Информационная цивилизация и одаренные дети
статья по теме

Югринова Валентина Владимировна

 Данная работа знакомит с работой летнего профильного лагеря  для одарённых детей с использованием ИКТ и .ИТ В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_lager.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная цивилизация и одаренные дети

Югринова Валентина Владимировна

 (valentiya.y@rambler.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 (МОУ лицей №9) города Сальска

Аннотация

 Данная работа знакомит с работой летнего профильного лагеря  для одарённых детей с использованием ИКТ и .ИТ В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей.

То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить,
следует делать с великой настойчивостью.

Конфуций

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед  преподавателями нашего лицея задачу в сравнительно короткий срок  воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является  компьютеризация и интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к предметам, учебной работе, самостоятельности и творчества.

Лицей №9  - общеобразовательное учреждение, внедряющее инновационные  образовательные  программы. Обучение в летнее каникулярное время  по  специально  разработанным программам, хорошо организованный досуг позволили  лицеистам углубить знания по профильным предметам, расширить кругозор.

Основная задача лицея - создание условий для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят преподаватели  должны  научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием межпредметных связей); занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, профильные классы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся.  В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии. Второй год, в период летних каникул, в лицее функционирует летний профильный лагерь для одаренных детей. В этом году, мы его преподаватели, постарались сделать жизнь в нашем виртуальном городе насыщенной, интересной и запоминающейся. В течение лагерной  смены ребята осваивали новые информационные технологии, выполняли проектные работы, составляли электронное  портфолио, работали  и отдыхали. В настоящее время важной является проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей. Научные исследования выделяют здесь три взаимосвязанных направления:

  1. разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей;
  2. создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере (ИТ);

Одаренные дети:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  2. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  3. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 

Учебная программа составлена на основании Положения о профильном лагере лицея и рассчитана на 36 учебных часов.   Программа «СКиФ» (союз клавиатуры и фантазии)  разработана  специально  для  занятий в профильном  лагере  и носит прикладной характер.

Цели :

  1. Создание  развивающей образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных, информационных, гражданских и личностных компетенций обучающихся.
  2. Углубление знаний в области информатики и информационно – коммуникационных технологий;
  3.  Обучение детей проектной деятельности в области информационных технологий.

Задачи:

  1. разработать  и  реализовать систему деятельности  профильного  лагеря,  позволяющую совмещать  активный  отдых  и  обучение  лицеистов  в летнее каникулярное время;
  2. организовать   практикоориентированные  занятия  по  профильным  предметам,  углубляющие знания обучающихся;
  3. формировать у детей мотивацию к творческому преобразованию с привлечением новых информационных технологий;
  4. формировать  коммуникативные навыки.

Ожидаемые результаты:

  1. углубление знаний обучающихся по профильным предметам;
  2. повышение уровня владения лицеистами ключевыми компетенциями;
  3. укрепление  психического и физического здоровья детей;
  4. разработка материалов  для  cоздания слайд фильма;
  5. Умение использовать Internet технологии

   

Используемые принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  Формы работы

– практические занятия;
– конкурс проектов;
– экскурсии;
– поиск информации и знакомство с образовательными ресурсами в сети Интернет;   коллективно-творческие дела и спортивные мероприятия                          - самостоятельная работа;

 

  С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:

  1. ежедневно проводятся 2 занятия по 45 минут
  2. между занятиями – 15-минутные физкультурные разминки
  3. ежедневно проводится час спорта, утренняя зарядка

В ходе изучения курса учащиеся освоили программы Ms Word, Ms Excel, Ms Power Point, Paint, Ms Movie Maker, познакомились  с издательской программой Publisher.

Итогом  изучения курса стали творческие работы обучающихся: материалы  для  публикаций, презентации учебных курсов профильной смены и др.

В течение всей профильной смены на учебных занятиях, в досуговой  и проектно-исследовательской деятельности лицеисты использовали информационно-коммуникационные технологии. Программа была направлена на решение учебно-воспитательных задач в трех областях: технологическая грамотность, формирование навыков совместной деятельности, направленной на развитие критического мышления и личностно-ориентированное обучение. Комплексность подхода являлась еще одной интересной характеристикой программы, поскольку не только позволила накопить опыт работы с компьютером, но и развить навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе, умение работать в сотрудничестве с другими людьми.

Предлагаемая методика являлась инновационной и требовала понимания и принятия новых технологий и приемов работы с детьми. Все задания и проекты, которые выполняли  учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – класса, школы, города и были направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.

Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт. Т.е. данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию ребенка, что на наш взгляд, отвечает индивидуальным потребностям детей.

 Технологии и сервисы формируют мир, в котором детям предстоит жить и взаимодействовать. Помочь школьникам успешно войти в быстро развивающийся информационный мир и  комфортно там себя чувствовать – вот одна из основных задач современности. Вот почему так важно уделять особое внимание развитию сетевого общения, формированию информационной культуры, показать пример грамотного и полезного общения в информационно-насыщенной среде.

Отличительными чертами данной программы являются:

- новый стиль построения отношений на основе использования образовательных технологий критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности,

- обмен знаниями между участниками, расширение возможности общения, источников и способов получения информации,

- возможность выбора и реализация личностно-ориентированного образования

- определение индивидуальной траектории развития, наполнение индивидуального пространства личностными ценностями и содержанием.

Кроме этого, реализация данной модели профильной смены позволила решить проблему цифрового неравенства, дала возможность школьнику стать успешным, почувствовать себя готовым к взаимодействию в условиях информационного общества.

Литература:

  1. Одарённые дети   /   Под редакцией Г.В. Бурменской,  В.М. Слуцкого,  -  М. 2003.
  2. Рабочая концепция одарённости. – М. 2004.
  3. Образование и личность / В.В. Сериков / Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.2005.
  4. Обзор современных представлений о развитии способностей. Фридмен
  5. Основные современные концепции творчества и одарённости / Под редакцией Д.Б. Богоявленской. – М.2005

 

ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ ИСМО РАО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...