программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по теме

Коновалова Ирина Валериевна

авторская программа "Рукодельница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rukodelnica.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Ирина Валериевна                                                                         Приложение 1.2.

Пояснительная записка

  Рукоделие – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с различными материалами доставляет огромное удовольствие. Ребенок имеет возможность реализовать самые смелые идеи своими руками. Декоративно-прикладное творчество открывает перед ребенком широкое поле  для реализации идей по  украшению интерьера, с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

        Программа способствует приобщению учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам, осуществлению эстетического (развитию вкуса), физического (тренировка мелкой мускулатуры рук), экономического (дешевизна изделия) воспитания, развитию творческих способностей.

        Организация трудовой деятельности  детей и ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного творчества, является наиболее эффективной  формой приобщения к культуре нашего народа.

         Программа  творческого объединения «Рукодельница» составлена на основе программы Т.И. Еременко «Декоративно-прикладное творчество»  (Москва: Просвещение, 2001год). Существенному изменению в исходной программе подвергся учебный план, неизменными остались темы: «Вышивка», «Вязание крючком».

В программу введены новые темы: «Ткачество», «Лоскутная пластика».

Цель программы: научить выполнять различные виды изделий декоративно-прикладного творчества и применять их в быту, развивая творческий потенциал и воспитывая трудолюбие, терпение, целеустремленность.

Задачи программы:

-развить познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности;

-вооружить детей практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;

-сформировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания;

- соблюдать правила техники безопасности;

-воспитать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.

Данная программа рассчитана на год обучения. Часовая нагрузка составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Данная программа предназначена для детей 10-12 лет.

В конце года обучения учащиеся должны знать:

-виды декоративно-прикладного творчества (вышивка, лоскутная пластика, вязание, ткачество);

-правила организации трудового процесса;

-название и назначение инструментов, необходимых при работе с различными материалами, приемы безопасной работы с ними.

Должны уметь:

-выполнять разные виды швов вышивки;

- набирать петли для начала вязания, провязывать столбики без накида и столбики с накидом,  применять правила для провязывания столбиков;

- изготавливать изделия из лоскутов ткани;

-выполнять аппликации из ткани;

-осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

Учебно-тематический план


п/п

Наименование

учебных дисциплин,

разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Теоретические

учебные занятия

Практические

учебные

занятия

Выездные (индивидуальные)

учебные занятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Вышивка-как вид декоративно-прикладного творчества.

2

1

1

3.

Тамбурная вышивка

21

1

20

4.

Строчевые швы.

6

1

5

5.

Счетная вышивка

16

1

15

6.

Лоскутная пластика

15

1

14

7.

Контрольное занятие

1

1

8.

Аппликация из ткани.

14

1

13

9.

Ткачество (гобелен)

14

1

13

10.

Вязание крючком.

53

2

51

11.

Итоговое контрольное занятие

1

1

Итого:

144

12

132

При комплектовании группы учитывается желание детей заниматься в данном объединении. В обучении учащихся используется в основном  групповая форма занятий. Важный аспект в обучении -  индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.

Формы организации детского коллектива: практические работы, рассказ, демонстрация. Основным видом занятий являются практические.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование учебных дисциплин, разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

Выездные (индивидуальные) учебные занятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

23

1

22

3.

Строчевые швы

6

1

5

4.

Счетная вышивка

16

1

15

5.

Лоскутная пластика

15

1

14

6.

Контрольное занятие

1

1

7.

Аппликация из ткани

14

1

13

8.

Ткачество (гобелен)

14

1

13

9.

Вязание крючком

54

2

52

Итого:

144

10

134

Содержание тем программы

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Цели и задачи кружка. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы. Организация рабочего места.

Тема 2. Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества  

Теория: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Тесная связь искусства вышивания с национальными традициями, особенностями быта, местными условиями, природой.

Практическая работа: способы перевода рисунка, увеличение и уменьшение рисунка, правила запяливания ткани в пяльцы, организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

Тема 3. Тамбурная вышивка

Теория:   История развития тамбурной вышивки. Орнамент в вышивке. Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, нитки, ткань).

Практические работы: техника выполнения тамбурной вышивки, украшение салфетки и панно тамбурной вышивкой

Тема 3. Строчевые швы

Теория: Мережка, ее виды. Подготовка ткани к выполнению мережки. Технология выполнения мережки

Практические работы: обработка края салфетки

Тема 4.Счетные швы

Теория: Виды счетных швов, материалы и приспособления для выполнения работы, виды крестика. Технология его выполнения

Практические работы: выполнение сумки, салфетки

Тема 5. Лоскутная пластика

Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работы. Правила организации рабочего места. Технология выполнения изделий.

Практические работы: выполнение салфетки

Тема 6.Вязание крючком

Теория: Из истории. Способы и виды вязания крючком. Материалы, инструменты и принадлежности для вязания. Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков и т. д.). Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения. Технология выполнения овала, круга и изделий на их основе. Правила безопасной работы. Уход за вязаными изделиями. Технология вязания объемных форм (фрукты). Филейное вязание.

Практические работы: выполнение прихваток, игрушек

Тема 8. Ткачество (гобелен)

Теория: История развития русского ткачества, составление рисунка, выбор материалов для изделия, инструменты и приспособления; технология выполнения

Практические работы: Выполнение панно

Тема 9. Аппликация из ткани

Теория: Виды аппликации. Материалы и приспособления, необходимые для работы. Способы крепления аппликации. Техника выполнения аппликации.

Практические работы: способы крепления аппликации, выполнение панно.

Формы и виды контроля

Вид  контроля

Сроки  выполнения

1.


2.


3.


4.


Зачетное  занятие «Выполнение  салфетки»

 

Контрольное занятие


Выставка работ учащихся


Участие в выставках

ноябрь;


декабрь


декабрь


в  течение года

Методические рекомендации

Педагогу в выборе методов обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству, а также в организации учебного процесса необходимо соблюдать следующие основные методические рекомендации.

Изучение и освоение декоративно-прикладного творчества требует глубокого понимания его сущности и специфики, как особого типа творчества, знания его основных функций: эстетической, воспитательной, образовательной. Педагогу необходимо понимание того, что осваивать опыт народных традиций, прежде всего, предстоит ему самому. Педагогу стоит настроиться на постоянное самосовершенствование и самоанализ собственных знаний и умений.

Необходим учет возрастных особенностей учащихся в выполнении изделий  декоративно-прикладного искусства.

В изучении теории и истории  декоративно-прикладного творчества могут быть использованы такие методы обучения и воспитания как рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, показ, практическая работа. При обучении ученика педагог использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы.

Так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное место инструктажу по технике безопасности.

Итогом каждого учебного года является не только выставка работ учащихся, сколько анализ приобретенного духовно-нравственного и практического опыта в выполнении изделий. Это служит показателем процесса обучения в устоявшейся тенденции роста нравственных и духовных качеств личности учащегося. Учащиеся должны научиться передавать младшим школьникам полученные навыки и опыт народной традиции, приобретенные в процессе обучения, то есть владеть традиционными методами обучения.

Программа  построена  так,  что  теория  сопровождается  практикой.  Все работы коллективно обсуждаются. Все выполненные работы  демонстрируются  на  постоянно  действующей  выставке  в  кабинете,  в  школе.    

Для успешной реализации данной программы, необходимо следующее материально-техническое обеспечение:  иглы для вышивания, нитки мулине, пяльцы, ткань, ножницы, картон, кусочки ткани, крючок, нитки для вязания. Учебный кабинет непременно должен быть проветриваемым и светлым, иметь в наличии инструкции по технике безопасности, столы, шкафы, стулья, коробки для хранения материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ:

  1. М. Н. Нагибина.  Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
  2. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
  3. Л. М. Сорокина. Учись вышивать. «Радянська школа»,1998 год
  4. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
  5. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
  6. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
  7. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
  8. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год
  9. Г. В. Пичугина. Журналы «Школа и производство», 2000-2004 год
  10. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
  11. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
  12. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ:

  1. М. Н. Нагибина.  Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
  2. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
  3. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
  4. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
  5. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
  6. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
  7. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год
  8. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
  9. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
  10. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год

        

Календарно - тематическое планирование объединения «Рукодельница»

№ п/п

Тема раздела, занятия

Всего часов

Количество часов в неделю

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Выездные занятия

I

Вводное занятие

1

1

1.1

Введение.  Виды декоративно-прикладного творчества. Материалы и приспособления для вышивки.  (презентация)

1

1

II

Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

2

1

1

2.1

Развитие декоративно-прикладного творчества. Увеличение и уменьшение рисунка. (презентация)

2

1

1

III

Тамбурная вышивка

21

1

20

3.1

 Выполнение простейших швов: вперед иголку, назад иголку, стебельчатого

1

1

3.2

Выполнение салфетки тамбурным швом

2

1

1

3.3

Вышивание стебля и листиков

2

2

3.4

Вышивание цветов

2

2

3.5

Выполнение панно швом «козлик»

2

2

3.6

Вышивание стебля и усиков стебельчатым швом

2

2

3.7

Вышивание листочков швом «козлик» зеленым цветом

2

2

3.8

Вышивание серединки цветов

2

2

3.9

Вышивание лепестков первого цветка

2

2

3.10

Вышивание лепестков второго цветка

2

2

3.11

Окончательная обработка панно петельным швом

2

2

IV

Строчевые швы

6

1

5

4.1

Мережка, ее виды. Украшение края салфетки мережкой. (презентация)

2

1

1

4.2

Выполнение первой и второй стороны салфетки мережкой «кисточка»

2

2

4.3

Выполнение третьей и четвертой сторон салфетки мережкой «кисточка»

2

2

V

Счетная вышивка

16

1

15

5.1

Крест. Его виды. Материалы и приспособления. Выполнение простого креста. (презентация)

2

1

1

5.2

Выполнение креста по диагонали и болгарского

2

2

5.3

Подбор рисунка и выполнение работы (сумка)

2

2

5.4

Выполнение туловища

2

2

5.5

Окончательная обработка сумки

2

2

VI

Зачетное занятие Выполнение двух нижних углов салфетки крестиком


2

2

6.1

Выполнение двух верхних углов салфетки крестиком

2

2

6.2

Окончательная обработка салфетки

2

2

VII

Лоскутная пластика

15

1

14

7.1

Из истории лоскутной пластики. Изготовление шаблонов. (презентация)  

2

1

1

7.2

Вырезание заготовок из ткани

2

2

7.3

Заутюживание заготовок

2

2

7.4

Пришивание первого ряда треугольников

2

2

7.5

Пришивание второго ряда треугольников

2

2

7.6

Пришивание третьего ряда треугольников.

2

2

7.7

Пришивание основы

2

2

7.8

Окончательное оформление салфетки

1

1

VIII

Контрольный урок

1

1

IX

Аппликация из ткани

14

1

13

9.1

Аппликация, ее виды. Материалы и инструменты. Способы крепления аппликации. (презентация)

2

1

1

9.2

Перевод рисунка для панно с корзиной, обработка корзины

2

2

9.3

Вырезание кружков для цветов

2

2

9.4

Вышивание листочков

2

2

9.5

Оформление цветов бисером

2

2

9.6

Пришивание цветов в нижней части  панно

2

2

9.7

Пришивание цветов в верхней части панно

2

2

X

Ткачество (гобелен)

14

1

13

10.1

Гобелен. Технология выполнения. Материалы и приспособления. Подготовка основы. (презентация)

2

1

1

10.2

 Натягивание нитей на основе

2

2

10.3

Работа над рисунком

2

2

10.4

Выполнение моря и корабля

2

2

10.5

Выполнение парусника и неба

2

2

10.6

Выполнение солнца и неба

2

2

10.7

Окончательная обработка панно

2

2

XI

Вязание крючком

54

2

52

11.1

Материалы и приспособления. Правила техники безопасности. Выполнение воздушных петель. (презентация)

2

1

1

Выполнение цепочек разного цвета

2

2

11.2

Выкладывание картины из цепочки

2

2

11.3

Оформление картины

1

1

11.4

Упражнение в выполнении столбиков без накида.

1

1

11.5

Выполнение колокольчика

2

2

11.6

Выполнение листочков (цепочка)

2

2

11.7

Упражнения в выполнении столбиков с накидом

2

2

11.8

Выполнение двух рядов прихватки

2

2

11.9

Выполнение прихватки

2

2

11.10

Оформление прихватки

2

2

11.12

Выполнение образца в форме круга

2

2

11.13

Выполнения образца в форме пятиугольника

2

2

11.14

Выполнение подставки под карандаши (основа)

2

2

11.15

Выполнение мордочки и лапок

2

2

11.16

Выполнение ушек

2

2

11.17

Оформление игрушки

2

2

11.18

Выполнение шапочки и ножки гриба для первого гриба

2

2

11.20

Выполнение шапочки и ножки гриба для второго гриба

2

2

11.21

Выполнение двух зеленных кругов (лягушка)

2

2

11.22

Выполнение красного круга, оформление игрушки

2

2

11.23

Выполнение трех рядов листочка

2

2

11.24

Выполнение пяти рядов листочка

2

2

11.25

Окончательная обработка листочка и лягушек

2

2

11.26

Выполнение хвостика прихватки клубнички и трех рядов клубнички

2

2

11.27

Выполнение пяти рядов клубнички

2

2

11.28

Выполнение шести рядов клубнички

2

2

11.29

Выполнение двух рядов клубнички

1

1

XII

Итоговое занятие. Выставка работ

1

1

Итого

144

11

133