"Мы были дети 12-го года..."
классный час (11 класс) на тему

Горбунова Елена Викторовна

Конспект Урока Знаний, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года и ее героям, а также презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znaniy_1_sentyabrya.docx49.73 КБ
Файл prezentaciya.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                средняя общеобразовательная школа № 48                                                    Ворошиловского района г. Волгограда

Открытый урок в рамках Дня знаний

«МЫ БЫЛИ ДЕТИ 12-ГО ГОДА»

Подготовила и провела:

учитель русского языка,                                           классный руководитель 11 класса «А» Горбунова Е.В.

Волгоград, 2012

Задачи:

  1. Расширение исторических знаний обучающихся, осмысление взаимосвязи исторических процессов на примере Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов в 1825 году.
  2. Развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу в группах.
  3. Воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

  1. Проектор, ПК.
  2. Презентация «Мы были дети 12-го года». 

Ход урока

Слайд 1

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Ребята, поздравляю вас с началом учебного года. Уже прозвенел первый звонок, и мы по традиции начинаем новый год с урока знаний, который  посвящен одной из героических дат нашей истории.

Слайд 2

В истории России много славных дат. 2012 год – год 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года. Отношение к ней современников понятно. В. Г. Белинский писал: «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...». Ему вторил А. И. Герцен, утверждая, что «новая Россия начинается с 1812 года». Почему же и сейчас, по прошествии 200 лет, память об этой, такой далекой от нас по времени баталии важна для России?

Во-первых, это была не просто война двух государств, двух армий — русской и французской. Против перешедшей границы России Великой армии Наполеона поднялся в тот памятный год весь русский народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, а горожане и крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. В борьбу с завоевателями вступило купечество и духовенство, т.е. против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную. Борьба против наполеоновских войск вошла в историю нашей Родины как одна из наиболее ярких и героических её страниц.

Во-вторых, огромные нравственные приобретения, полученные русским обществом в бурную эпоху наполеоновских войн, до сих пор вызывают чувство гордости у народов России, ведь память об Отечественной войне 1812 года, о ее героях осталась не только в учебниках истории, не только в названиях площадей и улиц, в памятниках, монументах и мемориальных досках.

Большой след события 1812 года оставили в русской литературе. Самую известную книгу об этих событиях сразу называют даже те, кто ее не читал … («Война и мир» Льва Николаевича Толстого). Конечно, здесь нельзя не вспомнить и Дениса Давыдова, поэта и героя войны. Его перу принадлежит ряд интереснейших военно-исторических очерков и вдохновенные стихи, а также «Дневник партизанских действий 1812 г.». Кроме того, Отечественная война нашла отражение в театре, музыке, живописи.

В-третьих, именно война 1812 года послужила точкой отсчета нового этапа в развитии общества и государственности в России.

Сегодня мы говорим не только об Отечественной войне, но и еще об одном событии в истории России – восстании декабристов. Как эти события связаны? Почему взгляды ученых и передовых людей общества в этом вопросе кардинально расходятся? Об этом мы поговорим позже, а сейчас – экскурс в далекое прошлое нашей родины.

  1. Историческая справка об Отечественной войне 1812 г. (Приложение 1).

Слайды 3-5

  1. Выступление обучающихся (Приложение 2).
  2. Слово учителя.

Итак, война окончена. Мы познакомились лишь с пятью участниками боев. Можно ли каждого из них назвать героем? А патриотом? Обоснуйте свое мнение.

Мы неслучайно затронули эти вопросы, и вот почему. 

Отечественная война 1812 г. – величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Однако у этой победы была и другая сторона: война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы страны были разорены. Все это, а еще изменившееся отношение людей к российской действительности оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие страны.

Слайд 6

Совсем скоро по историческим меркам, 14 декабря 1825 года Московский

полк, батальон лейб-гвардии Гренадерского полка и Гвардейский Морской экипаж вышли на Сенатскую площадь Петербурга, вышли на открытую борьбу с царизмом с оружием в руках. Впоследствии декабрист Н. А. Бестужев признавался: «Мы мало были уверены в наших силах, но видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию». 

Среди декабристов было 115 человек, которые приняли участие  в войне с Наполеоном. Все они были удостоены боевых наград. Только за Бородинское сражение шесть из них, в том числе П.И. Пестель и М.С. Лунин, получили золотые шпаги с надписью "За храбрость".

Декабристы не добились гибели царизма и уничтожения крепостного права, но нанесли первый и весьма чувствительный удар по самодержавию. И здесь возникает второй вопрос, который мы должны сегодня обсудить. Чтобы к нему подойти, подумайте, что такое восстание?

 Слайд 7

Восстание – это массовое вооруженное выступление против существующей власти, а значит, всего государственного строя. В Отечественной войне и декабристском движении участвовали одни и те же люди, т.е. те, кто в 1812 году воевал, проявлял геройство и защищал родину, а значит, существующий строй, в дальнейшем выступили против этого строя, стали предателями. Получается, с одной стороны, декабристы – герои и патриоты, с другой – предатели. Возможно ли это? И как понять фразу Матвея Муравьева-Апостола, ставшую крылатой: «Мы были дети 1812 года»? Означают ли эти слова, что именно Отечественная война породила восстание декабристов, т.е. патриотизм и геройство породили предательство?

Предлагаю разбиться на 2 группы, чтобы обсудить эти вопросы и обосновать мнения, по которым спорит уже не одно поколение:

  1. Декабристы – герои и патриоты.
  2. Декабристы – предатели.

Слайд 8

  1. Обсуждение проблем в группах.
  2. Защита.
  3. Заключительное слово учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Историческая справка

1807-1812 годы были годами расцвета французской бонапартовской империи. Страны Западной Европы, за исключением Англии, были покорены Наполеоном. На пути установления всеевропейской гегемонии Франции стояла Россия. Без победы над Россией Франция представлялась недостаточно прочной и могущественной. «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее», – говорил Бонапарт накануне войны с Россией, в 1811 году.

Таким образом, война 1812 г. между Францией и Россией не была неожиданной. Обе стороны начали готовиться к ней с 1810 г. Международная обстановка благоприятствовала Франции. В первые месяцы 1812 г. Наполеон подписал военные соглашения с Пруссией и Австрией, которые обязывались предоставить в распоряжение Наполеона свои войска.

Россия не могла сравниться по численности населения и размерам материальных ресурсов, находящихся под властью Франции. Численность войск Франции и России, введенных в войну, находилась в соотношении 600 тыс. французов и 320 тыс. русских.

12 июня 1812 г. Великая армия вторглась в пределы России. Франция стремилась разгромить Россию, расчленить ее и превратить в третьестепенную страну, в источник сырья для Франции. Наполеон планировал окружить и уничтожить русскую армию в генеральном сражении сразу, в первом же пограничном пункте, но русские отступили, и французские войска быстро продвигались вглубь России. Уже в первые дни войны Наполеон занял Вильно, Витебск, Минск и другие города. Он стремился разбить оторванные друг от друга Первую и Вторую русские армии по частям. Поэтому жизненно важным для России было соединение армий П.И. Багратиона (1765-1812) и М.Г. Барклая де Толли (1761-1818), но соединить армии в Витебске не удалось.

Было решено осуществить план соединения армий у Смоленска. Дивизия Д.П. Неверовского (1771-1813) и корпус Н.Н. Раевского (1771-1829) сдерживали врага на подступах к Смоленску, чтобы дать возможность соединиться двум армиям. В двухдневной битве французы потеряли 20 тыс. солдат и офицеров, русские – 6 тыс. 2 августа обе армии соединились. Таким образом, потерпел крах и второй стратегический план Наполеона.

Однако русские войска вынуждены были вновь отступить: отход вглубь страны был единственно правильной тактикой ведения войны, которой следовал командующий русской армией Барклай де Толли. Однако его способ ведения военных действий не был понят ни армией, ни обществом, ни императором.

М.И. Кутузов (1745-1813), принявший на себя обязанности главнокомандующего, понимал, что спасти Москву не удастся, но принять сражение неизбежно. Он принял решение дать бой в 120 км от Москвы, у села Бородино.

Под Бородином противостояли 120 тыс. русских с 624 орудиями и 140 тыс. французов с 587 орудиями. Перед русскими войсками была поставлена задача подорвать военную мощь и боевой дух противника, измотать его. Утром 26 августа началось сражение. Обе стороны проявили героизм и огромные усилия для достижения победы. Позиции по несколько раз переходили от одной армии к другой. Спустя годы, размышляя о Бородинском сражении, Наполеон говорил: «Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех ... французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали быть непобежденными».

В Бородинском сражении, ставшем поворотным в Отечественной войне 1812 г., были сломлены силы наполеоновской армии. «Баталию я выиграл до Москвы», – так оценил значение Бородинского сражения М.И. Кутузов. Здесь было положено начало концу войны на территории России и начало освобождения Европы от наполеоновского владычества.

1 сентября на военном совете в Филях Кутузов отдает приказ об отступлении армии и сдаче Москвы врагу без боя. «С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия», – так определил дальнейший ход войны Кутузов.

В партизанской войне, начавшейся сразу с вторжением противника на российскую территорию, которой главнокомандующий придал организованный характер, отряды крепостных крестьян возглавлялись кадровыми офицерами: Д. Давыдовым (1784-1839), А. Сеславиным (1780-1858), А. Фигнером (1787-1813). Действовали также отряды под предводительством самих крестьян – Г. Курина, В.Кожиной, Е. Четвертакова и др.

Наполеон с войсками 2 сентября 1812 г. занял почти пустую Москву. В городе начались пожары, которые уничтожили 3/4 зданий. Захватчики остались без продовольствия и крова. Армия Наполеона катастрофически таяла, теряла моральный дух. В занятой Москве Наполеон больше месяца ждал просьбы о подписании мира, но ее не последовало. Александр I заявил: «... прочный мир может быть подписан только в Париже». 7 октября Наполеон оставил Москву.

Обманув противника мнимым отступлением по Рязанской дороге, Кутузов в районе Красной Пахры свернул на Калужскую дорогу и с основными силами подошел к селу Тарутино. Это был так называемый Тарутинский маневр. Здесь армия пополнилась свежими силами, вооружением и в начале октября перешла в наступление, нанося удары по французам (по авангарду И. Мюрата на р. Чернишне, севернее Тарутина – 6 октября и Малоярославца – 12 октября). Дорога на Калугу Наполеону была закрыта. Его план перезимовать на Украине, а затем начать новую кампанию против русских был сорван. Остаткам Великой армии пришлось отступать по старой, разоренной Смоленской дороге, неся огромные потери. Через р. Березину переправились жалкие остатки армии Наполеона (30 тыс. чел.). В Манифесте об изгнании французов с территории России говорилось: «Война окончилась за полным истреблением противника».

Ни Англия, ни Австрия, ни Пруссия, ни другие государства Европы не смогли разбить Наполеона. Это сделала Россия, которая, погасив бонапартовскую экспансию, спасла Европу.

Каждый участник этой войны – герой, но сегодня мы назовем всего пятерых.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РАЕВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1771-1829)

Генерал Николай Николаевич Раевский считался одним из самых просвещенных военных своего времени. Друживший с его семейством А.С. Пушкин писал о нем: «...памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества...». Он стал полковником в 23 года, в чине генерал-лейтенанта начал войну с Наполеоном, отличился в боях с наступающей  армией  французов.

В начале войны 1812 года он командовал 7-м пехотным корпусом в составе 2-й Западной армии Багратиона. Чтобы беспрепятственно выйти в район Смоленска, Багратион решил обмануть врага. Он поручил Раевскому продемонстрировать, будто вся 2-я Западная армия намерена пробиваться к Могилёву. Чтобы запутать французов, надо было атаковать их на этом ложном направлении. Корпус Раевского пошёл на штурм вражеских позиций 11 (23) июля у деревни Салтановка примерно в 11 км от Могилёва. Бой с корпусом Даву продолжался почти 10 часов. Неприятель решил, что за Раевским идёт целая армия, и ввёл в действие все свои резервы. В критический момент боя Раевский взял за руки своих сыновей – 11-летнего Николая и 16-летнего Александра и повёл в атаку на французские батареи Смоленский пехотный полк. По рассказам очевидцев, призыв генерала звучал так: «Вперед, ребята, я и мои дети укажем вам путь!..»

Когда упал сражённый пулей знаменосец, Александр подхватил знамя и высоко поднял его над головой. Воодушевлённые геройским примером генерала и его сыновей, солдаты ринулись вперёд, сметая всё на своем пути. В этом бою сам Раевский был ранен картечью в грудь. Весть о его подвиге облетела всю армию, и рассказы об этом превратились в легенду.

Раевский с честью сражался под Смоленском, защищал центральную высоту на Бородинском поле (Батарея Раевского). Даже враги с уважением отзывались о его храбрости. Наполеон сказал о Раевском: «Он создан из такого материала, из которого делаются маршалы».

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1796-1826)

В июне 1812 года, узнав о вторжении великой армии в пределы России, 15-летний Сергей Муравьев-Апостол стремится попасть в действующую армию. Боевым крещением для юноши становятся бои у Витебска. Он – участник Бородинского сражения. Несмотря на то, что главнокомандующий М. И. Кутузов бережет юного подпоручика и держит при главной квартире, тот в самый критический момент «в составе саперных войск под ураганным огнем неприятеля со своей ротой непрерывно отбивал атаки французов, строя и защищая укрепления – редуты».

В составе отряда генерала Ожаровского сражался под Красным.  За это сражение награжден Золотой шпагой с надписью «За храбрость». Участвует в преследовании французов после изгнания врага за пределы России и получает орден Святой Анны III степени.

Отечественная война закончена, но 16-летний поручик желает участвовать в Заграничном походе и в 1813 г. добивается назначения в Тверь в резервную роту батальона великой княгини Екатерины Павловны. В боевых действиях тверские егеря приняли участие в составе «летучих» отрядов, действующих на флангах армии. Одно из самых жестоких сражений – при Кульме. Последним сражением для тверских егерей стала «Битва народов» под Лейпцигом с 4 по 7 октября 1813 года. Здесь они отличились несколькими атаками и стойкой обороной в Университетском лесу на южной окраине города.

За сражение у Бауцена Сергей Муравьёв-Апостол произведен в штабс- капитаны, за Лейпцигское сражение получил чин капитана, а ведь ему в то время исполнилось всего 17 лет.

В декабре 1813 года для тверских егерей война закончилась. Их командир князь Оболенский доложил министру Д. А. Гурьеву, что «временный батальон Ее Высочества распущен по домам».

Капитан С. И. Муравьёв-Апостол, не желая оставаться в тылу, опять сумел оказаться в действующей армии. В 1814 году он участвовал в последних сражениях с наполеоновскими войсками. Награжден орденом Святой Анны II степени.

После войны молодой капитан продолжит военную карьеру. В 1815 году переведется из армейского чина в поручики лейб-гвардии Семеновского полка.

БРАТЬЯ МУРАВЬЕВЫ – АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1792-1863) И                                 НИКИТА МИХАЙЛОВИЧ (1796-1843)

За два года до «грозы двенадцатого года» 18-летний Александр Муравьев пишет младшим братьям Николаю и Михаилу: «Скоро и вам двум откроется поле славы, и мы будем все трое служить Отечеству до последней капли крови, услышат враги имя Муравьевых и устрашатся!».

Александр Николаевич в военную службу вступил в марте 1812 г. в чине подпоручика.

Участвовал в битвах под Гридневым и Колоцким монастырями, о чем  писал: «…Тут я считал себя счастливым, что уже всякий день при отступлении находился перед неприятелем и во всех с ним стычках и сражениях».

Во время Бородинской битвы Муравьев состоял при главнокомандующем 1-й армии Барклае-де-Толли «во все продолжение сражения». Он находился в самой гуще боя в центре русской позиции. «Я видел эту ужасную сечу, весь день присутствовал на ней, был действующим лицом, употребляем был Барклаем-де-Толли, при котором весь день находился и исполнял его приказания». За участие в Бородинском сражении А.Н. Муравьев был награжден орденом Анны 3-й степени.

А.Н. Муравьев сражался при Тарутине, Малоярославце и при взятии Вязьмы; награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». За участие в бою под Дорогобужем в составе отряда генерала Юрковича и в деле под Красным произведен в поручики.

Широкую известность получил случай с его младшим двоюродным братом, Никитой Муравьевым, который по возрасту еще не мог быть зачислен в действующую армию. В 1812 году он был студентом Московского университета. Об этом времени он вспоминал: «Имея от роду 16 лет, когда поход 1812-го года прекратил мое учение, я не имел образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству». Никита Николаевич мечтал быть вместе с теми, кто встал на пути Наполеона в Россию. Желая принять личное участие в войне, он решился бежать из дома, чтобы явиться к главнокомандующему Кутузову и просить у него службы, но был схвачен крестьянами как французский шпион и доставлен к московскому генерал-губернатору Ф.В. Ростопчину, после чего отпущен домой. Его брат Александр в своих воспоминаниях написал о том, чем закончилась эта история: «Этот случай доведен был впоследствии до императора Александра, так ему понравился, что через два года он приказал Никиту Муравьева принять в службу прямо офицером в Генеральный штаб».

ПЕСТЕЛЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1793-1826)

«Вся моя история заключается в двух словах: я страстно любил моё отечество, я желал его счастия с энтузиазмом», – признавался Павел Иванович Пестель, один из героев Отечественной войны 1812 г.

Его военная карьера началась в 1803 году, когда Павел был определён в Петербургский пажеский корпус. Начитанный, не по возрасту сдержанный, немногословный, он сумел внушить к себе уважение. Учился Пестель в корпусе отлично. Особенно его интересовали политические предметы, и в первую очередь политическая экономия. 

Служил  Пестель в Литовском полку, который долго находился в резерве. Первым сражением, в котором пришлось ему участвовать, был Бородинский бой. Пестель показал себя смелым воином. Здесь же, на поле битвы, Кутузов наградил его за храбрость золотой шпагой. Но этот первый бой едва не стал для Пестеля последним: он получил тяжёлую рану. Кость его левой ноги была раздроблена, сухожилия повреждены.

Перевезённый в декабре 1812 года в Петербург, Пестель до весны пролежал в родительском доме. Он уехал в армию только 7 мая 1813 года с ещё не закрывшейся раной. Русские войска, изгнавшие захватчиков со своей земли, бились с ними уже на территории Германии.

Назначенный адъютантом главнокомандующего — графа Витгенштейна, Пестель участвовал в сражениях при Дрездене, Кульме и Лейпциге, в переправе через Рейн и штурме французской крепости Форт-Луи.

За мужество и смелость он получил чин поручика. В конце 1813 года на груди Пестеля сверкали уже три ордена: русский — святого Владимира IV степени, австрийский – Леопольда III степени и военный орден Карла-Фридриха. В марте 1814 года Павел Иванович вместе с русским полками вступил в Париж.

В Россию Пестель возвратился переполненный новыми впечатлениями и мыслями.

ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ (1787-1845)

Михаил Сергеевич Лунин родился в богатой дворянской семье, получил в наследство от отца земли в Тамбовской и Саратовской губерниях. После обучения в римско-католическом пансионе Михаил вместе с младшим братом Никитой поступает в Лейб-гвардии Кавалергардский полк.

Буквально сразу после получения офицерских званий Михаил и Никита Лунины принимают участие в знаменитом Аустерлицском сражении, где русско-австрийские войска потерпели сокрушительное поражение от армии Наполеона, но именно в этой битве кавалергарды покрыли себя неувядаемой славой. В критический момент боя для спасения русской пехоты, прижатой французами к реке, полк атаковал противника. Русская пехота была спасена, но все поле оказалось покрыто телами в белых мундирах кавалергардов. Объезжая этот участок сражения, император Наполеон неуместно шутил над «безусыми мальчишками», полегшими в бесплодной атаке, но тут приподнялся раненный офицер-кавалергард и на прекрасном французском языке ответил: «Я молод, это верно, но доблесть воина не исчисляется его возрастом». Среди погибших был младший брат Михаила – Никита Лунин.

Следующие 10 лет Михаил Лунин ведет беззаботную жизнь молодого гвардейца: годы прошли в сражениях и балах, походах и любовных похождениях. Он был главным заводилой всего столичного офицерства. Его «подвиги» приводили в восторг гвардейскую молодежь. Вот лишь некоторые из них:

  1. за одну ночь Лунин с несколькими товарищами меняет местами вывески на Невском проспекте в Петербурге;
  2. Лунин, проиграв спор, во весь опор проскакал верхом на коне по Петербургу в чем мать родила;
  3. с кампанией сослуживцев на катере подплыли к дворцу императрицы и пели ей хором серенады;
  4. вызвал на дуэль командующего гвардией великого князя Константина Павловича, брата императора, чем вызвал переполох в царском семействе.

Несмотря на это, ветреный гусар был очень храбр на войне, следил за литературой, выписывал новинки и наряду с самой большой псарней имел самую большую библиотеку.   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Материалы для обсуждения

В заграничных походах 1813-1815 годов будущие декабристы воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права. А.А. Бестужев свидетельствовал: «Сравнение со своим естественно произвело вопрос – почему же не так у нас?»

Возвращаясь из Западной Европы, офицеры, солдаты и ополченцы были уверены в том, что многие порядки в России изжили себя и что вопрос о новом устройстве общественной и государственной жизни будет решен сверху – самим царем. Однако существующий строй не допускал и малейшего проявления свободолюбия. Реакция, усилившаяся к концу 1810-х годов, лишь усугубила гнет крепостничества. Солдаты надеялись на то, что они будут избавлены от жестокой дисциплины и палок, а на родине их ждали военные поселения, свирепая муштра. Крестьяне, понесшие огромные потери в войне, верно послужившие Родине в партизанских отрядах, продолжали оставаться на постыдном положении рабов.

Но, пожалуй, больше, чем на низшие слои общества, война воздействовала на дворян и разбудила в них революционное сознание. Они столкнулись с простыми тружениками – крестьянами, ремесленниками – не как господа с холопами, а как соратники в защите Отечества, и поэтому можно утверждать, что именно война заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над судьбами России и ее народа.

Будущие декабристы «заразились» настроением, которое B.О. Ключевский удачно назвал «патриотической скорбью». Видеть русский народ, «первый в Европе по славе и могуществу», как они считали, в цепях крепостничества после исторических побед 1812-1815 г.г. стало для них невыносимым. Отныне резко возрос их интерес, пробудившийся еще до 1812 г., к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе.

Передовые дворяне, включая офицеров, даже некоторых генералов и крупных чиновников, ждали, что Александр I, победив Наполеона, даст крестьянам России волю, а стране – конституцию. По мере того как выяснялось, что царь не уступит ни того, ни другого, они все больше разочаровывались в нем: ореол реформатора мерк в их глазах, обнажая его истинное лицо самодержца и крепостника.

Символически выглядел пассаж, свидетелями которого стали будущие декабристы. В «Записках» И.Д. Якушкина читаем, как торжественно встречал Петербург летом 1814 г. гвардию, вернувшуюся из Парижа: «Показался император на славном рыжем коне, с обнаженной шпагой, которую уже он готов был опустить перед императрицей. Мы им любовались. Но в эту самую минуту почти перед его лошадью перебежал через улицу мужик. Император дал шпоры своей лошади и бросился на бегущего с обнаженной шпагой. Полиция приняла мужика в палки. Мы не верили собственным глазам и отвернулись, стыдясь за любимого нами царя. Это было во мне первое разочарование на его счет; я невольно вспомнил о кошке, обращенной в красавицу, которая не могла видеть мыши, не бросившись на нее».

Декабристы рассказывали о своем понимании прошедших событий в литературных трудах, в объяснениях следственной комиссии, в мемуарах и записках, написанных много лет спустя в Сибири. Ни время, ни возраст не изменили их взглядов. «Для того чтобы понять наше время, понять наши стремления, – писал Матвей Муравьев-Апостол по поводу романа Толстого Л.Н. «Война и мир», – необходимо вникнуть в истинное положение тогдашней России; чтобы представить в истинном свете общественное движение того времени, нужно в точности изобразить все страшные бедствия, которые тяготели тогда над русским народом; наше движение нельзя понять, нельзя объяснить вне связи с этими бедствиями, которые его вызвали». И он же утверждал, что «именно 1812 год, а вовсе не заграничные походы создали последующее общественное движение, которое было в своей сущности не заимствованным, не европейским, а чисто русским».

Вторгшегося в Отечество врага разбил народ, и передовые мыслящие люди должны были обратить внимание на состояние «внутреннего устройства». Рабство народа, беззаконие, всеобщее лихоимство, разоренная страна – все это продолжало иметь место. «И мыслящие восстали на умственный подвиг, как преж де толпы восставали на рукопашный бой», – писал Лунин М.С., объясняя на следствии причины своего вступления в тайное общество.

Судьба тех, кто впервые в истории России бросил вызов самодержавию, была решена быстро: пятеро наиболее видных членов Северного и Южного Обществ (К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол) были приговорены к смертной казни через повешение. 
Приговор был приведен в исполнение 13(26) июля 1826 года в Петропавловской крепости. Все остальные были приговорены к различным срокам наказаний, большая часть сослана на каторжные работы (Сибирь), другие — в крепости, дальние гарнизоны, на Кавказ.

Источники

  1. http://voyna1812.ucoz.ru/  (материал для вступительного слова учителя)
  2. http://www.bibliotekar.ru/istoriya/205.htm (Историческая справка о войне 1812 года).
  3. http://voynablog.ru/2011/12/17/oficery-dekabristy-v-vojnax-1805-1814-godov/ (герои 1812 года).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МЫ БЫЛИ ДЕТИ 1812 ГОДА» Урок Знаний, посвященный 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда Подготовила и провела: учитель русского языка, классный руководитель 11 класса «А» ГОРБУНОВА Елена Викторовна

Слайд 2

1812 - 2012 «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России ...» В.Г. Белинский

Слайд 3

«Дети 1812 года» Муравьев-Апостол Сергей Иванович ( 1796-1826) Раевский Николай Николаевич (1771-1829)

Слайд 4

«Дети 1812 года» Муравьев Никита Михайлович (1796-1843) Муравьев Александр Николаевич (1792-1863)

Слайд 5

«Дети 1812 года» Лунин Михаил Сергеевич (1787-1845) Пестель Павел Иванович (1793-1826)

Слайд 6

Декабристы Декабристы – участники русского дворянского революционно-освободительного движения, завершившегося восстанием 14 декабря 1825 года. Главный источник революционной идеологии декабристов – противоречие российской действительности между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный прогресс. Будущие декабристы считали: надо отменить крепостное право, преобразовать Россию из самодержавного в конституционное государство. Размышлять об этом они начали еще до войны 1812 г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.

Слайд 7

Словарик Восстание – массовое вооруженное выступление против существующей власти. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Предательство – вероломство, измена, нарушение верности.

Слайд 8

Декабристы – герои и патриоты? Декабристы – предатели? ? ? ?

Слайд 9

Источники 1. http :// www.museum.ru/1812/index.html (слайд 2) 2. http ://ru.wikipedia.org/ wiki /%D0%A0%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_% D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (слайд 5) 3. http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/01/blog-post_18.html (слайд 5) 4. http ://ru.wikipedia.org/ wiki /%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_% D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (слайд 6) 4. http ://go.mail.ru/ search_images?q =портреты%20декабристов&rch= l&jsa =1&fr= web#w =759&h=1000&s=164779&pic=http%3A%2F%2Fbooksite.ru%2Fbatyushkov%2Fphoto%2Fround%2F116.jpg&page=http%3A%2F%2Fbooksite.ru % ( слайд 6 ) 5. http ://ru.wikipedia.org/ wiki /%D0%9F%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_% D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (слайд 7)

Слайд 10

Источники 7. http:// lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=17186 (слайд 7) 8. http ://ru.wikipedia.org/ wiki /%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%91%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_% D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (слайд 6) 9. http ://go.mail.ru/ search_images?q =портреты%20декабристов&rch= l&jsa =1&fr= web#w =759&h=1000&s=164779&pic=http%3A%2F%2Fbooksite.ru%2Fbatyushkov%2Fphoto%2Fround%2F116.jpg&page=http%3A%2F%2Fbooksite.ru % ( слайд 6 ) 10. http ://ru.wikipedia.org/ wiki /%D0%9F%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_% D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (слайд 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подарки детям к новому году

Подарки на новый год 2014 жене- Я своему прикупил пять ящиков хлопушек... Снега Вам белого, чистого, Желаем, чтобы год грядущий старинный букварь. Что было нам желанным, Италии, Австрии, Румынии, ОАЭ,...

Занятие – аукцион «Основы классического танца и гимнастики на полу» (для детей 3-го года обучения)

Занятие-аукцион - это одна из нетрадиционных форм контрольного занятия. Она позволяет педагогу проверить теоретические и практические знания обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Аукцио...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства «Марья - искусница» для детей 2-го года обучения.

Цель проведения мероприятия: ·       организация целенаправленного развивающего досуга обучающихся в детском объединении «Мягкая игрушка».Задачи:·...

Рабочая учебная программа по реализации коррекционно-образовательной работы в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни.

Данная  программа рассчитана на пребывание ребёнка в группе компенсирующей направленности с пятилетнего возраста.      Коррекционная работа представляет собой целенаправл...

Развитие речи детей от 1 года до 2 лет.

Рекомендации для родителей о становлении речи в этом возрасте....

Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы

Программа СОШ п. Верхнеказымский "Одаренные дети" 2010-2015 годы содержит: паспорт, введение, содержание проблемы и ее необходимости решения программным методом, цель, задачи и сроки реализации програ...

Психолого-педагогическая программа "Вместе с мамой" для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации"

Представлена программа для группы кратковременного пребывания детей от 1 года до 1 года  месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации...