Внеклассное мероприятие по математике «Поле чудес».
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Васильева Ольга Александровна

Данное мероприятие проводится в 7 классе во время недели математики и нацелено на развитие познавательного интереса обучающихся к предмету «математика». Этой цели служат различные формы интеллектуальных игр, в том числе и хорошо знакомое детям “Поле чудес”. Игровые приёмы способствуют повышению мотивации к изучению математики, создают доброжелательную атмосферу. Применение технологий: ИКТ с применением программы PowerPoint. Мероприятие рассчитано на 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Предисловие ……………………………………………………….. 2
  2. Внеклассное мероприятие по математике «Поле чудес». ………..3
  1. Цели мероприятия  и оборудование..………………………..3
  2. Ход игры…………….…………………………………………3
  3. Подведение итогов, награждение участников………………9
  1. Список литературы………………………………………………..10
  2. Приложение: презентация к внеклассному мероприятию (в электронном виде)

  1. Предисловие

Данное мероприятие  проводится в 7 классе во время проведения школьного фестиваля естественно-математических наук   и нацелено на  развитие познавательного интереса обучающихся к предмету «математика».  Этой цели служат различные формы интеллектуальных игр, в том числе и хорошо знакомое детям “Поле чудес”. Игровые приёмы способствуют повышению мотивации к изучению математики, создают доброжелательную атмосферу. 

 Применение технологий: ИКТ с применением  программы PowerPoint.  

Мероприятие  проводится в классах с обучающимися любого уровня подготовки и рассчитано на 45 минут.

II. Внеклассное мероприятие по математике «Поле чудес».

Тема: История возникновения и развития математики.

Цель:

1. Обобщить начальные сведения из истории математики, связанные с   программным  материалом; 

2. Развивать мышление, память, внимание, наблюдательность;

3. Воспитывать познавательный интерес учащихся к математике.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор,  презентация PowerPoint,  игровой барабан, таблички с буквами алфавита, жетоны с цифрами 1,2,3, дипломы для награждения игроков. 

Ход игры

Игру проводят ученики 11 класса

                 

  1. Выбор участников игры. На доске записаны два уравнения

 4,7у – (2,5у + 12,4) = 1,9 (у = 6,5)

3,5х – (2,3х – 3,8) = 4,28 (х = 0,4) ,

первые 9 человек, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре.                      

                     

  1.  Из 9 участников определяется первая «тройка». Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:

1) Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое “открытие” в секрете. Почему? (Такой дроби нет.)

2) Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли у него ответ? (Нет.)

3) Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найти эти числа.   (1, 2, 3)

                       

По результатам ответов определяется первая «тройка» игроков.

Задание 1. Фламандский инженер и ученый в середине XVI века «заново» изобрел десятичные дроби. Назовите его фамилию.

                       

 На доске зашифровано слово «Стевин». Буквы помогает открывать помощник учителя.

       Историческая справка. СТЕВИН Симон (1548 — 1620). Голландский математик, механик и инженер. Родился в г.  Брюгге. В 1583 году поступил в Лейденский университет и там  начал заниматься научной деятельностью. В математике ввел десятичные дроби (предложенные Бонфисом), отрицательные корни уравнений, вывел признак нахождения корня уравнения в заданном интервале и развил приближенный метод его определения.
        Опубликовал трактаты по математике и ее приложениям, в частности по счетоводству и фортификации. Организовал в 1600году в Лейденской инженерной школе преподавание математики на фламандском языке.

                 

                                       

  1. Вторая «тройка» определяется жеребьевкой: оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1,2,3, включаются во вторую «тройку».

                       

Задание 2. Кто изложил в России в 1703г. в учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная» учение о десятичных дробях?

На доске зашифровано слово «Магницкий».

                       

          Историческая справка. Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). Он происходил из тверских крестьян и, по-видимому, обучался в Славяно-греко-латинской академии. Надгробная надпись на могиле Магницкого, сделанная его сыном, рассказывает, что «Петр 1 многократно беседовал с ним о математических науках и был так восхищен его глубокими познаниями, что называл его магнитом и приказал писаться Магницким». «Какое он имел прозвище до этого, то даже близким его неизвестно»,-читаем мы в раннем его жизнеописании. Магницкий был самоучкой и изучал науки по книгам, которые покупал в лавочках, размещавшихся в то время около Спасских ворот Кремля.

В 1703 году Магницкий опубликовал громадную книгу под длинным названием: «Арифметика, сиречь наука числительная…» В течении полустолетия она с честью выполняла свою роль, став пособием для всех русских людей, которые стремились к математическому образованию.

Магницкий до своей смерти состоял учителем Навигацкой школы. Литературная деятельность Магницкого не ограничивалась его «Арифметикой». Вместе с английскими коллегами он издавал математические таблицы, а в 1722 году издал мореходный справочник.

                   

  1. Третью «тройку» составляют последние 3 ученика из 9.

Задание 3. Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673г. Немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем?

На доске зашифровано слово «арифмометр».

           

Историческая справка. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Он был философом и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем.

В 1700 г. организует академию в Берлине. Рекомендует Петру 1 организовать академию в России. При организации Петербургской Академии наук в 1725 г. пользовались планами Лейбница.

Он создает новый тип арифмометра, который не только складывает и вычитает числа, но и умножает, делит, возводит в степень и извлекает квадратные и кубические корни, решает трудные геометрические задачи. Вводит понятие определителя и закладывает основы теории определителей.

Именно Лейбниц предложил несколько математических знаков, например = (равенство), ∙ (умножение).

Смысл своей жизни Лейбниц видел в познании природы, в создании идей, помогающих раскрыть ее законы.

             

Финальная игра.

Играют победители в «тройках».

Задание.  Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»?

На доске зашифровано слово «землемерие».

                 

Суперигра.

Вопрос. Как называется наука об измерении земли?

На доске зашифровано слово «геодезия».

         

По итогам игры происходит награждение участников финальной игры и победителя дипломами.          

                                                                   

III.Список литературы:

  1. Предметные недели в школе, Математика. / Сост.  Л.В.Гончарова . - Волгоград  : Учитель, 2002 . – 85 с.
  2. Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А.П.Савин .-М.: Педагогика, 1989. -352 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Поле чудес"

Данный материал можно использовать при проведении недели математики в школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Поле чудес"

Мероприятие разработано для учащихся 9 классов, но его можно провести и для 7 - 8 классов. Цель мероприятия: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний  воспитание ...

Внеклассное мероприятие по математике. Поле-чудес "Женщины-математики"

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по математике и информатике. Мероприятие проводится в виде одноименной игры поле-чудес. Ресурс содержит конспект урока и презентацию....

Внеклассное мероприятие по математике "Поле чудес"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Поле чудес", сопровождается красочной мультимедийной презентацией....

Внеклассное мероприятие по математике: «Поле чудес».

Тема: «Всё о математике – учёные, открытия, понятия – по программе и далеко за её пределами». Цели: Развить сообразительность, интерес к естественным наукам. Выяснить находчивость ребят, смекалку. Вы...

Внеклассное мероприятие по математике "Поле чудес"

Внеклассные мероприятия по предмету....

Внеклассное мероприятие по математике "Поле Чудес"

Внеклассное мероприятие по математике "Поле Чудес"  проводится как итог предметной недели. В ходе внеклассного мероприятия учащиеся знакомятся с интересными фактами в математике. Данный материал ...