КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ С ТОБОЙ РОССИЯНЕ».
классный час (5 класс) по теме

Петранина Людмила Александровна

ЦЕЛЬ:       Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 

Задачи:

  1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств:  любви и преданности Родине.
  2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).
  3. Коротко познакомить с  историей герба, флага и гимна России, а так же об их предназначении для Государства  и его граждан.
  4. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ – «МЫ С ТОБОЙ РОССИЯНЕ».        

ЦЕЛЬ:       Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи: 

  1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств:  любви и преданности Родине.
  2. Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).
  3. Коротко познакомить с  историей герба, флага и гимна России, а так же об их предназначении для Государства  и его граждан. 
  4. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

Оборудование урока: политическая карта современной России, изображения ГЕРБОВ, ФЛАГА РОССИИ, текст ГИМНА РОССИИ, аудиозапись ГИМНА РОССИИ, портреты князя Ивана III, царя Алексея Михайловича, президента Дмитрия Анатольевича Медведева, рисунки детей, видеозапись мультфильма “Детство Ратибора”, аудиозапись мелодичной музыки, плакаты с пословицами и поговорками о Родине.

Участвуют: Ведущая, учащиеся, приглашенные гости школы.

Предварительная подготовка:  Работа по сбору информации о Государственных символах России. Разучивание  стихов о Родине , флаге, гербе, гимне  и текста гимна России,  оформительская работа (дети рисуют на ватмане флаг и герб России),  найти звукозапись гимна.

Сценарий классного часа:

        Ведущий:   Добрый день дорогие ребята и уважаемее гости. Наш классный час называется «Мы с тобою россияне». Каждый  человек, родившийся в нашей стране, с первого дня своей жизни становится гражданином России.

Воспитатель: А как представляют свою родину ребята, вы можете увидеть на выставке рисунков “Моя Родина”.

Воспитатель:  Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Дети читают стихи.

Нет нигде привольней Родины моей,

Ласково сияет солнышко над ней.

Нет нигде красивей Родины моей,

Белая березка шепчет мне о ней.

Льется солнышко веселое

Золотыми ручейками

Над полями и над селами,

Над лесами и лугами.

Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные.

И простые подорожники

С детства самые родные.

И опять захороводили

Стайки ласточек над домом,

Чтобы снова петь о Родине

Колокольчиком знакомым.

Воспитатель: Как называется наша Родина?

                                                                         (Россия).

Следующий чтец:

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле груды золота.

И во всех концах Света белого

Про тебя идет Слава громкая.

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Воспитатель: Почему поэт называет Русь, нашу страну, матерью?

Обращает внимание на пословицу на доске: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».  Оказывается такое понятие как  «мать» тесно связано с понятием «Родина».

Если задуматься, откуда произошло само слово РОДИНА?

Оказывается:

Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он так назывался в честь бога Рода.

РОДИТЬ – произвести на свет потомство.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Теперь нам понятно, почему поэт так называет Русь.

Русь-это наша Родина; Родина - от слова Род, родители.

Ведущий: Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).

А чем отличается  Россия от других государств?

Помощник ведущего:  Россия – многонациональное государство с языком, на котором разговаривает народ,  многовековой историей,  обычаями и традициями,  географическим положением, имеет свои государственные символы, которые  олицетворяют систему  государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития нашего государства.

Помощник ведущего:  Ежегодно 12 июня страна отмечает День России – один из главных государственных праздников.  Утвержден он в 1994 году. В этот теплый летний день состоятся гуляния в парках, на городских площадях, будет много цветов, музыки, песен и празднично одетых Россиян.  На всех домах и учреждениях  в селах и городах вывесят трехцветные государственные флаги. На торжественных собраниях, посвященных празднику, будет звучать государственный гимн. Что же означает флаг, герб, гимн страны?   Все это государственные символы.

Воспитатель:  Кто из вас знает символы России? Назовите основные символы государства. (Дети называют.)

А что мы  уже знаем о символах России?

Дети отвечают на вопросы:

1.Назовите главный символ любого государства, города?

2.Какого цвета щит на гербе России?

3.Что за птица изображена на Российском гербе?

4.Как иначе называется флаг?

5.Какой цвет имеет средняя полоса на гербе России?

6. Жезл- символ власти, это…

7.Сколько голов у орла на гербе России?

8.Как иначе называется торжественная песнь- символ государства?

9.Воин на коне, изображенный на гербе, это…

10.Столица нашей Родины, это…

Ведущий:     Герб, гимн и знамя – особые, отличительные знаки, символы государства. Они объединяют и сближают всех граждан нашей страны.  

Воспитатель: Давайте послушаем рассказы ребят о символах нашей страны. Начнем  с государственного гимна. ( Все  встают).

ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ.

1 ученик:                                          

В Древней Греции и Риме

Пели гимны в честь богов.

Распевает гимн и ныне

В школе хор учеников!

Только гимн совсем другой –

Гимн страны моей родной!

2 ученик:      

        Слово гимн в переводе на русский язык значит, торжественная, хвалебная песнь. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

 3 ученик:  Уже у древних  народов были торжественные песнопения. В них славилась красота родной земли, ее богатство, подвиги героев. С помощью гимнов люди передавали из поколения в поколение свои представления о Родине, о счастье, о добре и зле. Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей  государств, во время торжественных собраний. Школьники начинают учебный год  1 сентября с традиционной линейки, которая так же начинается с гимна. Когда исполняется гимн, все присутствующие встают и слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к своей стране.

4 ученик:  Гимн страны исполняется и  в честь спортсменов, победителей соревнований. Гимном чествуют тех, кто стоит на самой высокой ступени пьедестала. Мелодию гимна России сочинил русский композитор Михаил Иванович Глинка, который жил пятьдесят лет назад. Эта мелодия называется «Торжественная песнь». Современный композитор Александров  написал новую мелодию, и она стала государственным гимном России, который был утвержден в государственном Законе, принятом в конце 2000 года. Тексты гимна в течение истории менялись несколько раз, в зависимости от исторической ситуации. Последний был принят совсем недавно. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Наверное, не найдется у нас в стране человека, не знающего его стихов – “Дядя Стёпа”, “Мой щенок” и многие другие. Автор музыки гимна России – композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.

Мелодию гимна нашей страны, России, мы слышим по радио каждое утро  ровно в 6 часов и сейчас он звучит так:

Один из учащихся читает текст гимна наизусть.

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Ведущий: Государственный гимн является одним из главных символов России.

Чтец:

Величаво и свободно гимн России прозвучал,

Каждый слушал тихо, стоя, затаил дыханье зал.

С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем.

Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесем.

Воспитатель: Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину.

Помощник ведущего:  А как выглядит герб России?

 Чтец: (читает стихи, показывая на  Российский герб)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Ведущий: (показывая на  Российский герб) Это герб Российской федерации – это золотой двуглавый орел на красном щите. Головы его украшены 3 коронами Петра.  Крылья широко раскрыты. В правой лапе он держит скипетр – в виде булавы (оружии воевод), в данном случае символизирует суверенитет и защиту нашего государства. В левой – державу, символ власти и единства государства. Золотой цвет орла – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Две его головы -  от двух Российских империй (Византии и России). На груди орла – серебряный всадник поражает копьем черного дракона.

Это очень древний герб, он появился 500 лет назад. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства.

8 ученик:  Где же можно увидеть герб? В первую очередь – на самом главном флаге – штандарте, который развивается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.

9 ученик:  А еще герб изображен на печатях, бланках, денежных знаках и других важных документах, но только в одноцветном варианте.

 Помощник ведущего:   дополняет ответ детей о гербе Российской Федерации.

Наука об изучении гербов называется геральдикой. Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.

Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала его хранительницей и преемницей.

Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. 

Ведущий: Государственный флаг так же  является официальным  государственным символом России, представляющий собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета с соблюдением отношения ширины флага к его длине — 2:3. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра Ш. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.

Демонстрируется Российский флаг.

Ведущий. А что символизируют цвета Российского флага? 

(Выслушиваются версии детей.)

Ведущий дополняет ответ детей о флаге Российской Федерации. 

5 ученик: История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам), белый – белорусам, для защиты торговых караванов на Волге и в Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на изготовление государственных флагов около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю.

По другой версии: на Руси три цвета имели следующее символическое значение: Белый всегда означал – Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – Державность.        Есть и другое, неофициальное толкование символики цветов.  Белый – мир,  чистота, совершенство. Синий - вера, верность, постоянство. Красный -  энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Помощник ведущего:   В 1883 году вышло высочайшее повеление царя Александра II, в котором сказано: «В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов».

6 ученик: Революционная Россия начала 20 века не сразу отвергла трехцветный флаг. Лишь 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков, предложил утвердить боевой красный флаг национальным Российским флагом. Красный цвет флага олицетворял кровь, пролитую в борьбе за Отечество. Таковым он оставался до декабря 1993 года.

Помощник ведущего:   11 декабря 1993 года Указом Президента Б. Ельцина за №2126 утверждено положение о флаге РФ. Б.Ельцин постановил своим указом считать день 21 августа национальным праздником – Днем Флага Российской Федерации. Флагу вернулись его прежние цвета - белый, красный, синий.

Чтец:

Флаг бывает разный.

Но мне всего милей,

Бело - сине – красный –

Флаг Родины моей.

Красный - это кровь, пролитая за Русь.

За Родину свою

Ты постоять не трусь!

Символ синий – вечность,

Символ мира – белый.

Уважай ты честность,

Будь всегда ты смелый!

Крепость, мощь и сила

В Российском флаге есть.

Он для нас и символ,

И достоинство, и честь.

. Помощник ведущего: Согласно Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. "О Государственном флаге Российской Федерации" Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной думы и другими государственными учреждениями. Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торгпредствительствами, на судах, плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств.

Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. "О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск" установлено, что знаменем Вооруженных Сил является красный флаг.   Знаменем Военно-Морского Флота — Военно-морской флаг РФ, представляющий собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом. Эти знамена являются официальными символами и воинскими реликвиями Вооруженных сил, Военно-морского флота РФ и других войск, вручаются Президентом РФ и хранятся в Генеральном штабе Вооруженных сил и Главном штабе Военно-морского флота.

Помощник ведущего: 8 декабря 2000 года по предложению  (в то время) Президента России Путина В.В.  депутаты Государственной Думы приняли конституционные Законы о гербе, гимне, и флаге. Были утверждены, уже существующие герб и флаг. Совет Федерации одобрил эти законы 20 декабря 2000года,  после чего законы вступили в силу. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального  конституционного закона, а так же надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Ведущий: Сегодня мы с вами узнали много нового о символике нашего

Государства, узнали о том, что Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, заказников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Чтец:

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе.

И родное оконце в позабытом селе.…

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

                                                 С.Синицын

Воспитатель: И в заключение, давайте посмотрим мультфильм “Детство Ратибора”,  который расскажет нам об истории русского народа, о его отношении к своей Родине и том, какой наказ они дают своим потомкам, т.е. нам с вами.

Просмотр мультипликационного фильма. По окончании классного часа  благодарят всех присутствующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбор за тобой"

Классный час в форме круглого стола. Тема - выбор выпускниками профессии....

Классный час, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации, "Мы - россияне"

Классный час "Мы -  россияне" направлен на формирование уважительного отношения к закону, воспитание толерантности, патриотизма и чувства гордости за свою Родину....

Презентация к классному часу " Мы с тобою так не похожи..."

Данная разработка пригодится Вам при подготовке к классному часу по теме "ТОЛЕРАНТНОСТЬ"...

Классный час "Выбор за тобой"

Это классный час можно использовать во внеунурочной деятельности для учащихся старших классах для профилактики опасного  вирусного заболевания и как для проведения тематического внеклассного меро...

Классный час "Выбор за тобой".

классный час для 9 класса...