Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
методическая разработка по теме

Вахлакова Татьяна Федоровна

Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskie_kompitencii.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Четвёртый открытый  научный форум молодых учёных «Наука и школа»

Тема:

Формирование читательских компетенций  у  младших школьников через проектную деятельность

Васильковская Лариса Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 2053

Вахлакова Татьяна Федоровна,

педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ  № 2053

Москва 2013 г.

Чтение – это окошко, через которое дети видят  и познают  мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,  одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,  начинается кропотливая работа над словами.      В.А. Сухомлинский.

Введение в тему

У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. 

Поэт, художник, музыкант –

Такими сразу не родятся…

В любом из нас зарыт талант,

Лишь стоит только покопаться.

Учитель должен  создавать творческую образовательную среду, в которой  дети будут иметь возможность  проявить себя, развивать свои природные способности в  новых для себя условиях.

Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её.  Проектная  деятельность, это тот вид деятельности,  через который   ребёнок сможет себя реализовать в полной мере.

Актуальность

В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.

 В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших первоклассников работе с различными источниками информации, но  нельзя недооценивать роль  книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». 

Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо  как можно раньше приобщать ребёнка к книге.

 Поэтому нам, педагогам необходимо  вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.

Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова,  путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.

Согласно  Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  НОО, в  первом классе  начинают  закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций.  А что же такое читательская компетентность? 

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и  познавательная компетентности.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов.  Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем  произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль,   умение апеллировать к источнику знаний.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.  

Процесс  формирование читательской компетентности,  приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.

  Организация  проектной деятельности даёт  возможность  формировать  читающего ученика, который  владеет необходимым уровнем читательских  компетенций.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно,  поэтому  мы,  педагоги, организуем   и направляем эту деятельность.

Более подробно  мы расскажем,  как была организована исследовательская деятельность учащихся двух 1 классов при создании  проекта  «Держава  детства», посвященного  творчеству Сергея Владимировича Михалкова.

На уроках обучения грамоте мы прочитали веселый рассказ «Щенок» и узнали, что написал его Сергей Михалков. Но были среди ребят   и такие, кто не слышал и даже не был  знаком с произведениями этого автора. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.

Именно идея определила  цель проекта – глубже  познакомиться с  творчеством  Сергея Владимировича  Михалкова и повысить уровень   читательской культуры.

Задачи:

-расширение круга чтения учащихся;

-формирование читательской самостоятельности;

-развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;

-учиться работать в команде, делиться своими идеями, предлагать  пути их решения;

-формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.

Предполагаемые результаты:

   - повышение интереса к книге;

-расширение  кругозора в  различных областях знаний;

-создание среды взаимопонимания;

- активизация социального  взаимодействие взрослых и детей;  

- произойдёт культурное событие, где учащиеся увидят конечный результат своей деятельности, который повысит  их самооценку, вызовет желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Тип проекта

Этот проект творческий, т.к.  предполагает максимально свободный подход в решении задач.

Межпредметный (интегрированный) – проект, интегрирует тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ), выполняется в урочное и во внеурочное время.

долговременный– 4 месяца

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

 На подготовительном этапе работы над проектом  был проведён опрос.

В интервью ребятам предложили ответить на два вопроса:

1.Чем любите заниматься в свободное время?

2.Выберите  то занятие, которое вам больше нравится, объясните свой выбор.

  1. рисование
  2. создание мультфильмов
  3.  чтение и разучивание стихов
  4.  сочинение историй, сказок, стихов…
  5.  участие в театрализованной постановке

Таким образом, дети сами выбрали вид деятельности, который им  интересен.  

После проведённого опроса ребята приняли решение о создании  5 творческих групп.

1.Группа «Артистёнок»  приступила к репетициям сказки «Как старик корову продавал»;

2. Группа «Кинорежиссёры»  в программе amove  приступила  к

 созданию  мультимедийного  фильма с закадровым озвучиванием;

3. «Сценаристы»  под руководством Татьяны  Фёдоровны, педагога-библиотекаря школы,  готовили викторину по произведениям С.В. Михалкова;

4. «Оформители» совместно с родителями приступили к выпуску стенгазеты и к подготовке  выставки  рисунков «Михалков - детям»;

5.  Группа «Путешественники», в которую вошли  учащиеся 1 и 5 классов,  родители, учителя, включились в процесс создания сценария игры –путешествия «По страницам прочитанных книг».

Основной этап

Конкурс чтецов проходил в 3этапа.

1этап-классный

2этап-общешкольный

3этап- окружной

Победители окружного этапа выступили на празднике, который проходил на заключительном этапе работы над проектом.

Конкурс рисунков

Лучшие творческие работы были  представлены на выставке рисунков «Михалков - детям». В голосовании принимали участие учащиеся школы, родители, учителя.

    Т.Ф. Работа клуба читателя

 Основными задачами  клуба  являются формирование нравственных качеств личности  через знакомство детей с миром детской литературы;

создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.  

 Основная цель занятий: расширение круга чтения учащихся.

  Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, беседы с элементами тренингов.

Такие формы проведения занятий позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

   Задания, формирующие интерес к чтению:

  1. Чтение по ролям.
  2. Придумать к рассказу продолжение.
  3. Составить вопросы к тексту.
  4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
  5. Разгадывание и составление кроссвордов. Детям дается для  самостоятельного чтения произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.

Мы составили кроссворды по произведениям Михалкова и провели

викторину.

Защита проекта

Организованное  учащимися, родителями и педагогами  в актовом зале школы произошло культурное событие. Каждая группа творчески отчиталась  о проделанной работе. «Кинорежиссёры» продемонстрировали мультимедийный фильм.  Группа «Артистёнок» показала инсценировку сказки С.В.Михалкова  «Как старик корову продавал». «Путешественники», учащиеся 5 классов  провели игру-путешествие «По страницам прочитанных книг».

 Участие в таком культурном мероприятии существенно  расширило опыт конструктивного, творческого поведения учащихся  в социуме. 

Продуктом проекта стала

Литературно-музыкальная композиция «Держава детства».

 Критерии успеха

В результате работы над проектом

1.Повысился интерес к чтению

2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.

3. Продукт  проекта  Литературно-музыкальная композиция «Держава детства» может быть использован другими  коллективами для проведения внеклассных мероприятий.

4. Информация о ходе работы над  проектом широко распространена.

5. Получено удовольствие от своей деятельности.

Мы подготовили для вас буклет, в котором отразили некоторые рекомендации учителям начальных классов по формированию у учащихся навыков читательской деятельности.

1.Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.

2.Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.

3.Вызвать у ребенка желание к самостоятельному поиску, развивать активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.

4.Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.

5.Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.

Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал бы  творческой личностью. Личностью самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.

   Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.

Дети–это национальное  достояние любой страны,  её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст  и организует  условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Педагогический проект на тему : « Формирование ключевых компетенций у школьников через проектную деятельность на тему: «Общественное сознание и философия »

Цель работы:  показать, что  в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является...

Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность.

Работа над проектами имеет большое значение для развития творческих и исследовательных способностей. Специфика работы над проектами в начальных классах: научить и направить учеников, развитие самостоя...

Мастер-класс "Формирование УУД у младших школьников через проектную деятельность"

Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и активности родителей  в овладении технологией проектирования.Задачи:- Познакомить родителей с методикой проектной деятельностью;- Показа...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.

Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...

Презентация по теме:" Развитие навыков монологической речи у младших школьников через проектную деятельность"

В презентации отражен опыт учителя английског языка по применению проектной деятельности в начальной школе на уроках английского языка по УМК "СПОТЛАЙТ"Приводятся темы для возможных проектов...