Музыкально-познавательная игра «Музыка – сердце России»
план-конспект урока по теме

Середина Юлия Вячеславовна

Данное занятие является воспитательным. Оно способствует патриотическому воспитанию обучающихся. В основе занятия лежит игровой метод, который позволяет развивать творческую активность обучающихся, познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыка-сердце России69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-познавательная  игра

«Музыка – сердце  России».

Цель:  Приобщение  обучающихся  к  музыкальной  культуре  России.    

Задачи :  Закрепить   знания  обучающихся  о  классической  музыке,  народных  инструментах,  песнях  военных  лет.    

Развивать  интеллектуально-познавательные  способности.

Воспитывать   чувства  гражданственности  и  патриотизма  средствами  музыки.

Оборудование:  магнитофон,  аудиозапись  военных  песен,  карточки  с  числами,  доска  с  нотами-заданиями,  фонограммы  песен.

  

Добрый  день,  дорогие  друзья!

Мы  рады  видеть  вас  на  нашей  музыкально-познавательной   игре  «Музыка – сердце  России».

       Музыка  занимает  в  нашей  жизни  большое  место.  Она  звучит  повсюду:  в  передаче  по  радио  и  телевидению,  в  театре  и  в  концертном  зале.

        Наверное,  каждый  из  вас  задавал  себе  вопрос:  «Что  же  такое  музыка?»  Древние  философы  утверждали,  что  музыка – это  величайшая  сила.  Она  может  заставить  человека  любить  и  ненавидеть.  Она  помогает  поднять  настроение,  поддерживает  в  трудную  минуту.  

      Музыка – это  всегда  что-то  новое,  неповторимое,  таинственное,  вызывающее  восхищение.  Она  передаётся  от  сердца  к  сердцу.

С  помощью  музыки  воспитываются   такие  чувства,  как  гордость  за  свою  Родину  и  свой  народ,  уважение  к  его  великим  свершениям  и  достойным  страницам  прошлого.    

   И  сегодня  я  предлагаю  вам  вспомнить  замечательных  композиторов,  исполнителей,  лучшие  произведения,  которые  вошли  в  музыкальную  историю  нашей  страны.

 

В  игре  принимают  участие  две  команды.

Команда  «Золотой  ключ»

Команда  «Серебрянный  ключ»

Познакомимся  с  правилами  игры.

Игра  состоит  из  трёх  туров.

Время  каждого  тура  ограниченно.  По  истечении    времени   прозвучит  вот  такой  звуковой  сигнал.  

1 тур: Теоритический  

«Музыка  в  вопросах  и  ответах»

Состоит  из  трёх  категорий:  «С  классикой  в  ладу»,  «Народные  инструменты»,  «Песни  опалённые  войной».  Каждая  категория  содержит  5  вопросов.  Каждый  вопрос  оценивается  баллами.  Чем  больше  баллов  стоит  нота,  тем  сложнее  вопрос.

      Прежде  чем  начать  игру,  послушайте  вопрос,  и  той  команде  которая  первой  даст  правильный  ответ,  будет  предоставлено  право  начать  игру.    

Один  из  трёх  китов  в  музыке? – песня     (танец,  марш)

Человек,  который  начинает  песню?   (запевала)

Сектор  №1.

«С  КЛАССИКОЙ  В  ЛАДУ»

  С  самых  далёких  времён  нашу  Отчизну,  прославляют  поэти  и   музыканты.  Далеко  за  пределами  нашей  Родины  известны  такие  имена,  как  Чайковский,  Мусоргский,  Шаляпин,  Глинка  и  многие  другие.  

  1. Какой  великий  русский  композитор  написал  несколько  балетов  и  стал  новатором  в  области  балетной  музыки ?  

(Чайковский)

2. Как  называется  торжественная  государственная  песня ?

(Гимн )

      3. Великий  русский  певец-бас.  

 (Шаляпин)

4. Какой  русский  композитор,  проживая  вторую  часть  своей  жизни  в  США,  в  годы  Великой  Отечественной  войны  отдавал  деньги  от  своих  концертов  в  пользу  Красной  Армии?      

(С.В. Рахманинов)

 

5. Полная  фамилия  композитора  Римский-…?

(Римский-Корсаков)

Сектор  №2.

 «Народные  инструменты».

Важной  составляющей  традиционной  музыкальной  культуры  каждого  народа  являются  музыкальные  инструменты.   Многие  из  них  уникальны  и  неповторимы.  Есть  такие  инструменты   и  у  нашего  народа.  

 Вопросы:

1. Инструмент,  получивший  название  по  имени  древнерусского  певца-сказителя.  

 (Баян)

2. На  этом  инструменте  часто  играли  пастухи.  Это  пастуший…

(Рожок)

3.Треугольная  доска,  а  на  ней  три  волоска,

Волосок  тонкий,  голосок  звонкий.

(Балалайка)

4. Если  я  пуста  бываю,  про  тебя  я  забываю,

Но  когда  несу  еду –  мимо  рта  я  не  пройду.

(Ложка)

5. От  калитки  до  калитки  натянуты  стальные  нитки.

Под  нитками – яма,  в  яме – гамма.

(Гусли)

Сектор  №3.

«Песни  опалённые  войной»

На  протяжении  многих  веков  не  раз  приходилось  русским  людям  отстаивать  свободу  и  независимость  своей  Родины.  Особенно  дорогой  ценой  досталась  нашему  народу  победа  в  Великой  Отечественной  войне.    Это  были  годы  мужества,  беззаветной  любви  к  родине.  И  конечно  же  неизменной  спутницей  в  борьбе  с  врагом  была  песня,  которая  согревала  сердца  воинов  своей  искренностью,  глубокой  человечностью.  

1. Песня  написанная  композитором  А.В.Александровым,  на  стихи   В.И.Лебедева-Кумача в  1941 году.  Она   прошла  все  испытания  вместе  с  советскими  воинами  к  победе. 

(«Священная  война»)

 

2. Одна  из  самых  любимых  песен  в  годы  Великой  Отечественной  войны.  Она  звучала  не  только  по  нашей  стране,  но  и  по  всему  миру.  Её  именем  назвали  на  фронте  реактивные  миномёты – грозное  для  врагов  оружие  того  времени. 

 

(«Катюша»)

3. История  этой  песни  начинается  в  1940  году.  Но  это  была  песня  мирных  дней.  В  1942  году  по  просьбе  Клавдии  Ивановны  Шульженко  был  написан  другой  текст  песни.  Строчи  пулемётчик  за  его  самую  дорогую,  близкую  и  любимую  женщину.  За  горе,  страдания,  за  разлуку  с  которой  он  будет  мстить  врагу.  О  какой  песни  идёт  речь.

(«Синий  платочек»)         

4.  В  1942  году  шла  съёмка  фильма  «Два  бойца»,  постановка  которого  сопровождалась  только  симфонической  музыкой.  Но  по  ходу  съёмки  режиссёр  почувствовал,  что  без  песни   не  обойтись,  не  получалась  сцена  в  землянке.  Он  стал  так  ярко  передавать  чувства  героев,  их  внутреннее  состояние,  что  композитор  сел  к  роялю  и  сразу,  без  остановки  сыграл  мелодию  будущей  песни.  Быстро  и  удачно  сложились  на  эту  музыку  и  стихи.

 

(«Тёмная  ночь»)  

5.  Эта  песня  написанна  в  1943  году,  слова  Алексея  Фатьянова,  на  музыку  Соловьёва-Седого.  Перед  уходом  на  фронт  молодой    воин  предлагает  девушке  своё  сердце,  но  девушка  в  шутку  отвечает:  «Когда  вернёшься  с  орденом,  тогда  поговорим».  Как  называется  эта  песня ?

(«На  солнечной  поляночке»)

Время  первого  тура  истекло,  мы  переходим  ко  второму  туру.    

2 тур: Практический 

«Мелодии  любимых  песен» 

Как  и  в  первом  туре,  вам  предлагается  несколько  категорий:  «С  классикой  в  ладу»,  «Песни  опаленные  войной»,  «Уголок  России,  отчий  дом».  

Сектор  №1.

«С  КЛАССИКОЙ  В  ЛАДУ»

Угадай  мелодию.

1. Хачатурян - Танец  с  саблями.

2. Глинка -  Увертюра  к  опере  Руслан  и  Людмила.

3. Чайковский - Сцена  из  балета  Лебединное  озеро.

4. Свиридов - Вальс.

5. Римский-Корсаков – Полёт  шмеля.  

Сектор  №2.

«Песни  опалённые  войной»

1.  Давай  закурим  (сл.Френкеля, музыка Табачникова)

2.  В  землянке.      ( слова  Суркова,  музыка  Листова)

3.  В  лесу  прифронтовом    (Муз .М.Блантера,  слова М.Исаковского)

4.  Эх,  дороги.   (слова  Ошанина,  музыка  Новикова)

5.  Смуглянка    (Муз.Новикова,  слова Я.Шведова) 

Сектор  №3.

«Уголок  России,  Отчий  дом»

1. Прости,Земля  

(из  репертуара  группы «Земляне»,  муз.В.Добрынина,  слова Л.Дербенёва)

2. Уголок  России,  Отчий  дом.  

   (Песня  из  репертуара  Валентины  Толкуновой)

3. Подмосковные  вечера  

   ( Музыка  Соловьёва-Седого)

4.Чистые  пруды  

(Из  репертуара  И.Талькова)

5. А  я  иду  шагаю  по  Москве.

3 тур: Творческий

«Споёмте  друзья…»

В  третьем  туре  командам  так  же  предлагаются  три  категории.                   В  каждом  категории   под  числами  зашифрованны  фразы  из  различных  песен.  Участникам  разрешается  открывать  фразу  по  одному  слову.  Если  команда  угадывает  песню  по  одному  открытому  слову,  то  получает  5 баллов.  Если  команда  затрудняется  дать  правильный  ответ,  то  она  может  открыть  следующее  слово  и  т.д.,  но  количество  баллов  получает  соответственно  меньше.  Если  команда  не  угадывает  песню,  то  количество  баллов  заработанное  командой  будет  равно  0.  

После  этого  все  участники  вместе  исполняют  один  куплет  из  угаданной  песни.  

Сектор  №1.

«Песни  опалённые  войной»

1.Песенка  фронтового  шофёра.  

                                

Через          реки                  горы                  и                долины

2. Огонёк.

                        

На              позиции         девушка      провожала         бойца

Сектор  №2.

«Уголок  России,  Отчий  дом»

1. Под  крышей  дома  твоего.

                        

 Мы                все             спешим               за              чудесами

2. С  чего  начинается  Родина.

                                

        С            хороших              и                верных        товарищей

Сектор  №3.

«Песни  из  кинофильмов»

1. Любимый  город     (сл.Долматовского,  муз.  Богословского  из  кинофильма  «Истребители»)

 

        В           далёкий         край          товарищ       улетает

2. Три  танкиста     (сл.Ласкина,  муз. Покрасс  из  кинофильма  «Трактористы»

        

        

       На           границе          тучи            ходят           хмуро

Время  третьего  тура  подошло  к  концу.  Настало  время  подвести  итог  и  подсчитать  количество  баллов  набранное  каждой  командой.  

(Награждение  победителей)

Вот  и  закончилась  игра    в  которой  мы  окунулись  в  песенное  прошлое  и  настоящее.   Я  думаю,  что  перед  вами  ожила  и  вновь  прошла  огромная  эпоха,  полная  героики  и  романтики.

     И  нашу  встречу  хотелось  бы  закончить  исполнением  легендарной  песни  «Подмосковные  вечера»,  которая  звучит  на  языках  всей  планеты.    Именно,  через  эту  проникновенную  мелодию  люди  мира  постигают  характер  русского  человека,  спокойствие  и  величие  нашей  страны,  её  душевную  глубину.  

Исполнение  песни  «Подмосковные  вечера».

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально-познавательное мероприятие"Мой край родной"

Данное мероприятие помогает развивать интерес детей  к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней....

Музыкальная переменка (музыкально-познавательная игра)

Электронный ресурс предназначен для учащихся с ОВЗ начальной школы. Минутки ребята могут проходить в предложенной последовательности или выбрать по своему желанию....

"Путешествие в страну Оркестрия" (сценарий музыкально-познавательного представления)

Сценарий музыкально-познавательного представления "Путешествие в страну Оркестрия" разработан в рамках реализуемого образовательного проекта "Концертный зал для самых маленьких" в дошкольном образоват...

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"...

Сценарий музыкально-познавательной программы для дошколят ко Дню Знаний.

Вместе с героями любимых сказок дошколята отправляются в увлекательное путешествие  по Стране Весёлых Историй!...

Сюжетное музыкально – познавательное занятие на тему «Классическая музыка рассказывает…»

Дети знакомятся с музыкой К. Сен - Санса, с музыкальными образами животных и птиц, закрепляют знания об инструментах симфонического оркестра....

Музыкальная познавательная игра "Музыкальный калейдоскоп"

Цель: способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям, потребности в постоянном интеллектуальном и творческом самосовершенствовании....