программа по гражданско-патриотическому воспитанию
рабочая программа по праву по теме

Кислицына Марина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gpv.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

  1. Название программы

Программа «Гражданско-правовое воспитание учащихся 1 – 11 классов коррекционной школы VIII вида»

  1. Авторский коллектив

Кислицына М.В. – воспитатель, Перцева О.А. – воспитатель, Бердюгина Н.В. – воспитатель, Колесникова Л.В. – зам.директора по ВР.

  1. Заказчик

«Каргапольская коррекционная школа-интернат VIII вида»

  1. Срок реализации программы

постоянно

  1. Краткое изложение идеи программы

Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива воспитателей, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Данная программа является лишь часью внеклассной работы воспитателя. Программа включает в себя как различные подходы в воспитании, так и элементы собственной воспитательной системы воспитателя.

Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала школы гражданско-правовой  направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.)

В качестве основных задач выступают:

  • - создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного             гражданина;
  • - знакомство с правами человека как эталоном цивилизованных отношений между людьми;
  •  -развитие у учащихся социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
  • - формирование чувства ответственности за свои действия;  знание своих обязанностей;
  • - формирование здорового образа жизни, невосприимчивости к негативным привычкам, ведущим к правонарушениям и преступлениям;
  • - снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

           

Пояснительная записка

к направлениям внеурочной деятельности по гражданско – правовому воспитанию.

         I.  Гражданско- патриотическое воспитание -  один из приоритетов воспитательной работы Центра образования. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов. формированию у учащихся чувства  готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

          Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

          Память - важнейшая составляющая патриотического  воспитания , она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

          В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка, а также основ права и граждановедения.

          Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

          Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина – патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско – патриотического воспитания в школе.

 

II. Основные принципы, используемые в ходе реализации программы.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:

научность, гуманизм, демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

          III.  Основные направления программы:

Социальное

Цели:

  • воспитание сознательного отношения к учебе;
  • воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
  • формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

Содержание:

  • организация и проведение конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
  • организация совместных коллективных творческих дел;
  • организация и проведение благотворительных акций;
  • создание “Отряда Милосердия”;
  • организация работы с родителями.

Политическое

Цели:

  • воспитание правовой культуры;
  • знакомство с правовыми нормами и процедурами;
  • выработка правовой культуры;
  • развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

  • изучение символики Росси, края, города, школы;
  • оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  • изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
  • сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
  • совершенствование системы классного и школьного соуправления;
  • организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;
  • организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
  • создание кружка  “Ты и закон”

Экономическое

Цели:

  • воспитание экономической культуры мышления у учащихся;
  • формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Содержание:

  • организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр;
  • оформление выставок;
  • участие детей в общественно полезном труде;
  • организация профориентационной работы с учащимися.

Нравственное

Цели:

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
  • формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

  • соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
  • изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;
  • участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
  • ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
  • знакомство с различными видами искусств;
  • изучение истории России, символики, геральдики;
  • проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
  • оформление стендов: “Тропа успеха”, “Наши герои ”;
  • организация различных выставок;
  • организация культурных мероприятий для творческой самореализации.

Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап.– изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап.– оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Требования к уровню реализации программы.

К концу изучения программы учащиеся должны:

знать:

 название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать:

 назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин,  достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание,  обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;

применять:

 закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.

             IV.  Рекомендуемые формы работы:

  1. Чтение и обсуждение историй и житейских ситуаций.
  2. Написание рассказов, основанных на личном опыте или наблюдениях детей.
  3. Рисование плакатов в поддержку или защиту кого-либо.
  4. Придумывание или написание конца истории.
  5. Встречи с работниками КДН, суда, прокуратуры, райотдела милиции.
  6. Организация проведения тематических бесед.
  7. Рисование ситуации «Друзья», «Драка», «Один дома» и т.д.
  8. Анонимный рассказ о случае из своей жизни и обсуждение его в группе.
  9. Сюжетно-ролевые игры.
  10. Тренинг общения.
  11. Разговор при свечах и другие.

V. Ожидаемый результат.

  • качественный рост воспитанности детей;
  • снижение количества правонарушений;
  • снижение числа случаев самовольных уходов;
  • снижение случаев побегов;
  • отрицательное отношение к наркотикам, таксикомании, алкоголю, табакокурению, сквернословию;
  • осознание не только своих прав, но и обязанностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

Акция «Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.

Игра «Зарница».

Встречи с ветеранами.

Встречи с участниками современных воин.

Экскурсии в школьный, районный музей (по тематическим экспозициям).

Единые классные часы.

Возложение цветов к Памятным местам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

Изучение символики округа, города, школы.

Изучение традиций, истории России.

Работа школьного музея.

Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

Шефская помощь ветеранам.

Изучение основ государства и права.

Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий.

Основное тематическое  содержание Программы  по гражданско- патриотическому воспитанию.

На протяжении учебного года в каждом классе 1 раз в месяц проводится 1 беседа, а в конце – итоговое занятие.

1 класс

Раздел: Отношения ребенка с миром.

  1. Моя родословная.
  2. Моя малая родина.
  3. Страна, в которой мы живем.
  4. Кого называют гражданином.
  5. Помощь окружающим людям.
  6. Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому». Виды помощи.
  7. Оказание услуг постороннему.
  8. Помощь мальчика девочке, товарищам.
  9. Помощь родителю, воспитателю, няне.

Итоговое занятие: «Мы - помощники»

2 класс

Раздел: Настоящий гражданин – культурный человек.

  1. Права ребенка.
  2. Культура обращения с вещами и предметами. Должны ли быть у ребенка «его» вещи.
  3. Культура режима и распорядка дня.
  4. Культура поведения в общественных местах.
  5. Культурный человек – законопослушный человек.
  6. Что такое Закон. Зачем нужно его соблюдать.
  7. Что такое «правонарушение».
  8. Почему людей наказывают за совершение неблаговидных поступков, правонарушений.
  9. Кто отвечает перед Законом за проступки несовершеннолетних.

Итоговое занятие: Твое поведение в ситуациях: «один на улице», «в драке», «животному плохо», «группа детей в столовой», «звонок другу».

3 класс

Раздел: Будь приятен окружающим людям.

  1. Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?
  2. Уважение к собеседнику.
  3. Уважение к человеку во время трапезы.
  4. Формы проявления уважения: к прохожему, пассажиру, зрителю, продавцу, нянечкам, родителям, педагогам.
  5. Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.
  6. Правда и ложь. Хороршо ли обманывать друг друга и взрослых?
  7. Дисциплина и порядок.
  8. Что, значит, относится к людям по братски.
  9. Всегда ли Вы, отстаивая свои права, мнение, уважаете достоинства других?

Итоговое занятие: Дисциплина в детском коллективе.

               - разговор по душам

               - «Свечка»

4 класс

Раздел: Человек, государство, общество.

  1. Как называется главный Закон государства.
  2. Понятие о гербе страны.
  3. Символы России: гимн, герб, флаг.
  4. Президент – глава государства.
  5. Что такое «общество».
  6. Должно ли государство защищать права своего гражданина.
  7. Что такое «выборы».
  8. Поведение человека в государственном учереждении.
  9. Уход за памятниками – добрая память о людях.

Итоговое занятие: Рассказ – «Страна, в которой мы живем.».

5 класс

Раздел: Собственность, деньги, семья.

  1. Личная собственность.
  2. Государственная собственность.
  3. Понятие «бедные» и «богатые».
  4. Что означает выражение «Уговор дороже денег»?
  5. Где и как человек использует деньги.
  6. Способы  зарабатывания денег.
  7. Место  хранения денег.
  8. Семейный бюджет.
  9. Должны ли родители обеспечивать детей? Взаимные обязанности.

Итоговое занятие: Ситуация для размышления «Хочу потратить деньги».

6 класс

Раздел: Права ребенка.

  1. Конвенция о правах ребенка. Общие понятия.
  2. Право на личную жизнь. Неприкосновенность жилища.
  3. Я имею право и хочу учиться.
  4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  5. Равноправие людей.
  6. «Правозащитники» – кто они?
  7. Почему права ребенка необходимо защищать?
  8. Права детей и их нарушения.
  9. Дисциплина и обязанности в детском коллективе.

Итоговое занятие:  Тренинг общения – «Нет прав без обязанностей.».

7 класс

Раздел: Права ребенка, человека и гражданина.

  1. Право на имя, гражданство, родительскую заботу.
  2. Право ребенка на жизнь и развитие.
  3. Право на свое мнение и свои взгляды. Индивидуальность.
  4. Право на лечение. Хочу и могу отдыхать.
  5. Что такое общество?
  6. Человек – существо общественное.
  7. Достоинства и недостатки человека.
  8. Что такое дружба? Одна душа в двух людях.
  9. Обязанности перед обществом. Зачем они нужны?

Итоговое занятие: Составление перечня детских проблем.

8 класс

Раздел: Уголовная ответственность.

  1. Преступление и наказание.
  2. Добро и зло. Жизнь дана на добрые дела.
  3. Равнодушие  помогает преступлению.
  4. Причины преступлений.
  5. Групповые правонарушения несовершеннолетних.
  6. Зачем охранять памятники государства.
  7. Войны, вооруженные конфликты и человеческие жизни.
  8. Дети беженцы, дети инвалиды: их права.
  9. Национальные отношения.

Итоговое занятие:  Игра- соревнование «…Гражданином быть обязан.».

9 класс

Раздел: Мои права, их защита.

  1. Право на отдых, материальное обеспечение, необходимое для физического, умственного, духовного и нравственного развития.
  2. Защита ребенка от непосильного труда.
  3. Является ли привлечение детей к посильному труду (уборка помещения, территории, сада, огорода) формой эксплуатации их взрослыми.
  4. Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка. Право детей на усыновление.
  5. Лишение родительских прав.
  6. Свобода взглядов и мнения ребенка.
  7. Права ребенка на образование.
  8. Наши права защищает государство РФ.
  9. Порядок в обществе. От чего он зависит?

Итоговое занятие: Заключительная беседа – «Мои права и обязанности.»

10 класс

Раздел: Уголовное право. Преступление. Система правоохранительных органов.

  1. Чем занимается уголовное право?
  2. Что такое преступление? В чем его отличие от правонарушения?
  3. Виды преступлений.
  4. Чем вызван рост преступности в нашей стране в настоящее время?
  5. Применение смертной казни к особо опасным преступникам – за и против.
  6. Что такое суд? Какие дела он рассматривает?
  7. Преступность среди молодежи.
  8. В чем состоит задача милиции, суда, прокуратуры?
  9. Адвокат и право человека на защиту.

Итоговое занятие: Срез знаний «А вы это знаете?».

11 класс

Раздел: Трудовое право.

  1. Какие нарушения регулирует трудовое право?
  2. Документ, регулирующий отношения между работодателем и работником.
  3. Обязанности при заключении договора. Сроки, заключенного договора.
  4. Системы оплаты труда.
  5. Рабочее время и время отдыха. Одинаково ли оно для разных категорий работников?
  6. Трудовая дисциплина.
  7. Что такое социальное страхование? Виды его обеспечения.
  8. Имеет ли ребенок право на труд? В каких документах это отражено?
  9. Обязанности гражданина на рабочем месте.

Итоговое занятие: Практическое занятие – документация при оформлении на работу.

Литература

  1. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №7 2010г.
  2. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе
  3.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003
  5. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
  6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
  7. Страничка интернета/ Rambler/Образование/@. ru
  8. Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru
  9. Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru
  10. Страничка Интернета/5-ballow /Военное и  патриотическое  воспитание

        /@. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2012 - 2014 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и и...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию в Лицее №211

Предисловие«Для гражданина России особенноважны моральные устои.Именно они составляют стерженьпатриотизма,без этого России пришлось бызабыть о национальном достоинствеи о национальном суверените...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа поможет классным руководителям 5-9 классов в воспитании патриотов и граждан Отечества. Материал предполагает дополнения и изменения....

Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Ямалец"

Программа гражданско-патриотического воспитания «ЯМАЛЕЦ» составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей коллектива воспитанников, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»

Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...