Программа сплава по рекам Белоярского района
методическая разработка по теме

Абдрахманов Радик Сергеевич

 

Одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени является туристско-краеведческая деятельность.

В настоящее время летняя занятость детей в Белоярском районе находится на достаточно высоком уровне. Различные виды и типы лагерей прекрасный отдых для ребят. Но предлагаемая нами форма досуга для Белоярских ребят является новой, а значит интересной и занимательной - водный туризм. Знакомство с краем, смена обстановки, самостоятельность, коллективизм - вот далеко не полный перечень положительных факторов сплава. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа858 КБ
Microsoft Office document icon Приложения к программе321.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

     

АВТОР ПРОГРАММЫ:

Р.С. АБДРАХМАНОВ,

Г. БЕЛОЯРСКИЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Водный линейно-радиальный поход (сплав на плотах понтоного типа учащихся по р.р. Сорум, Казым, посвященный памяти Анатолия Николаевича Ткалуна, сотрудника милиции Белоярскго ГОВД, погибшего при выполнении служебного долга в Чеченской республике

АВТОР ПРОЕКТА

Абдрахманов Радик Сергеевич –

Учитель физической культуры муниципального автономного образовательного учреждения Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярский»

ТЕРРИТОРИЯ, ПРЕДСТАВИВШАЯ ПРОЕКТ

Муниципальное образование

Белоярский район

АДРЕС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

628162 Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Белоярский, 3 мкр., д.36

ТЕЛЕФОНЫ

г. Белоярский (34670) 2-16-90

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

Многодневное туристическое путешествие (сплав по реке) с проживание в природных условиях. Учитывая особенности и специфику местности, климата, конкретных погодных условий, количественный и качественный состав участников, а также цели водного путешествия - наиболее оптимальным будет комбинированный маршрут. Он сочетает в себе линейный (начало и конец маршрута расположены в разных точках) и радиальный (предусматривается отклонение в сторону от основного маршрута для знакомства с местностью, проведение каких - либо мероприятий).

Так как линейно-радиальный маршрут допускает длительные остановки, дальние экскурсии или разведывательные выходы в сторону от основного пути, он позволяет максимально быстро решить поставленные задачи.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов,

укрепления нравственного и физического здоровья.

ЗАДАЧИ

1. Организация разностороннего и развивающего отдыха детей.

2. Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания   подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, закрепление на практике теоретического материала из курса школьной программы по географии, биологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности из раздела «Туристские навыки и умения»

3. Создание условий для реализации творческих возможностей детей,

4. Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и во  взаимодействии со взрослыми.

5.   Ознакомление учащихся с флорой, фауной и ихтиофауной Белоярского района, воспитание  бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

6. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

7. Воспитание нравственной экологической культуры, изучение и сохранение культурного наследия региона.

8. Совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся, воспитание валеокультуры.

11.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Комплексная

Программа включает в себя теоретическую и практическую образовательную части, направленные на овладение туристскими знаниями, умениями, навыками. Имеет ярко выраженную физкультурно-оздоровительную направленность. Предполагает формирование у детей психолого-адаптивных качеств, при тесном контакте с окружающей средой, расширяет границы их кругозора и представления о родном крае. Учит выживать в природных условиях, не нанося ущерба и урона; максимально использовать природосберегающие технологии.

12.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Летний период

13.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

Территория Белоярского района:

  1. Старт – река Сорум, урочище «Березовая грива»
  2. Финиш – река Казым, плато «Белая горка» г.Белоярский

14.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПРОЕКТА

РУССКИЙ

15.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ОХВАЧЕННЫХ  ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

30

16.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Выработка активной гражданско-патриотической позиции;
  2. Овладение техникой туристских навыков и умений;
  3. Углубление знаний о природе родного края;
  4. Выбор жизненных ориентиров по отношению к экологическим проблемам;
  5. Выработка устойчивой потребности к здоровому образу жизни и формам активного отдыха
  6. У детей и подростков повысится возможность приобретения социального опыта, коммуникативных навыков, морально-волевых качеств (самостоятельность, смелость, трудолюбие, коллективизм и т.д.).

18.

ПРИМЕЧАНИЯ

Данный вид отдыха является малозатратным. Он не требует значительных финансовых вложений и материальных затрат. Значительная часть снаряжения и инвентаря имеется в наличии в составе школьной материальной базы или может быть изготовлена самостоятельно. Постройка плавсредств осуществляется из подручных материалов. Необходимо обеспечение продуктами питания, медикаментами и необходимым инвентарем

При разработке программы были использованы следующие материалы:

1. Survival (Выживание) / Сост. С.И. Коледа, П.Н. Драчев. - Минск: Лазурак, 1996

2. Карманный справочник туриста / Сост. Ю.А.  Штюрмер. - М.: Профиздат, 1982 /  

3. Волков Н. Спортивные походы. - М.: Физкультура и спорт, 1974.

4. Туризм в школе. — М.: Физкультура и спорт. 1983.

5. Попчиковский В. Организация и проведение туристских походов. - М.:Профиздат. 1987.

6. Питание в туристском путешествии.  М.: Профиздат, 1987.

7. Организация и проведение спортивного туристского похода. — М.: Турист, 1986.

8. Куприн А. Занимательная картография: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1989.

9. Гниловской В. Занимательное краеведение. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 1974.

10. Воронцов А. и др. Охрана природы. - М.: Агропромиздат, 1989.

11. Краеведение. / Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение. 1987.

12.  Путрик Ю.. Свешников В.В. Туризм глазами географа. — М.: Мысль. 1986.

13. Гигиена и самоконтроль туриста: Методические рекомендации. — М.: Турист, 1980.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многие дети не представляют себе

 лета без похода, ведь именно в нем ребенок

 узнает новое и неизвестное о месте,

в котором живет, учится самостоятельности,

выносливости, а педагог - по-новому видит

своих  воспитанников, заново открывает

 в них возможности и способности.

Особая значимость этого направления

в том, что воспитательный

 потенциал туристско-краеведческой

деятельности используется как средство

адаптации и социализации личности ребенка

Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков.

До 80% первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья. К моменту окончания школы число таких детей увеличивается до 90%! Поздно бить тревогу и заниматься исследованиями, необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм.

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края — своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагоги ческой науки, всего общества, т. к. любовь к Родине, стремление к ее процветанию являлись основой могущества государства. Решение этой проблемы сегодня - одно из условий вывода страны из экономического и социального кризиса.

Одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени является туристско-краеведческая деятельность.

В настоящее время летняя занятость детей в Белоярском районе находится на достаточно высоком уровне. Различные виды и типы лагерей прекрасный отдых для ребят. Но предлагаемая нами форма досуга для Белоярских ребят является новой, а значит интересной и занимательной - водный туризм. Знакомство с краем, смена обстановки, самостоятельность, коллективизм - вот далеко не полный перечень положительных факторов сплава. Походная жизнь отучает от потребительского отношения, труд каждого направлен для пользы общего дела, вырабатывается характер.

Педагогически правильно организованная туристская деятельность есть средство всестороннего развития личности. Она позволяет ввести растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.

Эффективное использование средств туризма и краеведения в условиях летнего оздоровительного сезона дает возможность шире познакомить школьников с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории, культуры, приобщиться к исследованию родного края в разных формах — от простейших описаний до серьезных исследовательских работ.

Этот поход посвящается светлой памяти моего друга и земляка Анатолия Николаевича Ткалуна, сотрудника Белоярского ГОВД, выполнявшего свой служебный и воинский долг в городе Грозный. На его счету большое количество разминирований, обезвреженных боеприпасов и спасенных человеческих жизней.

Двадцатисемилетний, жизнерадостный парень, отец двоих детей, спортсмен - 17 декабря 2000 года погиб в бою с бандитами. За проявленные храбрость и героизм, Указом Президента Российской Федерации Анатолий Николаевич Ткалун награждён медалью ордена Мужества (посмертно).

Плюсами этой программы является то, что в ней принимают участие ребята старших классов, которые уже не идут в пришкольные и обычные лагеря и, как правило,  в летний период предоставлены сами себе, а ведь это так называемая  «группа риска»; расширяются знание о родном крае, многие из ребят бывали за границей, много раз отдыхали на Юге, а о красоте родных мест знают лишь понаслышке;  малозатратность реализации проекта.

Подготовка к путешествию начинается с комплектования группы. Многолетняя практика показывает, что самая маленькая группа может состоять из 4 человек. Это количество определено не случайно: нужно ли оказать помощь заболевшему, преодолеть возникшее естественное препятствие, построить укрытие, плот и т.д. - это легче сделать, если в группе не 2 или 3 человека, а именно 4, лучше 5 - 6, но не более 12 - 16.

Руаль Амундсен покорил Южный полюс с группой из 5 человек, группа Роберта Скотта была такой же. Тур Хейердал, пересекавший Тихий океан на плоту, собрал команду из 6 человек. В таком же количественном составе группа Роберта Пири достигла Северного полюса. Все эти люди отлично понимали, что с увеличением численности группы возрастает возможность происшествий. Но нужно сразу сделать оговорку: все эти люди путешествовали в экстремальном режиме, перед ними стояли сверхсложные задачи.

В данном же случае, мы намереваемся совершить водный поход  протяженностью 190-200 км. Целью путешествия является не установление рекордов, а оздоровление ребят (путешествие по реке). Основными задачами достижения этой цели будут: учебно-спортивные и прикладные (ориентирование, преодоление водных преград, организация бивака, приготовление пищи); развитие навыков, полученных на уроках ФК, ОБЖ, географии, биологии и т.д.; формирование экологической культуры (любовь к природе, умение гармонично вписываться в ее среду, природосберегающие и природоохранные мероприятия).

Обычно цель похода для новичков заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристическими навыками. Этой цели будем придерживаться и мы.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВОДНОГО ЛИНЕЙНО-РАДИАЛЬНОГО ПОХОДА (СПЛАВ НА ПЛОТАХ ПОНТОННОГО ТИПА):

Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, укрепления нравственного и физического здоровья.

ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОДНОГО ЛИНЕЙНО-РАДИАЛЬНОГО ПОХОДА (СПЛАВ НА ПЛОТАХ ПОНТОННОГО ТИПА):

ОБУЧАЮЩИЕ

         1. Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, закрепление на практике теоретического материала из курса школьной программы по географии, биологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности из раздела «Туристские навыки и умения»

2. Ознакомление учащихся с флорой, фауной и ихтиофауной Белоярского района, воспитание  бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

3. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

РАЗВИВАЮЩИЕ

4. Совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся, воспитание эко- и этнокультуры.

5. Формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма

6. Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и во  взаимодействии со взрослыми.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

7. Создание условий для реализации творческих возможностей детей,

8. Воспитание нравственной экологической культуры, изучение и сохранение культурного наследия региона.

9. Организация разностороннего и развивающего отдыха детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРОВЕДЕНИЯ ВОДНОГО ЛИНЕЙНО-РАДИАЛЬНОГО ПОХОДА

(СПЛАВ НА ПЛОТАХ ПОНТОННОГО ТИПА):

При создании данной комплексной программы мы опирались на
следующие педагогические идеи и принципы:

  1. осуществление целостного подхода к воспитанию;
  2. соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
  3. деятельностный подход;
  4. формирование социально приемлемых интересов и
  5. потребностей детей и подростков.

Водный линейно-радиальный поход - особая организационная форма деятельности в полевых условиях, в процессе которой выполняются определенные задания. Характер и тип заданий определяются профилем похода (этнографическая, экологическая, орнитологическая, поисковая

и т. д.). Результаты похода имеют практическое значение.

Организационной основой водного  линейно-радиального похода является экспедиционный отряд - временное детское объединение, созданное для реализации поставленных задач. Численность каждого экспедиционного отряда - до 15 подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Программа включает в себя теоретическую и практическую образовательную части, направленные на овладение туристскими знаниями, умениями, навыками. Имеет ярко выраженную физкультурно-оздоровительную направленность. Предполагает формирование у детей психолого-адаптивных качеств, при тесном контакте с окружающей средой, расширяет границы их кругозора и представления о родном крае. Учит выживать в природных условиях, не нанося ущерба и урона; максимально использовать природосберегающие технологии.

Теоретическая часть

1. Вводная подготовка

Знакомство с комплексной программой проведения водного линейно-радиального похода — чем полезен и интересен поход.

Масштаб карты (линейный, числовой). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков карты (20-25 знаков). Компас и его устройство. Что такое азимут.

2. Краеведческая подготовка

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Географическое положение, рельеф, климат. Проблемы охраны и сохранения природного
единства в зонах отдыха и туризма. Практические работы с картами
региона. Составление паспорта похода или паспорта объекта.

Охрана природы. Наиболее интересные места для проведения
походов. Географические особенности города Белоярского и его района.

3. Подготовка и проведение походов

Подготовка к многодневному походу: принципы подбора группы, распределение обязанностей, оформление маршрутной документации.

Групповое и личное снаряжение. Основные требования к нему. Подготовка снаряжения к путешествию. Состав ремонтного набора. Порядок получения и сдачи снаряжения.

Значение правильной организации питания. Калорийность пищи. Примерный набор продуктов для похода. Составление меню и раскладок.

Организация питания в походе (знать нормы закладки продуктов на одного человека). Упаковка и транспортировка продуктов. Режим питания в походе. Приготовление пиши в походных условиях. Водно-солевой режим.

4. Техника безопасности

Основные меры предосторожности при движении по воде на плоту, передвижение по лесу. Основные меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра при выборе мест для бивака. Действия в аварийной ситуации. Транспортировка пострадавшего.

Практическая часть

1. Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищи

Подготовка личного снаряжения к походу (ремонтный набор, аптечка). Организация питания в походе. Организация похода (обязанности участников, строй и порядок движения). Опасности в походе (при движении на воде, пересечении рек, связанные с растениями, ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, связанные с рельефом и плохой погодой). Правила разведения костра. Приспособления для приготовления пищи. Алгоритмы выживания в условиях природной среды

2. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь

Что такое самоконтроль, умение измерить ЧСС, определение
индекса Рюфье.(Приложение № 9) Подгонка обуви как предотвращение потертостей, мозолей. Умение оказать помощь при наминах, потертостях, мозолях, при повреждениях кожи, растяжениях мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями. Состав минимальной аптечки для похода. Умение накладывать простейшую повязку на ногу, руку. Умение организовать транспортировку пострадавшего.

3. Зеленая аптека

Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе, лекарственные и опасные растения Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Применение 5-6 растений. Знание и умение отличать опасные и ядовитые растения, грибы. Использование и применение полезных и съедобных растений. Заготовка лекарственных растений

4. Туристская техника

Вязка узлов. Наведение переправы. Построение временного укрытия. Ориентирование. Подъем спортивным способом. Спуск спортивным способом. Переправа по бревну. Преодоление условного «болота».

5. Самодеятельная песня

Самодеятельная песня — история возникновения и развития. Умение исполнять в коллективе несколько туристских песен. Умение исполнять в коллективе несколько туристских песен. Знание 10-12 популярных туристских песен.

6. Основы фотодела

Выбор экспозиции и ракурса. Пейзажная съемка. Съемка на тренировках и соревнованиях.

7. Оформление походной документации

Знакомство с правилами организации и проведения туристских походов. Составление сметы, плана похода. Подбор картографического материала. Оформление походных документов.

8. Формы организации досуговой деятельности

Конкурсы, соревнования, блиц-турниры, беседы, викторины, диспуты. (Приложения № 12 .

Ежедневные мероприятия

  1. Сплав по реке на плотах.
  2. Рыбная ловля.
  3. Ведение дневника.
  4.  Вечерняя рефлексия (очень полезное дело, зная, что вечером придется высказываться, ребята начинают осмысливать происходящее в течение дня, анализировать  обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать действия свои и товарищей.)
  5. Сбор материалов о путешествии. Фотографическая и видео съемка.
  6. Подвижные и спортивные игры.
  7. Творческие и интеллектуальные вечера.
  8. Разучивание и  пропевание  песен у костра.
  9. Утилизация мусора.

Полевой туристический лагерь кроме всего прочего - это отличная возможность для экологического воспитания детей. Постоянное наблюдение за природой вырабатывает у детей понимание, что человек - составная ее часть, а его организм зависит от состояния окружающей среды.

Кроме приобретения практических навыков, дети учатся правилам общежития и поведения в коллективе, умению подчинять свои личные интересы интересам группы.

9. Закон жизни при проведении водного линейно-радиального похода

1) «Закон един - говорит один».

2) «Закон братства»: наша сила - в коллективе, равнодушие и лень - наши враги; не жди, когда тебя позовут на помощь, не дай у обиду слабого и младшего.

3) «Закон справедливости»: честность и доброта - залог настоящей дружбы; не ищи благодарности за доброе дело; лучшая награда - чувство, что ты нужен людям.

4) «Закон долга»: каждому делу – кусочек сердца; обещал - выполни; начал дело - окончи.

5) «Закон правой руки»: поднятая рука - просьба выслушать; крик -  доказательство бессилия; умей признать себя неправым.

6) «Закон похода»: в труде и опасности - первая помощь младшим, больным и девочкам, но в походе нет иждивенцев; у костра найдется дело каждому, ищи его сам; помоги людям понять и полюбить природу.

7) «Закон инициативы и самостоятельности»: не жди, когда работа найдет тебя - ищи ее сам; прежде чем пробовать что-либо, рассчитай свои силы; умей сам делать себе хорошее настроение; слов «нет», «не хочу», «не буду» - не знаем!

10. Легенда водного путешествия

Каждая смена сплава имеет свою особую мотивацию, то есть нести в себе определенные элементы сюжетно-ролевой игры. Помимо тех целей и задач, которые ставятся перед педагогическим коллективом программой: патриотическое воспитание, развитие социально-значимых качеств у ребят, оздоровление и физическое развитие подростков, краеведческая работа и так далее, во время каждой новой смены сами педагоги разрабатывают каждый раз новую легенду туристической кампании. Легенда должна представлять собой выражение сверхзадачи, которая ставиться перед всеми участниками экспедиции.

Так во время первой смены сверхзадачей для ребят, двигающихся по маршруту экспедиции, это поиск и нанесение на карту всего пути кампании. Поскольку первая смена сплава являются первопроходцами, то им будет вменяться в обязанности запись всех сложных, опасных мест на карте маршрута, выбор наиболее оптимального режима и пути движения.

Для следующей смены легенда уже меняется. Теперь ее участники должны изучить флору и фауну того бассейна реки, по которому проходит их маршрут движения. Собрать ее образцы, составить карту растений данного, знакомство с животным миром, анализ экологической обстановки на ней.

Важным элементом повседневной жизни туристического лагеря являются дежурства, которые будут проводиться среди ребят. Дежурство включает в себя кухонные работы, костровые мероприятия и т.д.

11. Физкультурно-оздоровительная работа в течение смены

Физкультурно-оздоровительная деятельность во время сплава является одним из важнейших направлений программы. Причин этому несколько. Во-первых, в настоящее время одной из серьезных медицинских проблем молодежи является общее ослабление иммунитета, т.е. защитных сил организма. Во-вторых, современные молодые люди все реже и реже бывают на природе, более привычной средой для них становится компьютерный мир, телевизор. В-третьих, к сожалению, Россия сейчас не в силах содержать эффективную систему бесплатного здравоохранения, что наносит огромный удар по здоровью нации. Все это усугубляется такими бедами, как наркотики, алкоголь, курение.

Конечно, программа не может решить такую глобальную проблему, как здоровье всего подрастающего поколения, но она в силах помочь хотя бы небольшому количеству подростков.

Походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца, воды и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествия нормализует деятельность центральной нервной системы, восстанавливает силы, повышает работоспособность. Таким образом, туризм, где используются активные средства передвижения, приносит наибольшую пользу здоровью.

12. По завершении водного линейно-радиального похода участники должны знать:

  1.  порядок организации и проведения похода;
  2.  правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии, туризма;
  3.  основы туристской техники;
  4.  основы топографии и ориентирования;
  5.  иметь общие представления об истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, географических особенностях города и его ближайших окрестностях;
  6.  иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи.
  7.  опасные и ядовитые растения, растущие в окрестностях города.

13. По завершении водного линейно-радиального похода участники должны уметь:

  1.  передвигаться по реке  и тропам в составе группы;
  2.  организовать походный быт, составлять раскладку продуктов;
  3.  преодолевать несложные естественные препятствия, владеть приемами самостраховки;
  4.  ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по
    спортивному ориентированию;
  5.  составить описание  похода или паспорт краеведческого объекта;
  6.  оказывать элементарную медицинскую помощь.
  7.  несколько туристских песен;
  8.  опасные и ядовитые растения, растущие в регионе, основные лекарственные растения, которые можно использовать в походе;
  9.  основные принципы фотографии, репортажной и пейзажной фотосъемки.

СХЕМА ПАРТНЕРСТВА

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ СТРУКТУР,

ВЕДУЩИХ РАБОТУ ПО ПРОГРАММЕ ВОДНОГО ЛИНЕЙНО-РАДИАЛЬНОГО ПОХОДА.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С экспедиционным отрядом работают  двое взрослых:

 руководитель, в задачу которого входит обеспечение выполнения  программы сплава, административно-хозяйственная работа. Он отвечает за: материально-техническое обеспечение, организацию питания, жизнь и здоровье отдыхающих;

• зам. руководителя, осуществляющий безопасную жизнедеятельность и продвижение отряда по маршруту, учебно-познавательная и воспитательная деятельность. Отвечает за: выполнение программы лагеря, содержание программы по направлениям, жизнь и здоровье отдыхающих.

Отряд в условиях экспедиции полностью подчиняется распоряжениям своего руководителя, что не исключает наличия системы детского самоуправления, высшим органом которого является общее собрание отряда.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Решение проблемы занятости детей и подростков в летний период.
  2. Профилактика безнадзорности и правонарушений.
  3. Оздоровление детей и подростков через проведение туристско-краеведческой, спортивной деятельности.
  4. Организация культурного досуга детей и подростков.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для верного воплощения на практике целей и задач, поставленных в программе водного линейно-радиального похода, а также пояснения некоторых специфических моментов специально подготовлено описание механизма реализации данного проекта.

  1. Подготовительный этап:

- Разработка программы проведения водного линейно-радиального похода (сплав на плотах понтонного типа);

- разработка маршрута движения (Приложение № 1);

- подбор кадров;

- проведение рекламно-информационной компании, привлечение детей и подростков к участию в предлагаемом походе;

- знакомство с подростками, пожелавшими принять участие в реализации программы (анкетирование, социальные опросы);

- формирование сплоченного коллектива детей и подростков, теоретическое обучение участников;

- создание материальной (Приложение № 2) и методической базы для реализации программы;

- разработка документации, сбор медицинских справок (допуск школьного врача, завизированный в детской поликлинике);

Природа подростка требует, чтобы общество, коль оно рассчитывает на него, в свою очередь считалось с его личными стремлениями, предоставляя каждому возможность свободно проявлять себя. Однако зачастую подрастающее поколение не может грамотно распорядиться своей свободой и приходит к анархии. Воспитать в будущем гражданине понятие о долге и чувство собственного достоинства, помочь приобрести навыки внутренней дисциплины, а также закалить физически, научить мужеству и натренировать ловкость - таковы основные задачи данной программы.

Непосредственно, перед началом многодневного сплава в первые дни смены (предположительно от трех до пяти дней), мы специально выделили специальный подготовительный период. Во время, которого проводится особая работа по подготовке участников кампании к жизни в походных условиях, а также по обучению знаниям, умениям и навыкам туристического дела, и в частности, водного туризма. Поскольку во время движения по реке будут использоваться специальные средства, оборудование и походное снаряжение, такие как плот для спуска по рекам, генератор, индивидуальное средство спасения на воде (спасательный жилет) и другие, то особое внимание в ходе подготовки участников компании будет уделяться освоению именно этих средств.

Весь курс обучения делится на два этапа: теоретический и практический. В дальнейшем участники многодневного похода будут получать новые знания, совершенствовать свои умения и навыки по туристическому делу, однако, основные, базисные познания они получают в подготовительный период. В учебном плане наибольшее количество времени уделяется практическим занятиям, на которых оттачиваются знания полученные участниками кампании во время уроков, посвященных теории.

Во время подготовительного периода огромное значение имеет установление строгой дисциплины среди участников похода, которая должна присутствовать во время учебных занятий и во время непосредственного движения по туристическому маршруту. Поскольку от установившейся дисциплины во многих случаях может зависеть жизнь и здоровье участников проводимой кампании.

Программа обучения специального подготовительного периода заканчивается сдачей зачета каждым участником многодневного похода, задания которого будут проверять их теоретические и практические знания.

Обучение осуществляется силами собственных педагогических кадров, которые непременно имеет необходимый туристический опыт, позволяющий вести обучающий процесс и участвовать в прохождение туристического маршрута. К процессу обучения также привлекаются медицинские работники, которые раскрывают темы тех занятий, где внимание уделяется специальным медицинским знаниям по охране жизни и здоровья участников кампании.

Во избежание конфликтных ситуаций в среде подростков и преодоления стрессовых моментов во время их участия в кампании следует привлечь к работе с ними профессионального психолога, который сыграет важную роль в воспитательном процессе подростков, а также проведет эмоциональную подготовку ребят к предстоящим трудностям, которые возникнут во время прохождения туристического маршрута. Результатом работы по данному направлению станет хорошо обученный, самостоятельный коллектив. Каждый участник раскроет свои индивидуальные способности, закрепит нормы поведения в коллективе, которые помогут ему и в дальнейшем, во время всего периода взросления. (Приложение № 11 «Планирование обучающих занятий»)

2. Основной этап:

- сплочение ребят и педагогов, создание разновозрастного экспедиционного отряда

- знакомство и распределение обязанностей (Приложение № 3);

- знакомство режимом походного дня, порядком движения (Приложение № 4);

- проведение первоначальной подготовки, проведение зачета из курса ОБЖ по разделу «Туристические навыки и умения»;

- закупка продуктов, медикаментов, канцелярских товаров и т.д. (Приложение № 5);

- выезд в окрестности реки Сорум, изготовление плота понтонного типа (Приложение № 6);

- проверка плавсредств и средств спасения;

- торжественное открытие путешествия, поднятие флага похода (Приложение №8), старт;

- реализация  программы проведения водного  линейно-радиального похода (сплав на плотах понтонного типа» и выполнение календарного плана мероприятий (Приложение № 7);

- финиширование на реке Казым г. Белоярский, торжественный спуск флага похода.

  1. Заключительный этап:

- сдача инвентаря;

- проведение совещания об итогах деятельности, анализ результатов деятельности;

- подготовка пакета документов по результатам анализа с рекомендациями для дальнейшей работы по данному направлению;

- подготовка сюжетов, фотоматериалов и статей для освещения данной работы на страницах газеты «Белоярские вести», телевидения, радио.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения туристских походов, соревнований, экскурсий и т. д.;
  2.  Взаимосвязь теории с практической работой;
  3. Наличие достаточного количества туристского снаряжения;
  4. Финансирование перечисленных мероприятий.

МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Для полной реализации программы предполагается использовать бюджетные средства Управления образования, родительские взносы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате реализации данной программы:

  1. Выработка активной гражданско-патриотической позиции;
  2. Приобретение знаний, умений и навыков в области туристско-краеведческой и экологической деятельности;
  3. Углубление знаний о природе родного края;
  4. Выбор жизненных ориентиров по отношению к экологическим проблемам;
  5. Выработка устойчивой потребности к здоровому образу жизни и формам активного отдыха
  6. У детей и подростков повысится возможность приобретения социального опыта, коммуникативных навыков, морально-волевых качеств (самостоятельность, смелость, трудолюбие, коллективизм и т.д.), тем самым произойдет отвлечение от опасностей улицы и внедрение в мир товарищества, доброты и взаимопомощи;
  7. Привлечение детей и подростков к труду, как к необходимой и очень важной составляющей жизни, через постоянное обеспечение себя в природном комплексе.

Орган Детского самоуправления:

Совет отряда

Специалисты:

психолог,

мед. работник

Родители

Руководители

похода

Администрация общеобразовательного учреждения

Итоговое собрание

отряда

Экспедиционный

отряд



Предварительный просмотр:

Приложение  1

Маршрут движения

Учитывая особенности и специфику местности, климата, конкретных погодных условий, количественный и качественный состав участников, а также цели водного путешествия - наиболее оптимальным будет комбинированный маршрут. Он сочетает в себе линейный (начало и конец маршрута расположены в разных точках) и радиальный (предусматривается отклонение в сторону от основного маршрута для знакомства с местностью, проведение каких - либо мероприятий).

Так как линейно-радиальный маршрут допускает длительные остановки, дальние экскурсии или разведывательные выходы в сторону от основного пути, он позволяет максимально быстро решить поставленные задачи.

Кроме основного маршрута предусмотрен облегченный запасной вариант на случай болезни и других обстоятельств - сопровождение группы лодкой с подвесным мотором.

Приложение 2

Снаряжение и инвентарь

Для успешного прохождения дистанции, полноценного отдыха и оздоровления детей, нормальной жизнедеятельности, необходимо следующее снаряжение и инвентарь.

Групповое снаряжение

№ п/п

Наименование

Количество

Примечание

1

Палатка (разборная, переносная, легкая)

4


2

Тент для палатки или полиэтилен

4


3

Комплект из трёх вёдер (5-8л.)

1

Дополнительные   ёмкости: котелок, иное.

4

Топор средний в чехле

2


5

Топор малый в чехле

2


6

Подставка из арматуры, тросик, крючья для подвески посуды

2

В комплекте

7

Пила двуручная в чехле

1


8

Рукавицы костровые (верхонки)

5

9

Сковорода

2

Одна большая

10

Разливная ложка (половник)

3


11

Нож консервный

1


12

Фляга (канистра)

1(2)

40-20 литров

13

Термос не разбиваемый

2


14

Клеёнка обеденная

2


15

Мочалка капроновая, губка

1

В комплекте

16

Тара непромокаемая для продуктов

10

Мешки

17

Мыло хозяйственное, моющие средства

5

В комплекте

18

Спички в непромокаемой упаковке

5

Большие   хозяйственные

19

Планшет (с бумагой, калькой, карандашом)

1


20

Карта   (схема),   маршрутный лист

2

21

Свисток сигнальный

16

На каждого

22

Фонарь с батарейками

4


23

Запасной комплект батареек и лампочек.

4


24

Свеча стеариновая

25      


25

Медицинская аптечка

2

В комплекте

26

Ремонтный набор

1

В комплекте

27

Рыболовные снасти

4

В комплекте

28

Фотоаппарат,   видеокамера  

1

29

Бинокль

1


30

Резиновая лодка типа «Нырок» или «Омега»

1


31

Моторная  лодка типа  «Прогресс»   или «Обь 5М»  с подвесным мотором

1


32

ГСМ для м/лодки (бензин и масло)

33

Верёвка основная (30-40 м.)

1


34

Верёвка вспомогательная (30-40м)

1


35

Верёвка расходная (100 м.)

1


36

Лопата штыковая

2


37

Спортивный инвентарь

1

В комплекте

38

Транспортир,  курвиметр, линейка

2

39

Карабин альпинистский

6


40

Спасательный круг

3


41

Флажки

4


42

Насос

3


43

Репелент

30


44

Скотч

10

45

Средства связи

1


46

Музыкальный инструмент (гитара)

1

По усмотрению группы

47

Настольные   игры   (шахматы, нарды)

1


48

Спасательный линь (фал)

2


49

Автомобильные камеры

14


Личное снаряжение

№п/ п

Наименование

Количество

Примечание

1.

Рюкзак большой с вкладышем

1

Вкладыш не промок.

2.

Спальный мешок

1


3.

Коврик (каремат)

1


4.

Обувь основная (сапоги резиновые)

1

5.

Кеды, кроссовки

1


6.

Костюм - ветровка

1


7.

Костюм тренировочный

1


8.

Плащ-накидка

1


9.

Свитер

1


10.

Брюки

1


11.

Шорты

1


12.

Футболка

2


13.

Нижнее белье

2


14.

Носки шерстяные

2


15.

Носки х./б.

4


16.

Головной убор теплый

1

Спортивная  шапочка

17.

Головной убор легкий

1


18.

Плавки

1


19.

Рукавицы брезентовые

1


20.

Полотенце

1


21.

Платок носовой

2


22.

Миска, кружка, ложка, нож (складной)

1


23.

Мешочки (для посуды, белья, мелочей)

6


24.

Тетрадь, карандаш

1


25.

Компас системы Андриановна

1


26.

Часы с секундной стрелкой

1


27.

Туалетные принадлежности

1


28.

Индивидуальная аптечка

1


29.

Спички в непромокаемой оболочке

1

30.

Моток шпагата

1


31.

Спасательный жилет

1


32.

Сетка Павловского, накомарник

1

33.

Репелент

2


34.

Стельки запасные

1


35.

Туалетная бумага

1


Ремонтный набор

№п/ п

Наименование

Количество

Примечание

1.

Напильник трёхгранный

1


2.

Надфиль

1


3.

Пассатижи

2


4.

Шило

1


5.

Отвертка большая

1


6.

Отвертка малая

1


7.

Отвертка фигурная

1


8.

Сверло, буравчик

1


9.

Брусок

1


10.

Набор швейных игл

1


11.

Английские булавки

20


12.

Наперсток

1


13.

Нитки (черные, белые) № 10-20

2


14.

Изолента (в мотке)

2


15.

Проволока толстая, медная

З м.


16.

Проволока стальная (вязальная)

10 м.


17.

Гвозди разные

100


18.

Клей типа «момент», БФ-6

5


19.

Пуговицы

10


20.

Ножницы

1


21.

Наждачная шкурка

5


22.

Резина для заплат

5


Приложение 3

Должностные обязанности участников похода

Распределение обязанностей в группе проводится с учетом туристического опыта участников, их теоретических знаний, практических навыков, индивидуальных качеств, заинтересованности в исполнении.

Туристический коллектив не мыслим без соблюдения дисциплины каждым членом группы, без выполнения определенных правил на переходах и на привалах, без организаций умелого руководства.

Руководитель группы - возглавляет подготовку и проведение водного похода, педагог, который организует деятельность других участников, отвечает за их безопасность и успешное прохождения маршрута

Заместитель руководителя - педагог - является главным помощникам руководителя во всех вопросах, а при его отсутствии руководителем группы.

Повар, заведующий хозяйством -назначается из числа участников группы, имеющих соответствующую подготовку. Готовит пищу, распределяет среди участников обязанности по подготовке продуктов и снаряжения, размещает их по рюкзакам, ведет учет продуктов и снаряжения на маршруте, заботится об их состоянии и пополнении, составляет меню.

Снабженец – ремонтник -назначается из числа участников группы. В его ведении находится инвентарь, который распределяется между членами группы. Он следит за техническим состоянием, производит ремонт вещей. У него хранится не обходимый набор инструментов и ремкомплект.

Санинструктор - подготавливается из числа участников группы. Проходит перед походом специальную подготовку по оказанию первой до врачебной помощи, комплектует и хранит походную аптечку, следит за соблюдением всеми участниками похода санитарно - гигиенических норм, при необходимости оказывает первую медицинскую помощь.

Физорг - назначается из числа участников группы. Проводит утреннюю физическую зарядку, организует соревнования в свободное время (ОФП, волейбол, бадминтон, рыбная ловля и т.п.). Является ответственным за спортивный инвентарь.

Кроме основных обязанностей существуют временные обязанности (на один день):

- дежурные по кухне

- костровые

- ответственные за разбивку бивака

При необходимости устанавливать сменное дежурство в ночное время. Дежурные должны поддерживать костер, при необходимости просушивать обувь и одежду, вовремя объявлять подъем.

При распределении обязанностей не лишать участников похода полезной инициативы, давать больше персональных заданий, поднимать личную ответственность.

Приложение 4

Режим походного дня, порядок движения.

Режим походного дня

Режим походного дня должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха.

Он существенно будет зависеть от погодных условий и может варьироваться в зависимости от них. На первую половину дня должно приходиться до двух третьих дневного перехода, на что предполагается затрачивать от 3 до 5 часов.

Рекомендуется раньше выходить на маршрут и раньше останавливаться на ночлег. В середине дня необходим продолжительный отдых и горячий обед. В наиболее живописных, понравившихся и удобных местах можно останавливаться не только на ночлег, но и на один - два дня, так как водный поход является линейно-радиальным, т.е. допускает отклонения от основного маршрута для экскурсий и иных мероприятий.

Примерный распорядок дня

7.00- 8.00     Подъём, зарядка, умывание, туалет, уборка места ночлега.

8.00- 8.30     Завтрак, подготовка к переходу.

8.30-12.30    Сплав по реке

12.30-16.00    Большой привал (обед, отдых, осмотр инвентаря, общественно- полезная работа, игры)

16.00-16.20   Полдник

16.20-18.00   Сплав по реке.

18.00-19.30   Разбивка бивака, подготовка к ночлегу, ужин

19.30-21.30   Спортигры, конкурсы, викторины

21.30-21.45   Второй ужин

21.45-22.15   Туристская «байка» у костра

22.15-23.00   Свободное время

23.00-07.00   Сон

Путешествие по реке во время ненастья лучше не проводить и не выходить из лагеря до его окончания, поиск нового места для стоянки и сухого топлива может быть затруднён

Порядок движения

На плотах следует путешествовать кильватерной колонной с дистанцией 15-40м или в связке в зависимости от конкретных условий. Препятствие проходятся поочерёдно.

Управление плотом имеет свои особенности, так как обычный плот не имеет собственной скорости в потоке. Чтобы направить его нужно или упираться в дно реки шестом и отгребаться специальными вёслами - кормовой и носовой гребями, или поставив плот под углом к течению, сохранять это положение с помощью рулевого весла.

Работая шестом, следует выносить его вперёд как можно дальше от плота, чтобы успеть сделать толчок, поднять шест  при прохождении точки упора.

Любое торможение шестом исключено: плот навалится на шест и выбьет его из рук или скинет человека в воду.

При глубине более полутора метров шест практически бесполезен, лучше применять вёсла.

Скорость течения реки Казым составляет в среднем 5-6 км/час. Следовательно, на плотах нужно устанавливать прочные греби, так как известно что, даже на мелкой воде при скорости течения свыше 2м/с, они подвергаются достаточно большой нагрузке, а Казым глубоководная река.

Приложение 5

Пищевое довольствие

В несложном путешествии суточный рацион должен иметь калорийность порядка 3000-3500 калорий и с учетом упаковки вес может составлять 1200-1500 граммов, например:

№ п./п.

Наименование

Вес в граммах

1

Хлеб черный, белый

350-500

2

Крупы и макаронные изделия

180-220

3

Суповые концентраты

30-40

4

Мясо консервированное (тушеное, паштеты)

100-130

5

Колбасные изделия

50-80

6

Масло (растительное, животное)

40-50

7

Сыр

30-50

8

Молоко (сгущенное, концентрированное)

50-80

9

Сахар, конфеты

130-150

10

Соль, лук, чеснок, специи

30-40

11

Напитки (чай, кофе, кисель, компот и т. д.)

150-200

В данном водном путешествии вес продуктов может быть увеличен так, как оно не предусматривает пеших переходов. Это позволяет разнообразить питание и включить в рацион муку, рыбные и овощные консервы, томатный соус, кетчуп, майонез, печенье, свежие овощи и фрукты, творог, йогурт, кисломолочные продукты, яйца, картофель, т.д. Также планируется рыбная ловля и в том случае, если она окажется успешной, то это будет способствовать разнообразию стола.

Имея в наличии моторное средство, возможно, организовать доставку свежих продуктов в места базовых стоянок из заранее организованных складов. Организация подобного склада возможна  в с. Казым

Приложение 6

Чертежи сборных плотов и плотов понтонного типа.

Сооружение плотов очень утомительный труд, требующий много времени, соответствующего инструмента, определенных знаний и умений.

Исходя из плавучести материалов, лучше всего использовать сухие брёвна елей, сосны или кедра.

Нужно помнить, что для трех человек плот должен быть 3,6 м длиной и 1,8 м шириной

Вариант 1

Вариант 2. Способ "сдавливающих балок"

Отобрать бревна. Обтесать. Вырубить по два смещенных паза с двух сторон с каждого бревна на обоих его концах. Пазы делать треугольной формы, широкими в основании. Пропустить поперечины. Закрепить. В воде поперечины набухают и прочно связывают бревна между собой.

В нашем походе мы планируем построить плоты с отдельными надувными элементами (понтонного типа). Плоты имеют подгребцы: опоры для установки больших весел - кормовой и носовой греби (роль руля) настил, багажник для рюкзаков, страховочная обвязка.

Камеры обвязать брезентом, чтобы избежать протирания. Под щит-укладка из листов пенопласта, сетка. Это сделает водонепроницаемым щит и увеличит плавучесть (надежность) плота. Установить кормовую и носовую греби. Оснастить плот дополнительными (загребными) веслами, страховочной обвязкой, шестами, якорем, скамьёй.

 

Приложение 7

Календарный план мероприятий

1 день

Возложение цветов на могилу А.Н. Ткалуна.

Выезд в окрестности реки Сорум.

Строительство плотов.

Конкурс на лучшее название плота.

2 день

Проверка плавсредств и средств спасения.

Торжественное открытие путешествия, поднятие флага похода.

Вечер знакомств «Я и мир моих увлечений».

3 день

Знакомство с традиционными способами рыбной ловли. Способы сохранения и заготовки рыбы в прок.

Конкурс «Я из рыбы приготовлю ...».

Блиц-турнир «Не сказка о рыбаке и рыбке».

4 день

Спортивное ориентирование по маркированной трассе.

Туристские эстафеты (установка палатки, организация бивака, укладка рюкзака, разведение костра и т.д.).

Вечер бардовской песни «На туристской тропе».

5 день

Соревнование по ОФП «Мистер Мускул».

Северное многоборье (соревнование по национальным видам спорта).

Вечер хантыйской легенды «Древняя земля угров».

6 день

День Мойдодыра.

Помывка в походной бане.

Развлекательный вечер «С легким паром».

7 день

Соревнование по волейболу среди экипажей плотов.

Личное первенство по бадминтону.

Розыгрыш короны шахматного короля.

8 день

Праздник леса «День Берендея».

Посадка кедрача на местах лесовала и горельника.

Заготовка даров леса (брусничный лист, березовая чага).

Творческий вечер (стихотворения, песни, афоризмы, проза о природе.

9 день

Преодоление водной преграды.

Способы наведения переправы.

Построение временного укрытия из подручного материала. Соревнование по вязке узлов «Морской узел».

10 день

«Веселые старты» на воде.

Спорт игры по выбору детей.

Викторина « В здоровом теле - здоровый дух».

11 день

«Робинзонада» эстафета индивидуального выживания в природных условиях.

Изготовление и установка дуплянок, кормушек.

Викторина-диспут «Твоя экологическая концепция».

12 день

День Нептуна «Сюрпризы старого капитана».

Соревнования спиннингистов «Особенности национальной

рыбалки».

«Спасение утопающих дело рук ... всего экипажа»-турнир

между экипажами плотов.

13 день

«Неожиданный гость - лучше званых двух»-швартовка в районе Красных песков, визит в военно-спортивный лагерь «Родина».

Совместные спортивные состязания.

Конкурс художественной самодеятельности.

Дискотека.

14 день

День самоуправления.

Состязания, конкурсы, игры по выбору ребят.

Прощальный костер «Мои впечатления о походе».

15 день

Подготовка к окончанию путешествия, приведение в порядок инвентаря, имущества, личных вещей.

«Встречай Белая горка».

Торжественный спуск флага похода.

Приложение 8

Эскиз эмблемы похода.

                                                               

Приложение 9

Для обеспечения контроля функционального состояния участников их можно обучить простейшим приемам самоконтроля. Один из них под названием «Индекс Рюфье» - функциональный тест, позволяющий определить состояние сердечно-сосудистой системы.

Индекс Рюфье определяется после трех измерений. ЧСС - это частота сердечных сокращений. Для того, чтобы определять ЧСС, каждый участник должен научиться быстро и безошибочно считывать показания пульса.

Р1 - ЧСС до нагрузки в положении сидя (после 5 минут отдыха);

Р2 — ЧСС сразу после нагрузки (стоя);

РЗ - ЧСС через минуту после нагрузки.

Научиться считывать показания пульса может помочь школьная медсестра, преподаватель физвоспитания, кто-нибудь из родителей, имеющий медицинское образование. После этого можно приступать к тестированию. Вначале все участники, готовящиеся, к походу, измеряют показатели пульса (Р1) до нагрузки, в положении сидя, после 5 минут отдыха. Каждый участник делает это самостоятельно. Желательно, чтобы руководитель также участвовал в тестировании вместе с детьми. Свои результаты первого измерения руководитель записывает в таблицу, которую для наглядности можно начертить на доске. После этого всем участникам тестирования необходимо выполнить 30 приседаний за 30 секунд. Частоту приседаний можно задавать при помощи метронома либо под счет, который задается по секундной стрелке часов. Показатель частоты пульса Р2 измеряется через 10 секунд сразу после нагрузки, (выполнения 30 приседаний), стоя. Результаты второго измерения руководитель также записывает в таблицу.

Через минуту после выполнения приседаний проводится третье и последнее измерение ЧСС. Результат также заносится в таблицу. Допустим, результаты будут выглядеть следующим образом:

Р1

Р 2

Р 3

60

120

80

А теперь, используя несложную формулу, можно определить, в
каком состоянии находится сердечно-сосудистая система и как она
справляется с физическими нагрузками.

Индекс = (р1+р2+р3-200)/10

Итак, результат тестирования показывает, что оценка, полученная вами  6. Что это означает?

Ключ к тесту: оценка меньше «О» — отлично; 0 — 5 — хорошо; 6 —
10 - удовлетворительно; 11 - 15 - слабо; более 15 - неудовлетворительно.

Данные измерений заносятся в окончательную таблицу, которая
может выглядеть следующим образом:

Детям рекомендуется завести дневник самоконтроля и не реже двух раз в день (утром и вечером) проводить измерения. Руководитель делает выводы. Тем, у кого показатели тестирования часто дают оценку в районе цифры 10, следует активнее заняться утренней гимнастикой и физической подготовкой. Для детей, у которых оценка тестирования будет превышать цифру 10, необходимы консультации специалиста.

Такое тестирование необходимо применять в походе, особенно после прохождения участков маршрута со значительными физическими нагрузками.

Приложение 10

Положение

о проведении водного линейно-радиального похода (сплав на плотах понтонного типа) учащихся по р.р. Сорум, Казым, посвященного памяти Анатолия Ткалуна.

1. Цели и задачи:

- Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, укрепления нравственного и физического здоровья;

- Организация разностороннего и развивающего отдыха детей;

- Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, закрепление на практике теоретического материала из курса школьной программы по географии, биологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности из раздела «Туристские навыки и умения»;

- Создание условий для реализации творческих возможностей детей;

- Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми;

-   Ознакомление учащихся с флорой, фауной и ихтиофауной Белоярского района, воспитание  бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- Воспитание нравственной экологической культуры, изучение и сохранение культурного наследия региона;

- Совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся, воспитание эко- и этнокультуры.

П. Сроки и место проведения

Водный линейно-радиальный поход по р.р. Сорум, Казым проводится в три этапа:

- Подготовка документации, инвентаря, участников, должностных лиц похода: январь-май.

- Выезд в окрестности реки Сорум., подготовка плавательных средств: июнь.

- Сплав по рекам Сорум, Казым вниз по течению до г. Белоярский.

III. Участники водного линейно-радиального похода.

К участию в походе допускаются учащиеся, отнесённые к основной группе, занимающихся на уроках физической культуры, не имеющие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья (допуск школьного врача завизировать в детской поликлинике), имеющие письменное разрешение родителей или лиц их заменяющих, сдавшие теоретический зачёт по разделу: «Туристские навыки и умения».

Состав команды: 15 учащихся + 2 педагога.

IV. Организация и проведение похода.

Общее руководство, подготовку и проведение водного похода осуществляет администрация общеобразовательного учреждения.

Непосредственное проведение и организация водного похода возлагается на руководителя группы и его заместителя

VI. Финансовые условия.

Расходы, связанные с организацией и проведением, водного похода несет общеобразовательное учреждение.

Приложение № 11

Планирование обучающих мероприятий

Для теоретических и практических занятий по туризму предлагается в подготовительный период примерный план учебных занятий, который выглядит следующим образом.

Занятие № 1.

Цель: Получение необходимых знаний по выбору и подготовке места для установления на нем бивака.

Задачи:

Обучить участников компании грамотно определить место, наиболее удобно для оборудования бивака.

 Познакомить ребят с мероприятиями по подготовке местности для установки бивака.

 Практические занятия по устройству полевого лагеря.

Оборудование: Варианты схем полевых лагерей, палатка (5 шт.), карта района.

Место занятий: Лесная поляна.

Продолжительность занятий: 90-120 мин.

Задание

Время

Методические указания

1. Выбор места для
бивака

30-40мин.

Обязательные условия для места предназначенного для установки лагеря:

-продуваемость места;

-наличие воды;

-наличие топлива.

2. Мероприятия

по подготовке места для бивака

30-40 мин

Мероприятия необходимые для подготовки местности, на которой будет разбит бивак:

-отчистка площадки предназначенной под лагерь от природного мусора;

-подготовка кострового места;

-подготовка санитарных условий для нормального функционирования лагеря (туалет, место для мытья посуды, место для захоронения органических отходов).

3. Практические занятия

30-40 мин

Непосредственные мероприятия по планированию и установке лагеря:

-установка палаток;

-выбор наиболее подходящего расположения палаток в зависимости от рельефа местности;

-вспомогательные работы по обустройству лагеря;

-типы костров (колодец, таежный, нодья, лесной, звезда).

Занятие №2.

Цель: Подготовить участников кампании к жизни в полевых условиях. Задачи:

Научить участников экспедиции умению ориентироваться на местности.

Познакомить с навыками работы с картой, составление планов и схем местности.

Практическое закрепление изученного материала.

Оборудование: Компас (10 шт.), карта района (5 шт.), бинокль, курвиметр (5 шт.).

Место занятий: Базовый лагерь.

Продолжительность занятий: 120 мин.

Задание

Время

Методические указания

1. Умение ориентироваться на
местности


40мин.

Во время движения по туристическому  маршруту необходимы навыки ориентирования:

-определение сторон света по компасу;

-умение определить азимут и двигаться по нему;

-определение расстояния до объекта при помощи глазомера;

-определение сторон света по звездам.

2. Способность пользоваться картой, составлять планы и схемы местности

40 мин

При определении верности следования по маршруту
экспедиции, следует уметь читать карту:

-знание таких понятий, как: масштаб, рельеф, котловина, линия водораздела;

-определение своего местоположения по карте:

-подтверждение правильности движения экспедиции –по карте;

-умение составлять планы и схемы местности, по которой двигается экспедиция.

3. Практическое закрепление полученных знаний

40 мин

Движение каждого экипажа по заданному маршруту, возможно в разное время суток:

-с использованием компаса;

-с применением карты.

Занятие № 3

Цель: Получение необходимых знаний, умений и навыков по преодолению сложных участков туристического маршрута при помощи спецсредств, а также оказание до врачебной помощи при травмах.

Задачи:

Научить участников экспедиции преодолевать природные преграды, препятствующие продвижению по намеченному маршруту.

Познакомить ребят со способами оказания до врачебной помощи при травмах.

Практические занятия по преодолению преград и оказания доврачебной помощи при травмах.

Оборудование: Трос (100 м), карабин (15 шт.), страховочный пояс (10шт.), медикаменты.

Место занятий:  окрестности города.

Продолжительность занятий: 90-120 мин.

Задание

Время

Методические указания

1. Преодоление естественных преград:

-переход через заболоченные участки;

-преодоление чащобных участков;

-переправа через водные преграды с помощью троса и страховочных поясов

40мин.

Во время движения по туристическому маршруту, может возникнуть необходимость в преодолении естественных препятствий:

-переход через заболоченный участок с помощью шеста и без него;

-преодоление чащобных участков с рюкзаком и без него;

-при переправе через водные преграды при помощи троса и страховочных поясов необходимо знать способы крепления троса, виды «морских узлов», системы страховки и самостраховки, пионеринг (создание вспомогательных конструкций при помощи
веревок и деревянных брусьев).

2. Оказание

доврачебной   помощи
при травмах:

-виды травм;

-способы обработки ран;

-способы фиксации переломов:

-изготовление носилок для переноски
пострадавшего;

-личная гигиена участников экспедиции

40 мин

Обучение необходимым навыкам   оказания медицинской помощи при разных видах травм:

-резаная, рваная, колотая рана;

-обработка ран медицинскими препаратами и наложение тугой повязки;

фиксация перелома при помощи подручных средств;

-изготовление  носилок из подручных средств (веревочное сидение).

3. Практическое закрепление полученных знаний

40 мин

Преодоление в окрестностях водных преград:

-установка переправы;

-использование страховочного пояса;

-вязание «морских узлов»;

-снятие переправы.

Занятие №4.

Цель: Ознакомление с тактикой движения по сухопутному маршруту. Задачи:

Туристическое снаряжение во время сухопутной части пути.

Практическое закрепление знаний.

Оборудование: Компас (5шт.), карта района (5шт.).

Место занятий:  окрестности города.

Продолжительность занятий: 90-120 мин.

Задание

Время

Методические указания

1 Подготовка туристического снаряжения

30-40мин.

Необходимые мероприятия для подготовки личного и базового туристического снаряжения:

-подготовка рюкзака к сухопутному маршруту, упаковка в него личного снаряжения участника экспедиции:

-сбор передвижного лагеря (сборка палаток, консервация кострового места, захоронение органических отходов);

- распределение всего груза между участниками экспедиции.

2. Практические занятия

30-40мин.

По окончанию теоретической части занятии, каждый экипаж должен верно выполнять следующие задания:

-правильно упаковать личные вещи в рюкзак;

-сбор полевого лагеря;

-движение экипажа по заданному маршруту со снаряжением.

Занятие №5

Цель: Получение навыков эксплуатации и управления плотом во время движения экипажей по водной части маршрута экспедиции.

Задачи:

Научить участников экспедиции готовить плот к спуску на воду.

Дать необходимые знания и навыки по управлению и движению плота.

Практическое закрепление знаний.

Оборудование: Мини-плот и сопутствующее оборудование, карта местности, компас, курвиметр.

Место занятий: окрестности города.

Продолжительность занятий: 90-120 мин.

Задание

Время

Методические указания

1 Подготовка плота к спуску на воду

40мин.

Ознакомление с инструкцией по использованию плота:

-поочередное закачивание воздуха в баллоны плота и его спуск на воду;

-закрепление на плоту полезного груза;

-размещение на плоту экипажа.

2. Изучение навигационных возможностей плота

40 мин

Движение плота по реке и роль экипажа в его управлении:

-количество гребцов на плоте должно составлять 4-6 человек, именно от слаженной работы зависит фарватер и скорость движения плота;

-прохождение плотом сложных участков речного фарватера.

3. Практическое закрепление полученных знаний

40 мин

По окончанию теоретической части занятий, каждый экипаж должен выполнить следующие задания:

-подготовить плот к спуску на воду;

-спустить на воду, закрепить груз и занять места на плоте;

-пройти определенный маршрут на плоте по реке Казым.

Занятие № 6.

Цель: Подготовка участников кампании к жизни в полевых условиях, а в частности, приготовление пищи во время движения по туристическому маршруту.

Задачи:

 Обучить участников экспедиции основным приемам хранения продуктов питания во время движения по туристическому маршруту.

Научить определять пригодность продуктов.

Познакомить экипажи основным рецептам приготовления кулинарных блюд в условиях полевого лагеря.

Практическая часть занятия.

Оборудование: Кухонная утварь,  продукты.

Место занятий: Окрестности города.

Продолжительность занятия: 90-120 мин.

Задание

Время

Методические указания

1. Хранение продуктов в походе


40мин.

Обязательные предписания для правильного хранения продуктов в походе:

-не допускать намокания, затхлости и деформации продуктов;

-не складировать продукты плотно друг к другу и к земле;

-хлеб, сухари, муку, крупу, соль, сахар, мясо, рыбу и колбасы

 держать в сухом проветриваемом месте;

- хлеб, сухари, муку, крупу, соль и сахар хранить в полиэтиленовых пакетах, систематически осматривать их, при необходимости просушивать на солнце;

-жиры и масла следует хранить в стеклянных емкостях с крышками, в жару масло следует перетопить;

-для хранения мяса в жаркую погоду его следует натереть солью, затем уложить в водонепроницаемую тару и опустить в холодную проточную воду.

2.Определение пригодности продуктов

40 мин

Для определения качества продуктов руководствуются следующими правилами;

-мясо должно быть упругим, не иметь неприятного запаха, жир в мясе должен иметь бледно-желтый цвет;

-свежая рыба не должна деформироваться при надавливании и  не имеет неприятного запаха;

-консервы не должны иметь вздутых стенок, нельзя хранить остатки консервированной пиши в металлических банках;

-колбасы и копчености не должны иметь плесени и гнилостный запах;

-животное масло не должно иметь плесени и гнилостного запаха;

-растительное масло должно быть прозрачно и не иметь горького привкуса:

-крупы не должны затхло пахнуть и иметь горький вкус.

3. Знакомство
рецептами
походной кухни

40 мин

Блюда, которые с легкостью готовиться в походе:

-супы - наиболее простое и удобное в приготовление блюдо;

-каши - готовятся из различных круп, бобовых культур и зерен пшеницы;

-блюда из картофеля;

-мясные блюда;

-мучные изделия.

4. Практическое закрепление полученных знаний

Практическое закрепление данного материала следует провести в игровой форме, как соревнование в поварском искусстве.

Приложение 12

Сценарий «Вечер бардовской песни»

Педагог: Прекрасное окружает нас повсюду, и в природе и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его увидеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом человеке. И нет ничего прекрасней, чем задушевная песня под гитару, вечером у костра, в кругу друзей.

Человеку холодно на свете,

На земле, открытой всем ветрам.

Я не знаю, есть на свете место,

Где не верят песням и кострам.

Педагог: Сегодня у нас вечер бардовской песни. А вы знаете, кто такие барды, и откуда пошло это название. Нет? Тогда слушайте. Еще задолго до Рождества Христова на Земле жили люди наши прародители, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. В присутствии друидов воины кельтов никогда не обнажали оружия. Чтобы получить звание начальной ступени друидов, нужно было двадцать лет индивидуально обучаться у Великого Духовного Наставника - жреца друидов. Прошедший посвящение назывался БАРД. Он имел моральное право идти в народ и петь, вселять в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

На кельтов напали римские легионы. Последняя битва происходила у реки. Римляне видели, что среди воинов кельтов ходят женщины с распущенными волосами. Римские полководцы знали, что когда ходят эти женщины, то для победы над кельтами нужно превзойти их по численности в шесть раз!

Римляне выставили войско, в десять раз превышающее кельтов по численности. Прижатая к реке, погибала последняя семья кельтов. Они стояли полукругом, за их спинами молодая женщина кормила грудью крохотную девочку и пела. Пела светлую, не грустную песню, что бы не вселить в душу девочки страх и печаль, что бы были с ней образы светлые. Когда девочка смотрела на мать, их взгляды встречались. Женщина ласково называла ее Бардой.

Уже не было обороняющегося полукруга. Перед римскими легионерами на тропе, ведущей к женщине, стоял с мечом в руках окровавленный молодой Бард. Он повернулся к женщине, их взгляды встретились и они улыбнулись друг другу. Израненный Бард смог удержать легионеров, пока женщина, спустившись к реке, не положила девочку в лодку и не оттолкнула ее от берега. Только тогда обессиливший Бард последним усилием воли бросил к ногам женщины свой меч.

Она подняла меч и в течение четырех часов непрерывно сражалась с легионерами, не подпуская их к реке. Легионеры уставали и сменяли друг друга на тропе. Римские военачальники в недоумении молча наблюдали, почему отлично подготовленные и сильные солдаты не могут нанести да же царапину молодой женщине. Она сражалась четыре часа и умерла от изнеможения. Медленно опускаясь на колени и падая, она смогла в последний раз послать слабую улыбку вслед уносимой течением реки лодки с маленькой Бардой.

Девочка Барда стала девушкой, потом женщиной и матерью. Она жила на Земле и пела, ее песни дарили только светлые эмоции людям.

А Ю.Визбор написал, услышав эту легенду:

Наполним музыкой сердца,

Устроим праздники из буден,

Своих мучителей забудем.

Вот сквер - пройдем же до конца.

Найдем любимейшую дверь,

За ней - ряд кресел золоченных.

Куда, с восторгом увлеченным,

Внесли мы тихий груз потерь.

Наполним музыкой сердца.

А теперь ребята давайте просто попоем. Наполним музыкой сердца.

Исполняются песни под гитару.

       

Белоярский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сплав по реке Терешка-2012 г.

        Наступил долгожданный всеми нами момент! День начался в 06.00 часов утра.  После завтрака ребята начали собирать вещи, палатки, готовить байдарки к отплыти...

Программа Всероссийской Олимпиады по физкультуре. (Районный Этап)

Программа включает в себя комплекс заданий для подготовки к Олимпиаде (практическая часть)....

программа "Сплав по реке Чусовая"

Данная программа направлена на всех без исключения детей от 12 до 16 лет включительно.Данный возрастной период выбран не случайно.Во-первых, это возраст, при котором расставание с родителями на достат...

Программа "Сплав по реке Сосьва"

Река Сосьва одна из наиболее крупных рек Северного Урала. Ширина реки 60-80 м., глубина 0,7 – 3 метра, скорость течения 0,4 – 0,5 м\с, берега крутые, обрывистые, на пути , в верховье реки ...

программа "Сплав по реке Обь"

         Сегодня подростков привлекают экстремальные виды спорта. Спортивный туризм – один  из наиболее интересных  и увлекательных способов летнего отд...

План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год

Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....