Воспитательная система класса
календарно-тематическое планирование по теме

Носенко Лариса Николаевна

Представлен план работы воспитателя и учителя на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa_.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                         Согласовано                                    Утверждаю

на совместном заседании                    с заместителем директора            Директор СС(К)НШ-д\с I , Vвида

и  МО воспитателей ГПД                     по ВВВР                                        

 ___________                                         __________                                    __________

________2013г.                                     ________2013г.                              _________2013г.

 

Рабочая программа

по воспитательной работе

в 1 классе «г»

на 2013 – 2014 учебный год.

воспитатель: Носенко Л.Н.

г. Сургут 2010-2011 учебный год

Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным социальным опытом человечества, т. е. его культурой, воспитанием Человека, Личности, Гражданина. Нравственное воспитание тесно связано с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет духовную, внутреннюю культуру человека, его внутренний мир.

Уровень нравственного воспитания зависит от ряда факторов, воздействующих на него:

  • окружающая среда;
  • система сложившихся общественных отношений;
  • быт;
  • деятельность образовательно – воспитательных учреждений;
  • семья.

Решающая роль при этом принадлежит школе и семье, закладывающим нравственный фундамент личности. Воспитание младших школьников в семье и школе должно быть нацелено на формирование в ребенке «сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире». Нужно помочь ребенку стать достойным человеком, для которого присущи положительные качества, добродетели, составляющие обобщенную характеристику моральных качеств личности, основу общечеловеческих ценностей. Поэтому необходимо моделировать воспитательный процесс, основанный на системно – деятельном подходе к воспитанию и обеспечивающий личностно – ориентированную направленность. Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в организованной воспитательной системе.

Наш класс набран 1. 09. 2008 года. В классе обучается 10 учащихся, 9 мальчиков и 1 девочка. Мотивация учения на низком уровне, в познавательном процессе обучения преобладает игровая деятельность. У учащихся не сформированы элементарные умения и навыки познавательной активности, правила поведения  на уроке и перемене. Дети нашего класса, опираются на ранее усвоенные навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, симпатии и внимания к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения), но не понимают смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека. Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, на уроке, перемене и другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. Для того, что бы жить в гуманном обществе, нужно, каждому человеку этого общества уметь не нарушать установленный порядок по отношению к себе, людям, к государству. Безусловно, человечности надо учиться с детских лет; учиться ответственности, терпеливости, саморегуляции и умению цивилизованно отстаивать свои права и не нарушать права других людей; выполнять свои обязанности.

  Этому во многом способствуют такие документы, как «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989г), Конституция Российской Федерации, «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи». (1998г.).

Основные принципы воспитательной системы:

  • Воспитательный процесс строится на началах гуманизма, заботы, сотрудничества и сотворчества субъектов образования;
  • Максимальный индивидуальный и дифференцированный подход;
  • Единство образовательного и жизненного пространства, создание воспитательного пространства в школе и дома;
  • Активное использование семьи как субъекта воспитательного педагогического пространства;
  • Создание психологического комфорта в классе;
  • Систематичности и последовательности;
  • Принцип творчества;

Данная воспитательная система составлена, исходя из основного содержания принятых в нашем обществе норм, правил, с учетом возраста детей.

Цель: Формировать гуманную, самостоятельную, творческую, личность способную ценить себя и уважать других.

Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач:

  1. ознакомление с правилами культуры внешнего вида, культуры речи и этическими нормами поведения в различных жизненных ситуациях;
  2. формирование личностных качеств человека, составляющих культуру поведения;
  3. развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальное решение;
  4. обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов культурного поведения.
  5. умение ставить перед собой цели, выражать свои интересы, отстаивать собственное мнение, действовать независимо от других, без помощи взрослых;
  6. формирование правил личной гигиены, соблюдение режима дня;
  7. стремление узнавать что – то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги;
  8. умение по - доброму относиться к людям, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения со взрослыми и другими людьми;
  9. формирование уверенности в себе, быть открытым и общительным.

        Работа строится по пяти направлениям: ознакомление с окружающим миром, социализация и общение, творческое воображение, нравственность, охрана жизни и здоровья.

        Это дает возможность достаточно полно изучить правила культурного поведения,  сформировать качества личности, присущие культурному человеку, составить и провести различные упражнения для выработки необходимых навыков и привычек культурного поведения.

        Воспитательная система в классе имеет основную «ось», которую представляют сложившиеся традиции. Традиции сложились в процессе становления и развития коллектива. Они проверены временем и приняты всеми участниками педагогического процесса: выпуски газет к праздникам, подготовка к тематическим неделям, месячникам, дни рождения детей, нетрадиционное проведение родительских собраний, совместные чаепития: родители, дети, педагоги; анкетирование родителей, лекции, беседы,   с целью получения иного, нежели домашнего, опыта общения со своими детьми.

        Воспитательная система класса предназначена для воспитания Человека, Личности, Гражданина, который  имеет активную     позицию в коллективе, адекватно реагирует на ситуацию,  устанавливает контакты,  проявляет уважение к иному «Я», комфортно чувствует себя в ученическом коллективе.

Позитивное изменение личности, как ожидаемый результат реализации программы возможно, если будут реализованы следующие условия:

  • Использование личностно – ориентированных технологий в обучении и воспитании.
  • Создание необходимой материально – технической базы.
  • Последовательная реализация принципа «От простого к сложному».

Воспитательную систему класса, направленную на отношения и взаимоотношения детей в классе, реализовать к 2012 году.


Приложение №1

План воспитательной работы по

нравственному воспитанию учащихся 1 класса.

Культура внешнего вида.

Культура речи.

Личностные качества культурного человека.

Правила и нормы этического поведения.

Правовое воспитание.

Классные часы:  

«Чистота – залог здоровья». «Истории обиженных вещей». «Личная гигиена школьника». «Культура внешнего вида».

Классные часы:

«Культура речи». «Словарь вежливых слов». «Ты или Вы». «Для чего человеку приветствия».

Классные часы:

«»Почему человек стал человеком». « Я и мои товарищи». « Не стесняйся доброты своей».

Классные часы:

«Как прожить без правил». «Для чего человеку правила». «Кто придумал правила».

Классные часы: «Что такое справедливость».

«Декларация прав человека».

«Мои права»

«Мои обязанности».

Занятия:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «Мой режим дня». «Друзья мойдодыра». «Свет мой зеркальце скажи».

Занятия:

«Волшебные слова». «Ежели вы вежливы». «Вежливое обращение к людям».

Занятия:

«Добрым быть совсем не просто». «Для чего воспитывают детей». «Быть воспитанным – что это значит?»

Занятия:

«Что такое культурное поведение».

«Как стать лучше». «Познай себя». «Дом в котором я живу».

Занятия:

«Страна справедливости». «Мой дом – моя крепость». «Право на жизнь».

Беседы:

«Про орехи, репку и зубную пасту». «»Опрятность и аккуратность в одежде». «Рассказ оторванной пуговицы». «Каждой вещи – свое место». «Не хочу быть неряхой» «Как ухаживать за одеждой».

Беседы:

«Почему мы так говорим». «Обидные слова». «Основные правила разговора». «Говорите правильно». «Слова приветствия утром, днем, вечером».

Беседы:

«Умеешь ли ты дружить».

«Уважай свое время и время других». «Вежливость и грубость». «Честность и ложь». «Взаимопомощь и взаимоподдержка». «Каким я хочу быть».

Беседы:

«Правила, обязате-льные для всех людей». «Правила поведения для учащихся». «Правила поведения на улице». «Правила поведения дома». «Правила поведения в гостях». «Правила поведения за столом».

Беседы:

«Большая забота о маленьких детях». «Твое мнение». «В лес пускают без билета». «Маленький да удаленький». «Я по улице шагаю»

Чтение литературы:

Рассказы, сказки, басни, стихи. А Барто, К. Чуковский, С. Михалков, В Воронкова.

Чтение литературы:

Стихи, рассказы, басни, сказки.

А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, Б. Заходер. Книга Л. Введенской «Наш родной язык»

Чтение литературы:

Стихи, рассказы, басни, сказки. А. Барто, В. Осеева, С. Маршак, О. Выгодская, Б. Заходер, Н. Носов, А. Гайдар, Е. Пермяк, Л. Н. Толстой.

Чтение литературы:

Стихи, рассказы, сказки, басни. Б. Заходер, С. Маршак, К. Чуковский.

Чтение литературы:

Стихи, басни, рассказы, сказки.

Русские народные сказки, Е. Пермяк, Б. Заходер, С. Маршак и другие.

Разбор ситуаций из жизни школьника:

- ребенок упал в лужу;

- нечаянно порвал одежду;

- забыл носовой платок;

-запачкал одежду во время приема пищи.

Разбор ситуаций из жизни школьника:

- боюсь спросить;

- я сказал обидное слово;

- не знаю как обратиться.

Разбор ситуаций из жизни школьника:

- неприятности в школе;

- ссора с другом;

- если кому – то завидуешь;

- мне сделали замечание;

- друг просит списать контрольную.

Разбор ситуаций из жизни школьника:

- когда можно жевать жевательную резинку;

- почему мной не довольны;

- в гостях можно все;

- не хочу соблюдать правила игры.

Разбор ситуаций из жизни школьника:

- вижу не честность;

- я выдал чужую тайну;

- можно ли брать чужие вещи;

- можно ли бить друзей.

Проигрывание ситуаций:

«Утренний и вечерний туалет».«Как пользоваться принадлежностями для умывания». «Наводим порядок в шкафу». «Одеваемся на праздник». «Ухаживаем за одеждой». «Какая прическа нужна».

Проигрывание ситуаций:

«Общение с одноклассниками». «Общение с родственниками». «Как поздравить именинника». «Речь и эмоции».

Проигрывание ситуаций:

«Веселая переменка», «Проявление уважения к старшим людям». «Проявление уважения к одноклассникам». «Что сделать, если очень хочется, но нельзя».

Проигрывание ситуаций:

«Дежурный класс». «Соблюдаем правила поведения в школе, в общественных местах, на улице, в столовой». «Давайте знакомиться». «Мы пришли в магазин».

Проигрывание ситуаций:

«Общение с незнакомыми людьми». «Красивы и некрасивые поступки». « Ты нашел деньги». «Ты высказал свое мнение о друге». «Твой друг попал в беду».

Игры и упражнения:

- правильно пользуем-ся зубной щеткой;

- моем руки с мылом;

-правильно расчесыва-ем волосы;

- развешиваем одежду на плечики.

Игры и упражнения:

- обратимся к человеку с вопросом;

- извиниться;

поблагодарить за помощь;

- вежливо объяснить причину опоздания.

Игры и упражнения:

«Рыцарский турнир». «Что такое хорошо и что такое плохо». «Знатоки народной мудрости»(пословицы, поговорки, притчи о народной мудрости).

Игры и упр-ния:

-культурное пользо-вание столовыми приборами;

-уступи место взрос-лому;

- помоги девочке или малышу в раздевалке

Игры и упр-ния:

-Чужого брать не надо;

-Денискины стра-шилки;- Кто не прав?

-Необдуманные пос-тупки.Разные мнения.

Сюжетно  -ролевые игры:

Умываем куклу.

Одеваем детей в школу.Парикмахерская.

Магазин одежды для детей.

Сюжетно  -ролевые игры:

Магазин.Учитель и ученики.Врач и боль-ной.

Мы пришли в гости.


Сюжетно – ролевые игры:

- Мы в гостях.

- Мы в столовой.

- Мы в автобусе.

Сюжетно – ролевые игры:

Я ученик.В школьной столовой. Ко мне пришли гости.

Сюжетно – ролевые игры:

Заблудились в лесу.

В квартиру позвони-ли. Необдуманные поступки.

Познавательные игры:

«Знатоки народной мудрости».

В гостях у царевны гигиены.

Друзья Мойдодыра.

Познавательные игры:

Путешествие по городу вежливых лю-дей.Знатоки вол-шебных слов. лова и жесты приветствия у народов других стран.

Познавательные игры:

Ты не один вокруг тебя люди.

Хочешь быть красивым – будь здоровым.

Познавательные игры:

Эти хитрые правила поведения.

В гостях у Культурино. Азбука культурного человека.

Познавательные игры:

Как цивилизованно высказывать свое мнение.

Домашние советы.

Друг или враг.

Нарушитель.

Индивидуальная работа с учащимися по формированию культуры внешнего вида.

Индивидуальная работа с учащимися по развитию и коррекции речи, навыков культурного общения.

Индивидуальная работа с учащимися по формированию и коррекции личностных качеств человека.

Индивидуальная работа с учащимися по формированию и коррекции навыков культурного поведения.

Индивидуальная работа с учащимися по формированию правовых знаний и умений.

   

Приложение № 2

Перспективный план работы воспитателя ГПД

1 полугодие: Сентябрь

Личностное развитие. Основы социализации и общения.

«День Знаний»

Знакомство со школой и классом.

«Золотая осень» (нравственность)

«Что растёт на грядке?» (общение)

«Наши пернатые друзья» (ОСОМ)

«В мире вежливых слов»

«Умеешь ли ты дружить?»

«Моя семья» (общение)

Трудовое воспитание. Творческое воображение

«У меня в порядке книжки и тетрадки» (общение)

«Осенний натюрморт» (аппликация

«Улетает наше лето». (рисование).

«Предметы гигиены». (рисование).

«Мухомор».

(бумажная пластика)

«Грибное лукошко». (лепка)

«Ах мода, мода». (общение)


__________

Охрана жизни и здоровья.

«Дорожные знаки».

«Витамины и здоровый организм».

«Правила поведения в гостях».

«В лес по грибы» (учение)

«День Здоровья».

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

«Зачем человеку кожа?»





Октябрь

Личностное развитие. Основы социализации и общения.

«Волшебница вода»

«Путешествие в увлекательный мир природы» (учение)

«Спеши делать добро» (общение)

«В мире животных» (нравственность)

«Друзья Мойдодыра».

«Поговорим о вежливости»

«Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»


__________

Трудовое воспитание. Творческое воображение.

Изготовление открыток к «Дню Учителя».

Растения летом и осенью.

(ОСОМ рисование)

«Праздник Осени».

«Я познаю мир цветов». (учение)

«Я лучший помощник».

«Лес точно терем расписной». (рисование)

«Все работы хороши» (учение)

«Плетёная корзина». (аппликация)

Охрана жизни и здоровья.

«Почему я вижу».

«Осанка залог здоровья» (общение)

«Правила безопасности дома» (учение)

«Не хочу быть неряхой» (общение)

«Чтобы зубы были здоровыми». (общение)

«Вредные привычки»

«Опасные предметы»

Ноябрь

Личностное развитие. Основы социализации и общения.

«Мозайка леса» (ОСОМ)

«Осенние каникулы»

«Что такое хорошо, что такое плохо» (общение)

«Лесные обитатели – звери»

«Насекомые – какие они?»



_________



_______



________

Трудовое воспитание. Творческое воображение.

«Что нам осень принесла?» (аппликация)

«Не мешайте мне трудиться» (общение)

«Грибная полянка» (аппликация из листьев)

«Кто в лесу живёт» (лепка)

«Ваза с фруктами» (аппликация)


_______


_______


________

Охрана жизни и здоровья.

«Секреты здоровья» (общение)

«День Матери».

«В дверь позвонили».

«Настроение после школы».

«Почему я слышу?»


_________


_______


________

Декабрь

Личностное развитие. Основы социализации и общения.

«Прогулка по зимнему лесу» (ОСОМ)

«В гости к зимним месяцам» (ОСОМ)

«Это не мелочи» (общение)

«Мой город Сургут».

«Здравствуй ёлка».

«В моей семье , семь «Я»». (учение)



________



________

Трудовое воспитание. Творческое воображение.

«Создадим эмблему нашего класса».

«Морозные узоры» (рисование)

«Ёлкины игрушки – шишки и хлопушки» (лепка из теста)

«Мастерская Деда Мороза».

«Мастерская Деда Мороза».

«Новогодняя открытка»

«Украшение класса.



_________

Охрана жизни и здоровья.

«Крепкие зубы» (учение)

«Здоровая пища для всей семьи». (учение)

«Откуда берутся болезни?»

«Природа и безопасность».

«Если друг заболел?»

«Опасные ситуации с незнакомцем»



________



________


Приложение № 3

Перспективное планирование классных часов

на 2010-2011 год 1 класс «г»

Тематика классных часов по направлениям:

Дата

1 направление: «Обеспечение жизни и здоровья учащихся. Культура внешнего вида».

1.

«Первый раз в первый класс».

2.

«Правила поведения в школе».

3.

«Опасности дома».

4.

«У светофора нет каникул».

5.

«Чистота залог здоровья».

6.

«Личная гигиена школьника».

7.

«История обиженных вещей».

2. направление: «Обеспечение позитивных межличностных отношений. Правила и нормы этического поведения».

8.

«Кто придумал правила».

9.

«Для чего человеку правила».

10.

«Как прожить без правил».

11.

«Я и мои товарищи».

12.

«Не стесняйся доброты своей».

13.

«Вежливые слова. Для чего человеку приветствия».

14.

«Словарик вежливых слов».

15.

«Я и моя школа».

3. направление: «Содействие освоению школьника образовательных программ».

16.

«Откуда  к нам приходит книга».

17.

«Счастливый случай (путешествие по сказкам)».

18.

«КВН «Сказки Пушкина»».

19.

«Мастерская Деда Мороза».

20.

«Хлеб всему голова».

21.

«О чём рассказывают журналы».

22.

«Диалоги о животных».

23.

«Культура речи».

24.

«Новый год шагает по стране».

25.

«Час кроссвордов»,

26.

«Мама самая красивая».

27.

«Почему человек стал человеком?».

4. направление: «Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания».

28.

«Что такое справедливость?».

29.

«Декларация прав человека (встречи со сказочными персонажами)».

30.

«Мои права».

31.

«Мои обязанности».

5. направление: «Родной край». 

32.

«Мир вокруг нас. (растения тайги) (животные тайги)».

33.

«Как жили наши предки?».


                Приложение № 4

План -сетка

внутришкольных мероприятий

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

спортивные

«День Здоровья».

«Папа, мама и я – спортивная семья».

«День Здоровья».

Катание на лыжах

«Будем сильными и смелыми».

«Мамины помощники».

«Соревнования МЯЧ – БОЛ».

Конкурс фото – шоп «наша спортивная жизнь»

праздники

«День Знаний».

«Праздник осени».

День Матери

«Колядки».

День защитников Отечества.

Женский день 8 марта!


«Масленица».

«Чистота – залог здоровья».

«Последний звонок».

Конкурсы

Выставки

Конкурс рисунков «Сказки Пушкина».

Прогулка по городу вежливости

Мастерская Деда Мороза

Конкурс рисунков

«Зима в городе».

Конкурс рисунков

«Мой папа солдат».

Конкурс рисунков «Мама самая красивая».

Конкурс рисунков «Моя большая школа».

Экскурсии

предметные недели

Экскурсия в парк

Наблюдение за изме-нениями в природе

Экскурсия в кинотеатр.

Поход в ледовый городок.

Поход в музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...