Урок-проект "За чашкой чая - вся моя семья".
проект (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Формирование у старшекласников осознанного отношения к роли родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей.

Урок – проект «За чашкой чая – вся моя семья».

Время: 90 минут.

Материалы: бумага, карандаши, маркеры, ручки, линейки, костюмы различных народов мира, разные сорта чая, скатерти, чайные сервизы.

Форма проведения: чайный калейдоскоп.

Проблема. Многообразие сортов чая в продаже затрудняет выбор нужного сорта при покупке. Приглашая гостей на чаепитие, сложно предусмотреть вкусы приглашенных, учесть обычаи, принятые в той или иной семье при приеме гостей.

Цель урока-проекта: популяризация чаепития, формирование культуры чаепития, знакомство с традициями чаепития разных народов мира, возвращение добрых традиций русского чаепития, важных для улучшения отношений, эмоционального благополучия в семье.

Задача проекта:

  1. Обучение приготовления чайного напитка по рецептуре, обеспечивающей получение полезного и вкусного чая;
  2. Формирование знаний обычаев и народных традиций через этнографическую направленность чаепития разных народов мира;
  3. Обеспечение нравственной направленности и этических норм в поведении участников проекта;
  4. Формирование культуры гостеприимства.

Практическая значимость. Чайный напиток, являющийся ежедневным дополнением к нашим трапезам, очень часто приготавливается и употребляется неправильно. О пользе чая знают практически все, но далеко не каждый знает, как приготовить вкусный напиток так, чтобы он обладал полезными качествами для здоровья человека. Улучшение межличностных отношений в классе и дома. Приобретение навыков эстетического приема гостей.

В процессе выполнения проекта осуществляются межпредметные связи (метапредметные):

- с биологией (чай, как растение);

- географией (чаепроизводящие страны);

- историей (этнографическая и историческая направленность);

- иностранными языками (в частности с английским, связанным с чайной церемонией);

- литературой, музыкой, изо (чтение стихотворений о чае, подбор картин, музыки);

- технологией (применение чая в питании, оформление чайного банкета);

- культурологией (формирование этикета и гостеприимства).

Данный урок позволяет также провести профориентационную работу – познакомить с профессией титестера, о которой учащиеся ничего не знают. Представление проекта в театрализованной форме раскрывает артистические способности школьников и способствует формированию умений и навыков режиссерского мастерства и сценарного искусства.

В процессе работы учащиеся приобретают знания о России, о русских традициях чаепития:

  1. Пить чай с лимоном (нигде этого больше в мире не делают);
  2. Разбавлять чайную заварку кипятком;
  3. Использование самовара (на Западе в шутку назвали самовар главным русским изобретением, а немцы – русской чайной машинкой);
  4. Особый стиль, характер общения между людьми в процессе чаепития (возникли «чайные банкеты»).

Этапы проведения урока-проекта.

Предварительный этап. Сбор любой информации о чае, сбор коробочек, баночек, чайных принадлежностей, фотографий («за чаем»), открыток, рисунков: самоваров, посуды. Оформление кабинета: плакаты, коробки и банки из-под чая, слайды, самовары, вазы, чайная посуда.

Ход занятия

Класс представляет лабораторию чаеведения, в которой работают 4 отдела:

  1. Отдел внешних связей;
  2. Валеологический отдел;
  3. Технологический отдел;
  4. Информационный отдел;
  5. Культурологический отдел.

Каждому отделу предлагается примерный перечень вопросов (табл. 1), ответы на которые он должен найти, доложив результаты своего исследования по выбранной им схеме в любой форме: представления, спектакля, конференции, телепередачи, интервью, репортажа и т.д.

Таблица 1

Отдел внешних связей

Как используют чайный напиток в различных странах?

Каковы обычаи и традиции чаепития в этих странах?

Какие новшества внесла Россия в культуру чаепития?

Что такое чайные банкеты?

Как и для кого они устраиваются?

Валеологический отдел

Чем полезен чай?

Какие витамины содержит чайный напиток?

Что такое лечебный чай и как его употреблять?

Можно ли вылечиться чайным напитком?

Технологический отдел

Чем полезен чай?

Какие витамины содержит чайный напиток?

Что такое «листовой» и «байховый чай»?

Что означает слово «купаж»?

Что такое «бергамот»?

Кто такой титестер?

Какого цвета бывает чай?

Каковы этапы производства чая?

Информационный отдел

Что означает слово «чай» и какова история его происхождения?

Как выглядит чайное растение?

Как ухаживать за чайным кустом?

Какие страны являются основными производителями чая?

Как чай появился в России?

Культурологический отдел

Как правильно приглашать гостей на чаепитие?

Какие существуют традиции чаепития в разных странах?

Какова история русского самовара?

Что такое чайный банкет?

Как надо проводить чайный банкет?

Как оформить комнату для приема гостей на чаепитие?

В чем особенности сервировки чайного банкета?

Заключительный этап.

Представление своих материалов, то есть защита проекта и оценивание всей работы над проектом. Каждому участнику для осмысления и заполнения выдаем бланк (рефлексия).

Бланк.

Что нового освоено вами в ходе выполненной работы?

Какие трудности в работе над проектом встретились? Как удалось с ними справиться?

Какой этап проектирования был особенно интересен? Почему?

Как вы оцениваете свое участие, других членов группы в осуществлении проекта?

Все участники устраивают чаепитие по-русски: дети совместно с мамами и бабушками пекут печенье, крендели, оформляют класс в русском стиле и пьют чай из самовара.

Таким образом, подготовка старшеклассников к осознанному родительству включает в себя несколько основных положений, разработанных в ходе исследования (проекта):

  1. Формирование ответственного родительства начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности.
  2. Содержание ответственного родительства определяется, прежде всего, родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи.
  3. Определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей старшеклассников.
  4. Важным фактором подготовки к ответственному родительству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений специальных обучающих программ по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку; возрождение традиций и обычаев на основе взаимодействия светского и духовного образования.
  5. Педагогическое просвещение родителей, включение родительской общественности в реализацию данных программ.
  6. Взаимодействие всех социально-педагогических структур по подготовке молодежи к семейной жизни на основе духовно-нравственных ценностей на всех уровнях: федеральном, региональном, международном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Культура и наука за чашкой чая

Интегрированный урок физики с элеметнами национальной культуры....

школьная конференция "За чашкой чая"

В рамкам недели естественно-научного цикла можно провести конференцию "За чашкой чая"...

"За чашкой чая"

Кружок "Хозяюшка"....

Внеклассное мероприятие "За чашкой чая"

         Если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе. Чаепитие появилось давно,...

Презентация на тему "Урок-игра за чашкой чая"

Урок – игра: «За чашкой чая» Цели: Воспитывающие:           воспитывать бережное отношение к предметам труду, уважительное – к  любой трудовой деят...

Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"

Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....