ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ
статья по теме
Данная статья посвящена вопросам воспитания и формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования взрослых не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ
Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования взрослых не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.
Наша школа, МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р. Алексеева г. Нижнего Новгорода, активно участвует в инновационных процессах в образовании и является экспериментальной площадкой по взаимодействию семьи и школы в рамках введения ФГОС.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. В образовательном учреждении разработана и реализуется воспитательная система «Дорогою добра». Задача педагога – помочь ребенку сделать правильный выбор – выбрать дорогу Добра. А для этого мы предлагаем учащимся начать с «тропы истоков», пройти «тропой здоровья и законопослушания», выйти на «тропу интеллекта и творчества».
В связи с поставленными задачами был спроектирован и реализован цикл дистанционных семейных образовательных проектов, имеющих стратегическую цель: создание условий для развития социальных качеств личности школьников через механизм и средства социально-педагогического проектирования и процессы социального воспитания и образования, ориентированных на формирование социальной компетентности. Одновременно решалась задача создания условий для профессионального развития и роста педагогического коллектива школы.
Один из первых проектов - «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий». Выбор темы проекта не случаен. Эпидемия ВИЧ/СПИД является угрозой стабильности развития современного общества. Изучение факторов, способствующих заражению ВИЧ-инфекцией, позволило констатировать, что, заражение обусловлено рискованным сексуальным поведением молодёжи, употреблением ПАВ, недостаточной информированностью о ВИЧ-инфекции. Снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет семейного просвещения людей с целью изменения их поведения. Превентивное обучение в области ВИЧ/СПИД позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения. Проект рассчитан на участие детей двух возрастных периодов: 1-6 и 7-11 классов. Содержание и информация школьных мероприятий, а также справочная информация, размещенная на школьном сайте, рассматривается как база для развития способностей учащихся. Развитие психики ребенка идет в контексте двух типов отношений: «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый». «Общественный взрослый», в данном проекте это родитель, является носителем и транслятором выработанных в нашем обществе норм и ценностей, способов поведения. Проект имеет социальную направленность. Приобщаясь к культуре своего общества, ребенок начинает выступать активным субъектом деятельности. В младшем школьном возрасте (8—12 лет) ведущая деятельность — учебная, поэтому все задания для этого возрастного периода составлены с учётом этой особенности. А.В. Запорожец отмечал, что все психические процессы - это разновидности ориентировочных. Например, мыслительная деятельность – это ориентировка в связях и отношениях. Поэтому задания сформулированы в оргдеятельностном ключе, предлагающем подумать, обсудить, принять решение и действовать. В свою очередь П.Я. Гальперин занимался проблемой внутренней умственной деятельности. По его мнению, любое действие состоит из ориентировки, исполнения и контроля, из них ориентировка является самым важным компонентом. Ведь если ориентировка задана, то это позволяет выполнить действие сразу и правильно. По этой причине в проект включены учащиеся начальной школы. Важнейшим этапом в усвоении деятельности является процесс интериоризации, который позволяет в итоге выполнять определенную деятельность на уровне автоматизма. Ведь данная тематика для учащихся старших классов не нова, но в контексте данного проекта это означает мотивированное ответственное поведение, направленное на формирование здорового образа жизни, снижающее вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, психотропных веществ. Любая деятельность подразумевает наличие двух сторон – мотивационной и операционной, которые развиваются неравномерно. Д.Б. Эльконин предполагал, что в пубертатном периоде у ребенка формируется мотивационная составляющая деятельности. В младшем школьном возрасте и юности формируется операционный аспект этой деятельности. То есть эти типы деятельности чередуются в течение прохождения ребенком стадий развития, Следовательно, необходимо сменить саму деятельность, чтобы отстающий аспект достиг нужного уровня развития. Смена деятельности – это переход на интерактивные формы обучения, дифференциация заданий по возрастному принципу. Для того, чтобы привлечь внимание ребёнка, мы пришли на его «территорию» - в интерактивные игры и неформальную интерпретацию проблем общества сегодняшнего дня его же сверстниками, одновременно предоставив возможность пообщаться с родителями, ведь они так заняты на работе. При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность, что совпадает с концептуальными основами программы сотрудничества школы и семьи «Мы вместе».
Благодаря работе по повышению уровня развития информационной компетентности в области формирования здорового образа жизни и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, психотропных веществ, успешному сотрудничеству с учениками и реализации деятельностного подхода в обучении выявлен рост качества знаний по вышеозначенной теме.
Рис. 1. Рост качества знаний по основным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции
Определены основные задачи на последующий период – согласовать цели, задачи и способы совместной деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей, развивать формы сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе совершенствование детстко-взрослых креативных сообществ.
Список литературы
- Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М., 2007.
- Носко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 131 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.
При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...
Проект: Организация взаимодействия семьи и школы, через создание семейного клуба "Дом"
В нашей школе особенно остро стоит вопрос семейного воспитания детей, это обусловлено тем фактом, что подавляющее большинство семей, о чем свидетельствует наша практика, как раз являются н...
Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания
Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...
Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС
Отчёт о работе творческой группы "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....
выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...
«Актуальность организации взаимодействия семьи и школы». (доклад) (форма 14)
laquo;Актуальность организации взаимодействия семьи и школы»....