"Мы в ответе за тех, кого приручили"
классный час (5 класс) по теме

Аверина Надежда Петровна

Классный час "Мы в ответе за тех, кого приручили".

Цель: прививать учащимся чувство любви к животным.

Задачи:

  • познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных;
  •  развивать речь, память, мышление;
  •  воспитывать любовь к животным, чувство ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

Аверина Надежда Петровна

Цель: прививать учащимся чувство любви к животным.

Задачи:

  1. познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных;
  2.  развивать речь, память, мышление;
  3.  воспитывать любовь к животным, чувство ответственности. 

Оборудование: Выставки детских рисунков, иллюстрации:  кошки, собаки; мягкие игрушки, шарики.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о добре и зле и о том, что человек может быть и добрым, и злым. А как же понять, какой он все-таки? Конечно, по его поступкам. Ведь недаром говорит русская пословица

Не одежда красит человека, а добрые дела.

О человеке, о том, добрый ли он, говорит то, что он делает, и то, как он относится к другим людям, к своим друзьям, к природе или, например, к братьям нашим меньшим, к животным. Об этом даже есть стихотворение

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла –

Тот людям вовеки

Не делает зла.

(Р. Сеф)

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы, могут сказать : «Эта Земля и моя».

Сегодня мы поговорим только о тех животных, которые живут рядом – в одном с тобой доме, в твоем дворе.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» - Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». Они живут рядом и мы их любим.

Угадайте, о ком пойдет речь сначала

                                             Кто же острые царапки

                                             Может спрятать быстро в лапки?

                                              «Мур-мур-мур, — она поёт.

                                              Молочко мне кто нальёт?

                                             Я попью его немножко».

                                              Так мурлычет наша…(кошка)

Песня «Мурлыка»

Звёзды  спят на крышах, дети спят в кроватках.

Рыжий кот Мурлыка вышел на карниз.

У него на лапках белые перчатки,

У него на шее белое кис-кис.

Припев:

Вместо микрофона хвост берёт мурлыка,

Песенка не новая, но зато своя.

Кис-кис-мяу, вот и вся музыка,

Кис-кис-мяу, вот и все слова.

Вспыхивают окна и несутся крики:

«Не мешайте людям, спать давно пора,

Прекратите эту музыку-музыку.

Что это за конкурс посреди двора?»

Припев:

Но никто не понял бедного артиста,

И не крикнул: «Браво!», и не крикнул: «Бис!»

И ушёл он гордо, оглушённый свистом,

И унёс на шее белое кис-кис.

Припев:

Рассказывают дети:

Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты своих питомцев. Владельцы кошек в Америке тратят на них почти 2 миллиарда долларов. Там существуют клиники, приюты, салоны красоты, для них выпускается мебель и корм. Цена некоторых породистых кошек может достигать больше 3 тысяч долларов. Хозяева, умирая, оставляют своим любимцам огромные наследства.

     . Кто ты? Плюшевый медведь?

             Ну и спи в покое.

                  А мне хочется иметь

                  Что-нибудь живое.

 

              Надоели куклы все,

                  Поезд мой мудреный.

                  Будто белка в колесе,

                  Крутятся вагоны.

 

                      Пикнул птенчик заводной

                  Так противно – тонко.

                  Уберите все долой!

                  Дайте мне котенка!

Вокруг кошки накручено много небылиц. Считалось, что кошки – слуги дьявола, и что ведьмы превращаются в кошек, чтобы творить людям зло. Поэтому ведьм и кошек сжигали на костре. В Германии боялись не только черных, но и белых кошек. И только 150 лет назад отношение к кошкам изменилось. С тех пор много воды утекло, но в памяти народной загадочное животное осталось, оно гуляет по многим сказкам. Давайте их вспомним.

Осталось много примет, связанных с кошками. В Норвегии белые кошки считались служительницами богини Фреи – покровительницы влюбленных.

В Германии говорят: «Кто кошечку побьет, счастья в жизни не найдет».

В России считали, что девушка, которая не заботится о кошке в доме, не будет иметь счастья.

Во Франции – если кошка приходит в дом, надо ее хорошо принять, и она принесет счастье. А чтобы удержать, надо помазать лапки маслом и заставить трижды пройти у очага.

В России в новый дом пускают перед собой кошку – на счастье.

По преданию кошки были и в ковчеге Ноя. А две с половиной тысячи лет назад кошек использовали в войне. Персы воевали с египтянами, у которых кошка была священным животным. Персы брали кошку на руки вместо щитов и лат, и египтяне боялись поранить священное животное, поэтому персы быстро продвигались вперед. И вот почему: если египтянин убивал кошку, его приговаривали к смерти.

Алексей Дмитриев
БЕЗДОМНАЯ КОШКА
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как Ваши дела?
- Hичего, понемножку...
- Я слышал, что Вы тяжело заболели...
- Болела.
- Так, значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель -
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: "Странно, что в мире огромном
Hет места собакам и кошкам бездомным."
- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной -
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.

Песня «Чёрный кот»

Жил да был чёрный кот за углом,

И кота ненавидел весь дом,

Только песня совсем не о том,

Как не ладили люди с котом.

Припев:

Говорят, не повезёт,

Если чёрный кот дорогу перейдёт,

А пока наоборот, только чёрному коту и не везёт.

Целый день во дворе суета,

Прогоняют с дороги кота,

Только песня совсем не о то,

Как охотился двор за котом.

Припев:

Даже с кошкой своей за версту,

Приходилось встречаться коту,

Только песня совсем не о том,

Как мурлыкала кошка с котом.

Припев:

Этот кот от ушей до хвоста

Был черней, чем сама чернота.

Да и песенка в общем о том,

Как обидно быть чёрным котом.

Припев:

Рассказывают дети:

Случаи из жизни кошек.

Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но и были случаи, когда и кошка справлялась, например, с охраной квартиры: ворвался грабитель и стал бить хозяйку, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо, сверху набросился на врага и, издавая дикие вопли, рвал, царапал бандита, который едва смог убежать.

           Кот по имени Марко сидел со своей хозяйкой в саду. Неожиданно он взволновался. Девочка посмотрела на дерево и увидела гадюку. Еще минута, и…Но ничего не случилось. Марко взвился в воздух и вцепился в змею.

В блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобождения в городе были полчища крыс. Котенок стоил 500 рублей, а килограмм хлеба – 50 рублей. Специально в город доставили 2 эшелона кошек.

Ведущий: А теперь давайте поговорим еще об одних друзьях человека, угадайте о ком…

Жил-был маленький щенок,

                                      Он подрос, однако,

                                       И теперь он не щенок,

                                       А взрослая… (собака!)

Не надо мне джинсы,

Кроссовки и жвачку.

                                                 Купите простую,

                                                 Живую собачку.

                                                 Ну, мама и папа,

                                                  Чего же вам стоит

   Купить мне щенка,

     Что недорого стоит!

   Он в доме не будет

  Мешать никому.

                                                      И я уже имя

   Придумал ему!

Песня «Мой щенок»

В нашем доме знают взрослые и дети,

То что я теперь счастливей всех на свете,

У меня на зависть всем собаководам

Есть собака удивительной породы.

Припев:

Мой щенок похож немного на бульдога и на дога,

На собаку-водолоза и на всех  овчарок сразу.

Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,

А когда сажусь я дома за задачник,

Мой щенок без дела тоже не скучает –

Туфли мамины по комнате гоняет.

Припев:

Мы ходили с ним на выставку собачью,

Но оттуда возвращались чуть не плача,

Потому что нам на выставке сказали,

Что дворняжкам не положены медали.

Припев:

Не дают ему медали и не надо.

Я куплю ему медаль из шоколада.

Я для друга ничего не пожалею,

Лишь бы хвостик завертелся веселее.

Припев:

Другой верный помощник и друг человека с древних времен – собака. Говорят, собака слышит то, что не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию.

Существует выражение «Собака не футбольный мяч, с ней необходимо иметь дело и после игры»

Я приду, как всегда, домой,
Отворю свою дверь ключом.
Меня ждут. Никогда пустой
Не встречает меня мой дом!

Рыжий друг подбежит, скуля,
Улыбаясь глазами мне.
Ты скучала, собака моя?
Что видала сегодня во сне?

И поведает мне мой друг,
Дружно лапы сложив на плечах,
Мордой к уху прижмется вдруг,
Непонятное что-то шепча.

Словно саблей, вертя хвостом,
Неуклюже обняв, слегка,
Поцелует меня языком,
Нежно-нежно... словно щенка...

Обожаю тебя, мой пес!
Когда грусть забредет в наш дом,
Когда давится сердце от слез –
Все равно мы всегда вдвоем.

 - Какие породы собак вы знаете?

Песня «Люси»

Пропала собака, живущая в нашем дворе,

Она отзывалась на кличку Люси детворе.

Ей каждый готов был свой завтрак отдать,

А я ей котлеты носил, Люси, о-о-о-о, Люси.

Родители плачут, пропал аппетит у детей,

Висят объявленья, найдите собаку скорей.

Возможно, она на дороге лежит,

Попав под колёса такси, Люси, о-о-о-о, Люси.

Прошёл целый месяц, но ищут её всё равно,

Вдруг что-то случилось, и все посмотрели в окно,

Люси там шагала и восемь щенков

Счастливые дети несли, Люси, о-о-о-о. Люси

По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8-10 собак, запряженные в легкие нарты. За сутки они пробегают расстояние до 150 км.

Кто не знает пограничных собак? Следопыт – пограничник Карацюпа задержал 467 нарушителей границы.

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу для собак – поводырей.

Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места. Прежде чем человек поднялся в космос , туда летали собаки Лайка, Белка и Стрелка.

Собака помогает найти преступника по запаху. Собака – ищейка – гроза всех нарушителей закона. Она ищет следы, наркотики, украденные ценности.

Человечество по достоинству оценило собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам: в Париже – сенбернару Барри, спасшему в Альпах во время снежных заносов 40 человек, в Берлине – собаке – проводнику слепых, в Петербурге, где работал ученый Павлов – собаке, служившей науке.

Кошачье-собачья викторина.

Викторина.

  1. Имя собаки, которую утопил Герасим. (Муму; И. С. Тургенев «Муму»).
  2. Прогоняем его прочь,

Если черен он, как ночь,

А ведь нас не обижал,

Просто путь перебежал. (Чёрный кот.)

  1. У какого котенка собачье имя? (Гав, М/ф «Котенок по имени Гав»).
  2. Этот зверь живёт лишь дома.

с этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это - … (Кот.)

  1. Как звали собаку не испугавшуюся облаять слона? (Моська; И. А. Крылов «Слон и Моська»).
  2. Кого новоселы, по традиции, первым запускают в новый дом? (Кошку.)
  3. Как называется собачье общежитие? (Псарня).
  4. Этот чудовищный зверь мог неодолимый сон напускать, мог весь люд побивать, мог и сказки рассказывать. Кто он? (Кот Баюн.)
  5. Имя пса из книг Эдуарда Успенского. (Шарик; Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот).
  6. Имя пуделя, друга Мальвины и Буратино. (Артемон; А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
  7. Назовите имена собак, побывавших в космосе раньше человека. (Белка и Стрелка).
  8. У кого нюх лучше – у кошки или собаки? (У собаки.)
  9. Как зовут собаку из телепередачи «Спокойной ночи, малыши? (Филя).

•        Кошка лижет хвост, прячет голову – ... (к ненастью).

•        Кошка в печурке – ... (стужа на двор).

•        Кошка скребет пол – ... (на ветер, на метель).

•        Кошка стену дерет – ... (к непогоде).

•        Кошка клубком – ... (на мороз).

•        Кошка ложится на загнетку – ... (к морозу).

•        Кошка крепко спит – ... (к теплу).

•        Кошка лежит брюхом вверх – ... (к теплу).

•        Кошка к печке – ... (быть морозу).

•        Кошка закрывает нос лапами – ... (к холоду и ненастью).

  1. Какие художественные произведения о собаках и кошках вы знаете?

К сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к домашним животным. Сколько в городе бездомных собак и кошек!

Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

Вспомним пословицы и поговорки о кошках и собаках.

Кошку убивать – 7 лет счастья не видать. (Русская пословица)

         Дай Бог и кошке свое лукошко!  (Русская пословица)

         И псу конурку, и коту печурку.    (Русская пословица)

          Кто кошек любит, будет жену любить.      (Русская пословица)

          Носится, как кошка с котятами.     (Русская пословица)

Кошка да баба в избе – мужик да собака – во дворе.  (Рус.пословица)

Вы всегда будете счастливы, если научитесь знакомиться с бродячими  котами  (Американская пословица).

Дом без кота или собаки — это дом скряги (Португальская пословица).

Остерегайтесь людей, которые не любят котов (Ирландская пословица).

Где петух, там и деревня, где собака - там и дом. (Финская пословица)

И собака помнит, кто ее кормит. (Русская пословица)

Каков хозяин, таков и пес. (Русская пословица)

Без кошки нет дома, без собаки - двора. (Русская пословица)

Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет. (Русская пословица)

На чужбине и собака тоскует. (Русская пословица)

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет. (Русская пословица)

Ведущий: Все вы знаете о том, что нужно беречь наших животных. Я хочу спросить вас, а всегда ли мы, люди, бережем наших верных друзей?

У всех ли кошек и собак есть дом, заботливый хозяин?

Дети : Нет! Есть бездомные кошки и собаки.

Ведущий: Ребята, а вам жаль бездомных животных?

Как вы думаете, почему появляются бездомные животные? (ответы детей)

Ведущий:  Правильно, ребята. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

 

Потеряшки .
И в сердце боль, и по спине мурашки!
Жестокость… извините, я рыдаю!
Откуда ж, вы берётесь, «потеряшки»?!
И как, вас можно бросить?! Я не знаю!

И кто посмел холодною рукою,
Вас оттолкнуть и вычеркнуть из жизни?
Кто, и за что, всех вас лишил покоя?
Мои вопросы в воздухе повисли….

Кому своей любовью насолили?
О ком скулите жалобно под дверью?
Вы всех уже заранее простили….
Вы человечней многих, хоть и звери!

Вам одиноко, и порою страшно,
Но вы готовы вновь лизать нам руки,
Вилять хвостами, вам уже не важно,
Кто, и зачем, вас обрекал на муки!

Бросают вас из страха, и от лени,
Мне хочется пожать вам вашу лапу,
Глаза в глаза, и морду на колени….
И я снимаю перед вами шляпу!

Природа Мать вас наградила щедро,
И мудрой добротой, и оптимизмом!
Копить обиды, это крайне вредно!
Собаки любят жизнь без укоризны!

Но в сердце боль, а по спине мурашки!
Жестокость… извините, я рыдаю….
Откуда ж, вы берётесь, «потеряшки»?!
И как, вас можно бросить?!
Я, не знаю…

Песня «Бездомный пёс»

Сумерки, осень и бешеный дождь,

Я подошел и спросил, что ты ждёшь?

Мокрая шерсть и печальны глаза

О многом могли сказать.

Шумный вокзал провожал поезда,

Люди, спеша, занимали места,

Кто-то прощался, а кто-то встречал,

А пёс безнадёжно ждал.

Припев:

Люди мимо шли и улыбались, мокрый и забавный пёс,

Может потерялся, может быть совсем-совсем бездомный.

Разве люди знать могли, что он который день всё ждёт и ждёт,

Есть уютный дом, но никого нет дома.

Кто-то мелькнёт в разноликой толпе,

Бросится пёс, не поверив себе,

Даже забудет про лапу и кровь,

Нет, он ошибся вновь.

Все улыбнутся, какой он смешной,

Мокрый и грязный, и топнут ногой,

Пёс понимает, откуда им знать,

Что нужно сидеть и ждать.

Припев:

Сумерки, осень и бешеный дождь,

Всё понимаешь, но всё-таки ждёшь.

Жаль, что тебе одного не понять,

Что люди умеют врать.

Припев:

Ведущий: Домашние животные – это всегда радость от общения. Это ответственность за тех, кого мы приручили. Но самое главное – заботу, верность, преданность, дружбу и любовь – ничем не заменимые чувства – дают человеку кошка с собакой. Любите своих животных, и вы обязательно будете счастливыми!

Итог  мероприятия.

 - Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии?

 - Будете ли вы пользоваться полученными знаниями?

 - Что понравилось больше на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за тех, кого приручаем

Цель:           1. Формирование нравственной культуры .           2. Повысить у детей интерес к художестве...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

воспитательный час "Мы в ответе за тех кого приручили»

В данном мероприятии раскрываются нравственные ценности, на которые необходимо указывать школьникам: милосердие, забота, ответственность. необходимо воспитывать в детях заботу о "братьях" наших младш...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»

Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»...