Внеклассное мероприятие для 5 - 6 классов "Профессия - космонавт"
методическая разработка (6 класс) на тему

Данное мероприятие расширяет знания учащихся об отечественном покорении космоса через знакомство с профессией космонавта, формирует представления об освоении космического пространства человеком, элементарную эрудицию учащихся, их общую культуру, развивает представления о науке и технике, истории покорения космоса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_kosmonavtah.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

1-

Морозов Юрий Владимирович,

учитель физической культуры

МОУ АСОШ №1

г.Андреаполь

Тверская область

Профессия – космонавт

 Цель: Расширить знания учащихся об отечественном покорении космоса через знакомство с профессией космонавта.

Задачи:

  1. Формирование представления об освоении космического пространства человеком;
  2. Формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
  3. Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств;
  4. Развитие представлений о науке и технике, истории покорения космоса.

Ход внеклассного мероприятия:

I. Учитель:

     Космонавт –  профессия, появившаяся у нас в стране с образованием первого отряда космонавтов в конце пятидесятых годов, т.е. 50 лет назад. Эта профессия необычная, хотя сами космонавты говорят о ней иначе. Так, дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт В.Н. Кубасов пишет: «…космонавт – это обычная профессия в необычных условиях, но экстремальные условия не редкость на Земле. Цену им знают полярники и пожарные, диспетчеры воздушного движения, лётчики и моряки…

     Морякам-подводникам, как и нам, приходится подолгу жить и работать в ограниченном пространстве, в искусственной атмосфере, в сантиметрах от чуждой человеку стихии, подолгу общаться лишь с весьма узким сообществом товарищей».

     Впрочем, кому, как не космонавтам, известно, как много и долго они готовятся к полёту. Гораздо дольше, чем длится сам полёт! Поистине: «Тяжело в ученье – легко в бою», как говорил Суворов. Нужно очень много знать и уметь. Программа полёта обширна и разнообразна. В полёте проводится не только работа, исследования, но и испытания корабля, отдельных его узлов и агрегатов и самого космонавта. В космонавтике каждый космонавт – испытатель.

     Сегодня мы поговорим о сложной профессии космонавта, о некоторых моментах работы на станции, погостим в «космическом доме», послушаем сообщения ребят по данной теме.

II. Сообщения учащихся ( с показом слайдов):

  1.  1 ученик

     «Скафандр». Для выхода в космос необходима особая одежда. И из станции, и из космического корабля просто так, как из квартиры, не выйдешь. В космосе человека поджидают опасности. Там нет воздуха и нечем дышать. Обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени, наоборот, всё замерзает. Поэтому перед выходом из станции космонавт надевает свой особый, космический костюм – скафандр.

     На спине скафандра сделан люк. Космонавт входит в люк, нажимает на ручку, и скафандр плотно закрывается дверцей. Повернул другую ручку – скафандр надулся, напружинился. Теперь космонавт дышит воздухом, заключённым в баллонах.

     В таком костюме не замёрзнешь и не вспотеешь. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. Но всё равно в нём трудно двигаться, трудно работать.

-2-

Морозов Юрий Владимирович,

учитель физической культуры

МОУ АСОШ №1

г.Андреаполь

Тверская область

  1. 2 ученик

     «Столовая». В каждом доме должны быть удобства. Для космонавтов это особенно важно, ведь они долгое время живут и работают в одном и том же помещении и не могут выйти погулять или хотя бы открыть окно. К тому же наверху, на орбите, космонавтов подстерегает враг, которого нет на Земле. Имя ему – невесомость. С ней трудно бороться. Она непривычна и причиняет много неприятностей.

     Во время полётов космонавтов Леонида Попова и Валерия Рюмина произошёл такой случай. Они не заметили, как во время разворота станции два с лишним литра воды вытекли из бака. А когда узнали, испугались: вдруг вода попадёт в приборы? Этого допустить нельзя. Все углы и закоулки проверили космонавты, а вода будто за борт выкатилась. Нет её нигде. И, только случайно бросив взгляд на потолок, увидели, как плавает наверху переливающийся шар. Поймать шар нетрудно, но как его загнать обратно в бачок? И решили тогда космонавты выпить его. И выпили, не оставив ни одной капли.

     На Земле пообедать просто, в этом нет ничего особенного.

     А в космосе? Там сразу проявит себя невесомость. Налитый в тарелку суп тотчас соберётся в комок, который не удержится в тарелке и поплывёт по кабине. Если же его коснуться ложкой, он распадётся на части, а в ложке ничего не останется. Вот почему все продукты, которыми питаются космонавты, упаковывают в пакеты или заливают в тубы.

     Пища для космонавтов готовится на Земле, и во время полёта они пользуются уже приготовленными блюдами. Например, борщ делают как пюре: мясо, лук, перец, свёклу, капусту измельчают в крошечные кусочки и заливают в тубу. Остаётся подогреть тубу – и борщ готов. На второе подаются блюда в консервных банках – скажем, говядина или паштет.

     А какой хлеб!  Буханочки крошечные, точно ириски. Они хранятся в двойном целлофановом пакетике и очень долго не черствеют. Кушаешь их, а они мягкие и не крошатся.

     Корабль «Прогресс» помог разнообразить меню космонавтов. С его появлением по заказу экипажа на борт космической станции стали доставлять любимые блюда космонавтов. Теперь они нередко получают даже свежие фрукты и овощи.

     Обедают космонавты за складным столом.

     После обеда все пустые пакеты, тубы, банки собираются в большой целлофановый мешок. Мусора на станции быть не должно.

     В столовой у космонавтов есть и водопровод. Он состоит из труб, крана и водохранилища – двух баков с водой, расположенных в агрегатном отсеке. Почти как на Земле.

  1. 3 ученик

     «Спальня». В невесомости кровать не нужна. Уснуть можно где угодно и в любом положении: сидя, стоя, вниз головой. Бока не отлежишь, не затечёт, не онемеет рука. Потому что в невесомости человек легче пушинки.

     И всё-таки у космонавтов в рабочем отсеке есть спальные места. Они нужны для того, чтобы во время сна космонавт не плавал, как сонная рыба, по кабине, не натыкался на разные предметы.

     Когда космонавты ложатся спать, они привязывают свои спальные мешки. Снятую одежду тоже привязывают. Космонавт Павел Попович рассказывал, как однажды перед сном он забыл прикрепить снятый с ноги ботинок. Проснулся, а ботинка нет. Он очень

 

-3-

Морозов Юрий Владимирович,

учитель физической культуры

МОУ АСОШ №1

г.Андреаполь

Тверская область

удивился и долго его искал. Не могли же его украсть! Потом, конечно, нашёл. Ботинок оказался в укромном уголке станции, его туда утащил слабый ветерок от вентиляторов.

     А вот для рослого Валерия Рюмина не нашлось подходящего спального места. Пришлось ему привязывать свой мешок к потолку. Там он и спал.

     Перед сном лицо закрывается сеткой, чтобы во время сна не вдохнуть каких-нибудь частиц, которые случайно могут оказаться в отсеке.

     Пока космонавты спят, на Земле продолжают следить за станцией. В случае необходимости на станцию можно послать по радио команду, и тогда космонавтов разбудит будильник. Подъём! Тревога!

  1. 4 ученик

     «Отопление». На орбитальной станции жилище космонавтов обогревает солнце. Ведь в космосе оно и светит ярче, чем у поверхности Земли, и греет сильнее. Чтобы станция не слишком нагревалась, её покрывают специальной краской, которая отражает солнечные лучи. Однако во время полёта станция то оказывается на свету, то заходит в тень.

     Чтобы космонавты не мёрзли, пока станция находится в тени, на ней устроили особое отопление, похожее на водяное. Только вместо воды здесь используется спиртовая смесь, которая нагревается не от горящих дров или угля, а от энергии солнечных лучей.

  1. 5 ученик

     «Освещение». А как освещать станцию, когда она летит в темноте? Где взять электричество для питания многочисленных приборов? Электричество тоже стали получать с помощью солнца.

     По обеим сторонам станции «Салют» вытянуты пластины, похожие на крылья. Это солнечные батареи. Они устроены так, что солнечный свет, падая на них, превращается в электричество, которое служит для освещения, заставляет работать приборы, радио, вращает электромоторы.

  1. 6 ученик

     «Чистота – залог здоровья». Живя на Земле, мы можем умыться под краном, искупаться в ванне или в реке.

     А в космосе? Там помыться не так-то просто. Невесомость отбирает вес у воды. Чтобы умыться, воду приходится подавать насосом. Если открыть кран, то вода ударится о руки, отскочит, разобьётся на маленькие капли и будет плавать по кабине. Поэтому космонавты для умывания пользуются особыми полотенцами, которые смачивают холодной или горячей водой. Зубы чистят специальными щётками, а зубная паста не пенится, и её можно глотать.

     Раз в месяц космонавты принимают душ. Чаще это делать нельзя, воду приходится экономить. Под душ на станции оборудована складывающаяся кабина из целлофановой плёнки. Заходит туда космонавт, притягивает ноги резиновыми присосками к полу, застёгивает молнию на двери, чтобы ни одна капля не выскочила из кабины, и включает насос. На лицо он надевает маску, которая предохраняет от вдыхания мыльной воды. Один насос подаёт горячую воду, а второй выкачивает её из душевой.

     Помылся космонавт, вытерся полотенцем и после этого надевает чистое бельё.

     В космическом доме совершенно недопустимы пыль и мусор. На станции, как в квартире, имеется пылесос. Время от времени космонавты принимаются за уборку и очищают своё жилище от пыли и мусора. Весь мусор собирается в пластмассовые мешки и через люк выбрасывается наружу.

-4-

Морозов Юрий Владимирович,

учитель физической культуры

МОУ АСОШ №1

г.Андреаполь

Тверская область

  1. 7 ученик

     «Сами себе врачи». А что делать, если во время полёта заболел космонавт? Врача уже не вызовешь. Конечно, можно прекратить полёт и заболевшего космонавта вернуть на Землю.

     Но всегда ли нужно это делать? Оказывается, не всегда. Космонавты сами себе могут оказать помощь. Как настоящие врачи, они могут осмотреть друг друга, выслушать, посоветоваться с Землёй и назначить лечение.

     Космонавтов может выслушать и настоящий врач, тот, что находится на Земле. Сразу после сна, в покое, а потом днём, при различной нагрузке, накладывает космонавт около двадцати датчиков на всё тело и голову. Провода запутывают, датчики мешают, пот горошинами. Но что делать! Надо – значит надо. Космонавты же сами заинтересованы живыми и здоровыми вернуться на Землю!

     А с появлением нового прибора «Аэлита» проверить состояние здоровья космонавты могут и сами. Этот небольшой прибор заменяет несколько врачебных кабинетов. С помощью «Аэлиты» можно проводить самые разные исследования: узнавать, как работает сердце и мозг, хорошо ли действуют сосуды, измерять давление крови и снимать электрокардиограмму.

     Когда человек заболевает, он часто теряет в весе. Вот почему космонавты тщательно следят за изменением своего веса. Измерять его на Земле не представляет никакого труда. Это может сделать даже ребёнок. Были бы только весы. А как измерить свой вес, если ты находишься в космосе? Ведь там господствует невесомость, и обычные весы для этого не годятся. Вот и придумали конструкторы специальный прибор для измерения веса в космосе – массметр. Он представляет собой небольшую платформу на пружинах. Садится на неё космонавт, нажимает на спусковой крючок, и платформа начинает колебаться, словно пружинный матрац. А на особом табло в это время высвечиваются цифры. По ним-то и узнаёт космонавт свой вес.

  1. 8 ученик

     «На зарядку – становись!» Чтобы поддержать силы космонавтов, на станции построили маленький «стадион». На нём всего два снаряда: бегущая дорожка и велосипед.

     Космонавт надевает спортивный костюм, берётся за поручни, становится на резиновое полотно дорожки и пристёгивает к поясу резиновые тяжи. Вторые концы этих тяжей прикрепляются к полу и таким образом прижимают космонавта к дорожке.

     Включается электромотор, и полотно начинает ползти под ногами. Хочешь не хочешь, а беги. Вот и получается бег, не сходя с места. Чем быстрее ползёт дорожка, тем быстрее бежит космонавт.

     Второй снаряд действительно похож на велосипед. У него есть и руль, и седло, и педали, и даже переключатель скоростей. Садится космонавт на велосипед, пристёгивает себя резиновыми тяжами, чтобы не вылететь из седла, включает первую скорость и начинает крутить педали. Только велосипед, конечно, никуда не катится. Он без колёс и прикреплён к потолку. Но когда космонавт крутит педали, то кажется, что он едет вниз головой.

     А если включить вторую скорость? Да, крутить педали станет намного тяжелее. И с каждой следующей скоростью всё труднее «катиться» на космическом велосипеде. Когда же включается последняя скорость, то космонавту кажется, что он въезжает на крутую гору. Мышцы напрягаются, пот течёт градом! Вот это зарядка! Конечно, упражнения эти

-5-

Морозов Юрий Владимирович,

учитель физической культуры

МОУ АСОШ №1

г.Андреаполь

Тверская область

скучноваты. Попробуй-ка несколько месяцев ежедневно, по часу в день крутить педали и бегать на одном месте! Но космонавты знают, что это необходимо для их здоровья, и поэтому занимаются с усердием.

III. Учитель:

     Да, нелёгкая профессия у космонавтов! В весьма трудных условиях им приходится работать несколько месяцев на орбитальных станциях. Длительный отрыв от семьи и дома может перенести безболезненно далеко не каждый.

     В длительном космическом полёте на психику космонавтов действуют однообразие внутрикабинной обстановки, ограничение пространства, весьма относительное понятие «свободное время», ограничение человеческого общения из-за малочисленности экипажа. Нет свежего ионизированного или насыщенного фитонцидами воздуха (лесного, речного, морского и т.д.), нет возможности совершать прогулки, имеются ограничения в организации питания, редки некоторые продукты (зелень, свежие овощи и фрукты и др.).

     Не каждый человек может стать космонавтом. Нужно обладать отличным здоровьем, быть сильным, закалённым, устойчивым к стрессам, волевым, энергичным, обладающим обширными знаниями и высоким интеллектом.

     Люди с планеты Земля уходили к звёздам. Старт в Бесконечность не закончится никогда. Проникая в историю Вселенной, мы проникаем в историю самих себя. В космосе наше будущее и прошлое.

IV. Домашнее задание: 

     Прочитать дополнительный материал о подготовке космонавтов «Тяжело в ученье – легко в бою!» (Класс получает информационные листы).

Используемая литература

  1. В. Горьков, Ю. Авдеев. Космическая азбука: М., Детская литература, 1990
  2. В. Шурлыгин. Старт в бесконечность. Документальная повесть. Л., Детская литература, 1989
  3. Гуровский Н.Н., Космолинский Ф.П., Мельников Л.Н. Космические путешествия. – М.: Знание, 1989

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие «Первая женщина-космонавт»

Это мероприятие посвящено подвигу первой женщине-космонавту Терешковой Валентине Владимировне. Форма проведения-игра "Поле чудес"....

Сценарий спортивного мероприятия «Школа юных космонавтов»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста...