Главные вкладки

    Интеллектуально - познавательная игра для начальных классов "В гости к пернатым друзьям"
    методическая разработка по теме

    Мелентьева Лариса Николаевна

    В игре участвуют три команды: 2, 3 и 4 класса. Для проведения игры от каждого класса  выбираем по 8  человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

    Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

    За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gosti_k_pernatym_druzyam.doc796.5 КБ
    Office presentation icon nach_kl_prezentaciya.ppt2.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    В гости к пернатым друзьям

    Экологическая игра, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля).

                                                            Составила: педагог – организатор

     МОУ «Морозовская СОШ»,

    Мелентьева Лариса Николаевна.

    27 апреля 2013 год.

    Цели:

    1. Экологическое воспитание;
    2. Прививать любовь к родной природе;
    3. Помощь учебному процессу.

    Место и время проведения мероприятия: актовый зал

    Участники мероприятия:  2-4 классы

    Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    А. Яшин. Покормите птиц.

    Оборудование: чёрный ящик, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.

    Музыкальное сопровождение: голоса птиц.

    Ход мероприятия

    Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку.

    Длинный клюв и два крыла…

    Прилетит – плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это… (Птица)

    Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.

             Каждый день,

    Когда встаём,

    Мы с братишкою вдвоём,

    Взяв крупы

    И хлебных крошек,

    На крыльцо бежим скорей.

    Много ласковых,

    Хороших

    Прилетает к нам друзей.

    На кормушках сидя,

    Птицы

    Чистят клювики свои.

    Тут щеглы, чижи, синицы

    И проныры воробьи.

    Ждут нас также терпеливо

    И красавцы снегири…

    Все привыкли –

    Не пугливы,

    Хоть руками их бери!

    Г. Ладонщиков. Наши друзья.

    Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре, которая посвящена Дню птиц. Для проведения игры от каждого класса  выбираем по 8  человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

    Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

    За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

    ОТБОРОЧНЫЙ  ТУР  ( Или: назвать птиц, которых знаете, кто назовёт последним, тот и первым начинает игру).

    Предлагается 3 загадки. Команда, которая первой отгадает, та и будет первой, вторая – второй и третья – третьей.

    1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина.     (Туман).

    2. Пушистая вата плывет куда – то. (Облака).

    3. На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град).

    Раунд 1. «Вспомни наше имя».

    Кто изображён на фотографии? (Ведущий показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц).

    Портреты птиц:

    1команда:  ЖУРАВЛЬ, ДЯТЕЛ, СТРАУС.

    2 команда: ГЛУХАРЬ, ЛЕБЕДЬ, ГУСЬ.

    3 команда: СОВА, АИСТ, ОРЕЛ.

    Раунд 2. «Чей нос лучше?»

    У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Ребята, вы читали её? (Дети отвечают). Давайте сейчас проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам).

    Команда 1. Назовите, чьи это клювы.

     (1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

    Команда 2. Назовите, чьи это клювы.

     (1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной

    пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

    Команда 3. Назовите, чьи это клювы.

     (1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

    Раунд 3. «Кто как летает?»

    По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

    Команда 1. Назовите, кто летит.

     (1 – утка; 2 – ласточка).

    Команда 2. Назовите, кто летит.

     (1 – сорока; 2 – цапля).

    Команда 3. Назовите, кто летит.

     (1 – ворона; 2 – гусь).

    Раунд 4. «Кто как поёт?»

    Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи голосов птиц. Каждой команде предложено угадать по пять мелодий).

    1 команда:                                          2 команда:                              3 команда:

    * Воробьи                                           * Страус                                 * Малиновка

    * Грач                                                  * Ворон                                  * Синица

    * Гусь                                                  * Ворона                                * Снегирь

    * Иволга                                              * Чайка                                  * Сова болотная

    * Кукушка                                          *  Ястреб                               * Сорока

    Раунд 5. «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

    Этот раунд я предлагаю проиграть для учителей. 

    1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

    2. В черном ящике лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

    3. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

    4. Какая птица ест и пьёт прямо в полёте? (Стриж ловит насекомых на лету).

    5. Назовите самую тяжёлую летающую птицу России. (Дрофа)

    6. Назовите самую крупную современную птицу?  (Африканский страус).

       Рост африканского страуса свыше 2 м, а масса тела до 75 кг. Живет в Африканской саванне. Все его тело приспособлено к быстрому бегу. У страусов хорошо развитое зрение. Яйца страусов в 30 раз тяжелее куриных. В кладку откладывают яйца сразу несколько самок, а самец их насиживает. Африканского страуса разводят на фермах с целью получения мяса, яиц и перьев.

    Физминутка:      В лесу.

                        Вверх руки подняли и покачали -

                        Это деревья в лесу.

                        Низко присели, вниз посмотрели -

                        Это жучок пьёт росу.

                        В стороны руки, плавно помашем -

                        Это к нам птицы летят,

                        Где они сядут, тоже покажем  -

                        Сели все дружно назад.

    Раунд 6. «Из какой мы сказки?»

    Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

    1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

    2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

    3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

    4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

    5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

    6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

    7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

    8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

    9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

    10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

    Раунд 7. «Птицу года выбираем».

    Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Для этого проводятся различные мероприятия, акции, конкурсы и т. д.

    Так 2007 год был годом зимородка, 2008 – снегиря, 2009 – лебедя, 2010 – чибиса. А какая птица была  выбрана птицей года в 2011 году вы сейчас узнаете, отгадав кроссворд.

    1

    С

    Т

    Р

    А

    У

    С

    2

    К

    О

    Л

    И

    Б

    Р

    И

    3

    Д

    Я

    Т

    Е

    Л

    4

    С

    О

    К

    О

    Л

    5

    Г

    О

    Л

    У

    Б

    Ь

    6

    П

    И

    Н

    Г

    В

    И

    Н

    7

    П

    О

    П

    У

    Г

    А

    Й

    8

    П

    О

    П

    О

    Л

    З

    Е

    Н

    Ь

    9

    К

    И

    В

    И

    10

    П

    А

    В

    Л

    И

    Н


    1. Самая крупная птица в мире (вес до 160 кг, рост до 3 м). (Страус).

    2. Самая маленькая птичка (вес 2 г). (Колибри).

    3. Какая птица считается санитаром леса? (Дятел).

    4. Самая быстрая птица в мире (скорость до 1000 км/ч) и одновременно название города в Вологодской области. (Сокол).

    5. Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (Голубь).

    6. Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге Австралии, Африки, Южной Америки и в Антарктиде. (Пингвин).

    7. Амазон, ара, какаду, какапо, кеа, корелла, лорикет, неразлучник, розелла. Всё это… Кто? (Попугай).

    8. Птица, которая умеет по деревьям передвигаться как вверх, так и вниз. (Поползень).

    9. Название этой нелетающей птицы, живущей только в Новой Зеландии, совпадает с названием сладкой сочной ягоды. (Киви).

    10. Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин).

    По горизонтали: 1. Страус; 2. Колибри; 3. Дятел; 4. Сокол; 5. Голубь; 6. Пингвин; 7. Попугай; 8. Поползень; 9. Киви; 10. Павлин.

    По вертикали: ТРЯСОГУЗКА.

    Трясогузка белая – птица 2011 года. Трясогузка – маленькая размером с воробья бело-чёрная птичка с длинным трясущимся хвостиком. Из-за этой особенности в народе про трясогузку говорят: хвостом лёд разбивает, а также её зовут птицей – ледоломкой. Трясогузку часто можно встретить на асфальтовых дорожках городов, у мусорных свалок, на складах брёвен в деревнях. Там она ловко хватаем мух, пауков, жуков, гусениц и других насекомых. Белые трясогузки – перелётные птицы, на зиму улетают в Африку и на юг Европы. Гнёзда устраивают недалеко от воды в деревянных сооружениях, в дровах, между корнями деревьев и других местах. Кладка состоит их 5-6 яиц. Насиживание яиц продолжается около 13 дней. Птенцы покидают гнёзда, ещё почти не умея летать.

    Известный детский писатель Николай Сладков в книге «Азбука леса» о трясогузке написал очень интересный рассказ. Послушайте его. (Ведущий читает рассказ на стр. 75).

    - Как вы думаете, какая птица в этом году является ПТИЦЕЙ ГОДА?

    ОТВЕТ:

    Орлан белохвост – птица 2013 года. орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) – птица, которая отвечает всем требованиям данной номинации: она распространена на большей части территории России, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.

    Орлан-белохвост населяет огромную территорию Северной Евразии от степей и полупустынь Прикаспия на юге до лесотундр Ямала и Таймыра на севере. Гнездиться предпочитает вблизи водоёмов. Устраивать гнёзда старается на деревьях в лесной зоне. Крупные популяции орлана-белохвоста сосредоточены на Балтике и в северной Феноскандии, в бассейнах Днепра, Дона, Волги, Тобола, Оби, Иртыша, Амура. В России по последним оценкам гнездится не менее 8 - 10 тыс. пар, однако реальная численность орлана-белохвоста не известна, так как вид достаточно обычен на обширных пространствах Западной Сибири и Дальнего Востока, и на большей части территории его обитания учёты просто не проводились.

    Игра для зрителей.

    Какая птица иногда кричит как "драная кошка"? (Иволга.)

    Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик.)

    Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

    Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.)

    У каких наших певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.)

    Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка.)

    Птенцы какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки.)

    Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)

    Какая птица сама себя называет? (Утка кряква.)

    10 ) У какой птицы  язык покрыт  шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

    Раунд 8. «Пословица недаром молвится».

    В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

    1 команда:

    Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

    У каждой птицы… (своя песня).

    Цыплят по осени… (считают).

    2 команда:

    Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

    Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

    Всякий кулик своё… (болото хвалит).

    3 команда:

    Одна ласточка… (весны не делает).

    Гусь свинье… (не товарищ).

    Как с гуся… (вода).

    Раунд 9. «Ну-ка, прочитай!».

    На карточках написаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом ряду нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы.

    1 команда:

    ПБДАКМКВЛОМДИОБН (павлин)

    2 команда:

    РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК (зяблик)

    3 команда:

    КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ (курица)

    Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).

    Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).

    Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.

    Я, ребята, птиц люблю.

    Никогда их не ловлю

    Ни ловушками,

    Ни в сетки.

    Не держу их дома в клетке.

    Никогда гнезда не трону

    Ни сороки,

    Ни вороны,

    Ни скворца,

    Ни воробья

    Не обидел в жизни я.

    Г. Ладонщиков. Люблю птиц.

    Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Небогаты их корма –

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна –

    И не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их – не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Приучите птиц в мороз

    К вашему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    А. Яшин. Покормите птиц.

    Сейчас давайте подведём итоги нашей игры.

    В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II и III места  с загадками о птицах.

    Использованная литература:

    1. Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.

    2.Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).

    3.Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] : записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов . – М. : ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).

    4.Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.

    5.Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.

    6. Интернет – ресурс.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

    Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

    "В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

    В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

    Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"

    «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиня­ется»Ф. Бэкон. Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.Задачи: воспитывать любовь и интерес к родному к...

    Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

    Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...

    Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"

    Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....

    интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"

    разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...

    методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

    Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....