Приглашение к чаю.
классный час (5 класс) по теме

внеклассное мероприятие для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prglashenie_k_chayu.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия «Приглашение к чаю»

Цель: расширение знаний о чае, способах заваривания, сервировки чайного стола, способствовать возрождению традиций русского гостеприимства и чаепитие, воспитывать  эстетический вкус, культуру поведения и общения  за столом.

Оборудование: чайная посуда, самовар, скатерть, салфетки, выпечка и сладкие блюда к чаю, заварка, заварной чайник, репродукции картин Кустодиев «Купчиха», Перов «Чаепитие в Мытищах», плакаты «Вчерашний чай хуже ядовитой змеи», «Пьют чай все – умеют пить немногие», упаковки чая, сервировка стола.

Ход занятия:

Учитель: «Пьют чай все – умеют пить немногие» - гласит народная мудрость. Сегодня мы проверим – умеет ли мы пить чай, поговорим о его видах, о способах заваривания, вспомним традиции русского гостеприимства, повторим культуру поведения за столом.

А, начнем мы наше занятие с тренинга: Сядьте удобно, обопритесь на спинку стула, закройте глаза, представьте, что вы на берегу реки, песок прохладный, сыпучий, набрать в руки воображаемый песок (вдох), сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание), посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох), уронить обессилено руки вдоль тела, повторить упражнение несколько раз.

Ведущий 1: Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сем. Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. И если вас приглашают на чай, на чаепитие – значит, вас приглашают к общению.»

Ведущий 2: Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма замечательны. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом – солью и добрым отношением. В народном творчестве по этому поводу есть много поговорок и пословиц. Вспомните их?

Ведущий 1:Согласно древнему обычаю, не полагалось, расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не предоставив ему отдыха. Об этом свидетельствует и русский фольклор. Даже такой зловредный персонаж народных сказок, как Баба – Яга, вынуждена подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван – Царевич, забредя в густые леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба – Яга костяная нога.

(Сценка за столом сидит Баба – Яга и пьет чай, заходит Иван – Царевич)

Б.Я. Что добрый молодец, от дела лытаешь, аль дело пытаешь?

И.Ц. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои, накорми, да тогда и спрашивай!

Б.Я. Да и то правда, касатик, садись за стол, поешь, попей чайку, да отдохни с дороги.

И.Ц. Спасибо тебе Б.Я., напоила, накормила, пойду дальше.

Б.Я. А куда путь держишь, добрый молодец?

И.Ц. Иду в Царство Кощея Бессмертного за Василисой Прекрасной!

Б.Я. Да…, касатик, не легко тебе придется, ладно так и быть помогу тебе, дам тебе своего крылатого коня, он поможет тебе добраться.

И.Ц. Спасибо, тебе Б.Я. (уходит)

Учитель: Почему Б.Я. стала такой добренькой. Может быть потому, что выпив чая и напоив гостя невозможно оставаться злым? Что же это за напиток такой - чай? Почему он пользуется такой огромной популярностью? Давайте наведем справки.

Справочное меню:

Древняя восточная мудрость гласит : «Чай исцеляет от всех недугов; он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль.

В наше время биохимики, медики, специалисты по питанию вскрыли механизм воздействия чая на различные органы человека. Выяснилось, что он благотворно влияет на кроветворение, сердечно - сосудистую систему, облегчает пищеварение, а также обладает способность поглощать вредные  вещества и выводить их из организма. Чай повышает выносливость и считается идеальным напитком для моряков, летчиков, путешественников. По меньшей мере полтораста лет ученые многих стран расшифровывали химический состав чая, но до сих пор на все еще раскрыто. Ныне насчитывается около 300 веществ, входящих в него.

Дотошная статистика приводит такие любопытные факты: если учесть принятую у многих народов норму потребления чая 5 стаканов в день, то ежегодно человечество выпивает около 700 миллиард стаканов чая. Рекордсмены – «чаеманы» - англичане. В Англии на душу населения приходит 4,5 кг (5-6 чашек в день, 1800 чашек в год)

Ведущий 1: А какая страна является родиной чая?

                      Как его впервые принимали в Китае?

Справочное бюро: Существуют предания: когда однажды китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листьев с чайного куста и вода потемнела, от неё исходил тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Ведущий 2: А как же дальше шло распространение чая?

Справочное бюро: Партия чая в 1610 году  прибыла из Китая в Голландию, а потом в  Англию. Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный, по тем временам, подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и приправив их сметаной подала к столу.

Ведущий 1: А когда появился чай в России?

Справочное бюро: В 1638 г. Царский стольник Василий Старков будучи послом Монголии, впервые попробовал на пиру питьё, которое ему понравилось, и Алтын – хан послал русскому царю Михаилу Федоровичу несколько пудов чая. Напиток понравился царю и вскоре наша страна стала его регулярно выращивать в Грузии с 1833 года. Правда долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати.

Ведущий 1: Для крестьян чай был почти недоступен. Они пили его в особых случаях. Поэтому возникло выражение «Чайком побаловаться» многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине 19 века появились шуточные стихи.

(инсценировка)

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить

А я отроду не знаю

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И прибавив луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал, остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались

Сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом – то догадался,

Что забыл я посолить!

Ведущий 2: Я думаю, что с вами такого не случится. Как заваривать чай правильно нам сейчас расскажет знаменитая ведущая кулинарного шоу Высотская. Встречайте…

(выходит девочка, которая изображая Высотскую рассказывает как правильно приготовить чай)

Ведущий1:  Сколько народов, столько форм чаепития и множество способов заваривания чая. О самых распространённых  мы узнаем из новостей.

(ведущий включает компьютер,новости снимаются при подготовке к мероприятию, телеведущая рассказывает о английском способе, китайском способе, индийском способе)

Ведущий1: Чаепитье в России за 300 лет стало популярным, что превратилось в один из национальных обычаев, даже появились свои национальные напитки – лесные чаи. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того на упражнялись в приготовление чая, что неожиданно для себя изобрели самовар – который является украшением чайного стола.

Что же нам известно о самоварах?

Справочное бюро: Самовары появились на заводах Демидовых, Строгановых, Осокиных. Были они различной формы.  В настоящее время самые известные самовары -  Тульские самовары, которые сохранились у многих и посей день. Затем самовары совершенствовались и стали электрическими самоварами.

Ведущий2: Затем самовары стали заменять чайниками. Что нам известно о чайниках?

Справочное бюро: Чайники известны на Руси с 18 века. Впервые они появились в тех же местах, где и самовары – на заводах Демидовых, Строгановых, Осокиных. Первые чайники были сделаны из меди и были очень красивыми. Экспериментируя, мастера пришли к изогнутой форме носика, что дает возможность повторять звуки самовара. Весь секрет в том, сколько в него налить воды. Надо следить за тем, чтобы она немного прикрывала нижнее отверстие носика и между поверхностью воды и крышкой оставалось пространство, которое и будет служить чем – то вроде резонатора.

Ведущий 1: Вспомним как надо сервировать стол к чаю.

(в классе накрыт чайный стол, девочки рассказывают о сервировке)

Учитель: Вы услышали общие правила сервировки стола. У каждой хозяйки стол будет индивидуален, можно проявить фантазию, выдумку при сервировке стола.

Чайная  церемония – это обряд,  зародившейся в Китае еще до нашей эры.  В настоящее время  в чистом виде сохранился только в Японии, где есть специальные домики для чаепития, и живут знатоки древних обычаев.

За чаепитием ведутся спокойные беседы на философские темы, в результате снимается стресс, люди успокаиваются, становятся более здоровыми и жизнерадостными, освободившимися от повседневных дум. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

Ведущий 1: Ну, если В Японии во время чаепития не разговаривают, размышляя о смысле жизни, то в России хза чаем общаются и даже поют частушки:

(исполняются частушки)

На столе у нас пирог

Пышки да ватрушки

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай         друзьям

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам.

Самовар блестит кипя,

Чай в нем так и пенится

Погляди-ка на себя

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая,

Ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю

Наливай горячий чай.

Ведущий1: Посмотрите на мини-сценку и определите, что же дети делают не так (инсценировка)  1) Один пьет чай с ложечки; 2)Наливает чай в блюдце и пьет; 3)Сильно размешивает чай, стуча ложкой о стакан и пьет, не вынимая ложку из стакана; 4)Кладет варенье в чай и ест лимон из чая

Ведущий1: Ну что же стол накрыт, чай заварен, пора приглашать к столу. У меня в руках чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Какие найдете слова для этого? (дети передают чашку и приглашают к чайному столу)

Идет чаепитие.

Учитель: Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня и вспомнили, осталость с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным. И на сердце  у каждого было тепло и уютно.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобней полезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Приглашение на презентацию проекта "Быть женщиной великий шаг"

Уважаемые родители, учащихся в группах №175 и №176. Я хочу заранее оповестить вас о том, что мы с вашими детьми работаем на проектом  "Быть женщиной великий шаг...". Презентацию этого проекта мы ...

Внеклассное мероприятие "Приглашение к чаю"

Внеклассное мероприятие для младших школьников коррекционной школы I-II вида для формирования культуры общения, ознакомления с пользой чая для организма....

Танец"Приглашение"

Пляска развивает чувство ритма, формирует навык ориентировкипары в пространстве и исполнения элементарных плясовых движений.Помимо этого происходит знакомство с правилами танцевального этикета: ...

Приглашение в страну знаний

Популиризация детских шахмат в муниципальных  образовательных учреждениях. Программа дает возможность расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольников и...

"Приглашение в столицу Великобритании".

      Предлагаемый урок предназначен для учащихся 5 класса, изучающих английский язык с 2-го класса по учебно-методическому комплекту (УМК) «Enjoy English» под редакцией М.З. Биб...

Открытый классный час о здоровом образе жизни: "Мониторинг по определению уровня физической работоспособности" ( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ - Ефремовой Е. В.) МБОУ СОШ № 6

Открытый классный час ЗОЖ (здоровый образ жизни): определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста; определение относительн...