Чары сопилки.
классный час (9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Сценарий вечера О П. И. Чайковском и А. С. Пушкине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chary_sopilki_razrabotka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет П.И.Чайковского и А.С Пушкина.

Чары сопилки

Сценарий вечера «П.И.Чайковский и А.С.Пушкин»

В.А.Сухомлинский: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца». 

Цель:

Формирование:

 • духовно-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

 • духовно-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

 • духовно-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

 • духовно-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Задачи: формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Действующие лица:

Ведущие (девушки сначала в украинских костюмах, потом – в классических «пушкинских»; юноши – в строгих костюмах)

П.И.Чайковский

А.С.Пушкин

И.Д.Якушкин, Ф.Н. Глинка, декабристы

Музыканты – племянники Чайковского

Продавцы, купцы, музыканты, девушки-певуньи, казак Петрусь

Мальчик с сопилкой

На сцене слева – окно, возле него стол – рабочее место Чайковского. За окном – украинский пейзаж. Справа  маленький круглый столик и мягкая мебель – гостиная  в доме Давыдовых. Висят портреты П.И.Чайковского и А.С.Пушкина.

Звучит 1 часть 1 Концерта для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского.

1-й ведущий. «Смерть не есть смерть, если память живет среди живых». Петр Ильич Чайковский.

2-й ведущий.

И долго буду тем  любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость падшим призывал.

Александр Сергеевич Пушкин.

1-я ведущая. Они оба принадлежали России и всему миру. Но на то короткое время, о котором мы будем сегодня говорить, их объединила Украина.

2-я ведущая. Это было в Каменке, на Черкащине…

1-й ведущий. В доме до сих пор есть гостиная Пушкина и рабочий стол Чайковского.

2-й ведущий. Когда-то здесь звучала музыка, рождались искрометные экспромты, провозглашались здравницы  в честь Свободы…

1-я ведущая. Сегодня тут тихо. Но, как некогда, катит свои воды речка Тясмин, шелестит у дома старый клен. И соловьи, свидетели истории, вновь заливаются звонкими голосами.

2-я ведущая. Послушаем их. Вдруг они принесут в своих песнях рассказ о двух сынах России, которые сумели увидеть и понять Украину, чтобы восславить ее в веках.

Звучит 1 Концерт для фортепьяно с оркестром. Музыка постепенно стихает, на сцене – ярмарка.

1-й. Чого тильки нема на тому ярмарку: колеса, скло, дьготь, тютюн, цибуля – так, щоб хоч би в кишине було рублев тридцать, то й доти б не закупив усього на ярмарку.

2-й. Хлтби! Свижи! Щойно з печи!

Мальчик с сопилкой. Купайте сопилку! (Обращается к рядом стоящему господину). Пане, купить у мене сопилку. Оце послухайте, яка дзвинка!

Наигрывает песню «Журавль». Все притихли – слушают музыку. Господин (это Чайковский) что-то записывает в книжке. Кончилась песня. Зашумела ярмарка.

Звучит музыка. Ярмарка уходит. Чайковский остается один.

Чайковский. Нет, нет, Украина для меня была целым открытием. Я жил в доме, овеянном легендами. Вокруг эти песни.

Подходит к фортепьяно, наигрывает веснянку.

Какое сокровище! А вот это….  Наигрывает «Журавля». Да вот и эта сопилка. Словно мальчик передал мне свою песню.

Подносит к губам сопилку, словно собираясь поиграть на ней. Начинает звучать фрагмент 1 Концерта (финал, где использована услышанная на ярмарке мелодия).

Действительно, волшебная дудочка. Словно вливается в мою музыку свежая струя. Мне кажется, что старый дом начинает оживать! Здесь, в Каменке, проходил тайный съезд членов Южного общества. И здесь был Пушкин!

Чайковский уходит. Гостиная наполняется народом.

Пушкин. Уже более полугода я вижу не одну лишь Мойку и невский с адмиралтейским шпилем вдалеке…. Передо мной – Россия!

1-декабрист. Для тебя там, в Петербурге, империю заслонял император. Какой ты видишь страну теперь, Пушкин?

Пушкин. Необъятной!

2-й декабрист. Огромнее России ничего нет в мире!

Пушкин. Многоязыкая, она пленяет мое сердце!

1-декабрист. Знакомьтесь, господа! Якушкин!

Якушкин. Якушкин.

Пушкин. Простите, но я Пушкин.

1-й декабрист. Тот, который музыкантов не продал?

2-декабрист. Ты, Пушкин, слышал эту историю?

3-й декабрист. Да, славная вышла штука!

Пушкин. Расскажите!

Глинка. Я знал, что Якушкин небогат. И что от отца у него остались из крепостных два музыканта.

2-декабрист. И замечательные оба таланта.

1-й декабрист. Вот их-то и приторговывал богатый сосед, граф Каменский.

2-й декабрист. Он давал за каждого по две тысячи. А Якушкин ему ответил: «Я людьми не торгую!». И тут же, при нем, выдал обоим вольную.

Выходит Чайковский.

Чайковский. Мне казалось, что именно о них, об этих крепостных музыкантах я думал, когда сочинял свою скрипичную пьесу «Мелодия». У меня не шла из головы эта услышанная в Украине история!

Чайковский уходит. Звучит «Мелодия».

Пушкин.

Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Глинка.

О,  Пушкин, Пушкин! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных,

Тебя младенцем возлюбя,

Лелеял, баял в  колыбели?

Якушкин.

Судьбы и времени седого

Не бойся, молодой певец!

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертен гений!

Пушкин и декабристы уходят.

На сцену выходит Чайковский. Племянники и племянницы Чайковского, дети его сестры Анны Ильиничны.

1-й. Дядюшка Петр Ильич!

2-й. Дядюшка Петр Ильич, спасите!

3-й. Наш учитель музыки нас совсем замучил.

4-й. Вы только послушайте, что он нас заставляет играть!

Кто на фортепьяно, кто на скрипке, кто на трубе, кто на гитаре, они играют «чижик-пыжик».

5-й. Снимите нас с занятий. Мы будем ходить в лес, собирать ягоду, варить варенье.

6-й. Вязать носки. Или шить носовые платочки!

Чайковский. Конечно, в лес. А потом мы что-нибудь придумаем.

Ведущий. И все вместе ехали в лес, искали грибы, гоняли белок, ловили бабочек. А на следующий день все дружно являлись к Чайковскому, где их ждал музыкальный сюрприз.

Звучит Неаполитанская музыка.

Чайковский. А теперь всех вас ждет новая задача. Известно, как много в Каменке мест, связанных с именем Александра Сергеевича Пушкина.

Какие вы знаете произведения великого поэта? (вопрос может быть адресован залу)

Участники читают первые строки известных произведений.

Чайковский. Отлично, а сейчас следом за Пушкиным мы тоже будем сочинять сказку.

4-й. Про море и волка?

Чайковский. Нет.

5-й. Значит, про лягушку?

Чайковский. Нет, про принцессу. Злой колдун превратил ее в лебедя и спрятал на озере. Только по ночам она и ее подруги сбрасывают с себя лебединое оперение и опять становятся девушками. Кто хочет быть лебедем?

Дети. Я!Я!Я!

Чайковский. Итак, танец маленьких лебедей.

Звучит музыка из балета «Лебединое озеро». Дети танцуют, а потом уходят.

Появляются ведущие.

1-й. В Каменке, казалось, навсегда переплелись  судьбы Пушкина и Чайковского.

2-й. А Украина, с ее волшебной сопилкой, от которой краски и мелодии народных песен переплавлялись в чудесную музыку, дышала вокруг росистыми утрами, крылатыми ветряками, грозной историей.

1-й. По тихим водам Тясмина когда-то устремляли свой бег боевые члены запорожцев. Они неслись навстречу сече – на битву с турецким ханом.

2-й. Чайковский будто видел картины грозного боя. И вновь обращался к Пушкину.

1-й. А Пушкин словно и не покидал его. Он всегда был рядом. И жил Чайковский в том же «зеленом домике» с мезонином, где когда-то жил поэт. 2-й. В саду был грот, где (по преданиям) Пушкин замыслил своего Онегина. Стихи Пушкина свободно ложились в музыку.

Выходят девушки-ведущие в платьях пушкинской поры. Они теперь – Татьяна и Ольга. Звучит музыка из оперы «Евгений Онегин».

1-я. Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца  своей печали?

Слыхали ль вы?

2-я. Вздохнули ль вы, внимая, тихий глас

Певца любви, певца своей печали?

Когда в лесах вы юношу видали?

Вздохнули ль вы?

1-й ведущий. И опять Чайковский ехал в Украину. Ехал в состоянии особого возбуждения. Позади было много плохого. Неудачная попытка создать семью, душевный дискомфорт, угрожавший творчеству. Был и успех: блестящая премьера оперы «Евгений Онегин», одна за другой прозвучали симфонии, созданные в Украине. Но душу не покидала грусть. Хотелось скорее оказаться наедине с Пушкиным. И, как это было уже не раз, собственная мелодия, превратившая стихи Пушкина в музыку, настойчиво шла рядом.

Звучит ария Ленского перед дуэлью из оперы «Евгений Онегин».

2-й. В Киеве Петр Ильич долго стоял возле могил Искры и Кочубея в Лавре.

Он пришел помолиться, отдохнуть душою в святых местах.

1-й. Но вместо тишины в душу вновь проникало беспокойство. Ему уже мерещились ужасные орудия казни, звон мечей, борьба и коварство, предательство и любовь….

2-й. Пушкин – не тот радостный, дерзкий, лукавый, каким он был в Каменке, а Пушкин-историк Украины с ее светлыми, радостными и темными трагическими страницами, каким он был во время создания поэмы «Полтава», теперь был с ним.

Ведущие уходят. Звучит музыка. Выходит чтец.

Украйна глухо волновалась

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны…

Чтец уходит. На сцене Чайковский. Звучит ариозо Мазепы «О, Мария, Мария».

Чайковский. Оперу «Мазепа» по поэме Пушкина «Полтава» я начал создавать именно с этой сцены – признания в любви старого гетмана Мазепы юной дочери Кочубея. Потому что вся история не стоила ничего перед лицом любви. Мне казалось, что я знал и самого Мазепу, и красавицу Марию. И с Пушкиным обсуждал его поэму. А однажды даже поспорил с ним…. О чем? О временах года.

Появляется Пушкин.

Пушкин.

Меж нами…

Все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,  

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Чайковский.

Я знаю, Пушкин, вы любите осень.

Пушкин.

Из годовых времен

Я рад лишь ей одной.

В ней много доброго

Любовник нетщеславный,

Я нечто в ней нашел

Мечтою своенравной.

Чайковский.

Я знаю это. И потому в цикле «Времена года» написал для вас «Осень» - «Ноябрь».

Звучит музыка.

Чайковский.

Вы любите осень, а я – весну. Ведь весна – это расцвет. И что может быть прекраснее снежно-белого подснежника или моего любимого цветка – ландыша.

Звучит «Подснежник» - «Апрель» из цикла «Времена года».

Чайковский.

Никогда бы не рискнул признаться в том, что я даже написал о ландыше стихи:

В чем тайна чар твоих?

Не знаю. Но меня твое благоуханье

Как винная струя и греет, и пьянит.

Как музыка оно стесняет мне дыханье

И как огонь любви питает жар ланит,

И счастлив я, пока цветешь ты,

Ландыш скромный.

Пушкин.

Ну что ж, стихи и музыка так близки друг другу. Слова уложились  в форму стиха и уже перестали быть просто словами.

Чайковский. Браво, Пушкин! Как жаль, что мы с вами все же не встречались. Мне бы  так хотелось знать ваше мнение о моем «Онегине» - обо всем, что дала мне и вам Украина.

Пушкин. Но мы оба слышали звук бегущей волны звонко-струйной речки Тясмин. Над нашим оком в «зеленом домике» шептали свои тайны листья старого клена.

Чайковский.

Когда-то мальчик на ярмарке в Каменке подарил мне сопилку. Она принесла мне счастье.

Пушкин.

Пусть теперь несет счастье всем.

Звучит финал 1 Концерта для фортепьяно с оркестром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класстан тыш чара.Юл йөрү кагыйдәләре.

     “ Исән-имин йөрим дисәң        Бел син юл кагыйдәсен”!...

Сыйыфтан тыш чара "Кеше- җирнең гүзәл чәчәге"

Чараны үткәрергә ярдәмлек, рус төркеме белән әзерләнгән тамаша. Актлар залында үткәрергә каралган бәйрәм....

Сыйныфтан тыш чара.

Сыйныфтан тыш чара. "Р.Фәхретдин сабаклары"....

Географиядән дәрестән тыш чара эшкәртмәсе. "Күп белергә теләсәң"

Әлеге кичә  эшкәртмәсе 6-7 нче сыйныф укучылары өчен төзелде....

Ике шагыйрь-ике йолдыз (Сыйныфтан тыш чара)

Г.Тукай һәм А. С.Пушкин иҗатларына нигезләнгән әдәби-музыкаль кичә. Чара хезмәттәшем Бламыкова Илфира Робертовна белән берлектә оештырылды.Кичәдә өлкән сыйныф укучылары катнашты....

Сыйныфтан тыш чара. Нәүрүз - түрдән уз. Сыйныфтан тыш чара.

Нәүрүз көн белән төн тигезләшкән чорга – 21–22 мартка туры килә. Көнчыгыш календаре буенча әлеге төбәкләрдә язны каршылау язгы чәчү эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәменнән ...