«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении 4 лет и является, на мой взгляд,  одной из лучших в современном образовании, так как отвечает всем требованиям, которые предъявляются стандартами нового поколения к современному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskakh_siney_ptitsy.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

«В поисках Синей птицы»

(педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

6 класс («Школа 2100»)

                                                                           Автор: учитель русского языка и                        

                                                                       литературы высшей категории              

                                                Иванникова В.И.

                                            МБОУ лицей №8

       г. Ставрополь

      Данный урок является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении 4 лет и является, на мой взгляд,  одной из лучших в современном образовании, так как отвечает всем требованиям, которые предъявляются стандартами нового поколения к современному уроку:

- позволяет ученику действовать автономно и рефлексивно;

- использует различные средства интерактивного обучения;

- реализует деятельностный подход в обучении учащихся;

- дает возможность ученику входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них;

- позволяет учащимся самостоятельно открывать знания в сотрудничестве с другими, в игре, в творчестве.

        Как показал  мой собственный опыт, педагогическая мастерская позволяет сформировать у учащихся собственную шкалу ценностей, свой взгляд на мир, даёт возможность приобретения прочных знаний, развивает творческие способности школьников и способствует их самореализации и самопознанию.

       Работа по технологии педагогической мастерской на протяжении нескольких лет дает возможность сделать некоторые выводы:

                    1. Учащиеся чувствуют себя на уроках гораздо более свободно и комфортно.

                    2. Каждый ученик принимает непосредственное участие в уроке, чувствует    

                   собственную важность и значимость, как следствие повышается самооценка.

                    3. Школьники получают несравненно большее удовлетворение от урока,  

                    повышается интерес к предмету и их познавательная активность.

                    4. Продукт совместной деятельности учащихся всегда лучше, интересней,  

                    чем при индивидуальной работе.

                    5. Школьники самостоятельно организуют деятельность в группе , то есть  

                    «проживают на уроке маленькую жизнь»  (формируют коммуникативные  

                   навыки).

                    6. Каждый учащийся получает за урок оценку, причём оценки неизменно  

                    высокие.

Цели урока:

1. Обучающие: раскрыть понятия «счастье», «истинные и мнимые ценности» в понимании М. Метерлинка; дать возможность учащимся сформировать собственное представление о счастье; обучение чувству слова через приобщение к сокровищнице языка - мировой классике, через проникновение в его глубинную суть.

2. Развивающие: развитие навыков инсценирования и написания текста, а через них  способности проникновения в духовный мир писателя; развитие навыков анализа текста; развитие коммуникативных навыков; обогащение словарного запаса и понятийного аппарата учащихся; активизация познавательной деятельности и читательского интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.

3. Воспитательные: формирование ценностных ориентиров, мировоззрения учащихся; воспитание эмоциональной отзывчивости, воспитание духа сотрудничесва; воспитание культуры слова и чувства слова.

Тип урока: педагогическая мастерская

Оборудование: компьютер, проекционная система,  белые и цветные листы бумаги, фломастеры, 3 листа ватмана, листы с надписями  «Великие Радости», «Самые Тучные Земные Блаженства» и «Просто Блаженства», картинки с нарисованными человечками, словари

Формы организации учебной деятельности учащихся: игровая, индивидуальная, групповая, фронтальный опрос, творческая деятельность

Формы взаимодействия учащихся на уроке: сотрудничество и сотворчество

Этапы занятия:

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя

2. Индуктор. Это деятельность, направленная на мотивацию дальнейшей деятельности учащихся на уроке

3. Обработка полученной информации и получение новой

4.Творческая мастерская

5.Новая информация и ее обработка

6.Социализация - представление продукта своей деятельности

7.Рефлексия

8.Заключительное слово учителя

Сверхзадача урока: показать  педагогическую мастерскую как эффективную форму работы с учащимися, способствующую наиболее оптимальному решению целей и задач, стоящих перед учителем и учащимися на уроке

Ход урока:

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя

1. Сегодня вас ждёт не совсем обычный урок. Посмотрите на таблички на ваших столах (на них стоят таблички с надписями  «Великие Радости», «Самые Тучные Земные Блаженства» и «Просто Блаженства»). На этом уроке я буду называть вас исключительно Радостями и Блаженствами. Вы не против такого обращения?

- Здравствуйте, Великие Радости, самые Тучные Земные Блаженства и просто Блаженства (класс соответственно поделен на 3 группы)!

2. Индуктор.

Это деятельность, направленная на мотивацию дальнейшей деятельности учащихся на уроке.

Состояла из двух частей:

1. Вопрос: «Что такое счастье?».

 2. Инсценировка начала сказки

(индивидуальная работа, игровая деятельность)

1. Учитель: Прежде чем я назову тему и цели нашего урока, я хотела бы, чтобы каждый из вас, уважаемые Радости и Блаженства,  написал, что такое, по-вашему, счастье (буквально одной-двумя фразами). От каждой группы зачитайте, пожалуйста, по 2-3  ответа (ответы всегда разные).  Действительно, понятие о счастье у каждого своё. И автор сказки-феерии «Синяя птица», бельгийский писатель Морис Метерлинк, получивший за это произведение Нобелевскую премию и прославивший маленькую Бельгию на весь мир, предлагает нам свой рецепт счастья.

«Не знаю, откуда Метерлинк и кто он, стар или молод, беден или богат. Знаю только, что … он создал шедевр … - удивительный, чистый, вечный шедевр, которого достаточно, чтобы сделать имя бессмертным и заставить всех алчущих прекрасного и великого благословлять это имя… Морис Метерлинк подарил нам самое гениальное произведение наших дней, самое необычное и в то же время наивное… и – дерзну ли сказать? – высшее по красоте, чем всё, что есть самого прекрасного у Шекспира». Такую высочайшую оценку дал Метерлинку и его  пьесе современник писателя, тоже писатель, француз Октав Мирбо. И он оказался  прав. Уже более двухсот лет пьеса-сказка Метерлинка «Синяя птица» не сходит с театральных подмостков всего мира. И думаю, это не случайно: ведь во все времена люди хотели быть счастливыми и во все времена пытались понять, что такое счастье. Постараемся сегодня на уроке понять это и мы.                                         

 Действие сказки начинается и заканчивается в Рождество – время чудес. Давайте же попробуем с вами постучаться в волшебный мир этой удивительной сказки, и, может быть, произойдёт чудо, и её двери для нас откроются (тихонько стучу по доске, заранее подготовленные дети, «спавшие» в углу за одной из парт, «просыпаются», и начинается инсценировка начала сказки).

Инсценировка начала сказки.

 Тильтиль: Митиль!

Митиль: Тильтиль!

Тильтиль: Ты спишь?

Митиль: А ты?

Тильтиль: Значит, не сплю, если с тобой разговариваю…

Митиль: Сегодня Рождество, да?...

Тильтиль: Нет, завтра. Только в нынешнем году святочный дед нам ничего не принесёт.

Митиль: Почему?

Тильтиль: Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город… Он придёт к нам на будущий год…

Митиль: А долго ждать до будущего года?

Тильтиль: Порядочно…Сегодня ночью он придет к богатым детям…

Митиль: А-а!

Тильтиль: Ты видишь ставни?

Митиль: Ой, как они светятся!

Тильтиль: Это праздничные огни.

Митиль: А у кого праздник?

Тильтиль: Напротив, у богатых детей. У них ёлка. Вон ёлка! Ты видишь?

Митиль: Какая ёлка?

Тильтиль: Рождественская! А ты смотришь на стену!

Митиль:Смотрю на стену, потому что ты меня совсем столкнул.

Тильтиль: Ладно уж!.. А свечей-то сколько, свечей!

Митиль: А что это там такое золотое висит на ветках?

Тильтиль: Ах, боже мой, игрушки!.. Сабли, ружья, солдатики

Митиль: А кукол там тоже понавесили?

Тильтиль: Кукол? Нет, куклы – это чепуха, это им неинтересно…

Митиль: А что это расставлено на столе?

Тильтиль: Пирожки, фрукты, пирожные с кремом…

Митиль : Когда я была маленькая, я как-то раз ела пирожное…

Тильтиль: Я тоже…но только пирожных много не дают…

Митиль: А там много пирожных… Весь стол заставлен… Неужели они все съедят?

Тильтиль: Ещё как съедят! А что же, смотреть на них?

Митиль: А почему они ещё не едят?

Тильтиль: Потому что они не голодны…

Митиль:(поражена) Не голодны? Почему?...

Тильтиль: Они могут есть, когда захотят…

Митиль: (недоверчиво) Каждый день?

Тильтиль: Я так слыхал...

Митиль: Неужели они всё съедят? Неужели они ничего не оставят?

Тильтиль: Кому?

Митиль: Нам.

Тильтиль: Они нас не знают…

Митиль: А если попросить?

Тильтиль: Попросить нельзя.

Митиль: Почему?

Тильтиль: Потому что это запрещается...

Митиль:(хлопает в ладоши) Ах, какие же они красивые!

Тильтиль: (в восторге) И они смеются, смеются!

Митиль: А малыши танцуют!

Тильтиль: Давай и мы с тобой танцевать!

                           (прыгают от радости на скамейке)

Митиль: Ах, как весело!

Тильтиль: Им раздают пирожки!.. Они берут их в руки! Они едят, едят, едят!..

Митиль: И малыши тоже! По два, по три, по четыре!..

Тильтиль: (вне себя от радости) Как вкусно! Как вкусно! Как вкусно!

Митиль: (считает воображаемые пирожки) Мне дали двенадцать!..

Тильтиль: А мне – четырежды двенадцать!.. Но я с тобой поделюсь…

                                                    (Стук в дверь)

Кто это?

Митиль: (в ужасе) Это отец!

Фея: Нет ли у вас Поющей травы или Синей птицы?

Митиль: У  Тильтиля есть птица…

Тильтиль: Я её не отдам…

Фея: Почему?

Тильтиль: Потому что она моя.

Фея: Это, конечно, веский довод. Но я такую птицу и не возьму – она недостаточно синяя. Вам придётся поискать ту птицу, которая мне нужна. Я ищу её для моей внучки – моя внучка очень больна.

Тильтиль: Что с ней?

Фея: Трудно понять… Она хочет быть счастливой…Вы знаете, кто я?

Тильтиль: Вы немного похожи на нашу соседку…

Фея: Ничуть не похожа!...Это возмутительно!.. Я – Фея Берилюна!

Митиль: Ах, очень приятно!

Фея: Вам придется пойти сейчас же.

Тильтиль: А вы с нами пойдёте?

 Фея: Мне никак нельзя. Я утром поставила варить суп, а когда я запаздываю, он непременно выкипает…

Тильтиль: У нас башмаков нет…

Фея: Это не важно. Я вам дам волшебную шапочку. Что вы тут делали до моего прихода?..

Тильтиль: Мы играли, что едим пирожки.

Фея: У вас есть пирожки?.. Где же они?..

Тильтиль: Во дворце у богатых детей…  Поглядите – там так красиво!

Фея: Да ведь это другие едят, а не вы!

Тильтиль: Да, но нам всё видно…

Фея: И ты не завидуешь?

Тильтиль: А чему же завидовать?

Фея: Тому, что они всё съедают сами. По-моему, это очень дурно, что они с тобой не делятся…

Тильтиль: На то они и богатые…

Митиль: Ах, до чего же у них красиво!...

Фея: У вас не хуже.

Тильтиль: Ну да!... У нас темно, тесно, пирожков нет…

Фея: Никакой разницы, только ты этого не видишь…

Тильтиль: Я хорошо вижу, у меня отличное зрение…

Фея: (вдруг вспылив) А я говорю, что ты ничего не видишь!... Вот, например,.. какая я, по-твоему?

                           (Тильтиль сконфуженно молчит)

Что же ты? Отвечай!...  Красива я или уродлива?

                      (Тильтиль ещё больше конфузится и молчит)

Почему же ты не отвечаешь?.. Может, у меня горб?

Тильтиль: (стараясь выразиться мягче) Нет, что вы, горб у вас небольшой!

Фея: А по выражению твоего лица можно заключить, что огромный…Нос у меня крючком, левый глаз выколот?..

Тильтиль: Нет, нет, я этого не говорил… А кто вам его выколол?

Фея: (всё сильнее раздражаясь) Никто мне его не выкалывал! Дерзкий мальчишка! Он ещё красивее, чем правый…  А мои волосы! Золотистые, как спелые колосья. Они у меня такие густые, что даже голове тяжело (вытаскивает из-под чепца две жидкие пряди седых волос).

Тильтиль: Да, я вижу несколько волосков…

Фея: (с возмущением) «Несколько волосков»! Снопы! Охапки! Заросли! Люди обычно говорят, что они этого не видят, но ты-то, надеюсь, не принадлежишь к числу этих злых слепцов?

                                          (Тильтиль молчит)

Странный народ эти люди!... Когда Феи вымерли, люди ослепли, но они даже не замечают этого… Хорошо, что я всегда ношу с собой то, что может зажечь угасшее зрение…Что это я достаю из мешка?...

Митиль:  Какая хорошенькая зелёная шапочка! А что это у неё блестит на пряжке?

Фея: Большой алмаз, он возвращает зрение…

Тильтиль: Ах вот оно что!

Фея: Да, сперва надо надеть шапочку, а затем осторожно повернуть алмаз – вот так, понимаешь? Алмаз надавливает на шишку на голове – про эту шишку никто не знает – и глаза открываются…

Митиль: А это не больно?

Фея: Нисколько. Ты сейчас же начинаешь видеть то, что заключают в себе различные предметы, например, душу хлеба, вина, перца…

Митиль: И дущу сахара тоже?

Фея: (вдруг рассердившись) Ну разумеется!.. Терпеть не могу глупых вопросов…  Душа перца не менее интересна, чем душа сахара. Вот всё, что  я могу вам дать, чтобы помочь найти вам Синюю птицу. А теперь одень шапку…  Теперь поверни алмаз…

                            (Тильтиль удивлённо оглядывается)

Тильтиль: Почему вокруг всё стало так красиво? А почему стены такие светлые? Разве они из сахара или из драгоценных камней?

Фея: Все камни одинаковы, все драгоценны, но человек видит лишь некоторые из них.

(В это время начинают освобождаться Души разных предметов – Воды, Огня, Сахара, Хлеба, начинают разговаривать домашние пёс и кошка.)

Фея: Они все пойдут с вами.

Тильтиль: …Это отец стучится…  Это его шаги…

Фея: Мы выйдем через окно. Хлеб будет держать клетку для Синей птицы…Скорей, скорей, нельзя терять ни минуты!...

3. Обработка полученной информации и получение новой

(групповая работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа в одной из групп)

Учитель: - Счастливого пути, Митиль, Тильтиль!

Вместе с ними в путь за Синей птицей отправились верный пёс Тило, своенравная кошка Тилетта, освободившиеся души Огня, Воды, Хлеба, Сахара, а также Душа Света. И мы тоже вместе с героями этой замечательной сказки отправимся на поиски счастья. И кто знает, может нам улыбнётся удача и посчастливится поймать (хотя бы за хвост) эту неуловимую Синюю птицу. Но сначала мне хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов, связанных с тем, что вы сейчас увидели.

А) Каждой группе даётся один-два вопроса, которые члены группы должны обсудить в течение 2-3 минут и ответ на которые озвучивает один человек от группы для всего класса. Вопросы:

1. Почему фея Берилюна посылает на поиски птицы именно детей (а не взрослых)? Случаен ли выбор этих детей (Митиль и Тильтиля)?

2. Как вы понимаете слова феи Берилюны о том, что люди ослепли и разучились видеть то, что не на виду?

3.Почему при освобождении душ вещей всё рвётся, бьётся, ломается?

4. Как вы понимаете слова феи Берилюны: «Душа перца не менее интересна, чем душа сахара» и «Все камни одинаковы, все драгоценны».

Б) Учитель: В начале своего пути дети попадают в Страну Воспоминаний, где встречаются с умершими дедушкой и бабушкой и с семью умершими братьями и сёстрами, им доведётся побывать и в Стране Будущего, где обитают души ещё не рождённых детей, попадут они и во дворец Ночи, где, по слухам, прячется Синяя птица. Но все птицы, которых детям удастся найти и поймать на своём пути, или погибнут, или поменяют окраску – на чёрную или красную. Как вы думаете, что хотел сказать нам этим Метерлинк? (высказываются все желающие)

В) Учитель: И вот дети оказываются в Садах Блаженств. Сначала они встречаются с Самыми Тучными Земными Блаженствами.

Самое Тучное из Блаженств – Блаженство Быть Богатым

Блаженство Быть Собственником

Блаженство Утолённого Тщеславия

Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды и  Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь  Голода   - близнецы                                                                                                                                                                                    

Блаженство Ничего Не Знать и Блаженство Ничего Не Понимать- близнецы

Блаженство Ничего Не Делать

Блаженство Спать Больше, Чем Нужно

- Самые Тучные Земные Блаженства, представьтесь, пожалуйста   (задача этой группы  –  представить каждое Блаженство и  прорекламировать себя – постараться доказать свою необходимость для человека – на подготовку – 2-3 минуты). В это время дети двух других групп отвечают на вопросы:

1.Как вы понимаете слова Души Света: « Почти все Блаженства в высшей степени добродетельны, однако среди них встречаются ещё более опасные и коварные, чем величайшие Несчастья»?

2.Душа Света запрещает есть детям что-либо в гостях у  Тучных Земных Блаженств. Она запрещает Тильтилю попробовать даже чудесные пирожные, говоря: «Они вредны – они расслабляют волю». Объясните поступок и слова Души Света.

3. Что скрывается под маской Тучных Блаженств? Почему они не выносят  света  алмаза и в его свете становятся нагими, дряблыми, жалкими и безобразными?

Г) Учитель: Все мы слышали с вами об истинных и мнимых ценностях. Я хочу попросить каждую из групп в течение 2-3 минут написать по 5 истинных и ложных ценностей. Затем первая группа вывешивает по 3 истинных и ложных ценности, а другие группы дополняют еще по 3. Вот что у нас получилось:

Истинные ценности                            Мнимые ценности

Любовь                                                 Деньги

Семья                                                    Власть

Здоровье                                               Слава

Дружба                                                  Карьера

Общение                                               Материальные ценности

Природа                                                Успех любой ценой                                                

Красота                                                 Известность                                              

Самореализация

Творчество

Гармония

Труд (Созидание)

Обсуждаются ценности и задаются вопросы для всего класса:

1. А что такое истинные ценности, что такое мнимые? Как вы их отличили друг от  друга?

- Откройте словари, которые лежат у вас на партах, найдите определение слов «истинный» и «мнимый».  (Словари разные, дети зачитывают свои определения и выводят все вместе обшие определения, записывают их в тетради).

 2.Самые Тучные Земные Блаженства к каким ценностям относятся?  

3.Душа Света сказала, что Самые Тучные Земные Блаженства не выносят света алмаза. А какие же Блаженства его не боятся? 4.Какие  истинные ценности существуют в этом мире, по мнению Метерлинка?

Учитель: Освободившись от Тучных Блаженств с помощью алмаза, дети оказываются в чудесном саду и к ним начинают подходить совсем другие Блаженства.

- Просто Блаженства, представьтесь, пожалуйста! Например: Я -  Детское Блаженство , я пою, танцую, смеюсь, а говорить не умею.

 (Дети открывают лежащие перед ними листочки  и представляются).

Блаженство  Быть Здоровым – не особенно красивое, но зато самое степенное

Блаженство Любить Родителей – во всём сером и почти всегда грустное, оттого что на него никто не обращает внимания

Блаженство Голубого Неба

Блаженство Заходящего Солнца – прекраснее всех земных царей

Блаженство  Солнечных Дней – в одежде цвета алмаза

Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды – всё в золоте

Блаженство Зимнего Очага – прячет руки от холода в свой пурпурный плащ

Блаженство Невинных Мыслей – лучшее из блаженств, потому что в родстве с Великими Радостями, самое светлое

Блаженство  Бегать По Росе Босиком  - самое расторопное

Блаженство Дышать Воздухом – почти прозрачно

Блаженство Леса

Блаженство Весны

 Учитель: Как говорит Душа Света: «На Земле их гораздо больше, чем принято думать, но большинство Людей не умеет их искать…». Уважаемые Радости и Блаженства, а какие Блаженства Вы можете назвать ещё? (Дети перечисляют. У нас были, например, такие: Блаженство слушать морской прибой, Блаженство общаться с друзьями, Блаженство утренней зари, Блаженство сладкого сна и многие другие).

А рядом с этими Блаженствами живут Великие Радости:  

Великая Радость  Быть Справедливым

Радость Быть Добрым

Радость Завершённого Труда

Радость Мыслить

Радость Понимать

Радость Созерцать Прекрасное    

Великая Радость Любить

Великая Радость Материнской Любви

Мне кажется, все Радости и Блаженства прекрасны, и всё-таки прекрасней всех Материнская Любовь!

(диалог учителя с заранее подготовленной ученицей, играющей материнскую любовь – текст Метерлинка)

1. - Это естественно – ведь я не старею… Каждый новый день прибавляет мне сил… Каждая улыбка ребёнка молодит меня на год..

- Какое на Вас прекрасное платье! Оно соткано из шелка, из серебра или жемчуга?

2.-  Нет, оно из поцелуев, из взглядов…  Каждый поцелуй ребёнка вплетает в него по солнечному или лунному лучу…

- Я и не знала, что вы так богаты!

3. - Все матери богаты, если они  любят своих детей… Нет ни бедных матерей, ни богатых, ни некрасивых, ни старых… Когда же они грустят, стоит им поцеловать ребёнка, стоит ребёнку поцеловать их – и все слёзы, подступающие к их глазам, превращаются в звёзды..

- Почему же мы этого не замечаем?

4. - Потому что с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть…

 Учитель:  Действительно, с закрытыми глазами сложно что-либо увидеть. Но я надеюсь, что Вы, Материнская Любовь, и другие Радости и Блаженства, поможете нам научиться смотреть на мир открытыми глазами. А вообще, я хочу сказать, что у материнской любви какое-то особое зрение. Только став матерью, я поняла выражение «красота ненаглядная», хотя мои дети родились совсем некрасивыми, а я смотрела и не могла насмотреться на них. Наверно, любящий материнский взгляд делает прекрасным все вокруг, а потому и сама Материнская Любовь так прекрасна.

      - А теперь, уважаемые Блаженства и Радости, разрешите мне провести маленький эксперимент. Я попрошу вас, закройте, пожалуйста,  по моей команде нос и не дышите до тех пор, пока это возможно (проводится эксперимент). А теперь скажите, пожалуйста, каковы были ваши первые чувства, ощущения, какая мысль первой пришла вам в голову?  (Высказывания детей)

 Учитель:  Какое счастье дышать! Но разве мы с вами об этом помним, разве ценим? Как вы думаете, что хотел сказать вам Метерлинк, перечисляя Блаженства  и Великие Радости, и что хотела сказать вам я этим маленьким экспериментом? (Счастье заключается в очень простых вещах, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но только мы этого не понимаем или не придаем им значения). Ну что ж, наш путь за счастьем подходит к концу, да и наши маленькие герои  вот-вот вернутся домой.

4.Творческая мастерская

(индивидуальная работа)

Учитель:  - Уважаемые Блаженства и Радости! Сейчас вам предстоит очень необычное задание. Вы станете соавторами великого бельгийца Мориса Метерлинка и попробуете написать окончание сказки (с окончанием сказки дети не знакомы). Как и чем закончилась сказка? Буквально 5-6 предложений и 5 минут на работу.

(после выполнения работ зачитываются по одной-две работы от группы)

- А теперь давайте узнаем, как на самом деле закончилась сказка.

5.Новая информация и ее обработка:

А) Инсценировка конца сказки

Б) Итоговые вопросы

(игровая форма, фронтальный опрос)

А)Душа Света: Ни за что не догадаетесь, где мы сейчас…

Тильтиль: Конечно, нет, Душа Света, - мы же тут никогда не были…

Душа Света: Вы не узнаёте ни стены, ни калитки?

Тильтиль: Красная стена, зелёная калитка…

Душа Света: И вам это ничего не напоминает? Этой стеной обнесён дом, который вам не раз приходилось видеть с тех пор, как вы появились на свет… Мы вышли отсюда вечером, ровно год тому назад, день в день…

Митиль: Ровно год? Стало быть…

Душа Света: Да, да, это уютный домик ваших родителей…

Тильтиль: Что с тобой, Душа Света?.. Ты побледнела, уж не больна ли ты?

Душа Света: Нет, что ты, мой мальчик! Просто я загрустила, оттого что мне скоро придётся с вами расстаться…

Митиль: Расстаться?...

Душа Света: Да, так надо… Больше мне тут нечего делать. Минул год, скоро придёт Фея и спросит, нашли ли вы Синюю птицу…

Митиль: Да ведь у нас нет Синей птицы! Фея на нас рассердится?..

Душа Света: Мы сделали всё, что от нас зависело… Синяя птица, по-видимому, или совсем не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку… Теперь позвольте мне, детки, поцеловать вас в последний раз…

Тильтиль и Митиль: (вцепившись в Душу Света) Нет, нет! Душа Света! Оставайся с нами!...

Душа Света: Увы, это не в моей власти!... Не плачьте, дорогие мои. Помните: я говорю с вами в каждом лунном луче, в каждой ласково глядящей на вас звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждом вашем чистом и ясном помысле… Прощайте…                                          

                            (дети входят в свой дом)

Тильтиль: (долгим взглядом окидывает хижину) Всё на своём месте, но теперь всё гораздо красивее…  Всё выкрашено, всё отделано заново, всё сверкает, блестит… В прошлом году всё было не так …

Митиль: (подходит к окну) А вон лес!... Какой же он большой, какой же он красивый!.. И тоже как будто совсем новый!.. До чего же здесь хорошо!..

Тильтиль: А вот и клетка! Постой, постой! Да ведь в ней Синяя птица! Да ведь это моя горлица, но она была не такая синяя! Да ведь это и есть та самая птица, которую мы искали! Мы за ней в этакую даль ходили, а она, оказывается, здесь! Митиль, ты видишь птицу? То-то бы Душа Света обрадовалась!.

               (я рассказываю о том, что происходит дальше)

Тильтиль: (обращаясь ко всем присутствующим) Мы вас очень просим: если кто-нибудь  из вас её  найдёт, то пусть принесет нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем.

Б) Учитель: Наш путь за Синей птицей подходит к концу и нам осталось ответить лишь на несколько вопросов.

1. Как вы понимаете финал сказки?

2. Напрасны ли были поиски детей, ведь Синяя птица оказалась у них дома?

3. Почему улетела Синяя птица? Это означает, что счастье невозможно удержать или что-то другое?

4.Как же, на ваш взгляд, понимает счастье Морис Метерлинк?

6.Социализация -представление продукта своей деятельности

(индивидуальная и групповая формы работ)

Учитель: - Уважаемые Блаженства и Радости! Я обращаюсь так к вам в последний раз! Пусть каждый из вас выберет лист и фломастер  того цвета, который вам по душе. Напишите развернутый ответ на вопрос: «Что такое, по-вашему, счастье?» Прочитайте ваши мини-сочинения друг другу (не обязательно все), обсудите и выведите формулу счастья вашей группы. Напишите ее на отдельном листе (на всю работу – 5-7 минут). А теперь возьмите лист ватмана у вас на столах, собственные сочинения прикрепите по краям, а выведенную группой формулу счастья – посередине. После этого каждая группа выходит (вся!) с листом ватмана и озвучивает свою формулу. Листы прикрепляются на доску.

7.Рефлексия

Что понравилось на уроке, что нет?

Что было самым интересным?

Что оказалось трудным на уроке?

Какие виды деятельности понравились больше всего?

Оцените свою работу и душевное состояние на уроке, выбрав соответствующую картинку:

1.Картинка смеющегося человека – счастливое, радостное состояние, полное удовлетворение от работы на уроке

2.Картинка улыбающегося человека – спокойствие, умиротворение, удовлетворение результатами

3.Картинка равнодушного человека – равнодушие, отсутствие интереса к уроку и к деятельности во время урока

4.Картинка грустного человека – некомфортное состояние, неудовлетворенность собой и уроком, своей работой на уроке

Прикрепите выбранные вами картинки на свое сочинение о счастье (на доске).

Все три раза, что проводился урок, выбирались исключительно картинки №1 и всего несколько человек – №2.

8.Заключительное слово учителя

Как говорил герой рассказа Короленко «Парадокс» безрукий инвалид Ян Залусский: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». То есть счастье так же естественно для человека, как для птицы возможность летать. А мы как-то  в повседневной суете, в вечной спешке и погоне за тем, что нам кажется очень важным и необходимым, забываем о тех вещах, которые могут сделать нас по-настоящему счастливыми, о том, что счастливыми можно быть здесь и сейчас, и для этого совсем немного надо. Без денег, признания, материального благополучия можно прожить и быть счастливыми, но попробуйте быть счастливыми без друзей и общения, без звонкого смеха и радостной улыбки ребёнка, без согревающего своим теплом любящего взгляда. Живите с открытой душой, открытым сердцем, смотрите на мир открытыми глазами и будьте счастливы.

      Урок-педагогическая мастерская проводится не менее 2 часов. Мы уложились в 2 школьных урока. Это возможно при четкой организации времени.

     И еще. Поскольку данный урок проводился для учащихся среднего звена, то классическая педагогическая мастерская была адаптирована мною для ребят этого возраста (я использовала на уроке не все элементы мастерской). Вообще, по моему мнению, к любой технологии, даже самой лучшей, нужно подходить творчески – материал урока (содержание) должен подсказывать форму, а не наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»

Мастерская ценностной ориентации и  творческого письма «Семья» в 6 классе...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...

«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).

Цели: научить полноценному восприятию текста,  расширить представление обучающихся об использовании писателем  детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...