Музыкально-познавательная игра «Музыка – сердце России»
план-конспект урока по теме
Данное занятие является воспитательным. Оно способствует патриотическому воспитанию обучающихся. В основе занятия лежит игровой метод, который позволяет развивать творческую активность обучающихся, познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка-сердце России | 69.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-познавательная игра
«Музыка – сердце России».
Цель: Приобщение обучающихся к музыкальной культуре России.
Задачи : Закрепить знания обучающихся о классической музыке, народных инструментах, песнях военных лет.
Развивать интеллектуально-познавательные способности.
Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма средствами музыки.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись военных песен, карточки с числами, доска с нотами-заданиями, фонограммы песен.
Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады видеть вас на нашей музыкально-познавательной игре «Музыка – сердце России».
Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и в концертном зале.
Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: «Что же такое музыка?» Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту.
Музыка – это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передаётся от сердца к сердцу.
С помощью музыки воспитываются такие чувства, как гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
И сегодня я предлагаю вам вспомнить замечательных композиторов, исполнителей, лучшие произведения, которые вошли в музыкальную историю нашей страны.
В игре принимают участие две команды.
Команда «Золотой ключ»
Команда «Серебрянный ключ»
Познакомимся с правилами игры.
Игра состоит из трёх туров.
Время каждого тура ограниченно. По истечении времени прозвучит вот такой звуковой сигнал.
1 тур: Теоритический
«Музыка в вопросах и ответах»
Состоит из трёх категорий: «С классикой в ладу», «Народные инструменты», «Песни опалённые войной». Каждая категория содержит 5 вопросов. Каждый вопрос оценивается баллами. Чем больше баллов стоит нота, тем сложнее вопрос.
Прежде чем начать игру, послушайте вопрос, и той команде которая первой даст правильный ответ, будет предоставлено право начать игру.
Один из трёх китов в музыке? – песня (танец, марш)
Человек, который начинает песню? (запевала)
Сектор №1.
«С КЛАССИКОЙ В ЛАДУ»
С самых далёких времён нашу Отчизну, прославляют поэти и музыканты. Далеко за пределами нашей Родины известны такие имена, как Чайковский, Мусоргский, Шаляпин, Глинка и многие другие.
1. Какой великий русский композитор написал несколько балетов и стал новатором в области балетной музыки ?
(Чайковский)
2. Как называется торжественная государственная песня ?
(Гимн )
3. Великий русский певец-бас.
(Шаляпин)
4. Какой русский композитор, проживая вторую часть своей жизни в США, в годы Великой Отечественной войны отдавал деньги от своих концертов в пользу Красной Армии?
(С.В. Рахманинов)
5. Полная фамилия композитора Римский-…?
(Римский-Корсаков)
Сектор №2.
«Народные инструменты».
Важной составляющей традиционной музыкальной культуры каждого народа являются музыкальные инструменты. Многие из них уникальны и неповторимы. Есть такие инструменты и у нашего народа.
Вопросы:
1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
(Баян)
2. На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший…
(Рожок)
3.Треугольная доска, а на ней три волоска,
Волосок тонкий, голосок звонкий.
(Балалайка)
4. Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но когда несу еду – мимо рта я не пройду.
(Ложка)
5. От калитки до калитки натянуты стальные нитки.
Под нитками – яма, в яме – гамма.
(Гусли)
Сектор №3.
«Песни опалённые войной»
На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Это были годы мужества, беззаветной любви к родине. И конечно же неизменной спутницей в борьбе с врагом была песня, которая согревала сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью.
1. Песня написанная композитором А.В.Александровым, на стихи В.И.Лебедева-Кумача в 1941 году. Она прошла все испытания вместе с советскими воинами к победе.
(«Священная война»)
2. Одна из самых любимых песен в годы Великой Отечественной войны. Она звучала не только по нашей стране, но и по всему миру. Её именем назвали на фронте реактивные миномёты – грозное для врагов оружие того времени.
(«Катюша»)
3. История этой песни начинается в 1940 году. Но это была песня мирных дней. В 1942 году по просьбе Клавдии Ивановны Шульженко был написан другой текст песни. Строчи пулемётчик за его самую дорогую, близкую и любимую женщину. За горе, страдания, за разлуку с которой он будет мстить врагу. О какой песни идёт речь.
(«Синий платочек»)
4. В 1942 году шла съёмка фильма «Два бойца», постановка которого сопровождалась только симфонической музыкой. Но по ходу съёмки режиссёр почувствовал, что без песни не обойтись, не получалась сцена в землянке. Он стал так ярко передавать чувства героев, их внутреннее состояние, что композитор сел к роялю и сразу, без остановки сыграл мелодию будущей песни. Быстро и удачно сложились на эту музыку и стихи.
(«Тёмная ночь»)
5. Эта песня написанна в 1943 году, слова Алексея Фатьянова, на музыку Соловьёва-Седого. Перед уходом на фронт молодой воин предлагает девушке своё сердце, но девушка в шутку отвечает: «Когда вернёшься с орденом, тогда поговорим». Как называется эта песня ?
(«На солнечной поляночке»)
Время первого тура истекло, мы переходим ко второму туру.
2 тур: Практический
«Мелодии любимых песен»
Как и в первом туре, вам предлагается несколько категорий: «С классикой в ладу», «Песни опаленные войной», «Уголок России, отчий дом».
Сектор №1.
«С КЛАССИКОЙ В ЛАДУ»
Угадай мелодию.
1. Хачатурян - Танец с саблями.
2. Глинка - Увертюра к опере Руслан и Людмила.
3. Чайковский - Сцена из балета Лебединное озеро.
4. Свиридов - Вальс.
5. Римский-Корсаков – Полёт шмеля.
Сектор №2.
«Песни опалённые войной»
1. Давай закурим (сл.Френкеля, музыка Табачникова)
2. В землянке. ( слова Суркова, музыка Листова)
3. В лесу прифронтовом (Муз .М.Блантера, слова М.Исаковского)
4. Эх, дороги. (слова Ошанина, музыка Новикова)
5. Смуглянка (Муз.Новикова, слова Я.Шведова)
Сектор №3.
«Уголок России, Отчий дом»
1. Прости,Земля
(из репертуара группы «Земляне», муз.В.Добрынина, слова Л.Дербенёва)
2. Уголок России, Отчий дом.
(Песня из репертуара Валентины Толкуновой)
3. Подмосковные вечера
( Музыка Соловьёва-Седого)
4.Чистые пруды
(Из репертуара И.Талькова)
5. А я иду шагаю по Москве.
3 тур: Творческий
«Споёмте друзья…»
В третьем туре командам так же предлагаются три категории. В каждом категории под числами зашифрованны фразы из различных песен. Участникам разрешается открывать фразу по одному слову. Если команда угадывает песню по одному открытому слову, то получает 5 баллов. Если команда затрудняется дать правильный ответ, то она может открыть следующее слово и т.д., но количество баллов получает соответственно меньше. Если команда не угадывает песню, то количество баллов заработанное командой будет равно 0.
После этого все участники вместе исполняют один куплет из угаданной песни.
Сектор №1.
«Песни опалённые войной»
1.Песенка фронтового шофёра.
Через реки горы и долины
2. Огонёк.
На позиции девушка провожала бойца
Сектор №2.
«Уголок России, Отчий дом»
1. Под крышей дома твоего.
Мы все спешим за чудесами
2. С чего начинается Родина.
С хороших и верных товарищей
Сектор №3.
«Песни из кинофильмов»
1. Любимый город (сл.Долматовского, муз. Богословского из кинофильма «Истребители»)
В далёкий край товарищ улетает
2. Три танкиста (сл.Ласкина, муз. Покрасс из кинофильма «Трактористы»
На границе тучи ходят хмуро
Время третьего тура подошло к концу. Настало время подвести итог и подсчитать количество баллов набранное каждой командой.
(Награждение победителей)
Вот и закончилась игра в которой мы окунулись в песенное прошлое и настоящее. Я думаю, что перед вами ожила и вновь прошла огромная эпоха, полная героики и романтики.
И нашу встречу хотелось бы закончить исполнением легендарной песни «Подмосковные вечера», которая звучит на языках всей планеты. Именно, через эту проникновенную мелодию люди мира постигают характер русского человека, спокойствие и величие нашей страны, её душевную глубину.
Исполнение песни «Подмосковные вечера».
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально-познавательное мероприятие"Мой край родной"
Данное мероприятие помогает развивать интерес детей к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней....
Музыкальная переменка (музыкально-познавательная игра)
Электронный ресурс предназначен для учащихся с ОВЗ начальной школы. Минутки ребята могут проходить в предложенной последовательности или выбрать по своему желанию....
"Путешествие в страну Оркестрия" (сценарий музыкально-познавательного представления)
Сценарий музыкально-познавательного представления "Путешествие в страну Оркестрия" разработан в рамках реализуемого образовательного проекта "Концертный зал для самых маленьких" в дошкольном образоват...
Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"
Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"...
Сценарий музыкально-познавательной программы для дошколят ко Дню Знаний.
Вместе с героями любимых сказок дошколята отправляются в увлекательное путешествие по Стране Весёлых Историй!...
Сюжетное музыкально – познавательное занятие на тему «Классическая музыка рассказывает…»
Дети знакомятся с музыкой К. Сен - Санса, с музыкальными образами животных и птиц, закрепляют знания об инструментах симфонического оркестра....
Музыкальная познавательная игра "Музыкальный калейдоскоп"
Цель: способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям, потребности в постоянном интеллектуальном и творческом самосовершенствовании....