выполнению мережки. Технология выполнения мережки
Практические работы: обработка края салфетки
Тема 4.Счетные швы
Теория: Виды счетных швов, материалы и приспособления для выполнения работы, виды крестика. Технология его выполнения
Практические работы: выполнение сумки, салфетки
Тема 5. Лоскутная пластика
Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работы. Правила организации рабочего места. Технология выполнения изделий.
Практические работы: выполнение салфетки
Тема 6.Вязание крючком
Теория: Из истории. Способы и виды вязания крючком. Материалы, инструменты и принадлежности для вязания. Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков и т. д.). Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения. Технология выполнения овала, круга и изделий на их основе. Правила безопасной работы. Уход за вязаными изделиями. Технология вязания объемных форм (фрукты). Филейное вязание.
Практические работы: выполнение прихваток, игрушек
Тема 8. Ткачество (гобелен)
Теория: История развития русского ткачества, составление рисунка, выбор материалов для изделия, инструменты и приспособления; технология выполнения
Практические работы: Выполнение панно
Тема 9. Аппликация из ткани
Теория: Виды аппликации. Материалы и приспособления, необходимые для работы. Способы крепления аппликации. Техника выполнения аппликации.
Практические работы: способы крепления аппликации, выполнение панно.
Формы и виды контроля
№ | Вид контроля | Сроки выполнения |
1. 2. 3. 4. | Зачетное занятие «Выполнение салфетки» Контрольное занятие Выставка работ учащихся Участие в выставках | ноябрь; декабрь декабрь в течение года |
Методические рекомендации
Педагогу в выборе методов обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству, а также в организации учебного процесса необходимо соблюдать следующие основные методические рекомендации.
Изучение и освоение декоративно-прикладного творчества требует глубокого понимания его сущности и специфики, как особого типа творчества, знания его основных функций: эстетической, воспитательной, образовательной. Педагогу необходимо понимание того, что осваивать опыт народных традиций, прежде всего, предстоит ему самому. Педагогу стоит настроиться на постоянное самосовершенствование и самоанализ собственных знаний и умений.
Необходим учет возрастных особенностей учащихся в выполнении изделий декоративно-прикладного искусства.
В изучении теории и истории декоративно-прикладного творчества могут быть использованы такие методы обучения и воспитания как рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, показ, практическая работа. При обучении ученика педагог использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы.
Так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное место инструктажу по технике безопасности.
Итогом каждого учебного года является не только выставка работ учащихся, сколько анализ приобретенного духовно-нравственного и практического опыта в выполнении изделий. Это служит показателем процесса обучения в устоявшейся тенденции роста нравственных и духовных качеств личности учащегося. Учащиеся должны научиться передавать младшим школьникам полученные навыки и опыт народной традиции, приобретенные в процессе обучения, то есть владеть традиционными методами обучения.
Программа построена так, что теория сопровождается практикой. Все работы коллективно обсуждаются. Все выполненные работы демонстрируются на постоянно действующей выставке в кабинете, в школе.
Для успешной реализации данной программы, необходимо следующее материально-техническое обеспечение: иглы для вышивания, нитки мулине, пяльцы, ткань, ножницы, картон, кусочки ткани, крючок, нитки для вязания. Учебный кабинет непременно должен быть проветриваемым и светлым, иметь в наличии инструкции по технике безопасности, столы, шкафы, стулья, коробки для хранения материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ:
- М. Н. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
- Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
- Л. М. Сорокина. Учись вышивать. «Радянська школа»,1998 год
- И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
- Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
- И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
- Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
- Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год
- Г. В. Пичугина. Журналы «Школа и производство», 2000-2004 год
- Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
- С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
- Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ:
- М. Н. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
- Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
- И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
- Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
- Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
- С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
- Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год
- И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
- Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
- Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год
Календарно - тематическое планирование объединения «Рукодельница»
№ п/п | Тема раздела, занятия | Всего часов | Количество часов в неделю | Дата | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Выездные занятия | ||||
I | Вводное занятие | 1 | 1 | |||
1.1 | Введение. Виды декоративно-прикладного творчества. Материалы и приспособления для вышивки. (презентация) | 1 | 1 | |||
II | Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества | 2 | 1 | 1 | ||
2.1 | Развитие декоративно-прикладного творчества. Увеличение и уменьшение рисунка. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
III | Тамбурная вышивка | 21 | 1 | 20 | ||
3.1 | Выполнение простейших швов: вперед иголку, назад иголку, стебельчатого | 1 | 1 | |||
3.2 | Выполнение салфетки тамбурным швом | 2 | 1 | 1 | ||
3.3 | Вышивание стебля и листиков | 2 | 2 | |||
3.4 | Вышивание цветов | 2 | 2 | |||
3.5 | Выполнение панно швом «козлик» | 2 | 2 | |||
3.6 | Вышивание стебля и усиков стебельчатым швом | 2 | 2 | |||
3.7 | Вышивание листочков швом «козлик» зеленым цветом | 2 | 2 | |||
3.8 | Вышивание серединки цветов | 2 | 2 | |||
3.9 | Вышивание лепестков первого цветка | 2 | 2 | |||
3.10 | Вышивание лепестков второго цветка | 2 | 2 | |||
3.11 | Окончательная обработка панно петельным швом | 2 | 2 | |||
IV | Строчевые швы | 6 | 1 | 5 | ||
4.1 | Мережка, ее виды. Украшение края салфетки мережкой. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
4.2 | Выполнение первой и второй стороны салфетки мережкой «кисточка» | 2 | 2 | |||
4.3 | Выполнение третьей и четвертой сторон салфетки мережкой «кисточка» | 2 | 2 | |||
V | Счетная вышивка | 16 | 1 | 15 | ||
5.1 | Крест. Его виды. Материалы и приспособления. Выполнение простого креста. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
5.2 | Выполнение креста по диагонали и болгарского | 2 | 2 | |||
5.3 | Подбор рисунка и выполнение работы (сумка) | 2 | 2 | |||
5.4 | Выполнение туловища | 2 | 2 | |||
5.5 | Окончательная обработка сумки | 2 | 2 | |||
VI | Зачетное занятие Выполнение двух нижних углов салфетки крестиком | 2 | 2 | |||
6.1 | Выполнение двух верхних углов салфетки крестиком | 2 | 2 | |||
6.2 | Окончательная обработка салфетки | 2 | 2 | |||
VII | Лоскутная пластика | 15 | 1 | 14 | ||
7.1 | Из истории лоскутной пластики. Изготовление шаблонов. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
7.2 | Вырезание заготовок из ткани | 2 | 2 | |||
7.3 | Заутюживание заготовок | 2 | 2 | |||
7.4 | Пришивание первого ряда треугольников | 2 | 2 | |||
7.5 | Пришивание второго ряда треугольников | 2 | 2 | |||
7.6 | Пришивание третьего ряда треугольников. | 2 | 2 | |||
7.7 | Пришивание основы | 2 | 2 | |||
7.8 | Окончательное оформление салфетки | 1 | 1 | |||
VIII | Контрольный урок | 1 | 1 | |||
IX | Аппликация из ткани | 14 | 1 | 13 | ||
9.1 | Аппликация, ее виды. Материалы и инструменты. Способы крепления аппликации. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
9.2 | Перевод рисунка для панно с корзиной, обработка корзины | 2 | 2 | |||
9.3 | Вырезание кружков для цветов | 2 | 2 | |||
9.4 | Вышивание листочков | 2 | 2 | |||
9.5 | Оформление цветов бисером | 2 | 2 | |||
9.6 | Пришивание цветов в нижней части панно | 2 | 2 | |||
9.7 | Пришивание цветов в верхней части панно | 2 | 2 | |||
X | Ткачество (гобелен) | 14 | 1 | 13 | ||
10.1 | Гобелен. Технология выполнения. Материалы и приспособления. Подготовка основы. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
10.2 | Натягивание нитей на основе | 2 | 2 | |||
10.3 | Работа над рисунком | 2 | 2 | |||
10.4 | Выполнение моря и корабля | 2 | 2 | |||
10.5 | Выполнение парусника и неба | 2 | 2 | |||
10.6 | Выполнение солнца и неба | 2 | 2 | |||
10.7 | Окончательная обработка панно | 2 | 2 | |||
XI | Вязание крючком | 54 | 2 | 52 | ||
11.1 | Материалы и приспособления. Правила техники безопасности. Выполнение воздушных петель. (презентация) | 2 | 1 | 1 | ||
Выполнение цепочек разного цвета | 2 | 2 | ||||
11.2 | Выкладывание картины из цепочки | 2 | 2 | |||
11.3 | Оформление картины | 1 | 1 | |||
11.4 | Упражнение в выполнении столбиков без накида. | 1 | 1 | |||
11.5 | Выполнение колокольчика | 2 | 2 | |||
11.6 | Выполнение листочков (цепочка) | 2 | 2 | |||
11.7 | Упражнения в выполнении столбиков с накидом | 2 | 2 | |||
11.8 | Выполнение двух рядов прихватки | 2 | 2 | |||
11.9 | Выполнение прихватки | 2 | 2 | |||
11.10 | Оформление прихватки | 2 | 2 | |||
11.12 | Выполнение образца в форме круга | 2 | 2 | |||
11.13 | Выполнения образца в форме пятиугольника | 2 | 2 | |||
11.14 | Выполнение подставки под карандаши (основа) | 2 | 2 | |||
11.15 | Выполнение мордочки и лапок | 2 | 2 | |||
11.16 | Выполнение ушек | 2 | 2 | |||
11.17 | Оформление игрушки | 2 | 2 | |||
11.18 | Выполнение шапочки и ножки гриба для первого гриба | 2 | 2 | |||
11.20 | Выполнение шапочки и ножки гриба для второго гриба | 2 | 2 | |||
11.21 | Выполнение двух зеленных кругов (лягушка) | 2 | 2 | |||
11.22 | Выполнение красного круга, оформление игрушки | 2 | 2 | |||
11.23 | Выполнение трех рядов листочка | 2 | 2 | |||
11.24 | Выполнение пяти рядов листочка | 2 | 2 | |||
11.25 | Окончательная обработка листочка и лягушек | 2 | 2 | |||
11.26 | Выполнение хвостика прихватки клубнички и трех рядов клубнички | 2 | 2 | |||
11.27 | Выполнение пяти рядов клубнички | 2 | 2 | |||
11.28 | Выполнение шести рядов клубнички | 2 | 2 | |||
11.29 | Выполнение двух рядов клубнички | 1 | 1 | |||
XII | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | 1 | |||
Итого | 144 | 11 | 133 |