Занятие кружка «Мир металлов»
методическая разработка на тему

Журавлева Лилия Викторовна

Дана методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Материаловедение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasedanie_kruzhka.docx994.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего профессионального образования

«Энгельсский механико-технологический техникум»

        МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

   ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО

  ПРЕДМЕТУ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

                        НА ТЕМУ:

«Путешествие в страну металлов»

                                                                                       

                                                         

                                                                                     Преподаватель  Журавлева Л.В.

                                      г. Энгельс    

           2013г.        

    Внеклассное  мероприятие по предмету «Материаловедение»    

                                       Занятие кружка  «Мир металлов»    

                   Тема: «Путешествие в страну металлов».    

Вид мероприятия: игра «Путешествие».

Цели:

Образовательные:1.Углубление знаний учащихся о применении                                             металлов, их значении в жизни человека.

                                   2.Повторение теоретических знаний по предметам:

 материаловедение, химия, устройство автомобиля.

 Развивающие:1.Развитие познавательного интереса учащихся через  реализацию межпредметных связей.

                            2.Расширение кругозора учащихся.

                            3.Развитие умений анализировать, выделять главное, применять полученные знания в жизни и в профессии.          

Воспитательная: воспитание интереса к предмету и профессии.

Методическая: совершенствование игровой методики и решение экспе-

риментальных задач.

Межпредметная связь: химия,история,география,литература,устройст-

во автомобиля.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации ме-

таллов, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева,

коллекция образцов металлов, видеоролик (качественные реакции на ионы железа(+3))

                                           ХОД  УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы занятия.

2.1.Целеполагание и мотивация.

Вступительное слово руководителя кружка.

3.Создание игровой ситуации «Путешествие».

3.1.Выполнение задания для приобретения билетов в «Путешествие».

3.2.Путешествие по карте-схеме:

--станция №1—завод АвтоВАЗ;

--станция №2—«Периодическая»;

--станция №3---«Историческая»;

--парад металлов;

--станция -- «Экспериментальная»;

--станция -- «Литературная».

3.3.Завершение путешествия.

4.Подведение итогов, выводы по занятию.

УЧИТЕЛЬ: Добрый день! Я рада приветствовать всех гостей и участников нашего мероприятия.Тема занятия: «Путешествие в страну металлов»(слайд 1).Во время путешествия мы повто-

рим теоретические знания по предметам:материаловедение,

химия,устройство автомобиля;узнаем:какие металлы и спла-

вы применяются в автомобилестроении,в быту и какое значе-

ние они имеют в жизни человека?

Сегодня я приглашаю Вас в необычайное путешествие по стра-

не металлов.Страна эта необычайная.В ней живут металлы.

Они всегда рядом с нами и окружают нас повсюду.Вниматель

но осмотритесь вокруг.Где бы вы не были:дома,на улице или

в транспорте-вы увидите,какое множество металлов трудится

вокруг нас и для нас.Нажали кнопку звонка-и звонкая медь отозвалась заливистым голосом. Вы повернули выключатель на стене-и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом.Всего не перечесть,ведь нас окружают десятки металлов

 и я предлагаю вам в нашем путешествии присмотреться к метал-

лам попристальнее.

Чтобы отправиться в путешествие,нужно приобрести билеты.

Для этого вам нужно выполнить задание:необходимо вста-

вить пропущенные символы и закончить уравнение реакции

(на доске).Я приглашаю по 1 человеку от каждого ряда для вы

полнения этого задания:

Fe + CI2=….                     Li + O2=….

Fe +….=FeS                     Zn + HCI = ZnCI2 + ….

AI +….=AI4C3                   Mg + …. = Mg3N2

Ответы: 2Fe + 3CI2 = 2FeCI3          4Li + O2 = 2Li2O

                             Fe + S = FeS                       Zn +2HCI =ZnCI2 + H2

                4AI + 3C = AI4C3                 3Mg + N2 =Mg3N2

УЧИТЕЛЬ: Проверяет все ли правильно выполнили задание,

вручает билеты и передает слово ведущему.

ВЕДУЩИЙ: Начинаем свое путешествие в родном городе Энгельсе, и первый пункт—завод АвтоВАЗ(слайд3),на котором многие из нас будут проходить производственную практику.

 Об этом заводе нам расскажет  _____________:

АвтоВАЗ-родной завод (слайды 4,5,6)    

Без металлов не живет:

Провода,станки,детали

Без металлов не бывают.

Встретишь тут и встретишь там

Алюминий,медь,вольфрам,

Барий,золото,свинец,

Цинк и магний,наконец,

Хром,железо,никель,ртуть-

Ничего  не позабудь!

Видишь слева,видишь справа

Сталь,чугун,другие сплавы.

УЧИТЕЛЬ: Какие металлы и сплавы используют на АвтоВАЗе при изготовлении автомобилей?Используя коллекцию,найди-

те образцы этих металлов.

УЧЕНИК: При изготовлении автомобилей на АвтоВАЗе исполь-

зуют  алюминий,медь,чугун,сталь.

ВЕДУЩИЙ: Станция вторая- «Периодическая»(слайды 7,8)    

УЧЕНИК:      В проезде Ученическом

        Есть дом Периодический-

                      Квартиры там и тут.

                      А в них металлы разные-

                      Хорошие,прекрасные,

                      Спокойные,ужасные

                      Давным-давно живут.

                      Они живут не ссорятся,

        В них электроны водятся,

        В решетках металлических

                        Туда-сюда снуют.

            Они в большом количестве

           Проводят электричество,

                        Блестят огнем на солнце,

          Их плавят и куют.

                        Еще они пластичные,

                 (но это дело личное)

           И хрупкие металлы

                         Увидеть можно тут.

                         Одни легко расплавятся

                         Другим это не нравится,

            Они до тысяч градусов

           Спокойно подождут.

                         Ленивые,активные и радиоактивные

                         Такие очень разные,

                          Металлы здесь живут.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним по предмету химия:Какое поло-

жение занимают металлы в периодической таблице Д.И.Мен-

делеева?Назовите их.

УЧЕНИК: Металлы расположены в левой и нижней частях периодической таблицы:литий, берилий,натрий,магний, алюминий, калий,кальций, титан, ванадий, хром, марганец, железо, кобальт, никель, медь, цинк, свинец, олово, золото, вольфрам.

ВЕДУЩИЙ: А теперь следующая станция—«Историческая»

(слайд  9) :  На заре цивилизаций

        Человек еще не знал

        Погружая камни в пламя,

        Что он выплавит металл.

        Что металл для человека

        Будет важен,словно хлеб,

        Не мечтал об этом даже

        Первобытный человек.

А сейчас мы заслушаем краткие исторические сведения о сле-

дующих металлах:меди,железе,алюминии.Слово предостав-

ляется__________________.

УЧЕНИК:  Медь человек начал использовать очень давно, еще

с доисторических времен. 7000 лет назад в Древнем Египте были  известны медные рудники(слайды 10,11). В природе медь

встречается в виде руды и в виде самородков(слайд 12). Снача-

ла человек научился изготавливать орудия труда и оружие из

медных самородков(слайд 13), а за несколько тысяч лет до на-

шей эры люди научились получать медь из медной руды. В мире встречаются очень крупные самородки меди. Так, в США

был найден один из крупнейших самородков, массой 420 т.,

а в России, обнаруженный в районе  Печоры, самородок, весил

6 тонн. Медные рудники на территории России были сосредо-

точены на Урале, на Дону. Латинское название меди-купрум-

произошло от названия острова Кипр(слайд 14), в его недрах

было обнаружено много медных руд.

УЧЕНИК:  Железо в жизни человека появилось гораздо позд-

нее, чем медь. Его называют «фундаментом цивилизации».С

использованием железа начался железный век(слайд15) в ис-

тории человечества. В странах  Малой Азии возникает черная

металлургия, распространяется в Палестину,Египет, Ассирию,

 а в 1 тысячелетии до нашей эры железо приходит в Европу.

 Сейчас  мы не можем представить себе нашей жизни без желе-

за и его сплавов, насколько прочно они вошли в нашу жизнь.

Ученик:  Алюминий, когда-то называли «серебром из глины» (слайд19).По своему содержанию  в земной коре он является одним из самых распространенных металлов. Глина и кирпич-

это алюмосиликаты. Глинозем(оксид алюминия) был  соеди-нением, которое всегда сопутствовало человеку. С давних времен были известны квасцы (сульфат AL и K) (слайд 20). По латыни их называли алюмен. Немецкий химик А. Маргграф (слайд 21) добавил к р-ру квасцов чистую щелочь и получил белый плотный осадок, которому дал название алюминиевой земли (алюмина). Только нахождение богатых запасов алюминиевых руд сделали алюминий металлом повседневности.

Учитель:  Мы заслушали краткие исторические сообщения о металлах. А теперь ответы на вопросы: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы?

Ученик: В развитии истории человечества металлы сыграли важную роль.

Ведущий: А теперь мы объявляем Парад металлов (слайд 22) (выходят металлы):

Медь:  (слайд23,24): Заставили меня вы покраснеть,

                                         Но я не золото, я- медь.

                                         По цвету я на золото похожа,

                                         Тягучая и вязкая. И что же?

                                         Хороший тепло-и электропроводник

                                         Об этом знает каждый ученик.

                                         Не замечаю я разбавленных кислот,

                                         Зато предпочитаю кислород.

                                         При нагревании я с ним даю оксид,

                                         Который окисляет альдегид.

Железо: (слайд 25, 26): По виду я на платину похоже,

                                              Без примесей устойчивое тоже

                                              К коррозии и действию кислот.

                                              Но с примесью совсем наоборот!

                                              Ничтожна примесь, но коварна, зла,

                                              И сразу ржавчина по телу поползла,

                                              Коррозии зловещей ржавый след

                                              Меня преследует повсюду много лет.

Алюминий(слайды 27, 28, 29, 30,31, 32,33):

                                              Алюминий всем знаком!  

                                          Нам исправно служит он,

                                          Втрое он полегче стали,

                                          Прочен в сплавах, и притом

                                          Смело входит в каждый дом:

                                          Провода висят у вас? Это раз!

                                          Если есть сковорода-это два!

                                          Самолет и теплоход,

                                          Трактор или вездеход-

                                         Для любых таких конструкции

                                         Алюминий подойдет!

Учитель: В автомобилестроении на каждую легковую машину серийной модели приходится в среднем 50 кг. алюминия.

Магний (слайд 34):

                                       Я -магний, легкий серебристый

                                       Сгораю даже очень быстро,

                                       Сверкая вспышкою огня.

                                      (Фотограф раньше знал меня)

                                       Люблю я серу, хлор, азот.

                                       Люблю я также водород.

                                       Других оксидов не боюсь,

                                       К воде- спокойней отношусь.

Учитель: В автомобиле спортивные сиденья со спинками из магния(слайд 35). Чистый магний не используют в качестве конструкционного материала, т.к. его прочностные свойства невысоки. Mагний образует сплавы со многими металлами, например Mg-Al-Zn. Использование магниевых сплавов в производстве автомобиля открывает широкие возможности для уменьшения его массы, не снижая при этом прочности, жесткости и гибкости конструкции. Прямое следствие снижение веса автомобиля- это уменьшение расхода топлива. Именно такое положение и определяет повышенный интерес к использованию магниевых сплавов для изготовления деталей и узлов автомоби-

лей.

Ведущий: Парад металлов, как парад планет.

                    Нет главных и второстепенных нет.

                    Металлы разные по-своему важны

                    И в жизни человека все важны!

Учитель: А теперь давайте вспомним по предмету «Устрой-во автомобиля»:

  1. В каких деталях приборов автомобиля присутствует медь? (слайд36)

Ученик: В обмотке генератора переменного тока(слайд 37); в обмотках статора и ротора (слайд 38); в обмотке якоря стартера и в обмотке тягового реле стартера (слайд 39).

Учитель:

  1. Какие детали автомобилей изготавливают из алюминиевых сплавов? (слайд40)

Ученик: Блок цилиндра автомобиля Москвич 2140 (слайд41); картер механизма сцепления (слайд 42); головка блока автомобиля Москвич 2140 (слайд 43); силовой агрегат, состоящий из двигателя, механизма сцепления и коробки передач (слайд44); двигатель и сцепление (слайд 45); сцепление и коробка передач (слайд46); раздаточная коробка  ВАЗ 2121 (слайд 47).

Учитель:  

3)Какие детали автомобилей изготавливают из черных металлов? (слайд 48)

Ученик: Балку переднего моста автомобиля Москвич 2140 (слайд 49); балку заднего ведущего моста (слайд 50); коробку передач ЗИЛ-130 (слайд 51); балку заднего моста ВАЗ 2110 (слайд 52); балку заднего моста ВАЗ 2106 (слайд53); раздаточную коробку автомобиля ЗИЛ-131 (слайд 54).

Учитель:

4)Какой цветной металл применяют для изготовления кислотного аккумулятора? (слайд 55).

Ученик: Свинец (слайд 56)

Ведущий: Ребята! Срочное сообщение! В химической лаборато-      рии нужна ваша помощь. Там перепутали соли железа со степе- нью окисления железа +2 и +3. Нам придется свернуть на стан- цию «Экспериментальная» (слайд 57).

Профессор: В одинаковых пробирках

                       Одинаково в нутрии

                       Разобраться помогите

                       Где +2, а где +3?

Давайте вспомним, какие качественные реакции существуют на ионы Fe+2 и  Fe+3?

Ученик: Качественная реакция на ион Fe+2- реакция с красной кровяной солью K3(Fe (CN)6), в рез-те которой образуется темно-синий осадок гексацианоферрата железа (2)- калия( «турнбуле-

вая синь»):

Fe Cl2 + K3(Fe (CN)6)=K Fe (Fe(CN)6)  + 2KCl (слайд 58)

Ученик: Качественные реакции на ионы Fe+3      (слайд 59):

  1. Качественная реакция на ион Fe+3  -реакция со щелочью. Если в р-ре есть ионы железа(3), то образуется гидроксид железа(3) Fe(OH)3. Основание не растворимо в воде и бурого цвета. Бурый осадок указывает на присутствие в исходном р-ре ионов железа(3):

FeCl3 + 3NaOH= Fe(OH)3 + 3NaCl  

  1. Качественная реакция на ион Fe+3 –реакция с желтой    кровяной солью. Желтая кровяная соль- это гексацианоферрат калия K4(Fe(CN)6). Если к порции р-ра хлорида железа FeCl3 прилить р-р желтой кровяной соли, то образуется синий осадок берлинской лазури, которая показывает на присутствие в растворе ионов  трехвалентного железа:

FeCl3 + K4 (Fe(CN)6) = KFe(Fe(CN)6)+3KCl          

  1. Качественная реакция на ион Fe+3–реакция с роданидом калия. При добавлении к хлориду железа(3) FeCl3 роданида калия KCNS     образуется вещество красного цвета. Это роданид железа(3):

FeCl3 + 3KCNS=Fe(CNS)3 + 3KCl             

Профессор: Чем же отличаются качественные реакции на ион Fe(2) и ион Fe(3)?

Ученик: Качественная реакция на ион железа (2) идет с образованием темно-синего осадка, а качественная реакция на ионFe(3) идет с образованием синего осадка берлинской лазури. Значит в пробирке №1 находится хлорид железа(2) FeCl2  , а в пробирке №2 –хлорид железа(3) FeCl3.

Ведущий: Следующая станция «Литературная» (слайд60)

Учитель: Ребята, какие крылатые выражения встречаются в следующем стихотворение (слайд 61).

Называем в честь металлов

Иногда на перебой

Если нервы, то стальные

А характер- золотой.

Золотой у солнца лучик,

Снег- скопленье серебра,

Из свинцовой мрачной тучи

Дождик льет, как из ведра

А у рыжих- медный волос

Или просто медный блеск.

Золотой пленяет голос,

Золотой проходит век

Золотая лихорадка

Губит душу у людей

Видно, кто к богатству падкий,

Кто простак, а кто злодей

Ученик: «Стальные нервы»(т.е.крепкие), «золотой характер» (т.е. покладистый), «золотой век» (век развития), «золотая лихорад- ка (тяга к золоту), «золотой голос» (сильный, красивый,).

Ведущий: Завершая наш маршрут

                    Снова оказались тут!

                    Помечтали, поиграли,

                    Повторили все, что знали,

                     Что-то новое узнали.

Учитель: Ребята, к концу подходит наше путешествие. Итак, что мы повторили о металлах?

Ученик: Положение металлов в периодической системе химических элементов, физические и химические свойства металлов, их применение, коррозию, качественные реакции на ионы  Fe+2 и Fe+3.

Учитель: А теперь давайте подведем итоги: назовите основные признаки металлов.

Ученик: 1)Металлический блеск, пластичность, электро- и теплопроводимость.

2)Металлы имеют важное значение в жизни человека .

3)Недостатком металлов является то, что они подвергаются коррозии, т.е. разрушению под влиянием окружающей среды.

Учитель:  Каждому ряду задание: создайте рекламу любому металлу, используя шаблон(слайд 62):

1 ряд: Я ___________ (металл)

            Я самый ______________(какой?)

            Поэтому ____________________________________________.

2 ряд: Я ___________(металл)

Я самая______________ (какая?)

Поэтому __________________________________________________.

Учитель: Молодцы, оба ряда справились с заданием.

К следующему занятию кружка подготовить творческую работу на тему: «Металлы в моей профессии». Всем спасибо, все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Волшебный металл»

Кружок «Волшебный металл» комплектуется из учащихся 8-9 классов, проявивших интерес к предмету, относящихся к работе творчески....

Занятие по химии "Металлы и неметаллы"

Тип урока: обобщения и закрепления изученного материала Цель: Создать условия для обобщения и закрепления изученного материала в ходе выполнения творческих заданий и решения проблемных задач обуч...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ  Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...

Теоретический материал для проведения занятия по теме: Металлы

Изучение особенности элементов металлов, образованных ими простых веществ и соединений. Общие химические свойства и применение металлов и их сплавов. Получение металлов. Способы защиты от коррозии....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"

Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...