«Проектная деятельность ученического самоуправления как инновационная модель развития и воспитания обучающихся" (публикация в журнале "Классный руководитель" №6, 2012г.)
проект на тему

Козырева Виктория Сергеевна

Публикация в журнале "Классный руководитель" №6, 2012год.

«Проектная деятельность ученического самоуправления как инновационная модель развития, воспитания и социализации обучающихся»

 Авторы: Козырева В.С., Ратникова Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_klassnyy_rukovoditel.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Козырева Виктория Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель технологии

Ратникова Елена Владимировна, педагог-организатор, психолог.

Проектная деятельность ученического самоуправления гимназии № 1   г.о Жуковского Московской области

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Проектная деятельность обучающихся в гимназии  - форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще используется в учебно-воспитательном процессе  общеобразовательных школ, до сих пор еще не сформировалось окончательное  представление о том, какой она должна быть. Проектом может быть работа самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой на научно-практической конференции. Под  проектом  понимается любая  совместная работа ради познания  чего-либо  в той  области, которая  является важной и актуальной  для учащихся.

В гимназии № 1 г.о. Жуковский разработан и применяется в течение    3-х лет совершенно новый вид проектной деятельности  обучающихся.  Его можно назвать творческим, практико-ориентированным, так как это и коллаж, и спектакль, и агитбригада и научное исследование. Проект организуется по принципам интеграции, т.е. объединяет в себе несколько разновидностей проекта. Рассмотрим интеграционную модель проекта.

              Выполнение тематических проектов

                    по параллелям с 5 по 11 классы

 Актуальность проектной деятельности  заключается в том, что  она позволяет  реализовать  идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни,  помогает раскрывать индивидуальные творческие, организационные, эвристические, художественные способности гимназистов. Но самое важное:  проектная деятельность организуется и  контролируется  Советом ученического самоуправления гимназии при поддержке классных руководителей. Работа над проектом началась  с совещания классных руководителей, на котором были высказаны проблемы каждой параллели. Решение этих проблем стала проектная деятельность - как средство формирования и развития всесторонней высокоразвитой личности.

Организована работа по  пяти проектам по параллелям. Пятые классы работают над темой: «Дружба»; шестые классы выбрали тему «Мой город: вчера, сегодня, завтра»; седьмые - «Мир профессий»; восьмые - «Мир культуры»; девятые - «Здоровый образ жизни»; 10-11 «Самореализация».

Выбирая тему для проектов, классные руководители исходили из актуальных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в разные возрастные периоды. Каждая параллель  выбирала тему, актуальную для возраста  и интересов учащихся. Итогом стала Программа  по развитию ученического самоуправления - программа роста социальной активности и гражданской ответственности обучающихся, их политической культуры и правовой грамотности. Цель программы -  формирование знаний, умений и опыта организационной и  управленческой деятельности; развитие самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов;  сохранение  традиций гимназии; воспитание чувства ответственности за результаты собственной деятельности.

Программа реализуется в 2007 – 2013 г. по этапам:

•        1 этап (подготовительный) - 2007 - 2008 гг.: изучение научно-методической литературы, существующего опыта инновационных учебных заведений, формирование психологической готовности детского коллектива к положительному восприятию данного проекта; совещание классных руководителей по разработке концепции и плана проектной деятельности ученического самоуправления; старт программы, выстраивание системы мероприятий в соответствии с возрастными категориями обучающихся, общее планирование деятельности.

•        2 этап - (практический)  - 2008 - 2012 гг.: апробация созданной модели проектной деятельности Ученического самоуправления;

•        3 этап - (обобщающий)  2012 – 2013 гг.: мониторинг эффективности работы созданной модели проектной деятельности ученического самоуправления через анкетирование, учёт мнений учащихся, педагогов и родителей в результате бесед;  новое целеполагание; обобщение опыта работы, подведение итогов по реализации Программы, где ожидается получение  следующих результатов:

- повышение самооценки; сплоченности классных коллективов;

- повышение социометрического статуса;

- развитие гражданской позиции;

-навыки самоопределения; формирование профессиональной  мотивации;

- формирование нравственной позиции;

- положительное отношение к здоровью.

Для того, чтобы досуговая деятельность  гимназистов была для них интересной, работа над проектом должна включать четыре этапа:

1. Организационно-подготовительный этап. Включает  сбор материала по теме, проведение классных часов, тренингов с психологом, встречи с людьми разных профессий. На этом этапе в каждом классе  проводится диагностика отношения личности к теме проекта. Динамика изменения отслеживается на контрольном, исследовательском этапе.

2. Этап Портфолио (смотр-конкурс). Сбор и составление портфолио каждым классом. Портфолио имеет разную форму: это и оформление папок, и стендов, стенгазет, фотоколлажа.  Все они отражают основную идею и сюжет темы.

3. Практический этап. Проведение викторин, конкурсов   агитбригад, фестивалей, постановки тематических спектаклей, сценок, конкурсов инсценированной песни, литературных монтажей,  рыцарских турниров или КВНов. Идея выступления на сцене позволяет  учащимся выразить себя, через сценическое искусство  по-новому раскрыть  заданную тему. Самовыражение и презентация своих достижений на сцене способствует повышению самооценки, развитию лидерских качеств.

Особенностью практического этапа является то, что отчеты в виде выступлений демонстрируются  учащимся на класс ниже. Так,  на проект «Дружба», подготовленный учащимися 5-х классов, приглашаются 4-е классы; на презентацию шестиклассников о своём городе приглашаются учащиеся 5-х классов и так далее. Так создается преемственность  и передача эстафеты.

4. Исследовательский этап.  Включает  методологический аппарат исследования, гипотезу, диагностику      отношения учащихся  к проектной деятельности, описание результатов  исследования в каждой параллели и выступление на ежегодной научно-практической конференции обучающихся гимназии. С докладами выступают старшеклассники, которые в течение года проводили исследования по темам проекта в каждой параллели.

        Подобная работа помогает учащимся всей гимназии укрепить дружеские и товарищеские отношения. Ребята  в работе поддерживают друг друга, подсказывают пути решения возникающих проблем, распределяют обязанности, взаимодействуют друг с другом.

        

 Рассмотрим цели и задачи каждого проекта:

5-е классы. Тема: Дружба.

Проблемы: адаптация к обучению в среднем звене гимназии; сплочение коллектива, самопознание, принятие другого, интолерантность.

Цель: формирование адекватной самооценки, толерантных отношений  в классном коллективе; психологическое сопровождение пятиклассников в период адаптации.

Задачи:

- разработать программу адаптации учащихся в период перехода в старшую гимназию;

- проводить в течение года тренинг толерантности;

 - диагностика самооценки и  адаптации в пятиклассников в среднем звене;

 - развивающие занятия по снижению школьной тревожности и повышению самооценки.

Проекты:

1 четверть – классные часы по теме проекта; тренинг с психологом «Мой класс - дружная планета»; психологический мгры на песке «Мосты и берега»- как разрешить конфликт между мальчиками и девочками. Учащиеся собирают материалы по теме, а именно: стихи, рисунки, фотографии.

2 четверть -  портфолио «Дружба», «Толерантность» и т.д.

3 четверть - фестиваль «Дружба»; викторина.

4 четверть - исследовательская работа обучающихся гимназии на тему: «Роль самооценки в социальной адаптации пятиклассников».

6-е классы. Тема: «Мой город: вчера, сегодня, завтра».

Проблемы: дисциплина, взаимоотношения  друг с другом, конфликтность, пассивная  жизненная позиция.

Цель- формирование конструктивных отношений в классном коллективе;  формирование позиции активного гражданина.

Задачи: разработать программу воспитательных мероприятий  подчинить ее  общей идее «Мой город: вчера, сегодня, завтра» (варианты: «Я и мой город»).

Проекты:

1 четверть – классные часы «История моего города» и т.п., исследовательские экскурсии по городу.

2 четверть -  портфолио «Мой город», карта города «Где я могу провести досуг со своей семьей, друзьями», фотогазета  и др.

3 четверть - викторина «Знаешь ли ты свой район; город», литературный салон  (конкурсы стихов, посвященных городу, конкурсы сочинений).

4 четверть - исследовательские работы «Личность в истории моего города» и «Улицы города носят имена героев».

7-е классы – Тема: «Мир профессий».

Проблемы: снижение интереса к учебе, пассивность мальчиков, нежелание нести ответственность за поручения, дисциплина.

Цель - развитие учебной мотивации;  профессиональное самоопределение.

Задачи:  разработать программу по профориентации семиклассников.

Проекты:

1 четверть - классные часы по теме проекта, диагностика профессиональных предпочтений;  тренинги «Учимся выбирать профессию»,  встреча со специалистами разных профессий,  экскурсии на предприятия города.

2 четверть - портфолио « Мир профессий» (фотографии, статьи, сочинения, информация и т.д.); малые группы (принцип деятельностного подхода).

3 четверть – викторина «Мир профессий», фестиваль профессий, конкурс инсценированной песни.

4 четверть - исследовательская работа на конференции «Мотивы выбора профессии».

8-е классы. Тема: «Мир культуры».

Проблемы: социокультурное взаимодействие, развитие культуры поведения, воспитание нравственно-этических ценностей, социальное самоутверждение личности (основные сферы самоутверждения личности: социальная, полоролевая,  деловая,  творческая, духовно-нравственная).

Цель: развитие культурологических ценностей.

Задачи:

-формирование оптимальной мотивации самоутверждения;

-ознакомление с понятиями: самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство;

-формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства;

-формирование эмоционально положительной Я концепции: Я нравлюсь, способен, значу;   -составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах       самоутверждения;

-формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям.

Проекты:

1 четверть – тематические классные часы (речевой этикет, культура поведения, МХК, имидж, религия, народные ценности, русские музеи, история русской культуры и др.);

2 четверть - портфолио на тему «Культрология» (папки, фотоальбомы и др.)

3 четверть – викторина, тематический спектакль, агитбригада, рыцарский турнир, КВН и др.

4 четверть- исследование: « Роль речевого этикета».

9 класс. Тема: «Здоровый образ жизни».

Проблемы: отсутствие заботы о другом, низкий уровень эмпатии, проблемы здоровья.

Цель: оказать помощь и поддержку подростку в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим здоровьем и  состоянием, в развитии умений «властвовать собой».

Задачи:

- ознакомиться с понятиями: здоровый образ жизни,  саморегуляция,  стресс, самостоятельность;

- ознакомиться с принципами здорового образа жизни;

- сформировать мотивы здорового образа жизни и саморегуляции;

- убедить учащихся в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками;

- учить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;

- научить регулировать свое настроение;

- дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.

Проекты:

 1 четверть - тематические классные часы; «гимназия - территория  здоровья»; профилактическая работа по предупреждению курения, употребления ПАВ, алкоголя, наркотиков с приглашением специалистов;

2 четверть - портфолио «Здоровье»;

3 четверть -  «Рациональное питание», «Здоровый образ жизни»- выступление агитбригад;

4 четверть-  работа ученической лаборатории «Здоровое питание» (или «Здоровый образ жизни» и выступление на конференции.

                                                 

10-11 классы Тема: «Самореализация». Совет старшеклассников.

Проблемы: Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников и единомышленников. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, и, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, сможет реализовать свои желания и интересы. Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников.

Цель: содействие развитию молодежного движения, формирование у старшеклассников активной гражданской позиции.

Задачи:

-  создание развивающей культурно-интеллектуальной среды для развития    полноценной личности на базе детского объединения.

-  развитие творческих способностей ребят в процессе коллективной    деятельности.

-  развитие лидерских качеств.

- организация дискуссионного клуба.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- развитие учебно-профессиональной мотивации старшеклассников:   диагностика, тренинг «Самореализация»;

- организация культурно-массовых мероприятий в гимназии, работа с     лидерами;

- беседы о профессии;

- оформление личностного портфолио;

- посещение профессионального центра, диагностика профессий.

 Формы проведения:

- диспут, ток-шоу, конкурс на тему «Самоопределение»

Проект: «Пути развития личности».


Класс


Тема проекта

и задачи

проекта


Этапы проектной деятельности


Ответственный

I четверть

Организационно-подготовитель-ный этап

II четверть

Этап портфолио (смотр-конкурс)

III четверть

Практический (отчетный)

IV четверть

Исследовательский этап

5

«а», «б»

    Дружба


Тренинг «Мой класс-дружная планета», классные часы на тему «Дружба», «Толерантность»

Диагностика  сплоченности классного

коллектива

Оформление портфолио (в виде папки, стенда, коллажа, газеты и т.д.) от каждого класса на тему: «Толерантность», «Дружба»

Организация и проведение

презентации по теме «Дружба» в  4-х классах с целью преемственности. Викторина «Дружба»

Исследова-тельский проект:

«Толерант-ность-путь к успешной адаптации»



Члены Совета 5-х классов

Кл. рук.

5-х кл;

педагог-организа-тор.

6 «а», «б»

«в»

  Мой город: вчера, сегодня, завтра

Развитие гражданской позиции Литературный салон: конкурс стихов, сочинений, рисунков о моем городе.

Диагностика ценностных ориентаций гражданской позиции

Оформление фотоколлажа (мультиме-дийной презентации,стенда  «Мой город: вчера, сегодня, завтра»

Экскурсионная программа: встреча с родным городом.


Исследова-тельский проект:

«Диагностика и формирова-ние гражданской позиции учащихся средних классов»


Кл. рук.

 6-х кл, учителя рус.яз., ИЗО,

библиотекарь.

7 «а», «б», «в»

Мир профессий

Профориента-ция.

Развитие  навыков

делать

выбор. Тренинг «Учимся выбирать профессию», классные часы на тему: «Мир профессий», встречи с представителями разных профессий

Портфолио «Профессии, актуальные для нашего города»

Викторина «Мир профессий», конкурс инсценирован-ной песни.

Исследова-тельский проект:

«Мотивы выбора профессии»



Кл. рук., психолог, педагог-орг., члены Ученического Совета 7- классов

8 «а», «б», «в»

Мир куль

туры




Развитие дховно-нарвственн

ой культуры

Классные часы на тему культурология.

Тренинг «Ценностные ориентации». Диагностика отношения к нравственным ценностям.

Оформление стенда, портфолио на тему «Мир культуры»

Викторина «Культура речи»

Исследова-тельский проект: «Влияние школьного социума на поведение учащихся 8-х классов»

Кл. рук.; педагог-орг., члены Ученического Совета 8-х классов

9 «а», «б», «в»






«Здоровый образ жизни»



Организация классных часов  на тему:  «Здоровый образ жизни». Тест-анкета: «Изменение в образе жизни и состояние здоровья»; Самооценка школьниками показателей своего здоровья.

Оформление портфолио, стенда на тему Здоровый образ жизни

Выступление агитбригады «Рациональное питание» викторина «Мое здоровье»




Исследова-тельский проект:

«Формирование мотивов  здорового  образа жизни»

Повышение уровня положитель-

ного отношения к здоровью

Кл. рук., психолог, педагог-орг., члены Ученического Совета 10 - 11 классов

10-11 классы

«Самореализа-ция»

Тематические классные часы;

Развитие учебно-профессиональной мотивации старшеклассников.  

Оформление личностного портфолио;

посещение профессионального центра,

 диагностика профессий.

диспут, ток-шоу, конкурс на тему «Самоопределение»

Проект: «Пути развития

лич

ности».

 Таблица.  Интеграционная модель проектной деятельности

В процессе  проектной деятельности ожидаются следующие результаты:

- повышение самооценки;

-развитие гражданской позиции;

-навыки самоопределения;

-формирование нравственной позиции;

- положительное отношение к здоровью.

Интеграционная модель проекта способствует достижению главной цели  воспитательного процесса- формированию  у обучающихся гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях, развивать

 социальную активность и ответственность, политическую культуру и правовую грамотность.

ЛИТЕРАТУРА.

1.        Алиева М.А., Гришанович Т.В., и др. Я сам строю свою жизнь.- СПб., 2003.-216 с.

2.        Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. –СПб.,2002. -151 с.

3.        Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов- сихологов.-Новосибирск,1999.-173 с.

4.        Кон И.С. Открытие «Я». -М, 1978.

5.        Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1983.

6.        Кон И.С. Психология старшеклассника.-М., 1980.

7.        Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. -Минск, 1991.

8.        Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. -Минск, 1990.

9.        Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н.Чистяковой, А.Я. Журкина.-М., 1997.

10.        Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. - М., 2001.

11.        Леви В. Искусство быть собой. - М, 1973.

12.        Микляева А.В. Я-подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии .-СПб.,2003.-110 с.

13.        Маленкова Л.И. Человековедение. - М., 1993.

14.        Маленкова Л.И. Я - Человек! Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. - М., 1996.

15.        Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М., 1990.

16.        Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: тексты. -М. - 1982.

17.        Мастеров Б.М, Психология саморазвития; психотехника риска и правила безопасности. - М, 1994

18.        Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М, 1998.

19.        Мцаканян Л.К Личность и оценочные способности старшеклассников. - М., 1991.

20.        Немов Р.С.  Психология: В 3-х томах. -М, 1998.

21.        Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. -М., 1995

22.        Петрусинский В.В. Игры. Тренинг. Досуг. - М., 1994.

23.        Попов С.В. Валеология в школе и дома. -СПб., 1998.

24.        Прихожан А. Психологический справочник для неудачника. -М, 1994.

25.        Прутченков А.С. Школа жизни: Методическое пособие для социально-психологических тренингов. –М.,2000. – 192 с.

26.        Пряжников И.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, методики. -М., 1991.

27.        Психологический  тренинг с подростками / Л.Ф.Анн.-СПб.,2003.-273 с.

28.        Разумихииа Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: Беседы о семье.- М., 1999.

29.        Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М, 1994.

30.        Рогов Е. М. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.

31.        Рожков М.И. Социальное становление личности учащихся. - Ярославль, 1995.

32.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М,,1999

33.        Селевко Г.К. Домината в развитии личности.-Народное образование.-1995.-№ 5.

Приложение

Сценарий викторины для 5-х классов на тему «Дружба»

(III сценический этап проектной деятельности ученического самоуправления).

Цель: показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива класса.

ХОД   ВИКТОРИНЫ

Вступление.

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей. (Р. Гамзатов)

Здравствуйте, дорогие пятиклассники,  учителя, гости, жюри.

Сегодня проходит третий сценический этап проектной деятельности ученического самоуправления. Нам предстоит поговорить о дружбе.

Представляю жюри:

А сейчас представятся команды.

Задание 1.  Приветствие. Дать определение слову «Дружба».

Для приветствия обязательно  использовать  ключевое слово – образы

5 «А»- магнит,

5 «Б»- дом,  

5 «В»- солнце

и сравнить их со словом  дружба. Раскрыть это сравнение.

( Например, слово «облако». Ответ: Дружба похожа на облако, потому что как облако  может укрыть от жаркого солнца, так и друг  может предложить свою помощь).

ОБОБЩЕНИЕ

Ведущий:  Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Задание 2. Какие  пословицы о дружбе вы знаете?

Игра “Закончи пословицу”  

Инструкция. Ведущий читает первую часть пословицы, вторую отгадывают учащиеся. За каждый правильный ответ жюри выставляет балл.

1        Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).

        Человек без друзей, что дерево…(без корней).

        Друга ищи, а найдешь…(береги).

2        Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).

        Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).

        Друг познается… (в несчастье).

Друзья познаются в беде.  

3        Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).        Один в поле ..(не воин).

        Дружба дороже (денег).

4        Дружбу помни, а зло (забывай).

        Дружба не гриб – (в лесу не найдешь).        Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так( и вы поступайте с ними)

5        Один за всех, и ( все за одного).         С кем поведешься, (от того и наберешься).        Назвался другом - помогай (в беде).

6        Друг за друга держаться – (ничего не бояться).        На деньги не купишь…(друга).        Дружба крепка не лестью, а…( правдой и честью).

7        Без друга в жизни туго.

Без друга на ( сердце вьюга).        Дружба в огне не горит, и …(в воде не тонет)        Скажи мне, кто твой друг, - и ...( я скажу тебе, кто ты).

Задание 3. Кодекс дружбы.

Ведущий: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Например:

Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

Радуйтесь вместе с друзьями.

В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Задание 4. Пантомима. Изобрази пословицу.

(Участники выходят на сцену).

5 «А» Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

5 «Б» Дерево живет корнями, а человек друзьями.

5 «В» Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.

Задание 5. Тема дружбы в песне или игра «Догони».

Пропеть куплет из песни, где встречается тема «дружба».

Задание 6.Корзина дружбы.

Каждый ученик вытягивает листок с фамилией одноклассника. На обратной стороне написать пожелание и отдать в любое время. Если сейчас нет этого ученика, значит  вручить пожелание завтра.

Заключение

Ведущий: Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.

Звучит песня “Дорога добра”.

        

Викторина для 6-х классов «Знаешь ли  ты свой город»

Участники:   учащиеся 6 «А» ,6 «Б» 6 «В»  классов

                         

Жюри:

Ход викторины.

Приветствие команд, гостей. Представление жюри.

Викторина проходит в рамках III сценического этапа проектной деятельности ученического самоуправления.

1.Конкурс «Вопрос-ответ»

Команды готовились  задавать друг другу вопросы об истории нашего города. Вопросы будете задавать в шахматном порядке, друг другу по очереди.

Жюри оценивает по следующим критериям: вопросы должны быть не сложными, интересными, доступными, креативными (интересными, творческими); ответы должны быть грамотными, четкими, правильными.

Каждая команда задаст  10 вопросов.

Жюри оценивает  отдельно вопросы и отдельно  ответы по 5-ти балльной шкале.

2.Угадай.

Перед вами фотографии  с некоторых памятных мест города Жуковского. Задача участников назвать указанное место.

Критерием  оценки является  правильное название.  Этот конкурс оценивается в 1 балл. Жюри может поставить еще один балл за дополнительные сведения об объекте.

3.Игра «Крокодил»

По-другому эту игру можно назвать пантомима.

Команды получают задание. Это слово - какая-то часть или здание нашего города. Нужно его изобразить.

Участники  загадывает слово для своей команды.

Условие: нельзя  произносить слова, звуки; включить правило поднятой  руки для команд. (Слова: музей, театр, памятник Жуковскому, памятник Чкалову,

стадион, детская железная дорога)

4.Игра с болельщиками. Ведущий задает вопросы об истории гимназии.

5.Подведение итогов.  Слово жюри.

Сценарий викторины для 7-х классов  «Мир профессий»

Участники- 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы.

Цель викторины:  закреплять и расширять знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности.

Конкурс № 1.

Каждая профессия хороша по-своему. Итальянский писатель Джанни Родари утверждает, что каждая профессия имеет даже свой запах.   

На сцену выходят по одному человеку от класса.

1. Какая профессия      самая       горькая?          сладкая?               зеленая ?

2. Какая профессия      самая      белая?;            красная ?;               синяя ?

  1. Какая профессия самая детская (воспитатель)? смешная (клоун)? зубастая (стоматолог)?
  2. Какая профессия самая доходная (банкир)? свободная (архитектура, художник)?         самая общительная (учитель)?

Обобщение: Пахнет кондитер

   Орехом мускатным.

   Доктор в халате -

   Лекарством приятным.

   Рыхлой землею,

   Полем и лугом

   Пахнет крестьянин,

   Идущий за плугом.

   Рыбой и морем

   Пахнет рыбак.

   Только безделье

   Не пахнет никак.

   Сколько ни душится

   Лодырь богатый, -

   Очень неважно

   Он пахнет, ребята!   

Конкурс № 2.

 Каждой команде выдается карточка. Одна команда должна будет изобразить какую -либо профессию, а остальные команды должны отгадать, что это за профессия.

7 «А»- автомеханик, врач

7 «Б» - ветеринар, продавец

 7 «В» - официант, массажист

Конкурс № 3.

Музыкальный конкурс. Это значит, что каждая команда поет один куплет песни, где встречается слово о профессии, труде, работе.

Конкурс № 4.

Загадка. Я зачитываю содержание профессии. Ваша задача назвать слово.

1.а) Администратор- Осуществляет работу по обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий. Консультирует посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, проводит необходимые организационно-технические мероприятия.

б) Адвокат -лицо, избравшие своей профессией оказание юридической помощи нуждающимся в ней людям, предприятиям, учреждениям.

в) Дизайнер- разрабатывает художественно-конструкторские проекты, подбирает отделочные материалы, детали внешнего оформления, проводит объемно-пространственное и графическое проектирование с разработкой компоновочных и композиционных решений.

2.а) Программист - разрабатывает технологии решения задач по обработке информации средствами вычислительной техники.

б) Модельер - разрабатывает новые виды одежды с учетом спроса, модных тенденций и возможностей производства и заказчика; создает коллекции одежды для показа; делает эскиз новой модели одежды.

в) Журналист - создает на основе фактического материала (интервью, репортаж с места события) небольшое, но законченное литературное произведение.

3. а)Экскурсовод- работает в музеях, на выставках, в туристических фирмах; рассказывает  об истории создания картин, памятников архитектуры, жизни и творчестве великих людей.

б) Ветеринар - врачебную и профилактическую помощь животным.

в) эколог – исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, планирует мероприятия  по рациональному природопользованию.

Конкурс № 5.

Собери пословицу. Каждой команде выдается набор слов. Из них вы должны составить пословицу. Выполнив задание, поднимите руку.

«А» Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой

«Б»Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.

«В» Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Конкурс № 6

Слова на карточках. Команды загадывают друг другу профессию через ее описание, не называя понятия.

«А» - корректор «Б» - бухгалтер «В» - водитель

Критерий оценки:

- точность формулировки, где не должно звучать слово-профессия.

Сценарий викторины для 8-х классов «Культура речи»

(задания в приложении)

Задачи:

познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Подготовка:

7 столов для станций с подписанными табличками:

№ 1 «Лексическая», №2 «Этикет», №3 «Морфологическая», №4 «Кроссворд», №5 «Фразеологическая», №6 «Орфографическая»,№ 7 «Стилистическая»

Ход викторины.

•        Приветствие ведущего.

Тема проекта в 8 классах – «Мир культуры». Сегодня III этап проектной деятельности- творческий- проведение викторины «Культура речи. Этикет».

•        Представление команд 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классов, а также команда болельщиков, которая тоже получает  творческое задание.

От каждого класса   выдвигается команда в количестве- 5 человек.

•        Представление жюри:

•        Правила проведения викторины.

Каждая команда получает  маршрутный лист, и бланки где будет выполнять задание. После каждого конкурса задание сдается на стол жюри. Текст заданий находится на столе каждой станции. Переход на следующую станцию осуществляется сразу после звонка, который символизирует окончание времени работы на станции.

 Время работы на станции с учетом перехода- 5 минут: прозвенел звонок, команда должна перейти на новую станцию и начать работу, окончание звонка равняется началу работы на новой станции.

•        Подведение итогов:

Жюри подводит итоги, а команда болельщиков защищает свое задание: «Высказывание о культуре речи» и чтение

Задание для станций и ответы.

  1. Станция «Лексическая»

Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики, а иногда к грубости, ссоре.

Например, в русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они различаются по значению? Как правильно спросить:

(на катере) - Вы на следующей пристани ...?

(на электричке) - Вы на следующей станции ...?

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ...?

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам.

В автобусе:

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: "Вы на следующей остановке слезаете?"

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: "Вы на следующей остановке выходите?"

- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: "Вы встаете?"

- Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? "

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

(Ответ:) Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы выходите? Однако допустим и вопрос Вы сходите на следующей остановке?, поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Игра «Переводчик»

Замените все слова (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

Замените  все слова (кроме служебных) антонимами.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

2. Станция «Разгадай кроссворд».

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали: 1. Несколько предложений,  связанных  по  смыслу  и  грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные  значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный  морфологический признак имени существительного.  6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

3. Станция «Этикет».

                   

Вопрос

Ответ

1. Что Вопросы:  такое этикет? Как переводится с французского языка слово «этикет»?


2. Одинаков ли этикет в разных странах мира?

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?


4. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса?

5. Что можно рассматривать в театре в бинокль?


6. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту.

7. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?

8. Как правильно произнести слова «звонишь», «звонит»?

9.  Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?

10. А подавать руку для рукопожатия?

11. Должны ли снимать перчатки мужчины перед рукопожатием?

12. А женщины?

13. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?

14. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?

15.  Можно ли дарить цветы в горшке?


16. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?


1. Совокупность правил поведения, принятых в обществе.

 Слово «этикет» имеет два значения:

а) ярлык, этикетка. б) церемониал.

2. Нет, неодинаков, а порой и абсолютно различен.

3. Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.

4. Да, если надо одобрить декорации.


5. Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.

6. Лицом и только лицом.


7. Тот, кто звонил.



8.  С ударением на «и».


9.  Младший.


10 Старший.


11. Да.


12. Нет.

13. Не более трех цветов.


14. Нет, жилет в таком случае также надо снять.

15. Да, если Вам точно известно, что их любит тот, кому подарок предназначен.

16. Только рукой.

4. Станция «Фразеология»

Задание:  Определите, в какой профессиональной речи могли возникнуть следующие фразеологизмы.

Фразеологизм

Что означает

Профессия

1

Звонить во все колокола

У лиц духовного звания

2

Всякое лыко в строку

У обувщиков

3

Не тратить пороха.

Военные

4

Взять фальшивую ноту

Актеры, музыканты

5

Подвести итог


Финансовые работники

6

Выиграть дело.

 

юристы


7

точка опоры, привести к одному знаменателю.

Люди науки

8

Без сучка, без задоринки; отделать под дуб.

У мебельщиков.

5. Станция «Стилистическая»

Задание: Определите  средства художественного выражения(олицетворения, эпитеты, метафоры и др.).

А.Фет «Осенняя роза».

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в духовении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Олицетворение: осыпал лес, обнажил чело, дыхание ночи, злоба  гаснущего дня.

Метафоры: Свои вершины, весною весть

Эпитеты: благоуханна и пышна, жестокие испытания, гаснущий день.

Станция 6. Орфографическая

Перепишите числительные словами:

Альбом с 888 иллюстрациями;Экскурсия продолжалась 24 суток;755-миллионный вклад;переписка с 98 странами.

(Ответ: восьмьюстами восьмьюдесятью восьмью

двадцать четверо суток

семисот пятидесяти пятимиллионный

девяноста восьмью)

Станция 7. Морфологическая

Задание: Образуйте  форму родительного падежа мн. числа следующих существительных:

грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки

(граммов, дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок)

Станция. Творческая и поэтическая ( для болельщиков)-проводится во время подведения итогов жюри.

Задание: Написать призыв  соблюдать правила  этикета, культуру речи.

Высказывание должно быть эмоциональным, включать примеры правил этикета, произношения и др., обращение к адресату.

Примеры: «Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги».

«Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:

- понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;

- усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;

- овладеть нормами литературного языка, его богатством»

«Чтобы речь была точной, необходимо постоянно расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком».

Конкурс чтецов

Викторина для 9-х классов

«Моё здоровье»

сценарий

Цель: сформировать негативное отношение подростков к курению и снизить риск  приобщения к этой вредной привычке.

Вступление:

1. Приветствие команд.

2. Представление жюри.

3. Тема викторины и  её актуальность.

1*Задание.  Решите задачку.

Никотин относится к слабодействующим наркотическим веществам. Период его полного выведения из организма человека составляет от 30 минут до 1 часа.
Решим простую задачу.
Условие задачи:
- в сутках 24 часа
- из организма среднестатистического человека НИКОТИН выводится через 45 минут.

(Секретная информация: - на сон 8 часов,- на нужды, во время которых не курят (приём душа, купание в водоёмах, одевание, раздевание, чистка зубов и т. п.)- 1 час.

Вопрос: Сколько сигарет в сутки требуется среднестатистическому человеку?
Решение: 1) 24 – 8 – 1 = 15 часов – время, в течение которого чел. имеет возможность  курить, т.е. употребить дозу никотина.
2) 15 х  60 : 45 = 20 доз в сутки - требуется человеку для удовлетворения
потребностей поработившего его НИКОТИНОВОГО МОНСТРА.
Ответ: Среднестатистическому человеку в сутки требуется 20 сигарет, т.е. 1 пачка.

Конкурс № 1 для болельщиков

 Пока команды решают задачку, дается  задание болельщикам: Призыв и поддержка болельщиков  для своей команды. Приветствуется  призыв, который будет  содержать тематику ЗОЖ.

2*Задание.    Умение сказать «Нет».

Составить самые различные способы, чтобы отказаться от предлагаемой вам  сигареты.

Представьте ситуацию, когда вам настойчиво предлагают пойти покурить. Вы понимаете, к каким последствиям  это может привести и не желаете соглашаться.

Можно составить  3 высказывания.

Жюри оценивает наиболее качественные способы отказа.

3*Задание.   Рисунок

За три минуты нарисовать портрет здорового человека и назвать как можно больше  качеств, присущих человеку, ведущему ЗОЖ.

4*Задание.   Немая сцена.

Команда готовит  сюжет в виде «Стоп, кадр» на тему «Здоровый образ жизни». Это могут быть разные ситуации, связанные с антирекламой или пропагандой ЗОЖ.

***

Пока участники готовятся, проведем игру с болельщиками

Следующее задание для болельщиков: Конкурс «Пословицы и поговорки о здоровье». Болельщики каждой команды должны подготовить пословицы или высказывание о здоровье, кто больше назовет тот и принесет своей команде дополнительное очко.

5*Задание.  Рекламный слоган.

 Рекла́мный сло́ган — лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения; это девиз, лозунг, передающий некоторую идею и легко запоминающийся. Само это слово происходит из галльского языка (sluagh-ghairm), где означало «боевой клич». В современном значении впервые было использовано в 1880 году.

Обычно это одно емкое предложение, но мы немного изменим правила и разрешим высказать мысль в виде четверостишия или высказывания. Итак, тема слогана- «О вреде курения». Пример: НИКОТИНОВАЯ ЗАПАДНЯ. ПЕТЛЯ НА ШЕЕ ЗАТЯГИВАЕТСЯ.

«КУРЕНИЕ УБИВАЕТ».

НИКОТИНОВАЯ ЛОВУШКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ. ВЫ ПОПАЛИСЬ.

6*Задание.    Суд над сигаретой.

Каждая команда подготавливает аргументы, которые подтверждают вред курения. Это могут быть факты, цифры, любая информация, доказательства.

Пока команды составляют аргументы, проведем викторину для капитанов

7*Задание.    Конкурс капитанов.

На сцену приглашаются капитаны классов.

9 «А»

9 «Б»

9 «В»

1.При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя.

Ответ: Угарный газ

1.Какой орган, наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? Ответ аргументируйте.

Ответ: Сердце

1. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?

Ответ: Нет. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного организму курением.

2. Что такое пассивное курение?

(65% поглощает отравляющих веществ)

2. Назовите три вещи, которые  невозможно одновременно делать с курением?

(целоваться, принимать душ, играть в футбол)

2. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить?

(дурной запах, некурящие друзья,родители)

3. Какие проблемы типичны для курильщиков?

(бронхит, рак, зависимость и др.)

3. Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы  нарушить нормальный баланс воздуха в легких?

(1).

3. Правда ли, что существуют безвредные сигареты?

- Нет

4. Содержит ли никотин, алкоголь наркотические вещества или это сильнодействующий яд?

(слабодействующий наркотик)

4. Курильщики считают, что сигареты  помогают снять напряжение, получить удовольствие. Приведите пример здорового способа получить удовольствие и расслабиться.

(выпить сок, сходить в аквапарк и т.д.)

4. Назовите отравляющие вещества (достаточно одного), которые содержатся в сигаретах?

смола, формальдегид и др.

Конкурс № 2 для болельщиков:  «Пословицы и поговорки о здоровье». Жюри подводит итоги.

I  этап (1 четверть)

Организационно-

подготовительный

Проектная деятельность по четвертям

IV этап (4 четверть)

Исследовательский

(защита на конференции)

III этап (3 четверть)

Практический (отчётный)

II этап (2 четверть)

Портфолио (смотр-конкурс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности ученического самоуправления

Представлена модель ученического самоуправления в старших классах в форме "Совет обучающихся"...

Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь».

Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь»....

Статья "Деятельность ученического самоуправления обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната"

Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Методическая разработка посвящена вопросам диагностического сопровождения процессов организации и развития ученического самоуправления в образовательном учреждении, а также его эффективности как средс...

Ученическое самоуправление - путь к успешному развитию личности

Материал для проведения педсовета на тему "Ученическое самоуправление - путь к успешному развитию личности". В данном материале представлено выступление на данную тему и сопровождающая презе...