Внеклассное мероприятие в 5 -8 классах, посвященное 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова «Все начинается с детства»
методическая разработка (5 класс) по теме

Шиврина Юля Александровна

Конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihalkov.docx24.9 КБ
Файл mihalkov.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 5 -8  классах, посвященное 100-ю со дня рождения С.В. Михалкова

«Все начинается с детства»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Шиврина Ю.А.

март 2013

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова

Задачи:

Познакомить с жизнью и творчеством С. Михалкова

Развивать навыки выразительного чтения стихотворений, басен, чтения по ролям; развивать навыки анализа стихотворения;

Воспитывать любовь к чтению, детской литературе

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Ход мероприятия

I  Вступительное слово учителя.

Ребята, 13 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова. Знакомы ли вы с его произведениями? Какими?

Нравятся ли вам его стихи? Чем?

(В своих стихах поэт С. Михалков интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит как равный с детьми, принимая все обиды и радости.

Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка.

Мы удивляемся  и радуемся это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогает нам в этом прекрасный поэт Сергей Владимирович Михалков.

Стих у него то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в поэтический мир С. Михалкова и сделаем очень важные открытия: поэзия Михалкова  - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения. Какие? Сегодня мы об этом узнаем.

Начнем мы наше путешествие со знакомства с биографией поэта.

II  Знакомство с биографией поэта. (Рассказывает подготовленный ученик)

13 марта 1913 года родился в Москве в семье ученого птицевода Сергей

 Владимирович Михалков. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, в обычную школу пошел учиться в 4 классе.

     С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. С 1933 года стихи Михалкова печатают в журналах «Огонек», «Прожектор», «Известия», «Комсомольская правда». В 1935 году опубликована поэма «Дядя Степа». В 1936 году Михалкова узнают, как сказочника после пересказа веселой сказки «Три поросенка». В 1941 году 27 июня он выехал на фронт и стал писателем- корреспондентом. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова. В 2001 году его стихи участвовали в конкурсе на новый Гимн, и снова победил Михалков.

Многие пьесы Михалкова ставились на сцене театров, и по ним сняты мультфильмы. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. За свою долгую жизнь он создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу»- большого человека по прозванию «Каланча».

III Стихи С. Михалкова для детей

1Какое первое стихотворение поэта принесло ему известность?

Конечно же, это стихотворение «Дядя Степа». Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своём “Дяде Стёпе” о мужестве и благородстве людей. Это сказка – быль. Сергей Михалков написал много книг про Дядю Стёпу. Дядя Стёпа – моряк, милиционер, отец космонавта, заслуженный ветеран. Дядю Стёпу знают взрослые и дети во всём мире. Чтение отрывков из стихотворения.

В этом детском стихотворении поэт создал положительный, идеальный образ милиционера (полицейского).

Какими же качествами обладает дядя Степа? Чему мы можем у него поучиться?

2 Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение «Грипп». Поэт простудился и заболел, и никакие порошки и микстуры не помогали. Наконец болеть ему надоело, он придвинул к себе стол, и на чистом листке появились строчки:

(Чтение стихотворения «Грипп»)

Как вы думаете, какое лучшее средство от всех болезней?

3 Признайтесь, часто вставая утром в школу, вас посещает мысль: «Вот бы не ходить сегодня в школу». А в каком случае мама оставляет вас дома? Правильно, когда вы заболели. Послушайте стихотворение Михалкова «36 и 5».

Какие чувства испытывает герой стихотворения в конце? Почему?

Чего же никогда нельзя делать?

4 Очень известно стихотворение Михалкова «Про мимозу». Послушайте его.

Кого называет автор мимозой, почему?

5 Следующее стихотворение называется «Прогулка»

Чему учит это стихотворение?

Часто ли случаются у нас такие «прогулки»?

6 Михалков пишет не только веселые стихи, читая которые мы смеемся, но и грустные. Грусть – светлое чувство, его не  нужно стыдиться, тем более, что жизнь дарит нам не только счастливые дни и годы, но и сталкивает с серьезными проблемами.

(Чтение стихотворения «Старый клоун»)

Чему можно поучиться у клоуна?

Это стихотворение написано о счастливом человеке. Да, он умирает. Но он не сломлен духовно, он горд, потому что честно прожил свою жизнь, которую отдал любимому делу – искусству.

Показ детьми рисунков по произведениям С. Михалкова

V С. Михалков – баснописец

Басня славится моралью

 Не ленись, запоминай,

 Всё чему она научит

 Ты себе на ус мотай.

1 Чтение басни «Любитель книг»

Действительно ли герой басни является любителем книг, чтения?

Чем привлекают его книги?

Какова мораль этой басни?

2 Чтение басни «Когда везет»

Какова мораль этой басни?

Инсцениование басни.

Станция: «Поучительная»

  «Заяц – симулянт».

Автор. Наступил Медведь Зайцу на мозоль.

Заяц. Ой, ой! Спасите! Умираю!

Медведь. Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно!

Заяц. Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду?

Автор. Стал Медведь Зайцу лапу перевязывать.

Заяц. Ой! Ой! Я сейчас умру!

Автор. Стал Медведь лечить, поить, кормить Зайца. Утром только проснется, идет к Зайцу.

Медведь. Ну, как лапка? Заживает?

Заяц. Еще как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу.

Автор. Медведь уходит в лес, а Заяц скачет и песни поет.

Заяц. Мишка кормит, Мишка поит –

         Ловко я его провел!

         А меня не беспокоит

         Ровным счетом ничего!

Автор. Обленился Заяц, стал капризничать.

Заяц. (к Медведю) Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь: Хочу груш с медом!

Автор. Пошел Медведь за грушами. По дороге повстречал Лису.

Лиса. Куда ты, Миша, такой грустный?

Медведь. Да Зайцу мед и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот кормить приходится.

Лиса. Не туда идешь. Тебе за врачом надо идти.

Медведь. Да где его взять?

Лиса. Так проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю.

Автор. Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал.

Лиса. Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб. Заберу я его в больницу. Мы его с врачом волком быстро на ноги поставим.

(Заяц убегает). Вот он и здоров!

Медведь. Да, век живи, век учись!

VII Викторина «А что у вас?»

  1. 1 Когда и где родился С.В. Михалков?
  2. 2 Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков?
  3. 3 Сколько лет со дня рождения он отметил в этом году?

  1. (С. В. Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве.
  2. Стихи, рассказы, сказки, басни,  пьесы, переводы, статьи, сценарии.
  1. 100 лет.)
  1. 5 В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?
  2. («А что у вас?»)
  1. 6 Какая фамилия была у Дяди Стёпы?
  2. (Степанов)
  3. 7 Какая температура была у героя одного из  стихотворений?
  4. (36,5)
  5. 9  Доскажи словечко
  6. В доме восемь дробь один
    У заставы Ильича
    Жил высокий гражданин
    По прозванью.................. (каланча)
  7. Мы едем, едем, едем
    В далекие края,
    Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)

  1. Кто, набив пирожным рот,  

      Говорит: А где………… (компот)

  1. Кто на лавочке сидел,

     Кто на улицу глядел,  

     Толя пел, Борис  молчал,

      Николай ногой ………..  (качал)

  1.  
  2. Мать сказала:
    – Дверь закрой!
    К нам летит пчелиный……     (рой)
  3. 11     Из какого стихотворения эти строки?

     Мы приехали на речку

 Воскресенье провести

 А свободного местечка

 Возле речки не найти.

Это кто накрыт в кровати

 Одеялами на вате?

 Кто лежит на трех подушках

 Перед столиком с едой

 И, одевшись еле-еле,

 Не убрав своей постели

 Осторожно моет руки

 Кипяченою водой? («Про Мимозу»)

Сто машин стоят, гудят –

 С места тронуться хотят.

 Три, четыре, пять минут

 Им проезда не дают. («Дядя Степа – милиционер»)

12 Говорят –

 Что ни пожелается –

 Все всегда произойдет,

 Все всегда сбывается.

 Когда это бывает? (Под Новый год)

13 Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал … Кто пропал у девочки? (щенок)

14 У меня печальный вид… Что болит у героя стихотворения? (голова)

VIII  Подведение итогов

Талант Сергея Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребёнка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями. Он погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях.

Более 60 лет работал С.В.Михалков в литературе. За это время созданы десятки книг стихов, прозы, статей. Они часто переиздаются, потому что есть острая потребность в них. Ведь этот замечательный человек прекрасно знал характер человека, он умел говорить на равных и с самыми маленькими, и со взрослыми. И недаром он награжден польским орденом Улыбки – единственный в мире международной наградой, которую присуждают дети. Но главная награда – это любовь к писателю его друзей, многомиллионной  армии читателей его книг.

  1.  «В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».

                                                      С.В. Михалков

Так пусть и для нас каждая книга  становится праздником. А чтобы этот праздник состоялся, что должны делать мы?

Наше сегодняшнее мероприятие завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором.

В заключении послушайте стихотворение С. Михалкова «С нами смех!» пусть это стихотворение станет для вас жизненным девизом.

                                         

                                                         

 

         

                                                                                                                       

        «Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо                                                              певуч      

                                   Лиричен, и в этом его главная сила.»

                                                                                К. И. Чуковский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературный праздник К 100-летию с о дня рождения С.В. Михалкова

Слайд 2

Сергей Владимирович Михалков (1913–2009) Поэт, драматург публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель

Слайд 3

Сергей Михалков

Слайд 4

Маленький Сережа Михалков

Слайд 5

Михалков также писал сказки. Наиболее известны «Три поросенка» (1936) – переложение английской народной сказки . «Праздник непослушания» самая озорная и веселая сказка по которой даже поставлен мюзикл.

Слайд 6

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава —твоё достоянье на все времена! Припев : Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой, предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая —Хранимая Богом родная земля! Припев Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда Припев Михалков – автор текстов гимнов Советского Союза и России на музыку А.Александрова. Владимир Путин с автором слов Гимна Сергеем Михалковым в Кремле , 2002 год

Слайд 7

Сергей Михалков называлось это стихотворение «Дорога» Первое стихотворение написано в 1928 году

Слайд 9

Самые знаменитые стихи Михалкова про дядю Степу: В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча, По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан. Уважали дядю Стёпу За такую высоту. Шел с работы дядя Стёпа – Видно было за версту. Лихо мерили шаги Две огромные ноги: Сорок пятого размера Покупал он сапоги.

Слайд 10

«Дядя Степа» «Дядя Степа - милиционер» «Дядя Степа и Егор» «Дядя Степа - ветеран»

Слайд 11

Стихи разные нужны – стихи разные важны

Слайд 14

«Заяц – симулянт». Автор. Наступил Медведь Зайцу на мозоль. Заяц. Ой, ой! Спасите! Умираю! Медведь. Извини, пожалуйста! Я ведь нечаянно! Заяц. Что мне от твоих извинений! Как я теперь прыгать буду? Автор. Стал Медведь Зайцу лапу перевязывать. Заяц. Ой! Ой! Я сейчас умру! Автор. Стал Медведь лечить, поить, кормить Зайца. Утром только проснется, идет к Зайцу. Медведь. Ну, как лапка? Заживает? Заяц. Еще как болит. Вчера вроде лучше, а сегодня и встать совсем не могу. Автор. Медведь уходит в лес, а Заяц скачет и песни поет.

Слайд 15

Заяц. Мишка кормит, Мишка поит – Ловко я его провел! А меня не беспокоит Ровным счетом ничего! Автор. Обленился Заяц, стал капризничать. Заяц. (к Медведю) Почему ты меня одной морковкой кормишь? Искалечил, а теперь голодом моришь: Хочу груш с медом! Автор. Пошел Медведь за грушами. По дороге повстречал Лису. Лиса. Куда ты, Миша, такой грустный? Медведь. Да Зайцу мед и груши иду искать, покалечил я его, теперь вот кормить приходится. Лиса. Не туда идешь. Тебе за врачом надо идти. Медведь. Да где его взять? Лиса. Так проводи меня к Зайцу, я его быстро на ноги поставлю. Автор. Заходят в берлогу. Заяц сразу задрожал. Лиса. Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него озноб. Заберу я его в больницу. Мы его с врачом волком быстро на ноги поставим. (Заяц убегает). Вот он и здоров! Медведь. Да, век живи, век учись!

Слайд 16

Литературная викторина Когда и где родился С.В. Михалков? Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков? Как называлось его первое стихотворение? Сколько лет со дня рождения он отметил в этом году? С. В. Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Стихи, рассказы, сказки, басни, пьесы, переводы, статьи, сценарии. «Дорога». 100 лет.

Слайд 17

Литературная викторина В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? Из какого стихотворения эти строки? Ты в дальнюю дорогу Бери с собой друзей: Они тебе помогут, И с ними веселей. Кого ребята взяли с собой в дорогу? Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"? К какому выводу он пришёл? Какая фамилия была у Дяди Стёпы? «А что у вас?» «Песенка друзей» Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая – Вот компания какая! "Даёт корова молоко". «Да, стать учёным не легко!» Степанов

Слайд 18

Литературная викторина В каком классе учился мальчик, боявшийся прививок? Какая температура была у героя одного из стихотворений? Что за каша была во рту у Саши? Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10? Какое слово ненавидел герой одного из стихотворений? В первом. Тридцать шесть и пять. Каша из слов Сто пятнадцать человек. Спать.

Слайд 19

Доскажи словечко В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью.................. В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил Упрямый.............. На прививку! Первый класс! Вы слыхали? Это нас! Почему я встал у стенки? У меня дрожат................... Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, счастливые …………. Кто, набив пирожным рот, Говорит: А где ………… Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой ……….. Мать сказала: – Дверь закрой! К нам летит пчелиный …… каланча Фома коленки друзья компот? качал рой

Слайд 20

Закончите строчку Я сегодня сбилась с ног У меня пропал …

Слайд 21

Каким словом нужно закончить строчку стихотворения? Сверху солнышко печёт А внизу река течёт В этой речке утром рано Утонули два …

Слайд 22

Как закончить это четверостишие? Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда! И чернила и варенье Смоет мыло и ….

Слайд 23

Какое слово нужно вставить в это стихотворение? Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка с базара домой принесла Картошку Капусту Морковку …………….. Петрушку и свёклу! ОХ!

Слайд 24

Каким словом заканчивается четверостишие? В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью ….

Слайд 25

С нами смех Нам живется лучше всех, Потому что с нами - Смех! С ним нигде не расстаемся, Где б мы ни были - смеемся! Утром выглянем в окно, Дождик льет, а нам смешно! Если в школу путь лежит, Рядом с нами смех бежит. Наш отряд идет в поход - Смех от нас не отстает. С нами он в любой игре Дома, в школе, на дворе, На реке, в лесу и в поле, На катке и на футболе, Всюду с нами наш дружок - Смех-Смехунчик ! Смех-Смешок! Молодой, задорный Смех! Посмеяться ведь не грех?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса

Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...

Урок, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова «Мы с детства знакомы…» в 5 – 6 классах

Материал по внеклассной работе учителям русского языка и литературы...

Утренник для учащихся 1-4 классов, посвященный 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова

Данное мероприятие способствует расширению знаний учащихся о творчестве С.В. Михалкова, воспитанию интереса к творчеству поэта....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе, посвященное 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого

Литературно-музыкальная гостиная«Что там я , миллионы, точнее, народ, твои песни-знамёна по жизни несёт»  Цель мероприятия:1.Проанализировать творчество В.С.Высоцкого, обозначить основные те...

Внеурочное мероприятие Литературный вечер, посвященный 110-летию со Дня рождения поэта, баснописца и общественного деятеля С.В.Михалкова

Данное внеурочное мероприятие направлено на детальное ознакомление с литературными произведениями известного детского поэта и баснописца Сергея Михалкова. При подготовке к  литературному вечеру, ...