Классный час "По принципу гуманности"
классный час (7 класс) по теме

Елена Викторовна Бабич

Разработка классного часа «По принципу гуманности» в рамках УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Цель: сформировать представления о Международном гуманитарном праве. Обсудить проблему уязвимости мирного населения в ситуации войны и вооруженного конфликта в современном мире и истории. Воспитывать в учениках качества гуманной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация912 КБ
Microsoft Office document icon разработка классного часа46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вокруг тебя – мир… “ ПО ПРИНЦИПУ ГУМАННОСТИ ”

Слайд 2

«Где орут барабаны, там молчат законы» Т. Фуллер «Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою» Еврипид Уважение достоинства, гуманность – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Возможно ли проявление гуманности на войне?

Слайд 3

ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ лица, не входящие в состав вооруженных сил ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО международные правовые нормы, основанные на принципах гуманности и направленные на ограничение последствий военных конфликтов

Слайд 4

СОБЫТИЕ ДАТА СТОРОНЫ КОНФЛИКТА ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ

Слайд 5

Отечественная война 1812 года Великая Отечественная война Война в Афганистане Чеченская война Трагедия в Беслане Война в Ираке Вооруженный конфликт в Косово

Слайд 6

Пономарева Е. Тарасов Г. Лексикова К. Бирюков А. Касина Т.

Слайд 7

«Последнее уничтожение на Бородинском поле» Ф.Н Глинка (1786 – 1880) Батарея Раевского

Слайд 8

«Судьба человека» М.А. Шолохов (1905 – 1984)

Слайд 9

«Памяти Вали» Анна Ахматова (1889 – 1966) Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок. Постучись кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда… Твоего я не слышала стона, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы.

Слайд 10

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война несет им не только физические, но и психологические страдания. Мирные люди страдают от последствий вооруженного конфликта (физических и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны. Мирное население, особенно дети, испытывает во время войны голод, болезни, угрозу жизни, разлуку с близкими. Соблюдение норм международного гуманитарного права служит уменьшению страданий мирных людей.



Предварительный просмотр:

Бабич Е.В. МБОУ «Гимназия №3» г. Брянск

Классный час «По принципу гуманности»

в рамках УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Цель: сформировать представления о Международном гуманитарном праве. Обсудить проблему уязвимости мирного населения в ситуации войны и вооруженного конфликта в современном мире и истории. Воспитывать в учениках качества гуманной личности.

Литературоведческий компонент:

  1. Ф.Н. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»
  2. М. Шолохов «Судьба человека»
  3. А. Ахматова «Памяти Вали»

Правовой компонент:

Основные нормы международного гуманитарного права по защите гражданского населения.

Оформление:

  1. Мультимедийная презентация
  2. Рисунки учащихся по данной тематике

Ход занятия:

1. Тема нашего занятия «По принципу гуманности». Как вы думаете, какую проблему мы будем сегодня рассматривать? Как вы понимаете приведенные выражения:

  1. Где орут барабаны, там молчат законы.    Т. Фуллер
  2. Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою.  Еврипид

Проблему нашего занятия можно сформулировать следующим образом «Уважение достоинства, гуманность – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Возможно ли проявление гуманности на войне?»

2. Запишите в свой опорный конспект значение следующих терминов, которые нам пригодятся на занятии:

  1. Гражданское население – лица, не входящие в состав вооруженных сил.
  2. Жертвы войны – раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
  3. Международное гуманитарное право – отрасль международного права, совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
  1. Гражданское население в ситуации вооруженного конфликта особенно уязвимо, т.к. оно испытывает тяжелые последствия. Уменьшение страданий гражданского населения во время войны продиктовано соображениями гуманности.  Мы прослушаем краткую историческую справку о войнах и вооруженных конфликтах нашей истории и  современности и их последствиях для мирного населения. Информацию записываем в опорный конспект в таблицу:

Событие

Временные рамки

Стороны конфликта

Примечания

Отечественная война 1812 года

Великая Отечественная война

Война в Афганистане

Чеченская война

Трагедия в Беслане

Война в Ираке

Вооруженный конфликт в Косово

4. Свидетельствами страданий мирного населения в войнах служат литературные, музыкальные и художественные произведения. Ребята оформили выставку своих рисунков по теме нашего разговора, и вы причитали несколько литературных произведений:

  1. Ф.Н. Глинка (1786 – 1880) – поэт, прозаик, драматург и журналист, с 1812 по 1814 гг. участник сражения под Смоленском и Бородином. Вы читали его произведение «Последнее уничтожение на Бородинском поле». Определите тему и основную мысль произведения, запишите ее в опорный конспект. Что более всего поразило и запомнилось в этом произведении?

Дополнительно: на Бородинском поле есть монумент французским солдатам, офицерам и генералам, погибшим там в 1812 г. Памятник поставлен на месте командного пункта императора Наполеона по проекту архитектора П.Л. Бесвильвальде  в 1913 г.

  1. Вы знакомились с фрагментом рассказа М. Шолохова «Судьба человека». В чем заключается роль образа Ванюши в этом отрывке? Почему мальчик безоглядно поверил в то, что его нашел отец?
  2. Я предлагаю прослушать стихотворение А.Ахматовой «Памяти Вали». О чем это стихотворение? Каким представляется лирический герой стихотворения? Каково его отношение к страданиям во время войны? Менялись ли ваши чувства, когда вы слушали это стихотворение?

5. Последствия вооруженного конфликта могут проявиться как в ходе самого конфликта или войны, так и длиться долгие годы после его завершения. Соблюдение норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта способствует уменьшению страдания тех, кто перестал участвовать или не участвует (мирное население) в войне. Прослушаем сообщение о Международном гуманитарном праве. Основные положения запишем в опорный конспект – они будут выводами нашего занятия.

6. Выводы:

  1. Мирные люди не участвую в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война несет им не только физические, но и психологические страдания.
  2. Мирные люди страдают от последствий вооруженного конфликта (физических и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
  3. Мирное население, особенно дети, испытывает во время войны голод, болезни, угрозу жизни, разлуку с близкими. Соблюдение норм международного гуманитарного права служит уменьшению страданий мирных людей.

7. Давайте вернемся к проблеме нашего занятия «Уважение достоинства, гуманность – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Возможно ли проявление гуманности на войне?». Как вы ответите на поставленный вопрос сейчас?

8. Понравилось ли вам наше занятие? Какие чувства пробудились в вашей душе? Захотелось ли прочитать другие произведения в которых освещена эта тема?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Гуманному отношению к животным, посвящается"

На представленном занятии пойдет речь об истории возникновения памятника обыкновенной дворняжке на станции метро "Менделеевская".О проблеме бродячих собак и гражданской позиции каждого человека.Выбор ...

Классный час "Доброта и гуманность"

Классный час "Доброта и гуманность" способствут реализации следующих целей и задая1.     Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стр...

Классный час «Доброта и гуманность»

Классный час «Доброта и гуманность»...

Классный час «Доброта и гуманность»

Классный час «Доброта и гуманность»...

Классный час «Доброта и гуманность»

Классный час «Доброта и гуманность»...

Размышления на тему "Основные принципы гуманного воспитания ребенка"

Данные советы предлагаются родителям в целях взаимопонимания со своим ребенком....

Классный час "Гуманное отношение к животному"

Открытый классный час в 6-8 классах....