информационная карта классного руководителя
учебно-методический материал по теме

Бронникова Любовь Ивановна

Информационная карта инновационной работы классного руководителя в рамках национального проекта "Образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bronnikova_ppo_mkousosh_no_14_s._prosyanka.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

I. Общие сведения 

Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности


Бронникова Любовь Ивановна

МКОУСОШ №14

356527

Ставропольский край Петровский район

с. Просянка

ул. Мира, 69

Классный руководитель 10 класса, учитель географии, истории, обществознания

29 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

 Развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

         Несоответствие традиционной системы обучения и воспитания изменившимся условиям и задачам, стоящим перед современной образовательной системой делает необходимым выработки новых смыслов жизнедеятельности, формирование сильной личности, способной жить и работать в меняющемся мире, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Данный педагогический опыт предполагает решение данной задачи путем выполнения активных форм обучения: решение познавательных и проблемных задач, дискуссии, дидактические игры, самостоятельная работа

           Интеллектуальное развитие учащихся – неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи – не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно брать знания сообразно своим интеллектуальным данным. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознания и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:  

- интеллектуальные марафоны;
- дни интеллектуального творчества;
- защита интеллектуальных проектов;
- экскурсии в ВУЗы;
- интеллектуальные ринги и викторины;
- заседание клубов интеллектуалов;
- интеллектуальные олимпийские игры;
- школа интеллектуального развития.  

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

        Внедрение в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности. Использование новых технологий позволит повысить мотивацию к учению, формирование умению самостоятельной деятельности, развития творческого потенциала обучающегося.

Цель: формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

Для достижения этой цели выдвигаю следующие задачи:

  1. Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  2. Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности.
  3. Развитие интереса к  творческой деятельности.
  4. Обеспечение педагогической поддержки творческих устремлений учащегося.
  5. Приобщение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе. 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Новизна опыта заключается в апробации системы работы по развитию творческого потенциала школьников, реализуемой через внеклассную и внешкольную деятельность посредством применения  комбинированных элементов технологий: технологии воспитания в сотрудничестве, технологии воспитания общественного творчества, игровых технологий, технологии развития творческого мышления, информационно-коммуникативных технологий.  

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

      Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности, нравственному поведению.

       Реализация программы воспитательной работы ориентирована на высокий научно-методический  и профессиональный уровень учителя и классного руководителя Бронниковой Л.И.. – учителя географии, истории, обществознания высшей категории, участницы  конкурса «Воспитать человека – 2013».

       Наличие информационных средств обучения, банка тестовых заданий.

       Наличие  кабинета, оснащенного современным оборудованием: компьютер, проектор,интерактивная доска.

       Владение учителем знаниями и навыками в области  информационно-коммуникационных технологий.

       Набор методической литературы,  копилка методических внеурочных разработок, ежегодные курсы повышения квалификации, освоение Интернет-ресурсов.

6.Результат изменений

1.Уровень воспитанности учащихся. Коллектив в классе сформирован. У учащихся преобладают такие качества, как дисциплинированность, ответственное отношение к учению, высокий уровень отношения к общественно-полезному труду - участие в трудовых акциях, субботниках, дежурство по школе. Победы учащихся класса в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.

2.Удовлетворенность родителей работой школы. Удовлетворенность растет с каждым годом. Родители довольны тем, что в классе присутствует благоприятная обстановка между классным руководителем и учащимися, проводятся много внеклассных мероприятий по сплочению классного коллектива и совместные мероприятия с родителями

3. Результаты уровня сформированности  отношения к ценностям у детей. Отношения к ценностям меняются: увеличивается число детей с высоким уровнем,  уменьшается - с низким развития.

4. Уровень удовлетворения учащихся школьной жизнью.

Степень удовлетворенности учащихся жизнью класса растет, уменьшается число детей с низкой степенью.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся  в ходе совместной деятельности:

  1. Сформированность коллектива
  2. Психологическая комфортность
  3. Формируются основные навыки и компетенции.
  4. Коммуникабельность, формирование деловых качеств, необходимых в современных условиях: мобильность, креативность и т.п.
  5. Умение использовать нестандартный подход при решении проблем

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1.Региональный профессиональный конкурс «Неверовские чтения – 2012» по теме «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности образовательных учреждений Ставропольского края» (2012 год).

2.Публикации на сайте:

  1. На мини-сайте «Про Школу Ру – бесплатный школьный портал» размещены  разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации, методические материалы.

Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/

  1. На сайте Социальная сеть работников образования "Наша сеть" размещены  разработки  внеклассных мероприятий, методические материалы к родительскому собранию.

 Адрес сайта: http://nsportal.ru/

  1. На личной странице на сайте методического объединения учителей Петровского района Ставропольского края размещены методические материалы к урокам.

Адрес сайта: http://www.geometod.jimdo.com/

  1. На личной странице на сайте «Первое сентября. Школа цифрового века» размещены методические материалы к урокам.

Адрес сайта: https://my.1september.ru/newuser/

III. Описание актуального педагогического опыта учителя 

Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как учителя и классного руководителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В связи с этим предприняты действия по преобразованию развития внутреннего потенциала каждого учащегося, воспитание интеллектуально развитой личности в процессе сотрудничества учителя и ученика по самообразованию, саморазвитию каждого школьника. Этому способствуют идеи личностно-ориентированного подхода, которые рассматриваются в концепции воспитательной работы нашей школы «Программа развития личностно-ориентированной воспитательной системы». Концепция  призвана способствовать   созданию благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, удовлетворение потребностей и интересов ребенка, развитие уникальных личностных качеств.

Актуальность опыта  направлена на реализацию подпрограммы «Одаренные дети»,  целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.  Одной из задач подпрограммы являются: создание системы выявления и развития детской одаренности в соответствии с их способностями. То есть сегодня школа должна создать все возможные условия для развития одаренного ученика, способность быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы достижения цели, быть интеллектуально развитой  личностью. 

Внеклассная работа для меня является дополнительной мощной возможностью для обучения учащихся. Я с большим удовольствием занимаюсь внеклассной работой. Моя личная цель заключается в том, чтобы привлечь и заинтересовать каждого ученика, чтобы любой ученик нашёл себе дело по силам и интересам в следующих мероприятиях: викторины,  спектакли и игры, турниры  смекалистых, конкурсы, КВМы, соревнования. Внеклассная работа способствует развитию многих личностных качеств учащихся; повышает интерес к знаниям, а самое главное  сближает учителя и ученика.

Реализация данного опыта осуществляется через классные часы, проводимые в различных формах. В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции. 

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий содействующих совершенствованию личности учащегося  не через уроки по каждому отдельному предмету, а через интеграцию различных видов классных часов – пролегает путь к всесторонне развитой личности.

Главный принцип педагогической деятельности: развитие творческого потенциала подрастающего поколения сочетается с поиском новых принципов организации содержания внеклассного мероприятия,  разработкой методов его проведения.

Цель работы: формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих и интеллектуальных способностей.

Основные способы достижения поставленной цели:

  1. использование разнообразных форм и методов организации воспитательной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных  способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить не правильный ответ и т.п.;
  3. создание педагогических ситуаций общения на классном часе, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Все эти составляющие могут быть представлены по-разному, но обязательно во взаимосвязи.

Технология реализации опыта опирается на следующие принципы:

  1. принцип целостности учебно-воспитательного процесса позволяет определить цели воспитания;
  2. принцип сотрудничества позволяет определить функции каждого ребенка, осмыслить и создать необходимые условия для воспитания и развития личности; предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь;
  3. принцип сопереживания предполагает взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков уважения;
  4. принцип творческой активности связан с необходимостью проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к  своему внутреннему и окружающему внешнему миру;
  5. принцип индивидуально-личностного подхода предполагает отношение к ребёнку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип означает направленность воспитания на выявление, сохранение, и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка;
  6. принцип демократизации означает построение отношений между взрослыми и детьми на основе взаимного уважения, доверия, сотрудничества и сотворчества;
  7. принцип духовности предполагает воспитание человека высокой культуры и нравственности. У воспитанников формируются духовные ориентиры, потребности в усвоении и обретении ценностей культуры, соблюдении во всех жизненных ситуациях норм гуманистической морали, интеллигентности.

В  связи с этим в 2012-2013 учебном году класс стал «Самым активным класом» по итогам первого полугодия, занимает призовые места во многих конкурсах и соревнованиях. Класс стал сплоченный, дружный, ответственный, учащиеся принимают участие во всех конкурсах и соревнованиях, родители им в этом помогают. 80%  учащихся занимаются в кружках и секциях.

IY. Экспертное заключение 

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 Проведение открытых внеклассных мероприятий, публикации на сайте.

Рекомендуется для  распространения среди педагогов средних общеобразовательных школ,

Форма: открытые классные часы, мастер-класс

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 Андросова Марина Викторовна - заместитель директора по ВР МКОУСОШ  №14

с. Просянка, Петровского района, Ставропольского края. Тел: (865-47)  68-2-21

                                                                         

 Приложение №2

V. Информационные характеристики опыта*

Характеристики

инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

Развитие способностей каждого ученика, формирование интеллектуальной личности с высоким уровнем культуры, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной к самоопределению и самореализации в современных условиях, физически здоровой, адаптированной к жизни в обществе

Формирование творческой личности. Способность быстро и адекватно адаптироваться в сложных условиях изменчивого социума, устанавливать деловые и межличностные отношения с  людьми;

умением конструктивно решать конфликты и личностные проблемы;

стремлением к высоким духовно-нравственным началам.

Расширение кругозора,

Самообразование, понимание условий реализации своих возможностей в конкретной  среде

2. Цели и задачи

Создание условий для индивидуальной образовательной активности школьников и повышение прфессионализма педагогов. Познание, самоконтроль, воспитание.

Развитие личностных качеств. Реализация Концепции целенаправленного развития личности. Создание условий для максимального развития всех детей; формирование здоровой, творческой личности, способной решать различные жизненные проблемы.

Интеграция образования,  целенаправленное развитие личности.

Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме.

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся..

3. Управление образованием


---   ---   ---


---   ---   ---


---   ---   ---

4. Содержание образования

Государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования.

Внеклассная работа.

Конкурсы, викторины, олимпиады

5. Технологии, в том числе ИКТ

1.Проектные методы  обучения.

2.Развивающее обучение.

3.Исследовательские методы обучения.

8.ИКТ.

9.Здоровьесберегающие технологии.

10.Разноуровневое обучение. 11.Проблемное обучение

12.Игровые технологии

13.Интерактивные технологии

14.Технология индивидуально-    творческого обучения

1.Технология использования игровых методов

2 .ИКТ.

3.Здоровьесбере-гающие технологии.

1.Технология использования игровых методов

2 .ИКТ.

3. Технология индивидуально-    творческого обучения

6. Средства

ТСО (компьютерные презентации в Microsoft Power Point, интерактивная доска), Интернет-ресурсы. Осуществление педагогического мониторинга; конструирование учебного плана с учетом запросов родителей и учащихся. Компьютеры, медиатека, диски,  учебные компьютерные программы, музыкальная техника. Поощрение, награждение, выставки, олимпиады. Экскурсии, факультативы, кружки

7. Методы

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: создание ситуаций совместных переживаний, работа в малых группах, прием взаимных заданий; методы эмоционального стимулирования:  создание ситуаций успеха, использование игр и игровых форм, постановка системы перспектив.

Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным содержанием, метод создания ситуаций творческого поиска; методы развития психических функций, творческих способностей и       личностных качеств: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Игровые, активные. Методы самоорганизации: воздействие через общественное мнение, через органы ученического соуправления; традиции, положительный нравственный опыт коллектива.

8. Организационные формы

Уроки и внеклассные мероприятия традиционной и нетрадиционной форм (деловая игра; практикум; зачёт; КВН; конкурсы; викторины; проектная деятельность)

Индивидуальная, фронтальная.  

Внеурочные мероприятия (классный час, экскурсия, диспут, конкурсы, соревнования, предметные недели).

Кружковая работа, групповая, разновозрастная

9. Образовательная среда

Школа, уроки, факультативы, предметные кружки, внеклассные мероприятия.

Создание пространства продуктивного обучения всех участников образовательного процесса

Культурные пространства школы за рамками учебных занятий, в которых учащиеся удовлетворяют свои интересы, потребности в творчестве.

Классный коллектив, семья. Кружки по интересам. Создание гибкой развивающей среды, ориентированной на активизацию общекультурного потенциала обучающихся, формирование нестандартного мышления школьника, способного решать жизненные задачи.

10.Информационно-методическая среда

Электронные учебники, энциклопедии, справочники, обучающие программы, библиотека, методкабинет, учебные кабинеты, оборудованные учебно-наглядными и аудио-визуальными средствами.

Методическое объединение классных руководителей

11.Информационные ресурсы

Научно-методическая литература, Интернет-ресурсы, школьная медиатека.

12.Организационные ресурсы

Обмен опытом, участие в профессиональных конкурсах, творческие отчеты.

13.Мотивационные ресурсы

Создание комфортных условий для творческой работы педагогов, участие в конкурсах. Самоактуализация (профессиональный рост). Формирование внутренней мотивации школьников, направленной на развитие здоровой личности через саморазвитии. Самоутверждение, достижение социального  успеха. Развитие личности.

14.Кадровые ресурсы


---   ---   ---


---   ---   ---


---   ---   ---

15.Научно-методические ресурсы

Методическая литература,  копилка методических внеурочных разработок, курсы повышения квалификации, Интернет-ресурсы.

16.Материально-технические ресурсы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в Microsoft Power Point, обучающие и развивающие программы на. CD и DVD.

17.Нормативно-правовые ресурсы


---   ---   ---


---   ---   ---


---   ---   ---


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

новые информационные технологии – в помощь классному руководителю...

Диагностическая карта классного руководителя

Диагностическая карта классного руководителя...

Доклад на тему "Информационные технологии в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете, в котором подробно изложено, как ИКТ помогает в работе классному руководителю....

Роль информационно-коммуникативных технологий в изучении биологии и работе классного руководителя

Данная статья может быть полезна учителям-предметникам естественнонаучного цикла. Она ориентирована на Концепцию "Нашей новой школы" (2010г) и обосновывает целесообразность применения ИКТ на уроках би...