Статья в юбилейную газету №3 "Военно - патриотическое воспитание в "МОУ Лицей №31"
статья по теме

Кузнецова Людмила Николаевна

Лицею - 35!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voenno-sport._vosp._v_licee_no31.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

История в лицах

    Жизнь общества всегда ставила серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения, потому что  государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, и инженеру, и водителю.      

     Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе началась ещё в далёкие, 70 – ые годы, когда пост  директора занимал Купчинин Алексей Семёнович, а  военно – патриотическое движение возглавлял Белов Фёдор Степанович, бывший фронтовик, участник Великой Отечественной войны. Именно тогда ввели в образовательный процесс НВП (начальную  военную подготовку),  стали проводиться Смотры строя и песни, Всесоюзные  игры «Зарница» (7 – 8 кл.) и  «Орлёнок» (9 – 10 кл.).

     В 1982 году под руководством Белова Ф. С. в школе был сформирован первый юнармейский батальон. Первыми командирами взводов, а затем и батальонов были, несомненно, самые ответственные, дисциплинированные, способные повести за собой ученики: Калямин Александр, Прокопенко Андрей, Лапшин Сергей, Горюнов Александр, член Всероссийского штаба Всесоюзной игры «Орленок», Федюнин Александр, первый и единственный суворовец в нашем лицее,  и, конечно же, Маляева Светлана – сейчас она  Агапова Светлана Алексеевна, учитель английского языка нашего лицея. Светлана Алексеевна была командиром взвода в 1980, 1981, 1982 г.г. и ежегодно выводила свою команду на Почётное  I  место в Смотрах строя и песни, посвящённых значимым датам в истории нашей страны.  Наивысшим же  достижением «Зарницы» было участие наших юнармейцев во Всесоюзной игре в Днепропетровске в 1983 году, а «Орлёнка» -  в Туле и Пскове.                                                                    

     Не было бы, наверное, таких результатов, если бы не дисциплина и сознательность учеников. А они  были готовы к тому, что каждое утро в школе  начиналось с развода:  на линейку   выстраивались все ученики и отдавался рапорт о наличии учащихся, о том, кто отсутствует в школе и по каким причинам. Затем торжественным маршем все расходились по кабинетам: начинались уроки… Уроки жизни… Уроки доброты… Уроки нравственности…

     И сейчас наш лицей продолжает славное дело, начатое 35 лет тому назад.                                                      Военно – патриотическое воспитание в школе идет по трем  направлениям.

I направление

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил                     Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти - выставление почетного караула  у Поста №1 города Саранска  и у мемориальной доски  Голубеву С.Н., выпускнику нашего лицея, участнику боевых действий в Чечне, награжденному орденом Мужества (посмертно); возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий в памятных местах города Саранска).
  2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравления  и выступления с концертами перед ветеранами войны и труда.
  3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов),  посвященных великим праздникам.

II направление

Военно-спортивные игры

      Прежде всего,  это  ДВИЖЕНИЕ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ  («Орленок»), которое  в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА – АРМИЯ». Опыт проведения игры « Орлёнок»  показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся.  «Орлёнок»  оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.                                        

     С 1994 по 2005 год руководителем команды юнармейцев был  Калямин Юрий Петрович, полковник в отставке. Наши «Юные патриоты» под руководством Юрия Петровича систематически  занимали призовые места в военно – спортивных играх  города  и Республики. А в июле 2005 года юнармейцы лицея завоевали право представлять Мордовию на Всероссийской спартакиаде школьников по военно – прикладным видам спорта и принять участие в парадном марше на Поклонной горе в Москве. Наши ребята выступили успешно: были награждены дипломом, вымпелом и ценными подарками. Трое выполнили разрядные нормы по военному четырёхборью: Бритов Игорь – второй разряд, Беляков Максим – третий, Кузнецов Андрей – третий.                                                    

     В спартакиаде участвовали: Бритов Игорь (выпуск – 2006 г.), Беляков Максим (выпуск – 2006 г.), Закирова Катя (выпуск - 2009 г.), Зубаров Евгений (выпуск -  2008 г.), Сураев Владимир (выпуск - 2008 г),  Потапов Олег (выпуск - 2008 г.), Кузнецов Андрей (выпуск – 2006 г.), Смирнов Владимир (выпуск – 2006 г.), Горбунова Юлия (выпуск – 2009 г.), Чернеева Юлия (выпуск - 2008 г.), Сухарова Алёна (выпуск – 2007 г.).          

     С 2005 года и по настоящее время военно – патриотическое движение в школе возглавляют Чернеев Анатолий Иванович и Квасков Герман Вячеславович.   Ежегодно наши юнармейцы, продолжая славную традицию, начатую 35 лет назад, становятся победителями и призёрами на муниципальном и республиканских уровнях.    

     Хочется отметить самых активных участников ДВИЖЕНИЯ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ нашего лицея:  

Выпуск – 2005: Агапов Артур, Биккинина Регина,   Коротин Александр, Кузнецов Максим, Сидорова Ирина.

Выпуск – 2006: Беляков Максим, Бритов Игорь,   Кузнецов Андрей, Смирнов Владимир.

Выпуск – 2007: Сухарова Алёна.

Выпуск – 2008: Зубаров Евгений, Потапов Олег, Сураев Владимир,  Чернеева Юлия.  

Выпуск – 2009: Горбунова Юлия, Закирова Екатерина.

Выпуск – 2010: Агапов Сергей, Ежова Анастасия, Ерошин Павел, Лешкаев Михаил, Мальцева Анастасия.

Выпуск – 2011: Малов Андрей.

Выпуск – 2012: Базеева Алина, Калядина Екатерина, Капранов Евгений, Каргина Мария, Ростова Анастасия, Сильнов Андрей.

11Б класс (2012 – 2013 уч. год): Банюкова Анна, Вдовин Антон, Казаков Егор, Ливончик Дмитрий, Ломакин Артём, Мартемьянов Александр, Селезнёв Вадим, Чугунов Александр.

    Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества. Ежегодно в школе проводятся конкурсы  старшеклассников «А ну – ка, парни!» и  «А ну – ка, девушки!» и другие мероприятия.

III направление

Взаимосвязь школьного и воинского коллективов

      Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими, связь с редакцией газеты «На посту» Северо – Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.  

     Урок также стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом.                                                                                                  

     Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

     Созданный кабинет ОБЖ и  МУЗЕЙ «ПОДВИГ»  являются воспитательным центром военно-патриотической работы в нашем лицее. Наличие в лицее подобного воспитательного центра военно-патриотической работы способствует приданию всей проводимой работе системности, закреплению позитивных традиций. В   МУЗЕЕ  имеется уголок боевой Славы, где помещены материалы по поисковой работе, способствующие воспитанию школьников на героических традициях старших поколений.

     На базе МУЗЕЯ, руководителем которого является КАЛЯМИН  ЮРИЙ  ПЕТРОВИЧ,  проводятся:

  1. Уроки истории, литературы, географии, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков.
  2. Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях.
  3. Организуется учеба юнармейцев.
  4. Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков.
  5. Телемосты с  военными частями, в которых проходили службу наши выпускники.

     Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем лицее,  помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Безусловно, школа должна принять и принимает на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она,  несомненно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

     При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в лицее  по военно-патриотическому воспитанию.

     Наши ученики  хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания учащихся"

Статья "Музей как средство экологического, патриотического воспитания школьников" . В  данной работе представлен анализ работы школьного музея МБОУ ООШ с. Правые Кумаки". Выступление по этой теме...

Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211

Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...

Статья "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания" .

Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма              Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на челове...

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....