Главные вкладки

    Авторская программа кружка "Рукодельница"
    рабочая программа по теме

     

    Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:

    • историю возникновения и развития рукоделий;
    • изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
    • способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
    • изучение технологий выполнения швов;
    • умение оценить качество изделия;
    • умение организовать труд и самостоятельную работу;
    • приобретение навыков работы с лоскутом и бисером.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok.docx29.35 КБ

    Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №4

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

                                                        УТВЕРЖДЕНО

                                                              решение педсовета протокол

                                                          от «     »                2013 года

                                                   Председатель педсовета

                                                              _________  Редкокашин В.П.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

    «РУКОДЕЛЬНИЦА»

    Автор: Рудакова Наталья Семеновна

    Учитель технологии  высшей категории

    МБОУ СОШ№4, г-к Анапа,

    Краснодарский край

    Анапа

    2013

    Авторская программа кружка "Рукодельница"

    для учащихся 5–8-х классов

    Цель и задачи программы:

    1. сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
    2. развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
    3. воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

    Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и столовое белье (скатерти, салфетки, наволочки и так далее). Сейчас все большую популярность приобретает создание вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных. Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных   (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисероткачество). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления. В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы. Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации. 

              Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение. В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения. Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков теста от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок.

           Мягкая игрушка- Изготовление выкройки по обмерам, выполненным под руководством учителя, по эскизу, инструкционной карте. Понятие «припуск». Изготовление изделий из различных материалов с использованием художественной обработки их по образцу, рисунку, словесному описанию, условию, замыслу. Первоначальные сведения о тканях и нитках, изготовление из волокон животного происхождения: шелк, шерсть и их основные свойства; об изделиях текстильной промышленности: тесьма, лента, шнур и др. Виды стежков и швов: строчка, стебельчатый, тамбурный, назначение их и способы выполнения.        

           Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывают у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.     Кружок бисероплетения поможет учащимся развить свои творческие способности, сформировать эстетический вкус, воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность. На занятиях ученики могут проявить самостоятельность, инициативу, предложить свои разработки, используя имеющиеся схемы плетения или же комбинируя  различные их элементы. Ученицы получат знания об истории создания бисера, ознакомятся с разновидностью бисера, о практическом применении бисера при декоративном оформлении одежды, аксессуаров, украшении интерьера. Также на занятиях учащиеся ознакомятся со способами вышивания бисером, научатся применять свои умения в практике.

            Полученные практические навыки позволят детям создавать свои собственные шедевры, помогут собственными руками сделать уникальные  элегантные украшения, подарки и сувениры.


    Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

    Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:

    1. историю возникновения и развития рукоделий;
    2. изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
    3. способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
    4. изучение технологий выполнения швов;
    5. умение оценить качество изделия;
    6. умение организовать труд и самостоятельную работу;
    7. приобретение навыков работы с лоскутом и бисером.

    Учащиеся должны знать:

    1. роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
    2. основные сведения о вышивальном производстве;
    3. традиции и новейшие технологии обработки различных материалов       (ткани, теста);
    4. основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
    5. требования к выбору профессии.

    Учащиеся должны уметь:

    1. выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
    2. выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
    3. выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
    4. разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;

    Тематический план.

    I. Изучение ремесел декоративно- прикладного искусства.

    №п/п

    Тема занятия

    Теория

    Практика

    Изделие

    Материалы, оборудование

    Межпредметные связи

    Класс,
    дата.

    Кол-во часов.

    1.

    Вводное 
    Занятие.
    Правила техники безопасности при проведении занятий кружка.

    Вышивка.

    Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Беседа с уч-ся о ремеслах, знакомство с предметами быта, украшениями для дома, изучение исторических сведений.

    Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Запись видов изделий и зарисовка эскизов по историческим моментам.

    Изучение готовых изделий по видам декоративного искусства

    Швейная машина, иглы, др. приспособления, утюг.
    Книги, журналы.

    История литература.

     

     

    2.

    Изучение видов изделий. Изготовляемых из соленого теста.

    Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Виды изделий: панно, фигурки, подарки.

    Приготовление соленого теста, виды красителей. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделия, которые будут выполняться.

    Фигурки животных, подвески, миниатюры, подсвечники, цветы.

    Для теста: мука, соль; инструменты: миска, ложка, скалки, сито, вилки, ножи, кисти, вода.

    Рисование.

     

     

    3.

    Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг.

    Виды обработки изделий из соленого теста. Понятие о сушке и обжиге готовых изделий.

    Изготовление шаблонов для изделий. Выполнение изделий по шаблонам. Украшение изделий бисером, паетками и др мат-ми.

    Изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки.

    Инструменты: ножи, кисти, сито, вилки, и т.д.

    Рисование.

     

     

    4.

    Понятие о цвете, сочетании цветов; о форме, о пропорциях в изделиях. Виды оформления изделий.

    Цветовой круг сочетания цветов, понятие о форме, пропорциях в изделии. Оформление изделий.

    Изготовление практической работы в тетради по раскрашиванию элементов узора с применением сочетания цветов. Оформление изделий( раскрашивание).

    Изготовление работ из соленого теста.(цветы, медальоны).

    Изготовление работ из соленого теста.(цветы, медальоны).

    Фломастеры, карандаши цветные, гелевые ручки, альбом, тетрадь.

     

     

    II. Изготовление мягкой игрушки. Технология обработки.

    1.

    Введение. Знакомство с литературой, готовыми изделиями мягкой игрушки. Подготовка рабочего места, материалы, инструменты.

    Подготовка рабочего места для изготовления мягкой игрушки. Виды материалов, инструменты.

    Просмотр различных игрушек; организация рабочего места для пошива игрушек.

    Игрушка из лоскутов.

    Иглы, швейная машина, ножницы.

    ИЗО, экономика, литература, история.

       

       

    2.

    Работа с выкройками, шаблонами. Раскрой материалов для игрушек.

    Понятие о выкройке, шаблоне. Виды материалов для изготовления игрушек.

    Изготовление выкроек, из картона. План раскроя.

    Игрушки из тканей разных видов.

    Иголки, булавки, картон, мм. Бумага, калька, циркуль.

    Экономика, математика.

       

       

    3.

    Технология обработки мягкой игрушки.

    Виды швов используемые для обработки.

    -шов «строчка»,-петельный шов, через край, потайной шов, назад иголка.

    Игрушки из лоскутков.

    Иголки, булавки, ножницы, ткань, нитки.

     

       

       

    4.

    Набивка игрушек.

    Виды используемых материалов для набивки мягкой игрушки.

    Набивание синтепоном.

    Игрушки по желанию учащихся: для подарков, на елку.

    Карандаш, ножницы, синтепон, игла с нитками.

     

       

       

    5.

    Изготовление элементов игрушки. Раскрой.

    Правила раскроя элементов игрушки. Подготовка к раскрою.

    Раскрой элементов игрушки- вырезание по шаблонам.

    Мягкая игрушка.

    Швейная машина, утюг, ножницы, выкройки, шаблоны.

    Экономика, математика.

       

       

    6.

    Изготовление игрушки к новому году.

    Атрибуты новогоднего праздника. Символ 2009г. «

    Изготовление по технологии игрушки.

    Мягкая игрушка.

    Нитки, ножницы, булавки, швейная машина, утюг.

     

       

       

    7.

    Изготовление туловища, головы игрушки. Виды оформления лица.

    Виды оформления лица, виды изготовления туловища, головы(глаза, нос, рот, мелкие детали).

    Изготовление элементов игрушки с применением вышивальных швов, ручных швов для сметывания.

    Мягкая игрушка.

    Нитки, игла, ножницы, утюг.

     

       

       

    8.

    Обработка мелких деталей игрушки. Раскрой, виды оформления.

    Виды мелких деталей игрушки. Правила их раскроя, оформления.

    Изготовление мелких деталей игрушки, обработка пришивание.

    Мягкая игрушка.

    Рабочая коробка.

     

       

       

    9.

    Сборка игрушки. Окончательная обработка игрушки. Художественное оформление игрушки.

    Виды швов для сборки игрушки, контроль качества готового изделия, виды художественного оформления.

    Использование ручных швов, применение дополнительных материалов для художественного оформления изделия.

    Мягкая тгрушка.

    Рабочая коробка, бисер, игла для бисера, паетки, стразы,ленты.

     

       

       

    III. Работа с бисером. Бисероплетение.

    1.

    Виды материалов, инструментов, приспособлений, используемых для бисерного рукоделия.

    Исторические сведения о бисероплетении. Виды материалов.

    Беседа с учащимися о видах работ с бисером, приемах плетения, материалах для бисерного рукоделия.

    Виды изделий из бисера, изготовленные учащимися.

    Бисер, игла, леска, ножницы.

    История.

       

       

    2.

    Подготовка к работе. Организация рабочего места и времени.

    Начало работы с бисером, подготовка рабочего места, освещения,приспособлений для бисера. Медицинские рекомендации при работе с бисером.

    Изготовление приспособлений для работы с бисером, его хранение. Выполнение упражнений для рук и глаз.

    Планшет, «тарелочка» из ткани.

    Ткань, рейки, фанера, поролон, гвозди, клей, степлер.

     

       

       

    3.

    Цветоведение и композиция.

    Виды цветов, цветовые сочетания, ритм, симметрия, асимметрия.

    Таблица сочетания цветов.

    Цветовые таблицы, зарисовки в тетрадь.

    Таблицы, цветовой круг, изделия.

    Рисование.

       

       

    4.

    Виды работ из бисера. Бисерная азбука.

    Низание, ткачество, вышивка. Виды изделий.

    Знакомство с видами работ из бисера.

    Изделия, изготовленные в разных видах техники.

    Книги по бисерному рукоделию.

    Изо.

       

       

    5.

    Элементы бисероплетения. Основы техники «низание».

    Виды простых миниатюр, параллельное плетение.

    Изготовление изделий простых элементов. Техника плетения: «цепочка»-простая, с пупырышками, с бугорками,с петельками и т.д.

    Фенечки, бьаслеты, цепочки, игрушки плоские(броши).

    Игла, бисер, леска, проволока, ножницы.

    Математика.

       

       

    6.

    Простейшие приемы бисероплетения.

    Виды подвесок из составления вариантов одинакового приема.

    Бахрома, цветочки, веточки, объемные элементы(шарик, шнуры, уголки).

    Изделия по желанию учащихся.

    Бисер, леска, игла, ножницы.

    Математика.