Математическая игра "Турнир смекалистых - 2011"
методическая разработка (5 класс) по теме

     Ежегодно, начиная с 2011 года, на весенних каникулах на базе ресурсного центра при МКОУ "Чернятинская СОШ №15"  проходят зональные математические игры среди учащихся сельских школ. В игре принимают участие команды 5-8 классов. Данную презентацию можно использовать во внеурочной работе во время проведения предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstup._slovo.doc916 КБ
Microsoft Office document icon otvety_turnir.doc24 КБ
Microsoft Office document icon polozhenie_o_provedenii_igry.doc32.5 КБ
Office presentation icon turnir1.ppt203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Турнир смекалистых»

План проведения конкурса

№ п/п

Этап конкурса

Длительность этапа

Количество баллов

1

Вступительное слово.

2 мин

2

Представление команд.

10 мин

Приветствие, название команды, девиз, эмблема.

5 баллов 

3

Разминка.

10 мин

За каждую верно решенную задачу

 1 балл

4

I тур

Поиск закономерностей.

3 мин

За каждую верно решенную задачу

 1 балл

5.

II тур

Подберите числа, назовите слово. (На экране через мультимедиа)

5 мин

За каждую верно решенную задачу

2 балла

6.

III тур

Задачи со спичками!

10 мин

За каждую  верно решенную задачу

3 балла

7.

IV тур

«Проще простого!»

(На экране через мультимедиа)

8 мин

За каждую верно решенную задачу

1 балл

8.

Найди ошибку!

2 мин

13-14 ошибок – 5 б.

11-12 ошибок – 4 б.

9-10 ошибок – 3 б.

7-8 ошибок – 2 б.

1-6 ошибок – 1 б.

9.

V тур

Решение задач.

10 мин

За каждую  верно решенную задачу

3 балла

10.

VI тур

Конкурс капитанов


Разгадывание ребусов.

12 мин

1 зад. -3 зад. – 2 балла;

4 зад – 3 балла;

5 зад. – 4 балла

За верно реш. ребус -  2 балла.

11

Назовите фамилии

(На экране через мультимедиа)

5 мин

За верно названную фам. -1 балл

12

Конкурс жонглеров!

(На экране через мультимедиа)

5 мин

1 балл за каждый верный ответ

13

Подведение итогов. Награждение команд.

Конкурс  «Турнир смекалистых».

1. Вступительное слово (Шепелева Т. Г.)

   -Дорогие друзья, я рада приветствовать всех на Турнире смекалистых.  

По утрам подавляющее большинство человечества, в том числе и каждый из вас, тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс – занимается утренней гимнастикой. Это правильно. Ведь даже самый примитивный механизм требует ухода. Простейший топор, если его оставить без внимания, превращается постепенно из орудия труда в ржавый кусок железа.

    И  разумеется, с большим усердием надо тренировать то, что дает нам, людям, превосходство над всеми другими обитателями планеты – совершеннейшее создание природы – наш мозг.

    Решая задачи, выполняя различные упражнения по математике,  вы тренируете и развиваете качества, нужные для всякого вида трудовой деятельности.

   Кем бы вы не стали после окончания школы, вам всегда будут нужны глубокие и широкие знания, хорошая память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, острый глазомер, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты и многие другие качества.

   Шевченко Д. и  Вильянская П (ученицы 8 класса). читают стихи.

2. Представление команд.

  - Начинаем наш турнир с домашнего задания (представления команд).

3. Разминка.

-Вам предлагаются 10 простеньких задач, за верное решение каждой из которой вы получите 1 балл.

Разминка.

1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 7 распилов. Сколько получилось чурбачков?

2. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?

3. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?

4. У мальчика-с-пальчик было 6 братьев. У каждого из семи мальчиков в семье дровосека было по семь сестёр. Сколько всего детей было в семье?

5. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

6. Сколько получится десятков, если пять десятков умножить на пять десятков?

7. Какое число делится на все числа без остатка?

8. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова  толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

9. Если дома на улице пронумерованы от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4?

10. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 3 м, длиной 2 м?.

4.I тур.

-Поиск закономерностей. Определите закономерность расположения чисел каждого ряда и впишите в соответствии с ней еще 2 числа. Если вы успели вписать все числа за 3 минуты, можно считать, что вы быстро схватываете математические закономерности.

1 тур

1)   2, 3, 4, 5, 6, 7, …

2)   10, 9,8, 7, 6, 5, …

3)   5, 10, 15, 20, 25, 30, …

4)   6, 9, 12, 15, 18, 21, …

5)   8, 8, 6, 6, 4, 4, …

6)   3, 7, 11, 15, 19, 23, ...

7)   9, 1, 7, 1, 5, 1, …

8)   4, 5, 8, 9, 12, 13, …

9)   25, 25, 21, 21, 17, 17,…

10) 1, 2, 4, 8, 16, 32, …

11) 21, 18, 16, 13, 11, 8, …

12) 12, 14, 13, 15, 14, 16, …

13) 16, 12, 15, 11, 14, 10, …

14) 25, 24, 22, 21, 19, 18, …

15) 16, 8, 4, 2, 1, , …

16) 3, 4, 6, 9, 13, 18,…

17) 1, 4, 9, 16, 25, 36, …

18) 15, 16, 14, 17, 13, 18,…

19) 21, 18, 16, 15, 12, 10, …

20) 4, 8, 10, 20, 22, 44, …

5. II  тур.

-Вам необходимо  подобрать такие числа, чтобы подставив их вместо * , получить слова.

Слайд №2

6. III  тур.

- Вам  необходимо решить задачи со спичками.

7. IV тур.

«Проще простого!».

-Ребята, у вас на столах лежат сигнальные карточки. Будьте внимательными. На экране  появятся вопросы и несколько вариантов ответов. Ваша задача: после сигнала учителя поднять  карточку с выбранным ответом и держать её, пока судьи не зафиксируют ваш ответ.

Слайд 3-17.

8. «Найди ошибку!».

Попробуйте найти все ошибки в этих примерах. Если вы управитесь с этой работой за 2 минуты, это значит, что вы хорошо умеете сосредоточиться.

Найди ошибку!

3+12=15                         15-8=7                            16+4=22

13+3=10                        16+8=23                          13-4=9

16-9=7                           16+9=28                          13-2=11

12-6=6                           15+9=25                          15-4=11

15-2=13                        19+5=24                           12-4=16

15+5=10                       14-9=5                              12-9=3

5+17=22                       7+18=25                           2+11=13

4+18=22                       6+15=22                          18-8=10

16-5=11                       12-7=5                              18-7=13

7+7=23                        19-6=13                            5+13=18

114-8=6                       16+6=22                           13-5=8

18-4=12                       14+9=23                           16-2=13

14+6=20                      11+4=14                           12+9=21         

9. V тур.

-За каждую верно решенную задачу  вы получите 3 балла.

10. VI тур.

-Конкурс капитанов и одновременно команда разгадывает ребусы.

11. Назовите фамилии.

-В этом списке знаменитых деятелей науки и культуры опущены их фамилии. Знаете ли вы их?

Слайд 18.

12.Конкурс жонглёров!

-Ребята, на экране вы видите фамилии  и имена математиков. Вы должны правильно подобрать к фамилии имя. Сложность заключается в том, что имен больше, чем фамилий.

Слайд 19-20.

13. Подведение итогов турнира. Награждение команд.



Предварительный просмотр:

Ответы

Разминка:

1) 8;

2) 4;

3) на ;

4) 14;

5) 50;

6) 250 десятков;

7) 0;

8) 2 см;

9) 15;

10) нисколько.

I тур

Дописать ряд чисел.

1) 8; 9                       11) 6; 3

2) 4; 3                       12) 15; 17

3) 35; 40                   13) 13; 9

4) 24; 27                   14) 16; 15

5) 2;2                        15) 1/4; 1/8

6) 27; 31                   16) 24; 31

7) 3; 1                       17) 49; 64

8) 16; 17                   18) 12; 19

9) 13; 13                   19) 9; 6

10) 64; 128               20) 46; 92

II тур

Подберите числа, назовите слово

Ме +  ? = место

 ?  +умф=триумф

Р+  ? +а= родина

 ? +я=семья

 ? +а=сорока

III тур со спичками

1) Х=VII+III      

2) X – IX=I

3) VI=V+I

4)                                                        5)

6)

V тур

1) 3

2)

             

3)

4) на 19-й день

5)

IV конкурс капитанов

1) в 9 часов

2) за 4 минуты

3) на 8 рублей

4) 6·8+20:(4 – 2)=58

5) (2+4+6+…+2010) – (1+3+5+…+2009)=(2 – 1)+(4 – 3)+(6 – 5)+   (2010 – 2009)=2010:2=1005

Ребусы.

1. Показатель

2. Наклонная.

3. Подобие.

4. Диаметр.

5. Степень.

6. Минус.

7. Аксиома.

8. Вектор.

9. Конус.

10. Задача.

11. Пирамида.



Предварительный просмотр:

Положение о проведении игры

по математике «Турнир смекалистых»

среди учащихся школ ресурсного центра

при МОУ «Чернятинская СОШ № 15»

1. Общие положения

     1.1 Настоящее положение определяет правила организации и проведения игры по математике «Турнир смекалистых», её организационно-методическое обеспечение, правила участия в игре и определение победителей.

     1.2. Основными целями и задачами игры являются:

- развитие у школьников интереса к предмету математика;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, их дальнейшего интеллектуального развития;

- распространение и популяризация научных знаний среди учащихся.

     1.3. Задания игры соответствуют уровню подготовки учащихся 5 – 9 классов.

2.Руководство и методическое обеспечение игры.

     2.1. Подготовку и проведение игры осуществляет руководитель ММО учителей физико-математического цикла МОУ «Чернятинская СОШ № 15» Шепелева  Т. Г.

     2.2. Задачи жюри:

- объективное оценивание выполнения участниками заданий игры;

- определение победителей и призеров игры, распределение призовых мест.

3.Участники игры

     3.1. Участниками игры являются учащиеся 5-9 классов.

            Количество человек в команде – 5 человек.

4. Время и место проведения

МОУ «Чернятинская СОШ № 15»,  23 марта 2011 г. в 900 часов.

5. Подведение итогов и определение победителей

     5.1. Команда-победитель определяется по лучшим результатам.

     5.2. Команда-победитель награждается грамотой.

  Заявки на участие в игре подать по прибытию на место организатору игры Шепелевой Т. Г. по форме:

Заявка

На участие команды МОУ ____________________________ в игре

по математике «Турнир смекалистых» среди учащихся школ ресурсного

центра при МОУ «Чернятинская СОШ № 15»

   Для участия в игре направляются:


п/п

Ф.И.О. ученика

(полностью)

Класс

Ф.И.О.учителя

Ф,И,О, руководителя

команды

Ф,И,О,

сопровождающего,

отвечающего за безопасность

ребенка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Турнир смекалистых

Слайд 2

Подберите числа, назовите слово . Ме + ? = ? + умф = Р + ? + а = ? + я = ? + а = Место Триумф Родина Семья Сорока

Слайд 3

1. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? 1. Теорема Фалеса; 2. Теорема Пифагора; 3. Теорема Виета.

Слайд 4

2. «Конус» в переводе с греческого означает: 1. сосновая шишка; 2.волчок; 3.вулкан.

Слайд 5

3. Температура у подножия горы была 15 º . На середине подъёма на гору температура понизилась на 7 º , на вершине горы она ещё понизилась на 12 º . Какая температура на вершине горы? 1. 34 º ; 2. 8 º ; 3. -4 º .

Слайд 6

4. «Трапеция» с древнегре- ческого означает: 1. столик; 2. парус; 3. лестница.

Слайд 7

5. Что означает с древне- арабского слово «алгеб- раист»? 1. учёный-математик; 2. чертежник; 3. костоправ.

Слайд 8

6. Исключите лишнее слово: 1. сумма; 2. разность; 3. множитель; 4. частное.

Слайд 9

7. Как в древней Руси назывался миллион? 1. темень; 2. толпа; 3. тьма.

Слайд 10

8. С корабля надо высадить 80 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег? 1. 12; 2. 11; 3. 10.

Слайд 11

9. Квадрант – это: 1. координатная четверть; 2. геометрическая фигура; 3. степень.

Слайд 12

10. Квадриллион записы- вается с помощью «1» и : 1. 15 нулей; 2. 12 нулей; 3. 9 нулей.

Слайд 13

11. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке? 1. знак % ; 2. знак √ .

Слайд 14

12. Радикал – это знак: 1. умножения; 2. процента; 3. арифметического корня.

Слайд 15

13. Во сколько раз кило- метр длиннее миллимет- ра? 1. в 100 000 раз; 2. в 1 000 000 раз; 3. в 10 000 000 раз.

Слайд 16

14. Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется … 1. радиусом; 2. хордой; 3. диаметром.

Слайд 17

15. Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов сидит по одной кошке, напротив каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке? 1. 1; 2. 28; 3. 4.

Слайд 18

Назовите фамилии 1. Дмитрий Иванович 2.Иоган Себастьян 3.Джордж Бернард 4.Георг Симон 5.Жан Батист 6.Александр Сергеевич 7.Михаил Васильевич 8. Артур Конан 9.Герберт Джордж 10.Андре Мари 11.Иван Петрович 12.Джемс Фенимор 13.Вольфганг Амедей 14.Александр Степанович 15.Владимир Владимирович 16. Пабло Руис 17.Петр Ильич 1. Менделеев 2.Бах. 3.Шоу. 4.Ом. 5.Мольер 6.Пушкин. 7.Ломоносов 8.Дойл. 9.Уэллс. 10.Ампер. 11.Павлов. 12.Купер. 13.Моцарт. 14.Попов. 15.Маяковский. 16.Пикассо. 17.Чайковский.

Слайд 19

Конкурс жонглёров 1.Эйлер 2.Ферма 3.Виет 4.Бернулли 5.Вейерштрасс 6.Гаусс 7.Гильберт 8.Декарт 9.Дирихле 10.Паскаль 11.Мёбиус 1.Карл Фридрих 2.Исаак 3.Леонард 4.Франсуа 5.Пьер 6.Якоб 7.Блез 8.Август 9.Давид 10.Рене 11.Карл 12.Фридрих 13.Питер

Слайд 20

Конкурс жонглёров 1.Леонард Эйлер 2.Пьер Ферма 3.Франсуа Виет 4.Якоб Бернулли 5.Карл Вейерштрасс 6.Карл Фридрих Гаусс 7.Давид Гильберт 8.Рене Декарт 9.Питер Дирихле 10.Блез Паскаль 11.Август Мёбиус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы ШМО учителей физико-математического цикла за первое полугодие 2011-2012 учебного года

образец написания анализа работы ШМО за определенный отчетный период...

"Турнир смекалистых" математический турнир для 5-6 классов

турнир для любителей математике, можно проводить на неделе математики, внеклассное мероприятие по математике...

ОТЧЁТ учебно-методического объединения естественно – математических дисциплин за 2011 – 2012 учебный год.

Цели:Провести анализ деятельности УМООценить результативность его работыНаметить пути совершенствования деятельности УМО...

План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г.

План работы ШМО учителей естественно-математического цикла на 2011/2012 уч.г...

Конспект интеллектуальной математической игры "Турнир смекалистых"

Данное мероприятие проходило в рамках районной математической игры "Турнир смекалистых" на базе опорной околы между командами райных школ. Подходит для комплексного повторения при подготовке...