Роль дидактической игры в воспитании и обучении учащихся с ограниченными возможностями
статья (10 класс) по теме

Ольшевская Елена Николаевна

В статье представлен опыт работы воспитателя продленного дня в классе "Особый ребенок" по использоваию дидактических игр в разных видах деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль дидактической игры в обучении  и воспитании учащихся с ограниченными     возможностями здоровья»

ВОСПИТАТЕЛЬ: ОЛЬШЕВСКАЯ Е.Н.

Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями являются дидактические игры. Игра способствует  созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Использование дидактических игр делает обучение более интересным. Задача воспитателя заключается в том, чтобы учитывая значение игры, найти надлежащие место на занятиях и во внеклассной работе  в группе продлённого дня. Дидактическая игра широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу, способствует всестороннему развитию детей. Использование дидактических способствует развитию ощущений и восприятий, внимание, памяти, наблюдательности, помогают развитию чёткой и выразительной речи. Дидактическая игра носит познавательный характер.  При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д.

В этих играх дети систематизируют и закрепляют знания о различных предметов, их значении, о связях между ними, о пространственных, временных и числовых отношений. Учащиеся усваивают общие понятия, овладевают точными словесными обозначениями. В дидактических играх перед детьми ставятся преимущественно узкие определённые задачи умственного порядка. Используя дидактические игры, воспитатель может заранее их продумать, отобрать игру в соответствии с воспитательно – образовательными задачами, спланировать её. Слово в дидактической игре имеет исключительное значение в осознании ребёнком дидактической задачи, усвоение знаний, умений и навыков. Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс обучения более лёгким, интересным, занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудности в усвоении учебного материала.

Игры не только могут существовать рядом с серьезным обучением, но что игры и их элементы воспитатель должен систематически использовать в обучении детей чередуя лёгкие с более трудными.

     Разнообразные игровые действия при помощи, которых решается та или иная умственная задача поддерживают и усиливают интерес к учебному материалу,  к познанению ими окружающего мира.  

      Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов для повышения эффективности учебного процесса. Приёмы зрительной, слуховой, двигательный, наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.  Дидактические игры и занимательные упражнения способствует формированию одного из простейших качеств человеческого ума – его подвижность, гибкость.  Значительная часть игр позволяет ребёнку сделать то или иное обобщение, осознать правила, повторить полученные знания в единстве, системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного на занятиях материала. Хорошо руководит дидактической игрой тот воспитатель, который не только освоил специфику игры, но и сам умеет играть, испытывая при этом удовольствие. Для проведения дидактических игр и занимательных упражнений нужны различные материалы и пособия. Словесные дидактические игры не требуют никаких наглядных материалов. При проведении игр воспитатель опирается на знания уже накопленные детьми. Назначение таких игр это систематизация детского жизненного опыта, свободного оперирование, повторение пройденного материала.

     Я очень часто использую дидактические игры и занимательные упражнения во всех видах деятельности.

    На занятиях по изобразительной деятельности использую такие игры: «Подбери чашку к блюдцу» (закрепить названия цветов), «Куда ползёт божья коровка?» (ориентировка в пространстве), «Чудесный мешочек» (называть и узнавать  геометрические фигуры), «Помоги художнику собрать палитру» (закрепить знания цветов).

      По ознакомлению с окружающим миром и развитию речи использую следующие игры «Кто в домике живёт?» (закрепить понятие где живут дикие животные), «Что нам осень подарила?» ( обобщение понятий классификаций овощи и фрукты), «С какого дерева листок» (различать и называть деревья), «Скажи наоборот» ( игра на сравнение, подбор антонимов).

    Упражнения занимательного характера: «Из чего компот, какое варенье» (подбор прилагательных), «Помоги Незнайки дополнить предложения предлогами» (учить подбирать предлоги в предложение). По математическим представлениям: «Что спрятано в мешочке?» (узнавать и называть цифры, геометрические фигуры), «Подбери нужную карточку» (закрепление счёта), «Раскрась самую широкую, длинную полоску» (сравнение предметов по ширине и длине).

    На занятиях по ОБЖ можно использовать такие игры: «Мой друг светофорик» (закрепить правила дорожного движения), «Огонь добрый и злой» (закрепить знание о пользе, правила пользования огнём), «Что в баню возьмём?» (закрепить правила и предметы гигиены).

         Одно из задач трудового воспитания у учащихся является представления о труде взрослых: профессии, орудия труда, отношение в процессе труда. Учитывая особенности развитие внимания и объёма памяти у детей с особенностями развития, одним из эффективных способов решения поставленной задачи так же являются дидактические игры.

     На занятиях по СБО можно использовать следующие игры: «Гости на пороге» (учить накрывать на стол, закрепить названия предметов посуды), «Доскажи словечко» (закрепить знания об обязанностях по дому), «Что для чего?» (закрепить знания о бытовой технике, способов применения), «Кто чем занимается?» (закрепить знания о профессиях, орудиях труда), «Опиши предмет» (умение характеризовать предмет по нескольким признакам), занимательное упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (закрепить знания о том какие предметы нужны для переработки грибов, ягод).

        Дидактические игры и занимательные упражнения помогают сделать занятие более интересным и познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Рабочая программа коррекционного-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Удивительное путешествие"

Занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, раз...

Рабочая программа воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Кевбриной А. А. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями»

Рабочая программа воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»Кевбриной А. А.«Воспитание  и  обучение  детей  с  ограниченными  возможностями»...

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...

Статья на тему «Роль дидактических игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-историче...