Занятие по экологии "Заседание клуба "Лесовичок""
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Каких бы образовательных концепций педагог не придерживался, по каким бы программам и учебникам не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.
Задача педагога объяснить воспитанникам, что природа - это нечто живое, требующее бережного отношения. Необходимо не только показать случаи варварского отношения к природе человека и все его последствия, наказывающее не одно поколение людей, но и научить анализировать свои поступки и действия в отношении окружающей среды.
В данной работе мне хотелось бы поделиться своими наработками в плане решения данной проблемы, а именно научить детей не отделять себя от природы, так как в настоящее время вопросы экологии наиболее актуальны.
 На основе экскурсии на внеклассном занятии были закреплены полученные знания и использованы практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологическое образование312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ляховский детский дом»

Внеклассное мероприятие по экологии

«Заседание клуба «Лесовичок»»


Цель: 

  • формировать уважительное отношение к природе.

Задачи: 

  • продолжить знакомство детей с породами деревьев нашего леса и их целебными свойствами;
  • дать понятие о лечебных чаях, настоях и научить самостоятельно их готовить;
  • познакомить с понятиями мутовка, гриб чага;
  • научить составлять карту нашей местности и работать с картой Владимирской области;
  • развивать познавательную активность воспитанников;
  •  уметь использовать в работе  ранее полученные знания, уметь рассуждать, выражать свои мысли.

Предварительная работа:

  • экскурсия в смешанный лес;
  • сбор сосновых почек и чаги берёзовой;
  • прополка молодых сосен;
  • оформление фотоальбома по экскурсии.

Оборудование:

  • карта природных зон России,
  • карта Владимирского края и Меленковского района,
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы,
  • атлас-определитель "От земли до неба",
  • "Красная книга Владимирского края. Растения",
  • презентация "Деревья Владимирского края»,
  • столовые приборы для приготовления целебных напитков,
  • выставка поделок из природного материала (березовой коры);
  • фотоальбом «Экскурсия в смешанный лес».

Дата проведения:16.04.2013 г.

Педагог: воспитатель группы «Парус» Царева Светлана Анатольевна.


Аннотация.

Каких бы образовательных концепций педагог не придерживался, по каким бы программам и учебникам не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.

Задача педагога объяснить воспитанникам, что природа - это нечто живое, требующее бережного отношения. Необходимо не только показать случаи варварского отношения к природе человека и все его последствия, наказывающее не одно поколение людей, но и научить анализировать свои поступки и действия в отношении окружающей среды.

В данной работе мне хотелось бы поделиться своими наработками в плане решения данной проблемы, а именно научить детей не отделять себя от природы, так как в настоящее время вопросы экологии наиболее актуальны.


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной.

                                        (И. Бунин)

     Ребята, у нас с вами очередное заседание клуба «Лесовичок». И продолжим разговор о лесе. Ведь лес всегда дружелюбно и приветливо принимает нас в свои владения: приютит, защитит от палящих лучей солнца, раскроет множество загадок, угостит лесными дарами.

Я расскажу вам о природных богатствах нашего Меленковского края.

    Меленки часть Владимирской области и относится к зоне смешанных лесов. Человек давным-давно освоил эти места. Если вернуться в глубину столетий, лет на 300 назад, когда началось освоение Меленковсого края, то выглядел наш край иначе. Примерно около половины нашей территории занимал лес. При этом он заметно отличался от того, что мы видим сейчас. Леса были густыми, нетронутыми человеком и было больше древесных пород. Большая часть леса имела высокий возраст, более 120 – 150 лет жил лес.

    Население жило в то время в мелких деревнях из 5-10 дворов, разбросанных далеко друг от друга. Вокруг этих селений лес был вырублен, а территория была освоена под сельскохозяйственные культуры.

    Но и с тех пор растительность и животный мир сильно изменились. Лес поредел, площадь его уменьшилась почти в половину.

Как вы думаете ребята почему?

   В Меленковском крае уже давно стоит проблема охраны редких видов растений и животных, сохранение лесных насаждений.

В 1980 году с этой целью был организован Окский береговой ботанический заказник. Куда так же входит и Меленковский район. Часть его находится напротив сёл Казнево и Ляхи. И конечно лесной массив Ляховского лесничества, площадь которого занята насаждениями различных пород. Многие конечно интересные участки пока ещё не заповеданы.

   А какие ребята в нашем лесу самые распространённые, часто встречающиеся деревья?

Сосна, ель, дуб, берёза, липа, клён и т. д.

   Сейчас ребята нам  расскажут о двух видах деревьев: ель, сосна.

Ель.

Ель удивительно красивое и стройное дерево. Особенно хороши ели в смешанном лесу, где их тёмная хвоя даёт зелёный фон для более светлых лиственных пород деревьев. Высота взрослого дерева может достигать 30-40 метров. Ствол такого великана около метра в диаметре. Живёт ель 250-300 лет.

Ель относится к вечнозелёным растениям. Отжившая хвоя опадает в течение всего года. Это хорошо видно зимой: под ёлками на снегу всегда есть опавшие хвоинки.

Ели не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви её прогибаются, и снег сползает с них. Широкие ветки ели («лапы») очень пружинистые. Снег гнёт их к земле, но никогда не ломает. В 35-45 лет ель начинает плодоносить. Ель растёт всю свою жизнь, поэтому у неё всегда острая вершина. Верхушка ели – это однолетний вертикальный побег, где заложено кольцо почек, из которых на следующий год вырастут боковые ветки, образующие мутовку. Мутовки боковых ветвей начинают образовываться у дерева в возрасте 3-4 лет. Можно посчитать, какого возраста то или иное дерево, прибавив к числу мутовок на нём число 3 или 4.

Весной ели начинают расти.

Древесина ели мягкая и лёгкая. Она используется в строительстве, в бумажной промышленности, при изготовлении музыкальных инструментов. Хвоя служит источником витамина С.

   В лекарственных целях используют почки, молодые шишки и хвою.
Почки заготавливают ранней весной, до их распускания. Сушат их на открытом воздухе. Шишки  собирают  летом, до созревания семян. Шишки и хвою используют в свежем виде.

Сосна.

Сосна одно из наиболее красивых деревьев леса. Сосновый бор обычно светел, сух и напоён смолистым ароматом. Деревья, растущие в лесу, отличаются прямым стволом, покрытым гладкой, легко отслаивающейся корой янтарного цвета. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки и разные птицы.

Сосна самое светолюбивое дерево. Оно часто селится на открытых местах. Сосна не выносит задымлённого воздуха, поэтому, никогда не растёт в городах.

Листья сосны (хвоинки) живут 3-4 года, отжившие хвоинки опадают круглый год. Сосна достигает высоты 30-50 метров, при диаметре ствола 40-100 сантиметров. Живет дерево 150-200 лет, но встречаются сосны и в возрасте 400-500 лет.

Ценность сосны – это ее древесина. Из сосны строят корабли, дома. Сосна нам дает душистую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарства. В хвое сосны содержится много витаминов. Отвар хвои используется для лечения болезней. В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые, рыжики, маслята. Чтобы посадить сосну, нужно собрать нераскрывшиеся шишки, подержать их зимой в теплом помещении. Они начнут раскрываться, щелкать и из шишек выпадут маленькие, черненькие точки – это семена. Весной их нужно посадить в землю и ухаживать за всходами.

Существуют  народные приметы:

1.Если ветви сосны опускаются вниз - к оттепели.

2.Если ветви сосны поднимаются вверх – к дождю.

                Спасибо ребята за интересные рассказы.

    Давайте и мы с вами попробуем приготовить витаминный настой из сосновых почек, которые вы собрали на прогулке в лесу.

Способ приготовления:

На дневной приём для 1 человека берут до 50 грамм целых игл сосны. Мы берём 200 грамм, так как вас четверо. Необходимо прокипятить 20 минут и настоять.

Принимают по 1 столовой ложки 3-4 раза в день в качестве общеукрепляющего средства. Для улучшения вкуса можно добавить немного сахара или мёда.

   Пока наш витаминный напиток настаивается, мы продолжим знакомство с деревьями, которые растут в наших лесах. Ребята нам расскажут о величии дуба и белоствольной берёзе.

Дуб.

Тёмной он покрыт корой,

лист красивый и резной.

А на кончиках ветвей,

много – много желудей.

Много легенд и преданий породил могучий дуб. Славяне верили в то, что дуб – дерево священное, ему приписывали чудодейственную силу, посвящали богу грома и молнии.

Дуб крупное, сильно ветвящееся дерево, высотой 30-35 метров и огромной кроной до 3 метров. Дуб обозначает крепость, красоту и это не случайно, так как имеет твёрдую древесину, устойчив к сильным бурям и засухе. Недаром на костюме лесничих эмблема в виде дубового листа.

Дуб – это лесной долгожитель. Почтенные дубы могут доживать до 1000 лет и более, но большинство деревьев живёт 200-250 лет. Дуб красив в любое время года.

Распускается он поздней весной, так как молодые листья боятся холода, а весной заморозки могут быть поздно. Вырастить дуб очень трудно, сохранение желудей доставляет лесоводам много забот. Желуди боятся мороза, а если подсохнут, теряют всхожесть. Хранят их, закапывая на зиму в ямы. Только в этом случае желудь способен прорасти. Лесоводы говорят, что он любит расти «в шубе, но с открытой головой».

Прочная древесина дуба давно используется в строении кораблей, для изготовления паркета, фанеры, мебели.

В медицине кора дуба используется при ангине, ожогах. Из желудей делают заменитель кофе. Жёлуди так же служат кормом для животных.

Берёза.

Склоняясь к реке зелёною рукой,

Спешит берёза стройная умыться.

Ей хочется в семье своей большой

Быть самой лучшей, самой белолицей.

Берёза образует чистые и смешанные леса. Цветёт берёза ранней весной, почти одновременно с распусканием листьев. Семена созревают летом и осенью. Растёт берёза быстро, особенно в раннем возрасте. Это дерево светолюбиво.

Ранней весной с наступлением первых теплых дней. Береза просыпается после долгого сна. Береза на зиму набирает много сил, из почвы влагу, которая необходима для набухания почек, из которых потом появятся листья. Эту влагу называют березовым соком. Он насыщен разными витаминами, полезными человеку. Из-за него люди наносят раны березе, и она плачет. Эти раны долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители и часто береза погибает.

Лечебное применение имеют в основном берёзовые почки, реже листья. Их собирают весной, когда они набухают, но до распускания листьев. В народной медицине отвар из берёзовых почек употребляют при воспалениях желудка, язвенной болезни, при кожных заболеваниях. Берёза входит в состав мази Вишневского, которую применяют при лечении ран и язв. А так же из берёзовой древесины изготавливают активированный уголь.

Древесина ценится в мебельном производстве, идёт на изготовлении фанеры и поделок.

И мы ребята тоже с вами сейчас осваиваем технику изготовления аппликаций и поделок из берёзовой коры. (Показ готовых поделок).

 Спасибо ребята за интересные рассказы.

   А знаете ли вы правила заготовки берёзового сока?

- Сок нельзя собирать у автодорог, на свалках, кладбищах.

- Нельзя делать зарубки на стволе.

- Нельзя с одной берёзы брать сок в несколько ёмкостей.

- Нельзя брать сок с молодых берёзок.

   А что ещё есть ценного у берёзы кроме коры, почек и берёзового сока?

Это гриб чага. Его тоже даёт нам берёза.

Чага развивается на стволах деревьев берёзы и ольхи, очень редко – вяза, рябины, бука. Этот гриб имеет форму растреснутого нароста чёрного цвета, толщиной до 10-15 см и весом до 5 кг.

Растёт чага 10-15 лет. Она размножается спорами, которые попадая на дерево, где повреждена кора, прорастают, вызывая гниль, и на поверхности дерева вырастает нарост, постепенно увеличиваясь в размере. Собирать его можно круглый год. Срубают со ствола топором или острой тяпкой.

    Больше всего берёз растёт в Александровском районе. Это место ещё называют «берёзовый край». Выявлено, что заболеваемость раковыми опухолями ниже в этом районе в 8 раз, чем по области. Врачи нашли объяснение этому факту: в грибе чаге содержатся вещества, которые подавляют рост злокачественных опухолей.

Для приготовления настоя чаги измельчают куски сухого гриба. Так как сухой гриб очень твёрдый, предварительно рекомендуется продержать его в холодной воде 3-5 часов, что мы с вами и сделали. Давайте ребята из этого чудодейственного гриба приготовим целебный напиток.

   Способ приготовления:

1 стакан измельчённого гриба залить 5 стаканами кипячёной воды. Настоять 2 суток, процедить. Принимать по половине стакана 6 раз в день.

Мы с вами ребята не раз обходили окрестности нашего села и попробовали составить карту-схему, где отметили те места, где можно отдохнуть, погулять, подышать целебным воздухом. И вот, что у нас получилось.

                                         Работа с картой.

   Красивые у нас места: 3 речки, есть берёзовые рощи, сосняк, смешанный лес.

Но почему зелёным цветом выделены только 4 насаждения? Потому что это экологически чистые места, здесь нет никаких загрязняющих источников.

Чистые: березняк у школы, луга за Ляхами 2, березняк за детским домом.

Грязные или частично загрязнённые - это смешанный лес за родником (техническая свалка), сосняк около кладбища (трупные вещества), болотце за ул. Новая (бывший скотомогильник), осиновый лес за Черниченкой (бывший скотомогильник).

Сам собой напрашивается вывод: жителям села надо вести себя так, чтобы сохранить эти зелёные чистые участки рядом с собой.

    Сейчас ребята я хочу вам предложить правила отношения с природой.

Выберите три главных на ваш взгляд высказывания и расставьте в порядке важности для вас:

- любить природу;

- уважать природу;

- охранять природу;                                                

- беречь природу;

- пользоваться дарами природы;

- восстанавливать природу.

    Да ребята, надо не только пользоваться дарами природы, но и уважать, беречь и охранять её.

   Последняя наша с вами экскурсия в лес состояла не только в том, чтобы полюбоваться лесом, подышать целебным свежим воздухом, но мы так, же делали с вами полезные дела. Что конкретно  и зачем?

  1. Собирали сосновые почки для витаминного настоя.
  2. Занимались прополкой молодых сосен от травы, чтобы дерево быстрее росло, и ему не мешали посторонние корни.
  3. Огородили муравейник (поставили 4 колышка и обвязали тесьмой).
  4. Собрали природный материал для изготовления поделок.
  5. Научились определять возраст сосны (расстояние от веточек называется мутовка и к количеству мутовок прибавить число 5).
  6. По данной экскурсии мы создали фотоальбом на память о нашей прогулке с пользой для природы и лесных насаждений.

    В дальнейшем мы планируем посетить  лесничество нашего села Ляхи, где договоримся о сотрудничестве и попросим выделить нам участок для охраны и ухода за лесными насаждениями.

    Сегодня мы поговорили с вами о лесе. Тема эта очень увлекательна, многообразна и её изучение мы будем конечно продолжать. Мы должны быть внимательны к зелёному миру, бережно к нему относиться. Правила поведения в лесу вы все хорошо знаете, главное не нарушать их. Помните, что человек-это часть природы нашей планеты. Давайте жить так, как писал поэт Н.Старшинов:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

           

Всем большое спасибо за внимание и активное участие!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....