Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса
учебно-методический материал по теме

Бушланова Татьяна Владимировна

Выступление на конференции классных руководителей.

Определены направления деятельности классного руководителя по воспитанию социально адаптированного человека. Показано использование работы в школьной газете для развития интересов школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_chislu_naibolee_vazhnyh_processov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная газета как средство гуманизации образовательного процесса

К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной деятельности педагога, относится воспитательный. Одна из главных задач педагога-воспитателя – постоянно совершенствовать процесс воспитания, обновлять его содержание, находить новые формы и методы воздействие на ученика. И здесь надо помнить, что эффективность воспитательного процесса во многом зависит от того, в каком направлении классный руководитель ведет воспитание, оценивает ли он результативность проделанной за определенный период работы.

В своей работе классного руководителя я определила три направления:

  1. деятельность, направленную на развитие личности ребенка;
  2. формирование детского коллектива;
  3. деятельность по развитию интереса учащихся к окружающему миру и     окружающим людям.

Первое направление реализовывается через развитие творческих способностей в урочное и внеурочное время, через формирование учебной мотивации и развития учебных навыков, через воспитание умения работать над собой.

Становление классного коллектива идет, в первую очередь, через формирование доброжелательных отношений между одноклассниками, а также через работу ученического  самоуправления.

И, наконец, внеурочная деятельность классного сообщества так или иначе основывается на ценностных ориентирах окружающего мира (на общечеловеческих ценностях).

Все три аспекта воспитательной деятельности в конечном итоге направлены на воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества.

Эффективность деятельности педагога зависит от приемов и методов воздействия на развитие личности ребенка. При этом надо помнить, что использование в процессе воспитания психологических методик исследования позволит получить полную и достоверную картину формирования классного коллектива.

Коллектив класса – достаточно сложное и постоянно изменяющееся явление. Можно выделить наиболее важные аспекты жизнедеятельности и развития классного сообщества. И это, на мой взгляд, те моменты, которые нуждаются в пристальном взгляде классного руководителя:

  1. состояние межличностных отношений между учащимися класса;
  2. развитость деловых отношений между одноклассниками;
  3. сформированность совместной деятельности в классном сообществе;
  4. наличие индивидуальности класса;
  5. активность учащихся в жизнедеятельности класса;
  6. развитость ученического самоуправления в классном коллективе;
  7. стиль и культура общения в среде одноклассников;
  8. наличие и развитость внешних связей и отношений класса с другими коллективами.

Тема моего выступления заявлена следующим образом – «Школьная газета как средство обогащения личностного опыта подростков». Я попытаюсь взглянуть на эту тему с точки зрения  главного редактора нашей школьной газеты, классного руководителя 8а класса и учителя русского языка и литературы. Я думаю, что смогу поделиться с вами некоторыми наработками в плане использования школьной газеты для развития интересов школьника, причем речь идет о развитии интересов учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.

 Итак, наша газета «Остров МЫ» продолжает многолетнюю практику школьной стенной печати. Проект по газете был разработан и воплощен в жизнь в 2006-2007 учебном году. В нем говорится, что школьная газета дает учащимся возможность проявить себя, развить свои литературные способности, наблюдательность, дать выход творческой энергии. В состав редакции входят учащиеся 5-11 классов, интересующиеся журналистикой.

Первоначально редакция газеты попросила выделить от каждого класса одного корреспондента, для того чтобы осуществлять связь классных коллективов с газетой.  В прошлом учебном году в редакции в качестве корреспондентов работали две девочки из нашего класса. Это Кристина Корепина и Анжела Ердякова. В этом году к ним присоединились Женя Шагина и Даша Комлева, которые успешно справляются с версткой газеты. Как видим, число ребят возросло вдвое, что говорит о возрастающей популярности газеты в нашем классе.  Также можно сказать, что сформировалась небольшая группа, участники которой объединены общими интересами.

Один из способов сбора материала для газеты – это проведение различных конкурсов, а публикация лучших работ на страницах газеты стимулирует участие. Так, например, прошли такие конкурсы, как «Письмо маме», «Лучшая новогодняя игрушка», «Лучшая частушка на школьную тему», «Лучшее стихотворение о лете»,  «Украсим нашу елку» и другие. Я предлагаю включаться в участие в конкурсах всем ребятам класса, например письмо маме мы писали на классном часе (обсудили и начали писать), и каждый высказывал слова благодарности своим мамам. Признание маме прислали в редакцию около 50 человек  (15 чел – 8а класс) с 5 по 11 класс. Самые добрые, ласковые и нежные слова нашли свое место на лепестках ромашки, которая красовалась на первой страницы ноябрьского номера газеты за 2006 год, поздравляя с праздником всех мам.

Также я стараюсь развивать интерес к школьной газете и на уроках русского языка и литературы. Так, например, при изучении фольклора в 8 классе мы знакомились с таким жанром УНТ, как частушка. Ребята получили домашнее задание творческого характера – написать частушку на школьную тему, лучшие из которых были опубликованы в газете. В 10 классе при изучении темы «Нормы русского литературного языка» ребята профильной группы давали юмористическое определение слов (например, «бабочка» - это бочка, которую давно потеряли и наконец нашли; «взрывчатый» -  взрыв в чате и др.). Их материалы будут опубликованы в первоапрельском номере газеты.

Интерес к школьной газете может развивать не только учитель-словесник. Так в ноябрьском номере за 2007 год помещен материал, содержащий сведения по химии. Автор Яна Леонович, ученица 11 класса, пишет об алюминиевых вилках и ложках в нашей школьной столовой. Оказывается, во время мытья посуды при соприкосновении алюминия с содой происходит химическая реакция, последствия которой вредят здоровью. А вот в последнем февральском номере учащиеся 8а класса делают страничку, посвященную Дню Святого Валентина. Там будет предложена формула любви – чисто математическое вычисление.

Вообще, можно сказать, что в нашем классном коллективе есть совместная деятельность, формирующая лицо класса, его индивидуальность. Это активная работа в школьной газете. В этом году редакция внедряет в практику работы методику «выпускающий редактор». Эта методика предполагает самостоятельный выпуск номера одним из членов редакции – от планирования материала до верстки газеты. Задача выпускающего редактора – выступить в роли координатора действий. Начинается с подбора тематики номера и каждой отдельной странички. Чтобы газету читали ребята, в ней должны быть подняты проблемы, волнующие их.

В декабрьском номере за 2007 год выпускающим редактором была ученица нашего класса Кристина Корепина. Тему номера мы обсуждали всем классом по следующей методике, которая может быть использована при планировании внеклассной работы. Сначала каждый для себя определяет три проблемы, затем выделяет из них одну. Потом ребята объединяются в группы по три-четыре человека, из их проблем в группе выделяется одна, наиболее важная на их взгляд. Затем каждая группа записывает свою проблему на доске, и только потом все вместе выделяют самую главную. Так на классном часе мы обсуждали тему номера. Были предложены варианты: «Большие перемены в нашей школе», «Самый крутой телефон», «Учителя и ученики возмущаются…», из которых выбрали последний. Таким образом, появился материал «Быть ли «грозе великой». Автор Анжела Ердякова, ученица нашего класса, определила значение слова возмущение по толковому словарю – сильный гнев, негодование - и выяснила, что оно может привести к восстанию. А раз учителя и ученики возмущаются, то закономерен вопрос – удастся ли достичь компромисса между возмущающимися сторонами.

Обогащение личностного опыта подростков идет и через общение со сверстниками из других школ. Наши ребята в августе 2007 года побывали на фестивале юношеской прессы «Под парусом мечты» в Бошарово. Там они имели возможность пообщаться не только с журналистами Кировской области, а также с ребятами из Ульяновска, Тюмени, Чувашской республики. А еще на этом фестивале были иностранные журналисты из Сербии, Норвегии, Польши и Швейцарии. С ними ребята общались в неофициальной обстановке и узнали много интересного. В ноябре 2007 года на базе нашей школы прошла встреча юнкоров района с Натальей Юрьевной Смирновой, корреспондентом областной газеты «Я расту». Мастер-класс, проведенный Натальей Юрьевной, многому научил ребят. В январе 2008 года в Октябрьской школе прошел второй районный фестиваль юношеской прессы «Точка опоры», где прошли обучение верстке наши девочки Женя Шагина и Даша Комлева.

Настал тот момент, когда можно говорить о том, что готов спецкурс по основам журналистики. Думаю, что он будет востребован учащимися нашей школы. Совместно с Н. Ю. Смирновой создана рабочая тетрадь для учащихся.

В заключение своего выступления хочу сказать, что работа в школьной газете помогает ребятам познакомиться с основами профессии журналиста, закрепляет навыки грамотности, речевой культуры, учит писать сочинения разных жанров, развивает культуру поведения в процессе коммуникативного общения, содействует воспитанию нравственных качеств личности.

Главный редактор школьной газеты МОУ СОШ п. Безбожник, классный руководитель 8а класса                    Бушланова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Выступление на семинаре «Развитие творческих речевых умений и эстетического мировозрения учащихся в урочной и внеурочной  деятельности» (тема выступления: «Школьная газета как средство развития т...

Вопросы гуманизации образовательного процесса

Принципы гуманизма в педагогике...

Школьная газета как средство социализации обучающихся

Выступление на школьной конференции...

Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника

В каждой школе сегодня непременно есть своя пресса. Современные компьютерные технологии дают нам возможность издавать школьную газету как в печатном, так и в электронном формате, опубликовывать издани...

Формирование мотивации учения на основе гуманизации образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС

Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник ...

Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса

В работе говорится о технологии встречных усилий,  которая  формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе.  Одним из необходимых условий организации педагогически...