Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211
рабочая программа

Кудрина Елена Александровна

Предисловие

«Для гражданина России особенно

важны моральные устои.

Именно они составляют стержень

патриотизма,

без этого России пришлось бы

забыть о национальном достоинстве

и о национальном суверенитете»

 

Президент Российской Федерации

В.В.Путин

 

I. Пояснительная записка к программе.

 

         Данная программа деятельности социального педагога реализуется в рамках школьной программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности среди учащихся школы на 2020-2023 годы (далее – Программа).

При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработки и выводы научных исследований, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга, учтены положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций.

В состав данной программы входит комплекс мер, направленных на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предисловие

«Для гражданина России особенно

важны моральные устои.

Именно они составляют стержень

патриотизма,

без этого России пришлось бы

забыть о национальном достоинстве

и о национальном суверенитете»

Президент Российской Федерации

В.В.Путин

I. Пояснительная записка к программе.

        Данная программа деятельности социального педагога реализуется в рамках школьной программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности среди учащихся школы на 2007-2010 годы (далее – Программа).

При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработки и выводы научных исследований, опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга, учтены положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций.

          В состав данной программы входит комплекс мер, направленных на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

        Идеи национальной, расовой и религиозной терпимости пронизывают атмосферу жизни Санкт-Петербурга с момента его основания. Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется «гармонией разнообразия» - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Продолжение и развитие этих традиций – одна из главных задач реализации настоящей программы.

        Петербург – традиционно многонациональный город, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и сотни тысяч представителей различных национальных меньшинств. В 1989 г. это были представители почти 130, в 2002 г. – 138 , в 2006 г. – 142 нерусских национальностей, из которых четыре – украинцы, белорусы, евреи и татары – являются наиболее многочисленными. Усилившиеся в последние 10 лет процессы миграции населения из бывших союзных республик привели к тому, что в Петербурге появились школы, в которых состав учащихся до 30% является многонациональным. Программа для нашей школы актуальна, т.к. в ней учатся дети разных национальностей.         На 1 сентября 2007 г. 28 % от общего числа учеников составляют армяне, цыгане, белорусы, украинцы, татары, грузины, азербайджанцы, осетины, калмыки, кабардины, абхазцы. Школа с таким контингентом представляет собой новый тип школы – полиэтническая школа.

          Эта программа рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет, т.к. основная задача педагогической профилактики заключается не только в предотвращении экстремизма на национальной почве, а в формировании  мировоззрения  и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения.

События последнего времени  показали, насколько актуальны проблемы воспитания толерантности в современном поликультурном мире, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на подрастающее поколение. Чтобы погасить проявление межнациональной неприязни, надо при обучении и воспитании создавать условия психологического комфорта, воспитывать уважение к традициям других народов через уважение к своему народу. Самым актуальным и ведущим направлением в воспитательной работе с молодым поколением является патриотическое воспитание.

Наше общество постепенно стало утрачивать традиционно российское патриотическое воспитание.

Основная педагогическая задача патриотического воспитания – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота России; воспитание гражданственности и патриотизма у молодежи, формирование чувства сопричастности с судьбой Отечества, своего народа, города.

Важная роль в решении этой задачи отводится в школе.

Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе №211 на 2007-2010 г. отношений  рассчитана на три года. 2007-2008 учебный год посвящен изучению народов России. Актуальным и ведущим направлением в воспитательной работе с молодым поколением является патриотическое воспитание, чему и посвящена программа деятельности социального педагога на 2007-2008 уч.г.

Актуальность программы.

                В условиях все более усиливающейся интеграции мирового сообщества, расширением межкультурных контактов, созданием единого образовательного пространства, гуманизацией всех сторон жизни общества, несомненно актуально воспитание в молодом поколении общепланетарного сознания, когда человек стремится приобрести знания об этносах, глобальных проблемах человечества, чувствует себя ответственным за все происходящее в мире и в то же время, наряду с ощущением социальной ответственности, обладает чувством свободы и независимости.

Краткая характеристика ОУ

                 ГОУ средняя общеобразовательная школа № 211 с углубленным изучением французского языка им. Пьера де Кубертена Центрального района Санкт-Петербурга расположена по адресу: ул. Гороховая, д. 20.

         Школа основана в 1860 г. как Мариинское училище, в 1862 г. переименована в гимназию. С 1917 г., в течение 20 лет, школа несколько раз меняла свой статус: была  11-ой трудовой школой, 38 фабрично-заводской девятилеткой, десятилетней школой № 27, школой № 12.

           В 1945 г. школа стала мужской, а в 1953 г. мужская школа № 211 и женская № 221 объединяются в одну школу, которой присваивается  номер 211.

           В 60-е годы ОУ № 211 – это физико-математическая школа при ЛЭИС им. М.А.Бонч-Бруевича.

            В 1991 г. получила статус школы с углублённым изучением французского языка. В 1995 г. решением топонимической комиссии Администрации Санкт-Петербурга школе присвоено имя Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения, в связи с достижениями ОУ в изучении иностранных языков и в спорте. Школа славится своими спортивными победами.

           В 2007-2008 уч.г. в состав школы входит 20 классов: 7 классов начальной школы и 9 классов – основной школы и 4 класса – средней.

        

Участники образовательного процесса (количество участников)

Уровень мероприятий

Ответственные

Учашиеся: 1-  4 классы (136)

                    5- 7 классы (139)

                    8 – 9 классы (71)

                    10-11 классы (103)

школа

Классные руководители

Учителя:

Географии

Истории

Биологии

ОБЖ

Физкультуры

Литературы

Обществознания

Французского языка

Английского языка

Школа

Школы района, города

ДДЮТ

Музеи

ППМСЦ «Развитие»

Выставки

Санкт-Петербургский Дом Национальностей

РГПУ им.А.И.Герцена, геофак

Администрация

II. Нормативно-правовые документы, используемые для написания Программы

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской  Федерации, с положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, с  Законом Российской Федерации «О национальной автономии», Законом  Санкт-Петербурга «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», Программой  Санкт-Петербурга «Толерантность», «Программой по патриотическому воспитанию», Декларацией Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу – гармонию в многообразии», а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации Объединенных Наций.

        В работе социального педагога используются следующие документы:

● Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации

● Указ Президента РФ о федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»

● Закон Санкт-Петербурга  «Профилактика правонарушений среди подростков и молодежи»

●Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

●Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, разработанные Минобразования РФ

● Приказ Комитета по образования Администрации Санкт-Петербурга «О мерах по решению проблем беспризорности и безнадзорности»

●Приказ отдела образования территориального управления Центрального административного района «Об усилении работы ОУ по профилактике детской беспризорности и безнадзорности»

●Методические рекомендации о взаимодействии ОУ с семьей, разработанные Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ

●Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и др.

        

II. Цели и задачи Программы:

        Главные цели Программы –  способствовать формированию чувства патриотизма и гражданственности, любви к Отечеству, к его истории, уважением к подвигам; укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека, создание возможностей для творческого развития детей; приобщение детей к культурным ценностям.

        

        Основные задачи Программы:

        Формировать толерантное сознание обучающихся в школе, представление о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.

        Формировать позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в Санкт-Петербурге.

        Формировать интерес и уважение к традициям, обычаям и культуре различных этнических групп, представленных в Санкт-Петербурге.

        

        Формировать мировоззрение и духовно-нравственную  атмосферу этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; общественного осуждения и наказания на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.

        Вызвать интерес учащихся к изучению истории страны.

        Воспитать уважение петербуржцев к традициям разных народов.

        Воспитать чувство патриотизма.

        Создать условия  для  самореализации и развития творческого потенциала детей.

        Научить аргументированно высказывать свое собственное мнение.

Развить познавательный интерес к отечественной истории.

Приобщить детей к мировым культурным ценностям.

        III. Ожидаемые результаты:

        Воспитание у учащихся школы позитивного отношения к конфессиональному многообразию Санкт-Петербурга.

        Формирование толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.

        Снижение степени распространенности негативных этнических установок  и предрассудков.

        Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.

        Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.

        Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации учащихся из числа мигрантов.

IY. Комплекс мероприятий.

Программа рассчитана на три учебных года.

1-й год: Народы России. Культура и традиции.

2-й год: Народы стран СНГ. Проблемы межэтнических отношений.

3-й год: Народы Мира. Культура и традиции. Этнические конфликты.

2007-2008 уч.г.: Народы России. Культура и традиции

Основные

мероприятия

Год, месяц

проведения

Класс

Контингент

Ответственные

Совещание с классными руководителями. Планирование работы по профилактике экстремизма, воспитанию толерантности учащихся

11.09.07

15.00

1-11

Классные руководители

Учителя

Администрация школы

Совещание методического объединения классных руководителей «Пути формирования толерантного сознания учащихся»

18.09.07

15.00

1-11

Классные руководители

Учителя

Администрация школы

Заседание общешкольного родительского комитета. Тема: «Профилактика экстремизма. Воспитание толерантности у учащихся»

11.09.07

17.30

1-11

Родители учащихся

Администрация школы

Анкетирование учителей и учащихся «Уровень нравственности»

20.10.07-20.11.07

1-11

Учителя,

Учащиеся школы

Учитель географии

Ярина О.Г.

Проведение классных часов на тему «Современный экстремизм», «Толерантность – мировоззрение современного общества»

Классные часы согласно расписанию

7-11

Классные руководители

Социальный педагог

Кудрина Е.А.

Беседа с родителями на родительском собрании «Профилактика экстремизма.Толерантность»

11.09.07

18.00

5 - 11

Классные руководители

Учителя

Родители учащихся

Администрация школы

Социальный педагог

Тренинг «Авангард» (волонтерское движение»

13.09.07

9

Учащиеся

Социальный педагог

Географический КВН «Традиции и культура народов мира»

24.09.07-29.09.07

10

Учащиеся

Ярина О.Г.

Беседа с родителями на родительском собрании «Неформальные молодежные и подростковые сообщества»

21.11.07

17.30

5 -11

Родители учащихся

Администрация школы

Социальный педагог

Классные руководители

Работа Школьного Ученического Совета

Еженедельно

По средам

5-11

Члены ШУСа

Зам.директора по ВР

Гольдфайн О.В.

Автобусная экскурсия клуба «Выходного дня» «Храмы СПб»

19.11

9.00

8 -11

Учащиеся

Родители учащихся

Учителя

Гольдфайн О.В.

Недели национальностей (в рамках предметных декад)

Сентябрь-май

1-11

Учащиеся

Учителя

Родители

Гольдфайн О.В.

Кудрина Е.А.

Педагогический эксперимент «Воспитание нравственности на уроках географии»

В течение года

8-10

Учащиеся

Ярина О.Г.

Город-герой Волгоград: прошлое, настоящее, будущее

В течение

3-х лет

1 - 11

Учащиеся

Классные руководители

Гольдфайн О.В.

Дискуссионный Клуб: «Лики Толерантности» (посещение музеев, выставок, библиотек, лекции, концерты, фестивали)

В течение года

5 - 11

Учащиеся

Учителя

Гольдфайн О.В.

Кудрина Е.А.

Конкурс рисунков, плакатов, творческих работ «Мы очень разные,но мы вместе»

10.02.08-17.02.08

1-11

Учащиеся

Гольдфайн О.В.

Кудрина Е.А.

Классные руководители

Неделя Толерантности

10.02.08-21.02.08

1-11

Учащиеся

Родители

Гольдфайн О.В.

Кудрина Е.А.

Клочко А.Р.

Ярина О.Г.

Классные руководители

День правовых знаний «Россия – многонациональная страна»

Школьный фестиваль

21.02.08

10.00

21.02.08

12.00

9-11


1-11

Учащиеся

Классные руководители

Родители

Гольдфайн О.В.

Кудрина Е.А.

Клочко А.Р.

Ярина О.Г.

Участие в общественных движениях «Союза юных петербуржцев»

В течение года

7 - 11

Учащиеся

Гольдфайн О.В.

Участие в акции «День добровольного служения городу»

Апрель-май 2008

9 - 11

Учащиеся

Гольдфайн О.В.

Клуб изучения культурных традиций мира

По плану ППМСЦ «Развитие»

10

Учащиеся

Классные руководители

Кудрина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа поможет классным руководителям 5-9 классов в воспитании патриотов и граждан Отечества. Материал предполагает дополнения и изменения....

Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Ямалец"

Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию...