Внеучебное мероприятие "Во всех нарядах, душенька, ты хороша"
методическая разработка на тему

Белозерских Жанна Григорьевна

Разработка внеучебного мероприятия "Во всех нарядах, душенька, ты хороша". Данное мероприятие проводится с целью расширения знаний о народной одежде, ее истории; о силуэтах и стилях современной одежды, возможностях самостоятельного изготовления одежды студентами специальности «Технология» и должно способствовать развитию интереса к специальным дисциплинам; воспитанию любви к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ГБОУ СПО «Яковлевский педагогический колледж»

Во всех нарядах, душенька, ты хороша

(внеучебное мероприятие по специальным дисциплинам специальности 050503 «Технология»)

Цель мероприятия: способствовать расширению знаний о народной одежде, ее истории; о силуэтах и стилях современной одежды, возможностях самостоятельного изготовления одежды студентами специальности «Технология»; развитию интереса к специальным дисциплинам; воспитанию любви к родному краю.

        Оснащение: компьютер; компьютерная презентация; манекены; швейные изделия, изготовленные преподавателями колледжа; паневный ансамбль, сарафан; творческие работы студентов.

        Подготовительная работа: изучение и анализ литературных источников, отбор материала; оформление презентации; отбор швейных изделий изготовленных студентами для демонстрации; оформление выставки швейных изделий изготовленных студентами и преподавателями колледжа; подготовка демонстрации изделий студентами.

Ход мероприятия

        

        Вступительное слово преподавателя:

Здравствуйте уважаемые гости и участники нашего мероприятия!

Сегодня вашему вниманию предлагается устный журнал: «ВО ВСЕХ НАРЯДАХ ДУШЕНЬКА, ТЫ ХОРОША!

В ходе мероприятия мы познакомимся с видами народной одежды, силуэтом и стилем в одежде, а также  с ассортиментом женской одежды, изготовленной студентками специальности «Технология».

Хочу обратить ваше внимание на выставку работ студентов и преподавателей, на которой представлены модели швейных изделий выполненных Непорожней Г.В., Пищулиной Г.М., Белозерских Ж.Г., Бабакиной Г.И., Соломахиной Л.И., Чурсиной Р.В.

Уважаемые зрители, прошу быть внимательными, т.к. завершать каждую страницу устного журнала будет небольшое задание для вас.

1 страница «Старина - старинушка»

(выступления ведущих иллюстрируются слайдами презентации)

1-й ведущий. На вопрос: «Как называется русская народная женская одежда?» — многие, не задумываясь, отвечают: «Сарафан». И ошибаются.

Сарафан появился на Руси в конце XV в. при князе Иване III, после того как он взял в жены византийскую принцессу Софью Палеолог. Для посещения церкви (а она пожелала стоять там рядом с князем) специально для нее придумали одежду, похожую на саккос — одежду священника с княжей лентой сверху донизу посередине изделия.

До Екатерины II сарафаны носили лишь женщины княжеского рода. Екатерина Великая разрешила носить их всем сословиям. И сделала это для процветания торговли, ибо на сарафан шло как минимум 5 м ткани, а шили в то время сарафаны исключительно из шелка. Дороговизна такой обновки сделала ее доступной в основном купчихам. И значительно позднее, в упрощенном виде, сшитый из льняной или ситцевой ткани сарафан появился в гардеробе крестьянок. Простота и нарядность завоевали ему такую славу, что в нашем сознании именно он стал ассоциироваться с русской народной одеждой.

2-й ведущий. На самом же деле женской русской народной одеждой был понёвный ансамбль.

Но посмотрим, как изменялся вид этой одежды с возрастом.

До хороводного возраста (то есть до периода полового созревания) одежда и мальчиков, и девочек была одинакова: рубаха ниже колен, подпоясанная поясом и перехваченные лентой (веревочкой) волосы.

Рубаха оставалась основой любой одежды до конца жизни, поэтому рассмотрим ее подробнее. Была она не широка — на ширину ткацкого станка, потому что ткань, с таким трудом сотканную вручную долгими зимними вечерами, никогда не резали, использовали полностью. И крой ее состоял из прямоугольных кусков ткани. Единственным изъятым лоскутиком был вырез горловины.

Чтобы к телу человека не могла подобраться нечисть, защищали те места, где ткань разомкнута (подол, низ рукава, горловину) и плечевые швы. Как защищали? Вышивками-оберегами.

Шили рубаху из хорошо отбеленной на солнце льняной ткани или посконной – из волокон конопли, а оберег вышивали красной нитью (красный цвет — цвет крови, огня и солнца — обереговый цвет, цвет жизни). Кроме обереговой функции, вышивка выполняла и информативную — сообщала о семейном положении. Ластовицу подмышки пришивали также красную — и оберег, и практично — следы пота не так заметны, да и заменить легко.

Рубаху подпоясывали поясом. Не только для красоты или удобства, а чтобы одежда к телу прилегала. Пояс — тоже оберег. Снимали его только на ночь, да в бане или когда гадали.

Оберегами служили и украшения: бусы, серьги, рясны, колты, кольца. Причем носили их не только представительницы прекрасного пола — вспомните изображения русских князей с серьгой в ухе и перстнями на руках. Серьги и рясны должны были звенеть — чем больше звона — тем вернее отгонишь злые силы.

3-й ведущий. Когда подходил хороводный возраст, девушка поверх рубахи надевала запон (передник, фартук). Это был прямоугольный кусок льняной ткани с петельками на концах, куда вдевались ленточки. Запон повязывался выше груди, а длиной был таким, чтобы от низа рубахи до низа запона оставалось пространство высотой в две вышивки подола рубахи.

Волосы незамужних были распущены или заплетены в одну косу. На голове — лента или обруч так, чтобы не закрывать темя. К обручу прикреплялись колты и рясны. Колты в основе своей были круглыми и имитировали Солнце. Ими закрывали виски. Рясны спускались до плеч или до пояса. Они были не только оберегом, но и своеобразным паспортом. Фигурки животных на ряснах указывали на племенную принадлежность.

Рясны, с их громоздкостью, использовались в праздничной (или хороводной) одежде. Повседневно носили колты. На шею с той же обереговой целью надевали бусы и ожерелья; на пальцы — кольца, на запястья — браслеты.

На ногах могли быть лапти, кожаные башмаки или просто подошва из кожи, крепящаяся ремнями к ноге. Вся обувь имела продолжение в виде ремней, лент или веревок, обвивающих ногу почти до колена, так как понятия о размерах обуви не было, да и использовали, например, лапти как летом, так и зимой, изменяя лишь материал и слой обмотки.

4-й ведущий. Женщина после свадьбы поверх рубахи надевала юбку-понёву, состоящую из трех кусков ткани: полотнище сзади, по полотнищу по бокам, а впереди юбка распашная, прикрытая запоном (передником).

Юбка-понёва делалась такой длины, чтобы видна была вышивка подола рубахи. Запон (передник) на такое же расстояние короче понёвы (юбки). Понёву делали из шерстяной ткани с добавкой растительных волокон (например, крапивы, конопли). Ткань брали в клетку. Такой узор и на домашнем ткацком станке несложно выткать, но главное было в другом: такая расцветка напоминала, что семья — то же поле, на котором нужно вырастить детей.

Изменялся и головной убор женщины. Теперь он должен был закрывать темя -преследовалось несколько целей:

  1. чтобы волосы не мешали при работе;
  2. чтобы волосы не попали в пищу;
  3. чтобы волосы не падали вне женщины — на землю, одежду (считалось, что заполучивший волос мог использовать его для наговора);
  4. чтобы не привлекать излишнего внимания чужих мужчин — своеобразная профилактика измен.

Головные уборы носят названия птиц:

  1. кокошник— от «ко-кош» — курица;
  2. сорока – от птицы сороки;
  3. кичка – от утки и т.д.

Причем кокошник стали носить уже с сарафаном, то есть совсем недавно. Голова укрывалась   головным убором   полностью:   впереди очелье было низкое, до самых бровей. Сзади прикреплялась полоса ткани (одна или три), опускавшаяся ниже линии горловины и полностью закрывавшая  шею. Над висками крепились колты, а по праздникам к ним подвешивались рясны.

Праздничные головные уборы расшивались жемчугом и весили до 5-6 кг. Повседневный головной убор был значительно проще и легче.

Викторина

  1. Как называется женская народная одежда?
  2. Когда на Руси появился сарафан?
  3. Отличалась ли в старину одежда девочек и мальчиков? Что она собой представляла?
  4. Из каких растений изготавливали волокна для выработки ткани для рубах?
  5. В чем заключалась отделка холстов?
  6. Чем отличалась одежда замужней женщины от одежды девушки?
  7. Почему народная одежда «богата» вышивками?

2-я страница «Ассортимент женской одежды»

(выступления ведущих иллюстрируются слайдами презентации)

        1-й ведущий. Ассортимент женской одежды подразделяется на группы в зависимости от ее назначения, вида материала и возрастной категории. В зависимости от назначения женская бытовая одежда подразделяется на повседневную, домашнюю и торжественную.

        Повседневная одежда. Этой одежде уделяется особое внимание. Это универсальная одежда, уместная в любой деловой обстановке. Для повседневно-делового платья характерны сдержанность и умеренный объем. Модное направление в таких платьях отражается прежде всего на его деталях, отделках, дополнениях в сочетании с современной силуэтной формой. Однако по своей сути такая одежда должна быть прежде всего удобной, целесообразной и функциональной.

        Главной темой повседневной одежды остается комплектность. Комплект — это набор близких по стилю одиночных изделий, каждое из которых можно носить отдельно с каким-то другим изделием. Возможность свободного выбора комплекта изделий в зависимости от ситуации, настроения, погоды позволяет одеваться разнообразно, а главное, индивидуально, в соответствии с собственным вкусом и внешним обликом.

        Домашняя одежда. Этот вид одежды служит для работы и отдыха дома.

Для всех видов домашней одежды характерны общие черты: простота кроя, удобство в носке, гигиеничность, несложность ухода за ней. Обладая утилитарными и функциональными достоинствами, домашняя одежда должна создавать ощущение тепла и уюта, быть современной.

        Одежда для дома — это не только общеизвестные платья-халаты, но  и свободные, удобных форм блузки, майки в комплекте с брюками самой различной длины (от укороченных узких с разрезами по низу до шаровар), с короткими и длинными блузами, туникой и др. В холодное время года в комплекте блузы и брюк могут быть стеганый халат, стеганая куртка или теплая безрукавка.

        Торжественная одежда. Эта одежда дает возможность большой свободы выбора, в ней могут быть воплощены самые смелые предложения современной моды; она может решаться и в ансамбле из единичных видов одежды. Это могут быть бархатные жакеты с юбками и нарядными блузками, отделанными рюшами, кружевами, блестящими кантами; нарядные жилеты и юбки разной длины; шелковые туники с брюками или юбками из шелковой ткани с металлизированными нитями. Нарядные блузки могут быть изысканным дополнением к черному платью-костюму классической формы из шерсти или шелка.

        2-й ведущий. Первое зрительное впечатление от костюма,   надетого  на   человека, складывается  из  степени  объемности этого костюма и его силуэта. В направлении моды силуэт — это обобщенное выражение плоскостного   графического   изображения основных особенностей его формы. Силуэт — это как бы рамка, в пределах которой,  ограничиваясь ее контурами, разрабатывают объемную форму изделия в целом и отдельные ее конструктивно-декоративные линии.

        Силуэт   является   основным фактором в выборе модной формы изделия. В основе силуэтной формы одежды  лежит   простейшая   геометрическая    фигура — прямоугольник,   треугольник,   цилиндр, трапеция, овал и др. Построение этих фигур отнюдь не предусматривается  с   помощью   циркуля,   но именно из них исходят художник и конструктор при моделировании одежды.

        Существуют следующие силуэты одежды: прямой, прилегающий, полуприлегающий и трапециевидный. В разные периоды моды предпочтение отдается тому или иному силуэту.

        Одежда решается в различных стилях:

        Классический стиль. В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, и пристрастий остаются в определенной степени неизменными. Общее мнение признает их образцовыми. Таков, например, английский костюм, который называют классикой моды. Или предложенные французским художником-модельером Габриэль Шанель костюм и маленькое черное платье. Классика живет долго, потому что она совершенна и с практической, и с эстетической точки зрения.

        3-й ведущий. Спортивный стиль. Иначе говоря, «спортсвер». Одежда достаточно яркая, динамичная по своему характеру, не приемлющая изысканных цветовых нюансов и деликатных отделок. Она вошла в обиход очень давно. Еще в начале века многие мужчины носили брюки «гольф» (предназначенные поначалу для одноименной игры). Обожали спортивную одежду и в России 1930-х годов. Вспомните хроникальные кадры тех лет: полосатые рубашки-поло, кепки, шаровары... Сегодня в одежду спортивного стиля с удовольствием облачаются все — от мала до велика, привлеченные ее практичностью и комфортностью. Иных - что греха таить — подкупает непритязательность упомянутых вещей: они не мнутся и легко стираются. Характерные черты «спортсвера» известны, пожалуй, каждому человеку. Это свободный силуэт, множество карманов, застежек-молний, частое использование таких тканей, как эластик и смесовый трикотаж. Словом, достоинств масса. Однако мы должны предостеречь самых ярых поклонников «спортсвера». Чрезмерное увлечение этим стилем дает окружающим повод думать, что вы абсолютно равнодушны к своему гардеробу.

        4-й ведущий. Джинсовый стиль. Джинсы готовятся отметить свое 150-летие. Но даже в самой новой и экстравагантной джинсовой вещи прослеживается память об истории джинсов и о стиле жизни, связанной с работой, природой и отвагой. Целое столетие джинсы были рабочей одеждой — одеждой шахтеров, искателей золота и ковбоев-фермеров. И только последние 50 лет джинсы стали символом демократизации моды. Вопрос о том, принимать или не принимать джинсы, некогда так скандально волновавший общество, решен окончательно и бесповоротно. Джинсы стали «вечной вещью». Их ценят за прочность, удобство, демократизм...

        В 1980-е годы джинсовый стиль увлекал таких художников-модельеров, как Мюглер, Монтана, Миссони, Армани, Кастельбажак. Ближе к 1990 году джинсовые куртки и платья по силуэту приближались к корсетным формам, повторяли линии тела. Из денима начали шить топы, бюстье, украшая бантами, люрексом и кружевами. Сама ткань стала разноцветной.

        Начало 1990-х повернуло джинсовый стиль в сторону классики — к брюкам с пятью карманами и куртке чуть ниже талии, на поясе. На основе классической модели (ширина брюк внизу - 22 см), допуская лишь некоторые новшества в деталях, создаются варианты джинсов.

        Долгое время сохраняют популярность брюки с усадкой по фигуре. При покупке джинсы должны иметь запас 4 см по талии и бедрам и 8 см по длине. После двух-трех стирок брюки усаживаются и плотно облегают фигуру владельца, становясь  «второй кожей».

        Джинсовый стиль практически никогда не терял своей популярности, изменяясь лишь в деталях, по цвету и форме. Если вы являетесь приверженцем удобства и практичности в одежде, джинсовый стиль подойдет вам как нельзя лучше. Вот только не следует забывать о том, что для ношения на службу джинсовый костюм не годится. Если, конечно, вы не работаете преподавателем верховой езды.

        5-й ведущий. Народный (или фольклорный) стиль. Нет ни одного художника-модельера, который в своих поисках не обращался бы к богатейшему материалу народного творчества. Да и может ли быть иначе? Ведь народ веками выражал в костюме свой идеал прекрасного. Созданный многовековой коллективной творческой фантазией, народный костюм несказанно красив. Глядя на традиционную народную одежду, мы ощущаем удивительный духовный мир, постигаем образную насыщенность одежды.

        Что же характерно для костюма в фольклорном стиле? Прежде всего - натуральные ткани и расцветки, использование таких приемов и отделок, как вышивка, мережка, кружево, плетение... Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер, металлические бляшки и многое другое.

        Романтический стиль подразумевает создание возвышенного, утонченного образа. Характерные типажи выглядят примерно следующим образом. Дама — ни дать ни взять «мечта поэта». Образ — изящный, одежда и головные уборы — с изысканными деталями (жабо, кружевные воротники и манжеты, рюши, вуали...). Никаких геометрических орнаментов, шерстяных, вельветовых или фланелевых тканей — сплошь «шелка да бархат» и витиеватые растительные узоры.

Уважаемые зрители, ответьте на видео-вопрос.

3-я страница «Гардероб своими руками»

(выступления ведущих иллюстрируются слайдами презентации)

        

        1-й ведущий.

Трудно было человеку

в глубине столетий жить,

Не умел он кашеварить,

Не умел кроить и шить.

Чтоб прикрыть свою фигуру,

От мороза не дрожать,

Он себя в медвежьи шкуры

Научился наряжать.

Платье – шкуры, брюки – тоже,

Шкура – шапка и носки.

На кого он был похожим,

Прямо взвоешь от тоски.

Но сейчас шагнула мода –

Новостей не сосчитать.

Все труднее год от года

Всех красиво одевать.

Научились делать ткани,

Красоту во всем любя,

Вещи тысячи названий

Надеваем на себя.

Юбка, блузка, шапка, батник,

Джинсы, шуба и пиджак,

Блейзер, брюки, шорты, ватник,

Куртка, фартук, анорак.

        2-й ведущий.

Платье сшить? Да раз-два-три!

Сначала только раскрои,

Потом сметай, примерь, исправь,

С терпеньем сделай обработку

И швы все ровно прострочи,

Прогладь ты платьице, примерь

И к зеркалу пройди.

Смотри! Не правда ли красиво?

Надень его и в свет скорее выходи!

        3-й ведущий.

Однажды гардероб решила обновить.

И вот костюм себе я выбрала, чтоб сшить.

Достала ткань, бумагу, ножницы и в раз

Раскрой я сделала, ну просто высший класс.

Затем все точно я соединила.

И получилось модно, мило, эксклюзивно и красиво.

        Уважаемые зрители, на слайдах презентации вы увидели модели швейных изделий изготовленных студентками специальности «Технологии» прошлых лет, а сейчас вашему вниманию предлагается демонстрация моделей выполненных студентками 33-ТО и 43-ТО групп.

        4-й ведущий.

Даю совет вам: не лениться –

И гардероб ваш обновится!

А если не умеешь шить,

Учиться надо поспешить.

А сейчас я попрошу вас, уважаемые зрители, заполнить небольшую анкету.

Благодарим за внимание! До новых встреч!

Рефлексия

Анкета:

1.Мероприятие для меня показалось:

коротким/длинным.

2. На мероприятии я:

устала/не устала.

3. Материал на мероприятии был: понятен/не понятен

полезен/не полезен, интересен/скучен.

4. Мое настроение стало: лучше/хуже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Наряд для Елочки"

Это сценарий веселой новогодней сказки. Ее я готовила с учениками разных возрастов, было очень весело, костюмы сделать нетрудно. Мы показывали ее ученикам начальной школы, а также 5-6 классам. Детям о...

Агитбригада "Зеленый наряд города НН"

Данный сценарий можно использовать в экологическом конкурсе агитбригад....

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"

Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....

Презентация "Во всех ты, душечка, нарядах хороша!"

Изделие-трансформер быстро  шьётся, легко преобразуется в платье, сарафан, юбку, комбинезон, блузон........

Анализ произведения И.Ф. Богдановича "Душенька"

laquo;Душенька» - ирои-комическая поэма-сказка, высоко оцененная современниками поэта. Написанная в 1775 (первая часть), поэма была полностью опубликована в 1783 г. «Душенька» с ее ...

Тренинг: Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)

Проведение занятия с подброр разных скороговорок для отработки четкой дикции....