Несколько методических советов, или как научиться управлять классом.
классный час (8 класс) по теме

Емельянова Ирина Петровна

Порядок, ограничения, твердость и доброта — вот основные черты позитивного и эффективного поведения в классе. Как метко заявлял известный американский  педагог X. Жино: «Дисциплина - это череда маленьких побед, которые не так часто случаются. К ним надо по-настоящему подготовиться, распланировать свои действия, возможно­сти их осуществления и поддержания». Только те учителя, которые способны оценить каждого своего ученика и настраивать его на лучшее, способны также создавать пози­тивную атмосферу школы и благоприятный для развития детей климат класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей

Тема

«Несколько методических советов, или как научиться управлять классом»

Подготовила:

Емельянова И.П.,

классный руководитель 8б класса

с.Панаевск, 2011 год  


Несколько методических советов, или как научиться управлять классом

Проблемы дисциплины и управления поведением учащихся в школе и в классе не понаслышке знакомы американским учителям. Поверьте, нашим заокеанским коллегам тоже порой приходится кричать и плакать от бессилия, в одиночестве топать ногами и рвать на себе волосы, выслушивать нелестные замечания администрации, безрезультатно общаться с родителями двоечников и прогульщиков, а порой просто в отчаянии подавать заявления об уходе. И здесь статистика неумолима: в первые три года работы школу покидают (в зависимости от штата) до трети молодых учителей. Однако есть и такие, кто ищет способы решения возникающих проблем, и для многих они основываются на давнем и испытанном веками средстве - чувстве юмора.

У нас почему-то принято считать (наверное, с лёгкой руки Михаила Задорнова), что американцы - «народ тупой», абсолютно не способный воспринимать шутки, а потому живущий уныло и неинтересно. Однако школьная действительность США и педагогическая литература серьёзно противоречат заявлениям российского сатирика. Так, американские учителя отводят юмору весьма значительное место в арсенале своих педагогических средств, справедливо полагая, что он позволяет снять напряжение и дистанцию возраста, а значит, выступает гарантом разумной коммуникации равноправных партнёров. Добрый, тонкий, ориентированный на обеспечение помощи детям юмор способен творить чудеса и поддерживать значимые контакты между поколениями.

Шутка, считают наши заокеанские коллеги, служит первым и «мягким» напоминанием детям о необходимости вести себя соответствующим образом. В то же время она формирует определённые рамки поведения, но делает это не

навязчиво и символически. Вообще американские учителя предостерегают против попыток навязать свои линию поведения ученикам посредством шутки. Кстати, в США выпущены даже специальные методические пособия, в которых проанализированы реальные ситуации школьной жизни и показано, как посредством юмора удавалось снять напряженность и преодолеть, казалось, неотвратимый учительско-ученический конфликт.

На первом месте, конечно, стоит использование афоризмов великого американского сатирика Марка Твена, который, кажется, проанализировал все возможные варианты столкновений взрослых и детей и предложил свои решения. Наши коллеги из США считают, что отдельные фразы и выражения М. Твена позволяют, учителю отреагировать на шалости детей необычным, но весьма эффективным способом, а значит, легко и быстро ликвидировать зарождающийся в классе конфликт. Приведём лишь отдельные примеры.

  • По поводу шума в классе:

- Шум ничего не доказывает. Иная курица, снёсши яйцо, кудахчет так, будто снесла маленькую планету.

  • Для выражения своего недоумения:

- По-видимому, на свете нет ничего, что не могло бы случиться.

- Англичанин - человек, который делает что-либо, потому что так делали раньше. Американец - человек, который делает что-либо, потому что так не делали раньше. Ты, Джон, настоящий американец.

  • В связи с проявленным эгоизмом:

- По-видимому, наш Том действительно хорошо воспитан. Помните, М. Твен как-то сказал: «Хорошее воспитание - это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других».

  •    В ответ на неуместную шутку ученика:

-        Острота - это неожиданное бракосочетание двух идей, которые до свадьбы даже не были знакомы.

  • По поводу проблем во взаимоотношениях с родителями:

-        Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён, на сколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.

  • Указывая па бессмысленность поступка ученика:

- Да, поистине прав М. Твен: «Человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился».

-        Воспитание — это всё. Персик в прошлом был горьким миндалем; цветная капуста - не что иное, как обыкновенная капуста с высшим образованием.

  •  В ответ на грубость:

- Похоже, справедливо говорил М. Твен: «Образцовый английский язык теперь не называют «королевским». Собственность перешла в руки акционерного общества, и большая часть акций находится у американцев!».

  • В ситуации поведенческих или учебных проблем:

-  Кто не знает, куда идёт, может сильно удивиться, попав не туда [1].

А теперь конкретные ситуации из педагогических реалий США, когда юмор использовался как средство разрешения или снятия конфликтов, возникающих в школе и в классе:

  • Дети шумно идут по коридору из столовой в класс. Учитель, возглавляющий процессию, поворачивается к ребятам, делает удивлённые глаза и произносит: «Похоже, я не свой класс «подобрал» в столовой, наверное, перепутал. Мои-то точно знали, как вести себя в коридоре». Дети понимающе заулыбались и вернулись к привычной для них форме поведения.
  • Джозеф бегает по классу, вытянув вперед руки и издавая звуки, похожие на рёв двигателя большого авиалайнера. Учитель, подняв голову, произносит: «Пожалуйста, посади самолет на взлётную полосу около парты Джозефа и подрули прямо к стулу у этой парты». Мальчик производит соответствующий звук и приступает к работе. Учитель с одобрением замечает: «Большое спасибо. Впредь помни, что наш класс - это зона, свободная от полётов».
  • Ученица не отходит от фонтанчика с водой в коридоре школы. Учитель говорит: «Слушай, Энн, давай уже двигаться вперёд, а то ещё один глоток, вдруг поперхнёшься и тогда наводнения не избежать». Девочка рас смеялась, закончила пить, и пошла вслед за учителем в класс.
  • Учитель в классе, урок начался, а двое учеников никак не наговорятся. Обращаясь к ним, учитель замечает: «Ребята, что вы съели во время обеда? Похоже, никак не меньше двух попугаев. Давайте всё же закроем клювы и начнём работать». Дети улыбнулись и приступили к занятию.
  • Учитель объявил, что класс должен открыть учебники на странице 32. Все дети это сделали, кроме Сэма. Учитель подошёл к парте мальчика и начал, демонстрируя большие усилия, раздирать страницы между собой. В конце концов ему «удалось» найти нужную страницу, после чего он прокомментировал: «Ну, наконец-то. Надеюсь, с сегодняшнего дня тебе будет несложно открывать страницы учебника самому».
  • Майк пришёл в класс без карандаша и, получив задание сделать запись в тетради, он всё ещё не торопится попросить у кого-нибудь карандаш. Учитель спрашивает: «Майк, не хочешь ли отточить указательный палец, а то он как-то уныло выглядит?» Майк засмеялся и попросил карандаш у товарища.
  • Том выкрикивает ответ, не поднимая предварительно руку. Учитель комментирует ситуацию: «С сегодняшнего дня тебе не придётся поднимать руку, но надо будет поднимать локоть».
  • Ученик возвращается в класс после долгого пребывания в туалете. Учительница комментирует: «Слава богу, ты живой. А я уже опасалась, что тебя смыло в унитаз вместе с водой».
  • Ученики продолжают разговаривать уже после звонка на урок. «Ну, наконец-то, - восклицает учитель. - У нас появились реальные доказательства космических пришельцев. Они явно завладели телами и сердцами моих лучших, всегда послушных и внимательных учеников».
  • Ученик нагрубил соседу по парте. Учитель, услышав это, поинтересовался: «Ты этими же губами и маму целуешь?».

Понятно, что наряду с юмором, существует много других возможностей приобщения учащихся к нормам поведения в обществе, к установлению разумной дисциплины, основанной на взаимном уважении взрослых и детей. Назовём лишь две любопытные методики, разработанные учителями начальных и средних классов. «Высшая награда - голубая ленточка».

Главная идея состоит в создании ситуации успеха и в стимулировании чувства гордости за себя и своих товарищей.

Необходимые материалы: ярко голубая шёлковая лента; маленькие швейные золотистого тона булавки; напёрсток; полиэтиленовые пакетики, желательно на молнии; также может понадобиться цветная бумага для принтера и тетрадки для каждого ученика, в которых они будут записывать примеры доброго, бескорыстного поведения товарищей и знакомых.

Методика проведения:

  1.  Сформулируйте все значимые идеи и цели и познакомьте с ними директора, завуча и желательно старшего учителя параллели. Заручившись их поддержкой, расскажите ребятам в классе о том, что собираетесь делать.
  2. Начните свой рассказ с мозгового штурма или примера проявленной деть ми доброты и сердечности.
  3. Переходите затем к конкретному человеку, кратко перескажите историю его действий и объясните причину необходимости выделить его среди других.
  4. Предложите ребятам в классе поделиться подобными историями.
  5. Когда ребята освоились с идеей и восприняли её как свою собственную, раздайте им голубые ленты и помогите закрепить их на себе или на ком-то из класса.
  6. Можно начать по-другому: выбрать от одного до пяти учащихся класса как наиболее отличившихся и попросить их выбрать еще по одному отличившемуся ученику и так - до тех пор, пока весь класс не получит знаки отличия -голубые ленты,
  7. Если время позволяет, скажите что-нибудь хорошее каждому, а если времени не остаётся, то можно поздравить всех вместе.
  8. После того как ребята начали носить свои знаки отличия, предложите им подумать о человеке, который также заслуживает подобной награды.
  9. Вручите каждому ученику класса маленький полиэтиленовый пакетик с тремя голубыми лентами.
  10. На следующем этапе каждый ученик вручает кому-то голубую ленту в награду и передаёт оставшиеся две в пакетике.
  11. Если администрация школы поддержала проект, то дальше каждый получивший награду находит ещё одного человека, заслуживающего поощрения, вручает ему голубую ленточку и оставшуюся в пакетике еще одну для дальнейшего вручения кому-то следующему.
  12. Предложите ученикам класса подготовить такие знаки отличия для каждого учителя школы, а возможно, и для передачи ещё кому-то дополнительной ленты, но это уже по усмотрению учителя.
  13. Стоит обсудить происходящее на заседании педагогического совета, а также попросить учеников письменно сформулировать причины вручения этих наград.

Последействие.

Ребята постарше могут завести дневник событий и описывать там поступки и поведение тех, кому вручена эта награда. Ученикам младших классов можно предложить сделать зарисовки победителей и озаглавить каждый рисунок.

Как показывает американский опыт, подобный проект поднимает настроение всей школы, повышает чувство гордости за свою школу; улучшает общий климат учреждения.

Сверкающие звезды

Воспитательная цель: формирование чувства общности с данной группой людей, гордость за свой класс и свою классную комнату.

Необходимые материалы: плотная бумага, карандаши, маркеры, фломастеры, мелкие блестящие украшения, чертёжные принадлежности.

Методика проведения:

  1. Попросите, чтобы каждый ученик вычертил и раскрасил звезду, а посередине напечатал своё имя.
  2. Вывесите все эти звёздочки рядом с классной комнатой в коридоре на знамени с надписью «Звёзды комнаты №...» или «Яркие звёзды комнаты № ...».
  3. Каждый день напоминайте ученикам, что они ваши «звёзды». Говорите, что у вас никогда не было класса с таким количеством ярких звёзд. Формируйте у них чувство гордости оттого, что они ваши ученики. Пусть гордятся тем, что они часть большой семьи вашего класса.

Последействие,

Замечено, что в этой ситуации ученики начинают очень серьёзно относиться к чистоте и порядку в классе. Количество проблем и неуспевающих резко сокращается, ведь всем хочется оставаться «яркими звёздочками».

Порядок, ограничения, твердость и доброта — вот основные черты позитивного и эффективного поведения в классе. Как метко заявлял известный американский  педагог X. Жино: «Дисциплина - это череда маленьких побед, которые не так часто случаются. К ним надо по-настоящему подготовиться, распланировать свои действия, возможности их осуществления и поддержания». Только те учителя, которые способны оценить каждого своего ученика и настраивать его на лучшее, способны также создавать позитивную атмосферу школы и благоприятный для развития детей климат класса.

Все сказанное достигается благодаря соблюдению определённых, сформулированных рядом американских педагогов правил поведения, которые вполне укладываются и в российское представление о гуманном образовании:

  1. Всегда относиться к детям и подросткам с уважением и не пытаться ущемить их достоинство.
  2. Соотносить своё поведение с интересами детей.
  3. Пытаться найти разумные решения в индивидуальном порядке, а не выставлять детей на всеобщее порицание.
  4. Использовать наименее жёсткую и наименее болезненную тактику поведения.
  5. Делать всё, чтобы «достучаться» до каждого ученика и укрепить с ним контакт.
  6. Активно способствовать утверждению веры ребёнка в себя и надежды на успех.
  7. Помогать ученикам заметить те ситуации, в которых они проявили себя достойно, и концентрировать их внимание именно на этих ситуациях.
  8. Никогда не терять надежду в отношении любого ученика. Всегда верить в то, что он способен измениться к лучшему.

Примечания

  1. http://www.anafor.ru
  2. http://www.behavioradvisor.com
  3. Символически «голубая лента», а вернее, бант из голубой ленты, означает высшую награду, впервые присуждённую наиболее быстроходному пассажирскому лайнеру, впервые пересекшему Атлантику. В США голубой лентой награждают победителей в самых разных соревнованиях, начиная со спортивных и заканчивая образовательными (http://www.en. wikipedia.org
  4. Научно-методический журнал «Классный руководитель» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы/ №5, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Как научиться управлять классом»

Материал может быть использован при проведении методического объединения классных руководителей общеобразовательных школ....

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...

классный час Можно ли научиться управлять собой?

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях....

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.

Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой....

«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».

Устный журнал на тему:«Как помочь подростку научиться управлять своими эмоциями».Цели: расширить представления родителей об эмоциональной сфере подростков и о способах управления эмоциями. П...