Лес - наше богатство
классный час (7 класс) на тему

Внеклассное мероприятие ко дню леса, с презентацией и материалом содержащим викторину и птешествие по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_nashe_bogatstvo.rar1.33 МБ

Предварительный просмотр:

«Лес - наше богатство».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

 Лес имеет очень большое значение для человека

. Лес – кормилец,

 - лес  - защитник,

 -лес- лекарь,

2й- лес – дом для многих животных и растений,  

1й- лес – очиститель воздуха,

- лес – вдохновитель.  

1-й:     Лес – наше богатство!

2-й:     Лес – воздух  для лёгких, влага и тень.

1-й:     Лес – наш друг; он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший   урожай.

2-й:      Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы…

1-й:      Лес – зелёный наряд нашей планеты.

2й- 2011 год был  объявлен Годом Леса.  

Справка ученика о лесах.                          

Справка о лесах

  1. Мировая площадь лесов- 4,1 млрд. га или около 27% площади суши  и по запасами древесины на корню (350 млрд. м3),
  2. Россия крупнейшая лесная держава.
  3. Россия  занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га
  4. Площадь лесов -России составляет 45,3%.
  5. Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.

В северном районе общая площадь земель лесного фонда составляет 1274013тыс. га.

Покрытие лесной растительностью – 733388 тыс.га.

Хвойных пород – 281742 тыс.га.

Мягколиственных- 451476 тыс.га.

Запас древесины -35255,9 тыс.га.

Леса в современном лесном хозяйстве принято делить на классы возрастов: молодняк, средневозрастной, преспевающий, спелый и перестойный. Из – за того, что лес в Новосибирской области и Северном районе давно и достаточно сильно эксплуатируется человеком, в возрастном составе   лесов области и Северного района преобладают молодые и среднеспелые леса. Но условия жизни многих лесных растений и животных, наиболее близки к естественным, формируются лишь на последней стадии развития лесного сообщества, т.е. на стадии спелого и перестойного леса. Старовозростные леса часто являются местообитанием редких видов растений и животных. Основная ценность старовозрастных лесов заключается в том, что они представляют собой самоподдерживающиеся экосистемы, обладающие большой устойчивостью.

 Значение леса очень велико.

Рассказ ученика о причинах сокращения площади лесов.  

Причины  сокращения площади лесов:

  1. Сводятся под пашни
  2. Плантации,
  3. Под строительство.
  4. На дрова
  5. На деревообрабатывающую продукцию,
  6. Пожары
  7. Обезлесывание приобрело угрожающие масштабы. Уничтожаются ценные породы, редкие виды животных и растений.  

  1. Чтение стихотворения     

Леса уходят

Жалка мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья .

Осинников  смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают - океан зеленый

                                      (С.А.Орлов)

Ведущий: Ребята, отгадайте загадки:

  1. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

 Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Костеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой!

                                 ( Лес)

  1. У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой!

                                 ( Подснежник )

  1. Горел в траве росистой

Фонарик золотой,

Потом померк, потух

И превратился в пух.

                                 ( Одуванчик )

  1. Синенький звонок весит,

Никогда он не звонит.

                                ( Колокольчик )

  1. Дом со всех сторон открыт,

Заходя в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

                                ( Лес )

Ведущий: Предлагаю ответить на вопросы викторины.

  1. Назвать пословицы и поговорки о лесе.
  2. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?    (На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет.)
  3. Что за трава, которую и слепые знают?  (Крапива.)
  4. Дерево-символ нашей Родины.   (Берёза.)
  5. Какие лекарственные травы лечат простуду?    (Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята и др.)
  6. Самое сладкое дерево.   (Липа.)
  7. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?    (Смородина.)
  8. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу.    (Волчье лыко, вороний глаз.)

Ведущий: Объявляется конкурс «Загадки-шутки». Представьте, что вы турист и отгадайте загадки.

  1. Как далеко  туристу  можно зайти в лес?        ( Только до середины, а дальше идёшь из леса.)
  2. Какое у туриста «клёвое дело»?         (Рыбалка.)
  3. Когда турист бывает деревом?            (Когда он со сна.)
  4. Что делает турист, если на его шляпе сидит воробей?          (Спит.)
  5. Отчего турист бегает?            (Летать не умеет.)
  6. Что останется в коробке, если вынешь оттуда спички?           (Дно.)
  7. За чем во рту у туриста язык?                     (За зубами.)
  8. Что общего у мальчишки и у сосны?          (Шишки.)

Ведущий:  Ребята, вам пришли телеграммы. Послушайте, о чём в них говорится.

  1. «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 м вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.

                                                  Ваш дятел».

     

  1. «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

                    Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Сирень».

Ведущий: Какие ответы  вы пошлёте на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?

Ведущий: Ребята, предлагаю вам  ответить на вопросы.

  1. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили. Кто прав.

(Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.)

  1. Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя.

(Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)

Ведущий:  Ребята, у нас в зале оформлена выставка поделок из дерева, но это совсем маленькая доля того, что можно сделать из дерева. А вы знаете, что можно сделать из дерева? Давайте проверим.

  1. Из какого дерева делают флейты, кларнеты?      (Из клёна.)
  2. Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниёт.             (Лиственница.)
  3. Какие дрова горят самым жарким пламенем?        (дубовые, берёзовые.)
  4. Из какого дерева сделаны спички?                 (Из осины.)
  5. Какое дерево цветёт первым, а какое последним?       (Ольха, липа.)
  6. Какое дерево используется для изготовления лыж?       (Берёза.)
  7. Из какого дерева делают пианино?                        (Из ели.)
  8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок?       (Клён.)
  9. Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему?     (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
  10. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая?       (В осиновой коре содержится 10% жира.)
  11. Что можно получать из хвои сосны?        (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
  12. Из какого дерева делают корабли?        (Из дуба.)
  13. Какое дерево чаще всего высаживают в городах?     (Липу.)
  14. У каких деревьев листья осенью красные?       (У осины, рябины, клёна.)

 

Ведущий: А теперь мы проверим, как вы знаете природу своего края. Для этого отправимся в путешествие.  А чтобы узнать на каких станциях мы побываем нужно ответить на вопрос: «На какие группы делятся все растения и животные  в лесу?» (хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники, грибы, травы. млекопитающие,  птицы).  

Так бут называться станции нашей игры.  

Слайд 7

План

1. Станция – Лесная  

2. Станция – Хвойные  деревья

3. Станция -  Хвойные шишки  

4. Станция  - Лиственные деревья

5. Станция – Ягодная

6. Станция – Грибная

7. Станция – Лекарственные травы.

8. Станция -  Животный мир

9.Станция -  Птичий базар

10. Станция – Охрана лесов

11. Станция – Отдых

III. Задания.

 

1. Станция «Лесная»            

 

Задание: какое слово лишнее?

1. Липа, дуб, осина,   пихта  

2. Береза,  ель, сосна, кедр

3. Голубика, черника, крапива,   брусника

4. Малина, шиповник, бузина, земляника

2. Станция «Хвойные деревья».   Слайд 9

Задание:  отгадайте загадки.  

1. Вроде сосен, вроде елок,

   а зимою  без иголок …(лиственница)

2. Не страшна ей стужа,

   не страшна метель,

   острая вершина, а зовется… (ель)

 3. Живет лет 300 или больше,

Светолюбивая она,

Совсем неприхотлива к почве,

Иголки по две, то – (сосна)

3. Станция  «Лесные шишки»  

Задание:  определите  чьи это шишки? 

(даются  шишки: 1. лиственницы,  2. сосны, 3.  ели,   4. кедра).  

   

4. Станция «Лиственные деревья».  

Задание: ответить на вопросы.

1. Из какого дерева делают спички? (осина)

2. Какое дерево цветет первым? (верба)

3. Какое дерево цветет  последним  (липа)

5. Какие дрова самые жаркие? (березовые)

6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?  (клен)

Задание: по листьям  найти эти деревья.   

     1. Цветет позднее всех деревьев,

 Лекарственны ее цветы,        

  Коль их заваришь – то простудой                              

  Болеть не будешь больше ты  (липа)

2. И листок и почка – все врачует

  И сок - целебное  сырье.

  Шумит от ветра, если дует,

  Краса России – ствол ее   (береза)

    3. Этот кустик взор ласкает

  Лист сложный, перистый

  Плод – небольшой,  

  В нем витаминов великое множество

  Вы догадались? Кто же такой? (шиповник)

 

5. Станция «Лекарственная»  

Задание: определите эти травы.  

Дается  лекарственная  трава, нужно  определить по внешнему виду и запаху, что это за трава.  

    1. Во лугах сестрички,                  2. Эта травка нервы успокоит,                                  

  золотой глазок,                                  Сон навеет      (валериана)

 белые  реснички   (ромашка)

3. Чай  горячий, ароматный                                                                                                            и на  вкус  весьма приятный                                                                                                Он недуги исцеляет                                                                                                                   и усталость прогоняет.                                                                                                             Силы новые  дает и  друзей за стол  зовет.  (мята)

6. Станция «Ягодная».  

 

Задание:  из каких ягод можно сварить чай?

Нужно выбрать  съедобные ягоды: малина,  шиповник, калина, земляника, бузина,  вороний глаз.

Слайд 16

Чай можно сделать из: малины, шиповника, земляники.

   

  1. Станция  «Грибная».  Слайды 17 - 18

Задание: какие грибы ты положишь в корзинку?

Нужно выбрать съедобные грибы : синявки,  лисички, мухомор, ложные опята, бледные поганки., подосиновик, сморчки,  белый гриб.  

8. Станция «Самый, самый, самый».    

Задание: назовите  самого большого зверя в лесу, самого маленького млекопитающего, большую   и  маленькую птиц  в лесу. 

1. Самый большой зверь в лесу (лось)

2. Самый маленький зверек (землеройка)

3. Самая большая птица в лесу (глухарь)

4. Самая маленькая птичка  в лесу  (королек)

 

9. Станция  «Животный мир».  

Задание: по описанию узнайте животное.

Хоть и хищница, но не отказывается от фруктов и ягод, а в голодный год и от падали. Знаменитая участница большинства  детских сказок (лиса).

 

Это небольшой хищный зверек, немного меньше домашней кошки, обладает                 очень красивой  и ценной шкуркой. Его мех высоко ценится. Большую часть жизни он проводит на земле, свое гнездо устраивает  под корнями деревьев, редко в дупле, невысоко над землей (соболь).

Это зверь похож на одежную щетку, к которой приделали остроносую мордочку с блестящими бусинками глаз. У него маленькие ножки и коротенький хвостик и иголки. Он плавает, прыгает, лазает. Немного подслеповат, но обладает тонким нюхом (еж)

Знаете ли вы, что …

Бобры перегрызают ствол ивы толщиной 12 см за  5мин. А если дерево толще,          боры работают вдвоем: пока один грызет, другой отдыхает, а потом они меняются                     Одна из плотин в США построенная бобрами достигла в длину 700 м. А хатка, которую боры каждый год достраивали, поднялась на 13 м.  

Волк   вытаскивает из лапы  занозу зубами, а если заболевает, лечится голодом и лекарственными травами.

Лис приносит лисичке, ожидающей потомство, корм и заботится о ее чистоте: вытаскивает блох из меха.

Заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные  тонкие уши,  которых  множество кровеносных  сосудов.

Калан (морская выдра)  пользуется  камнем как наковальней. Перевернется на спину, положит камень на грудь и , крепко зажав в лапах ракушку, с силой ударяет ею по камню. Разобьет – и съест содержимое.

10. Станция  «Птичий базар».    

Задание: соотнести первую половину пословицы со второй.  

Найти вторую половину пословицы:  

1.Против сотни воробьев довольно                  2  да редко права  бывает

     2.Громче всех сойка кричит                              4.как волку без зубов

     3.Лучше слушать одного соловья,                    1.одного ястреба

     4.Дятлу  без носа,                                               3. чем сотню воробьев

 

11. Станция «Охрана леса».

- Как надо вести себя  в лесу, чтобы не причинить вред природе?

Чтение стихотворений учащимися:                        

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!

3. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?  

Шум, запах дыма пугают лесных жителей, которые покидают свои норы и гнезда.

Чем опасен лесу неубранный туристами  мусор: бумагу, склянки, банки, бутылки?  

Из-за  непотушенной  сигареты может возникнуть пожар.  А мусор загрязняет лес: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная  банка – 70 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет.

Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя?      

Не вытаптывать траву у гнезда,  не трогать яйца,  не брать птенцов в руки.

 

Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек?

Бабочки опыляют растения

Чем полезны муравьи?    

Муравьи уничтожают вредных насекомых

12. Станция  «Отдых»  

Наша планета Земля          

Очень щедра и богата:        

Горы, леса и поля  -        

Дом наш родимый, ребята!                

Давайте будем беречь планету,                        

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,                                        

В обиду ее никому не дадим.                        

  Беречь будем птиц, насекомых,   зверей.                                                

От  этого станем мы только добрей.                                    

Украсим всю землю садами, цветами,                                          

Такая планета нужна нам с вами      

 

  IV. Итог.                  

Лес это наше богатство!

Лес – защитник человека!

Лес – это дом для зверей и птиц!

Лес – украшение планеты,       здоровье, радость и отдых людей!

Лес – помощник земледельца!

Лес – кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы…

   

:     Пусть всегда будут реки,

            Пусть всегда будет рыба,

Пусть всегда будет море,

А в пустыне – верблюд!

2-й:     Пусть всегда будут рощи,                                                                                                      Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Награждение победителей, призёров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...