ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «ПУТЬ К УСПЕХУ»
план-конспект занятия по теме
творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоциональной атмосферы. Каждый ученик совершает открытия через личный опыт, проявляет себя через творчество. Основная идея мастерской – все способны! Все могут добиться успеха, иметь настоящих друзей, быть счастливыми. Всего этого можно достичь в результате постоянной работы над собой, правильно используя свой потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pedagogicheskoy_masterskoy.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа в инновационной форме
« ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
для учащихся 8-9 классов.
Автор:
учитель высшей категории русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 420,
почётный работник общего образования Дмитриева Людмила Викторовна.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 420, г. Санкт-Петербург, Колпино,
ул. Вавилова, д. 9.
Санкт-Петербург
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Педагогическая мастерская ценностных ориентаций «Путь к успеху».
- Содержание:
творческая разработка педагогической мастерской «Путь к успеху» - это технология, при помощи которой учитель-мастер погружает своих учеников в процесс познания себя и жизни через создание эмоциональной атмосферы. Каждый ученик совершает открытия через личный опыт, проявляет себя через творчество. Основная идея мастерской – все способны! Все могут добиться успеха, иметь настоящих друзей, быть счастливыми. Всего этого можно достичь в результате постоянной работы над собой, правильно используя свой потенциал.
- Цели и задачи педагогической мастерской:
- познакомить учащихся с психологическими средствами, позволяющими им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире;
- научить понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих;
- проделать с учениками путь от понятия полезности к понятию достоинства, помочь сделать вывод о самоценности и уникальности каждого человека;
- научить детей мыслить раскованно, творчески;
- формировать коммуникативные качества.
- Инновационность:
Технология педагогической мастерской сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет и анализирует деятельность. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (5-7 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников, принятие любого творческого партнёра, развитие толерантности и взаимопомощи. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь из неопределённости в понимание. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
1.Вступительное слова учителя.
Каждый из нас хочет быть счастливым, добиться в жизни успеха, иметь добрых и верных друзей. Многие ждут, что вот-вот произойдет чудо: счастье возьмет да и нагрянет. Но ведь жизненный успех - это не призрачная цель, не внезапное счастливое стечение обстоятельств, а результат положительного программирования своей жизни, постоянный и кропотливый труд, умение использовать свой потенциал.
Сегодня мы и поучимся, как стать успешным и счастливым, а для этого попытаемся провести новую для нас форму классного часа - мастерскую.
Что же это такое?
2.Определение слова мастерская.
Мастерская — это помещение для выполнения каких-либо работ. Наша же мастерская - это попытка путем анализа жизненного опыта научиться, как стать счастливым, достичь успеха в жизни.
3.Работа с понятием «успех».
Нарисуйте «успех». Каким Вы его себе представляете? Напишите под своим рисунком слово, которое ассоциируется у вас понятием «успех».
Рисунок общий, групповой (4-5 человек рисуют на одном листе) Афиширование рисунков.
4.Игра «Самый удачный день».
Вспомните самый удачный, самый счастливый день в своей жизни. День, когда вам особенно везло, когда состоялось событие, которого вы долго ждали.
Разделите выданные вам листочки на две половинки, в левой части напишите:
- какие чувства вы испытывали в тот день,
- как относились к себе,
- как относились к людям,
- на что были готовы в этот день
- каким одним словом вы назвали бы себя тогда.
К сожалению, в жизни бывают и другие дни, дни обид и разочарований. В правой части напишите:
- ваши чувства того дня,
- кого винили вы в своих бедах,
- какой краской нарисовали бы тот день,
- от чего или от кого остался на душе осадок,
- каким одним словом вы назвали бы себя в тот день.
Поделитесь своими мыслями в группе.
Попробуйте представить общий портрет счастливого и несчастливого дня. (Выступления по 1 человеку от группы).
5. Игра «Полоса препятствий».
Нам часто кажется, что кто-то или что-то мешает быть счастливым, удачным.
Что может помешать человеку на пути к успеху?
Изобразите «врагов» жизненного успеха. (Необходимо нарисовать жизненный путь человека и препятствия, которые могут подстерегать его - «Полоса препятствий»). Покажите работы друг другу. Нарисуйте общегрупповую «Полосу препятствий». (Демонстрация общих рисунков от группы).
6.Занятие «Школа жизненного успеха».
А можно ли сделать так, чтобы все дни стали удачными, чтобы поскорее прошли обиды и неприятности? К этому нужно стремиться.
Групповые занятия:
1 группа
Создайте образ обиженного человека, неудачника. Покажите его взгляд, позу, выражение лица (выбрать 1 человека от группы, использовать мимику, пантомиму, элементы одежды).
2 группа
Представьте, что в нашем городе открылась « школа жизненного успеха». Какие бы предметы были в расписании? Чему бы в ней учили? Какие бы учителя в ней работали? Придумайте им имена и фамилии. Какие были бы в ней кабинеты ( цвет стен, потолка, форма окон, мебели)?
3 группа
Создайте образ выпускника «Школы успеха»:
- взгляд;
- поза;
- выражение лица;
- каков его жизненный девиз.
4 группа
Кто может помочь нам быть счастливыми, успешными? Конечно, друзья. Ссорились ли вы когда-нибудь с друзьями? Почему возникают конфликты, как выйти из них?
Выступления представителей групп.
7.Составление опорного конспекта-бабочки.
А сейчас самое главное мы занесем в опорный конспект. Сегодня он в виде бабочки. Как вы думаете, почему? Это красивое, свободное, легкое существо. Украшает собой мир. Прикасается ко всему легко и бережно. А кроме того, у каждого человека должны быть крылья успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия. Напишите на крыльях бабочки качества, которые помогут добиться жизненного успеха. Расскажите о том, что вы написали. (Каждой группе вручается шаблон бабочки, на нём цветными фломастерами нужно записать качества человека. Например, умение слушать и понимать, готовность идти на компромисс, чувство юмора, уважение личности другого человека и т.д.).(Демонстрация ярких, разноцветных «бабочек»).
8. «Шкатулки удачи» ( напутствие учителя-мастера).
А сейчас вы получите «шкатулки» удачи. В них лежат сокровища — россыпи чужих мыслей, раздумий о том, что может привести человека к успеху, сделать его счастливым. Откройте же эти шкатулки, выберите 2-3 высказывания, наиболее близкие вам. Прочитайте вслух. Возьмите их на память.
9.Осознание учащимися себя в собственной деятельности (рефлексия).
Что оказалось для вас в сегодняшнем занятии самым ценным? Что запомнилось?
( Выступления желающих).
10. Обобщение учителя.
Врачи утверждают, что все мы, живущие в 21 веке, чуть-чуть больны: стрессы, перегрузки. К сожалению, не придумано еще чудодейственное средство, способное изменить душу, сделать человека счастливым. Но мы сами можем помочь в этом друг другу своей добротой, чуткостью, стремлением помочь и понять, поддержать друг друга. А в заключение я бы хотела прочесть вам стихотворение, которое называется «Друг».
(Звучит лирическая музыка).
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль разделите вдвоем,
Помоги ему, он - твой друг.
Видишь, тает обиды ком
От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай. Пусть она его вместе с тобой Поведет в прекрасную даль.
Я хотела бы поблагодарить вас за то, что вы сегодня поделились своими мыслями и чувствами, смогли рассказать о чем-то очень радостном, а может, и печальном, стали ближе и понятнее друг другу.
Дополнительный материал
(высказывания о дружбе для «шкатулок удачи»).
1. Никакое общение между людьми невозможно без дружбы.
2. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется.
3. Дружба начинается с улыбки.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Нет друга - ищи, а нашел – береги.
6. Человек без друзей, что дерево без корней.
7. Один за всех и все за одного.
8. Дружба что стекло: разобьешь - не склеишь.
9. Уважай другого человека, цени в нем его индивидуальность.
10. В дружбе важнее всего отдавать, а не брать.
11. Мы в ответе за тех, кого приручили.
12. В каждом человеке есть солнце.
13. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
14. Учитесь властвовать собой.
15. Человек живет для того, чтобы встречаться с другим человеком.
16. Я человек, ответственный за совершаемый мной выбор.
17. Человек человеку друг.
18. Человек таков, каково его представление о счастье.
19. Не родись красивым, а родись счастливым.
20. Никогда не бойся понять и простить.
21. Счастье означает быть любимым.
22. Люби жизнь, живи с желанием быть нужным другим. 23. Для счастья человека нужен весь мир. 24. Улыбайся каждому мгновенью жизни. 25. Живи, твори, радуйся. 26. Не делай людям того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. 27. Учись на своих ошибках. 28. Великое счастье - общаться с друзьями. 29. Никогда не отчаивайся. 30. Ищи выход из самых трудных ситуаций. 3 1. Не завидовать, не обижать, не обижаться. 32. Счастье - ощущать себя нужным. 33. Кто не любит природы, тот не любит и человека. 34. Людей неинтересных в жизни нет. 35. Самого главного глазами не увидишь, зорко лишь сердце. 36. Делай добро здесь и сейчас. 37. Дружелюбие должно проявляться ко всем. 38. Сделав добро, никогда не попрекай им. 39. Не отвечай на зло злом. 40. Будь почтителен со старшими и не обижай младших.
Библиография.
1).Белова Н.И, Мухина И.А. «Педагогические мастерские. Теория и практика.» СПб, ТВПинк, 1995г.
2).Белова Н.И., Наумова Н.Н. «Экология в мастерских. Методическое пособие». СПб, «Паритет», 2004 г.
3).Мухина И.А. «Что такое педагогическая мастерская. Книга для учителя». СПб, «Паритет», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...
Психолого–педагогическая мастерская ценностных ориентаций «ДОМ»
Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способстну¬ет росту личносги учителя и у...
"Что такое духовность" (Мастерская ценностных ориентаций). 10 класс.
В презентации представлена разработка мастерской ценностных ориентаций "Что такое духовность" с использованием технологии ДЕМАРШ. Эпиграфом к мастерской являются слова Феофана Затворника "Духовность е...
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Мастерская ценностных ориентаций "Личность"
Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...
Родительское собрание "Поощрение и наказание" в технологии мастерской ценностных ориентаций
Сегодня многие родители, учителя воскрешают в памяти старые времена, когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Современные дети требуют к себе уважения и демократического под...
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).
Цели: научить полноценному восприятию текста, расширить представление обучающихся об использовании писателем детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...