Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы
методическая разработка по теме

Надобных Елена Ивановна

Мероприятие, приуроченное 70 летию Сталинградской битвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 70-летию Сталинградской битвы

Цель: увековечивание памяти о переломных сражениях Великой Отечественной войны, почитание героев, воспитание патриотических чувств у учащихся.

Участники: учителя, учащиеся 1-11-х классов.

Учитель: Сегодня необычный день. Может кто – нибудь из вас знает почему? (ответы детей)
— Сегодня 02 февраля 2013года. 70 лет тому назад закончилась Сталинградская битва. 
-Сталинградская битва — одна из крупнейших битв Второй мировой войны.

(Выходят ведущие, мальчики и девочки.)

Песня «Горячий снег»

Чтец 1: (Слайд 2)

 Кинохроника 43 года…

 В кинозале грохочет, ревёт непогода,

 Заметает окопы на дымной равнине,

 И в снегах серебрится отсвеченный иней.

 Предрассветная Волга. Обугленный берег.

 С пулемётами люди бегут. Переправа…

 В этих кадрах пристрастных, мгновенных

 Только правда, суровая правда!

 Кто они — летописцы тех подвигов ратных,

 Здесь стоявшие насмерть у Волги?

 Они подлинно знали, что их кинокадры

 Документами станут эпохи.

Чтец 2: (Слайд 3)

 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы. И одно из них — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.

Чтец 3: (Слайд 4, 5)

 За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными — составили около полутора миллионов солдат и офицеров. Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!». К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило 6-ю армию Паулюса.

Чтец 4: (Слайд 6)

 Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон, «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»

Чтец 5:

 Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».

(Выходят восьмиклассники.)

Восьмиклассники, поочередно: (Слайд 7)

 Сталинград — это боль, это муки,

 В Сталинграде лишь плач матерей.

 Вот берет мать дитя свое в руки

 И несется сквозь пули быстрей.

 Реки крови и свист пулеметов

 Не забудет дитя никогда.

 Горы трупов умерших солдат,

 Крики помощи, но в никуда.

 Серый дым разрушенных зданий,

 Самолет подбитый летит.

 Людям нечего есть, голодают,

 Много раненых, но врач — дефицит.

 Умирали от пуль, от гранаты,

 Замерзали насмерть порой.

 Гибли, гибли наши солдаты

 В Сталинграде, под Курском, Москвой…

 Мать с дитем кое-как выживала,

 Все что есть, отдавала ему,

 Еле-еле еду доставала,

 Все ему, все ему одному.

 Вот прошло много лет, но я помню

 Горы трупов умерших солдат.

 Моя мама бежала сквозь пули.

 Ты сгубил ее, Сталинград!

Ученик: (Слайд 8)

 Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, осело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

Ученица:

 Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.

Ученик:

 Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.

Ученица:

 Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.

Ученик: (Слайд 9)

 …Здесь битва небывалая идёт.

 На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще

 И изрыгает бешенство огня.

 И на ветру пронзительно скрежещет

 Снарядом раздроблённая броня.

 …Зелёные и синие ракеты

 Густую ночь, как одеяло, рвут,

 И танки, опрокинутые где-то,

 Как раненые мамонты ревут.

 С когтистыми распятиями свастик,

 Они ползут сквозь брустверы и рвы.

 На башнях, неуклюжих и горбастых,

 Сплошная грязь, пучки сырой травы.

 …А сколько их сюда нагнали, жадных

 До нашей русской, золотой земли,

 А сколько их гниёт в траншеях смрадных,

 И слягут те, кто нынче не легли.

 …Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,

 И над землёю сладковатый чад.

 Над трупами, раздутыми зловеще,

 Медлительные коршуны кричат.

 Мы выживем. Хотя б во имя долга.

 Мы вырвемся к широкой синеве.

 Мы в даль войдём, как в Каспий входит Волга,

 Отстаивая Волгу на Неве.

 Да так, чтоб песня птицею плыла.

 Не иволги малиновое горло —

 Здесь нужен клёкот горного орла.

Ученица:

 Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Ученик: (Слайд 10)

 Человеческое страдание! Вспомнят ли о нём грядущие века? Оно не останется, как останутся камни огромных домов и слава генералов; оно — слёзы и шёпот, последние вздохи и хрипы умирающих, крик отчаяния и боли — всё исчезнет без следа вместе с дымом и пылью, которые ветер разнесёт над степью.

(Песня Софии Ротару «Школьный вальс».)

Ученик: (Слайд 11)

 Открытые степному ветру,

 Дома разбитые стоят.

 На шестьдесят два километра

 В длину раскинут Сталинград.

 Как будто он по Волге синей

 В цепь развернулся, принял бой,

 Встал фронтом поперек России —

 И всю ее прикрыл собой!

Ученица:

 В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности. Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном песке.

Ученица: (Слайд 12)

 Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их своим гордым огнем. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам, но город стоит, город сражается.

(Звучит старинная немецкая музыка. Дети расступаются, девушка — «немка», нарядно одетая, сидит за столом и читает письмо немецкого солдата. Она радостно улыбается, целует письмо.)

Немка (читает): (Слайд 13)

 «Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»

Ученик: (Слайд 14)

 Клятва гвардейцев.

 До Волги фашистскими толпами

 Истоптан ковыль степной,

 Но топчется враг возле города,

 Стоит пред стальною стеной.

 Она из отваги построена

 И верных сердец солдат.

 Не выдержат камни, но выстоит,

 Но выдержит до конца,

 До самых последних выстрелов

 Железная воля бойца.

 Захватчиков залпами меткими

 Здесь каждый встречает дом.

 Что с планами станет немецкими,

 Могилы расскажут потом.

 И мечется враг перед стенами,

 Не знает, что его ждёт…

 Покрытый кровавою пеною,

 Он всё ещё рвётся вперед.

 Высоким примером для воина

 Стоит богатырь Сталинград.

 Пусть крыши сметает снарядами

 И рушатся этажи, —

 Завалы теперь баррикадами

 Бойницами будут служить!

 Он всё на победу надеется —

 Кричит, что взят Сталинград, —

 Но клятва дана гвардейцами:

 Отсюда — ни шагу назад!

 Как бился ты в годы суровые,

 В веках будут песни петь.

 Если враг бросит полчища новые,-

 Ты сможешь всех одолеть!

Ученица:

 В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое — в крови и в раскалённом каменном тумане среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного города рос новый город — город войны. Снова выступающие расступаются, и мы видим девушку, сидящую за столом. Девушка-«немка» читает письмо немецкого солдата. Она всё ещё радостна и весела, кружиться под старинную музыку по сцене.

Немец (читает):

 «В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград — немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят… Так сказал фюрер».

Ученик: (Слайд 15)

 В городе на Волге

 Как трудно было умирать

 Солдатам, помнящим о долге,

 В том самом городе на Волге —

 Глаза навеки закрывать.

 Как страшно было умирать:

 Давно оставлена граница,

 А огневая колесница

 Войны ещё ни шагу вспять…

 Как горько было умирать:

 «Чем ты подкошена, Россия?

 Чужою силой иль бессильем

 Своим?» — им так хотелось знать.

 А пуще им хотелось знать,

 Солдатам, помнящим о долге,

 Чем битва кончится на Волге,

 Чтоб легче было умирать…

 Волгоград — Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.

 Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье.

(Звучит песня «Журавли».)

Ученицы: (Слайд 16)

 Это письмо девушек Сталинграда к защитникам города: «В эти тяжёлые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины! Посмотрите назад — и вы увидите, что они в нескольких десятках, сотнях метров от передней линии обороны работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, в заводских цехах делают мины, снаряды, ремонтируют пушки и танки, а в решительный час выходят с оружием на линию огня отстаивать свой завод… Сталинград — это город нашей молодости. В расцвете сил и надежд его строила и украшала молодёжь всей страны. Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость — в ваших руках. Исполните вы свой долг перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом. 11 сентября 1942г.»

Ученица (в тёмной одежде, с тёмным платком на голове): (Слайд 17 - 19)

 Дым на заре.

 Милый, родной, если бой угас,

 Если металл остыл,

 В дальней стране в предвечерний час

 Что вспоминаешь ты:

 Стройку свою на крутой горе,

 Гул разбитных голосов,

 Лёгкий, отчётливый на заре

 Контур сквозных лесов,

 Вечер наш первый, зарю с грозой,

 Сумерки без огня

 Или толстушку с большой косой,

 Прежнюю, ту, меня?

 Я не сильна, не боец, не герой,

 Но посмотрю назад:

 Встал за спиной сорок второй,

 Встал за спиной Сталинград.

 Встал за спиной сомкнутый строй

 Тех, что костьми легли.

 Женщина я , не боец, не герой.

 Но я войду в Берлин.

 Так приказала мне жизнь и смерть,

 Память моя и кровь.

 Дым на заре, дым на заре,

 Ненависть, гнев, любовь.

Ученик:

 Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его, доконать медленной пыткой. Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на улицы и площади, где ещё недавно девушки продавали цветы, на бульвары и парки, где садовники берегли молодые деревья, на базары, где раньше шумно торговались хозяйки, на школы, больницы, жилые дома. Немцы опять перешли в наступление, но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался. 16 ноября.

Немка (плачет, читая письмо): (Слайд 20)

 «Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград — это ад! Каждый божий день мы атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»

Ученица: (Слайд 21)

 Когда, изранена стократ,

 Сама земля горела,

 Когда фашисты в Сталинград

 Рвались остервенело,

 Дошел до рации, звеня,

 Скупой приказ комбата:

 — Огонь давайте на меня,

 Скорей огонь, ребята!

 Тот крик души, прорезав тьму,

 В ушах стучал неистов.

 Но не могли по своему

 Стрелять артиллеристы.

 А он никак не умолкал,

 Покрыв пальбы раскаты,

 Свой долг их выполнить он звал:

 Огонь, огонь, солдаты!..

 

(Опять выступающие расходятся в обе стороны и открывается вид на сидящую девушку – «немку».)

Немка (плачет читая письмо, постоянно вытирая платком слёзы): (Слайд 22)

 «Русские снайперы и бронебойщики — несомненно, ученики Сталина. Они подстерегают нас днём и ночью. И не промахиваются… Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом! Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я не верю… Время перешло на сторону русских… Передай Николаусу, чтобы он не стремился в солдаты. Лучше днём и ночью работать и всю жизнь сидеть на сухом хлебе, чем это…в России».

(Немка роняет письмо, голову опускает на руку, падает головой на стол, плечи содрогаются от рыданий.)

Ученик: (Слайд 23)

 И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года: «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

Ученица: (Слайд 24)

 Всё наземь, в снег: и ружья и знамёна.

 Лишь только руки — к небу. От земли.

 Я видел — за колонною колонна,—

 Я видел, как тогда они брели.

 Брели, окоченев и обессилев,

 Пространство получив в конце концов.

 Пурга, как возмущённый дух России,

 Плевала им неистово в лицо!

Ученик:

 На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.

 В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.

 Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.

 Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.

 Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.

 Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»

(Звучит песня «Молитва»)

Ученик: (Слайд 25)

 …И наступила тишина. В дыму,

 Бросая в снег скорее автоматы,

 Выходят из руин по одному

 И группами фашистские солдаты.

 Заученно кричат они: «Капут!»

 И кверху руки поднимают разом,

 И длинной вереницею бредут,

 Проходят мимо неуклюжим шагом.

 А ветер улюлюкает, свистит

 И шелестит лохмотьями мундиров,

 И с ветром вверх тормашками летит

 Бредовый миф о покоренье мира…

 Кончалась ночь… Пора уже, пора!

 Куранты бьют сквозь мрак и холод лютый.

 Мы у костра под громкое «ура»

 Рассвет встречаем праздничным салютом!

Учитель:

 Победа! Кажется весь смысл жизни вложен в это слово. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из Советской страны. И люди помнят — смерть в Сталинграде наступала мгновенно. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город — светлый, ясный, степная ширь и Волги берега. Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь, Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.

(Минута молчания. Звучит песня Высоцкого «На братских могилах».)

Ученик: (Слайд 26 - 29)

 Второе февраля — Победа в Сталинградской битве!

 Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…

 И как в немом и черно-белом, старом фильме

 Печален шаг потомков… Сердце… и Душа…

 Здесь не чеканят шаг. Здесь все открыто…

 Идут и ветераны, Деды и Отцы…

 И преклоняются к фамилиям убитых

 За жизнь, что после… Матери…Сыны…

 Звенят медали… Алые гвоздики —

 На мрамор памяти от всех живых!

 И русское, извечное Простите…

 На склоне… в Храме Всех Святых…

 Минута длится… в слезы верить…

 И жизнь как Покаяние — длинна!

 А подвиг ваш…конечно, не измерить…

 Все потому, что Родина… Одна!

Песня «Ты же выжил, солдат».

Просмотр фильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА», посвященная 70-летию Сталинградской битвы

для учащихся 9-11 классов (презентация результатов исследования просмотренных видеоматериалов «Час истины №214 «Битва за Сталинград». Передача первая»»http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1462, «Час ...

Урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "история" - урок мужества, посвященный 70-летию Сталинградской битвы (с презентацией, тематическоими музыкальными видеофрагментами)....

конференция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы

Сталинград - символ мужества, стойкости и героизма наших доблестных воинов. Это слово знают во всех странах мира. Битва, которая положила начало уничтожению фашизма. ученики 11 класса подготовили сооб...

Классный час посвященный 70-летию Сталинградской битвы

Ознакомить детей с героическими страницами истории России;Способствовать формирования положительной нравственной оценкиПодвига во имя Родины, воспитания чувства патриотизма; пробуждать у детей и...

Районная игра "Математический эспресс". посвященная 70-летию Сталинградской битвы.

Районная игра "Математический экспрес" проводится в районе ежегодно и посвящается событию текущего года. Игры посвящались М.В.Ломоносову, Космонавтике, 70-летию Сталинградской битвы. В игре участвуют ...

сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 75-летию Сталинградской битвы

Данный сценарий можно ипользовать в рамках школьной игры "Зарница"...