Внеклассное мероприятие на тему "Уроки Холокоста"
классный час (7 класс) на тему

Морозова Анна Сергеевна

 

    Дети и Холокост.  Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?

Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…

     Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой  кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики  III рейха по “защите арийской крови”.

     Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем,  чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_kholokosta.rar1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических проектов по краеведению

Направление:

Сценарий внеклассного мероприятия

для учащихся 7 класса

«Уроки Холокоста», посвященные истории Катастрофы еврейского народа в годы Второй мировой войны

Подготовила: Кузнецова А.С.,

учитель английского языка

МОУ СОШ п. Новый Урал

Варненского муниципального района

2013г

Классный час: «Трагедия Холокоста»
Памяти жертв Холокоста посвящается…
(гражданское и патриотическое направления в воспитании)
Автор: Кузнецова Анна Сергеевна, учитель английского языка
МОУ СОШ п.Новый Урал


Обоснование работы.
   Дети и Холокост.  Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?

Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…

     Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой  кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики  III рейха по “защите арийской крови”.

     Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем,  чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. 


Описание работы.
Электронное сопровождение к тематическому классному часу представлено в формате Microsoft Power Point,  видеоприложение
Учебно-методические рекомендации.
Основная ученическая аудитория – учащиеся 7 – 8классов.
Занятие рассчитано на 1 час (урок). Форма занятия – интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией презентации,  видеоматериала.
 
Цели:

  • усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; 
  • формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.

Задачи: 

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
  • формирование толерантного сознания;
  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово учителя.

Учитель: (слайд 1)

      Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма   и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.  

  1. Интерактивная беседа по теме классного часа

   Так давайте  вспомним, как всё это было…

   Прежде чем рассмотреть хронологию  развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».       Кто-нибудь знает, что такое «Холокост»?

Ответы детей…

Учитель: (слайд 3)

     Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое

уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян… (слайд 2)

Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида. Ученики выступают со стихами:

Ученик 1:

Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе.

Учитель:  (слайд 4)

    Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Ученик 2:

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Учитель: (слайд 5)

    В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.

Стоны, крики, плачь, боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти кадры.  

Учитель:

А сейчас небольшой отрывок из истории

Ученик 3: (слайд 6)

    Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

     Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

     Ученик 4:

   Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы,  «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».

      В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

Ученик 5: (слайд 7)

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно.

Мне сегодня столько лет,

Как самому еврейскому народу.

Мне кажется, что Дрейфус - это я.

Мещанство - мой доносчик и судья.

Я за решеткой. Я попал в кольцо.

Затравленный, оплеванный, оболганный.

И дамочки с брюссельскими оборками,

Визжа, зонтами тычут мне в лицо.

Мне кажется - я мальчик в Белостоке.

Кровь льется, растекаясь по полам.

Бесчинствуют вожди трактирной стойки

И пахнут водкой с луком пополам.

Я, сапогом отброшенный, бессилен.

Напрасно я погромщиков молю.

Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"…

Учитель:

    В данном стихотворении прозвучали слова Бабии Яр. Кто-нибудь знает что это такое? Может кто-нибудь где-нибудь слышали подобное выражение?

Ответы детей…

Учитель:

    Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреевцыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч (жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

   В 2008 году на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам[10] и другим жертвам убийств. До Куренёвской трагедии 1961 года здесь находился один из самых больших в Киеве оврагов — длина около 2,5 км, глубина — свыше 50 м. По его дну протекал одноимённый ручей, взятый в настоящее время в коллектор.

Учитель:

        В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, подробнее давайте рассмотрим на слайдах, в какой стране, сколько погибло человек.  (слайды 8 - 19)

       22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России: в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине. Это как раз те территории, которые подверглись оккупации фашистскими войсками.         Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части.

  1. Просмотр видеоряда “Дети Холокоста”. 

Предварительный комментарий учителя.

Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.
Их судьба может быть разделена на следующие категории: 
1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;
2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;
3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;
4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.
     4. Обсуждение фильма.
Примерные вопросы: (слайд 20)

1. Как вы думаете, что побуждало нацистов непрерывно совершать массовые убийства  заключенных, в том числе и детей?
2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти? 
3. Для чего проводилась селекция в лагере?
4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?
5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?

  1. Обобщение по теме. (слайд 21)

Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

  1. О чем мы сегодня говорили?
  2. Что такое Холокост?
  3. Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
  4. Что является причинами Холокоста?
  5. Кто стал его жертвами?
  6. Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
  7. Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
    (слайд 22)

Учитель:  Сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни тысячи людей, в том числе и детей.

Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.


Список литературы

1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.

4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ

5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.

6) www.holofond.ru/

7) www.yadvashem.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Холокост - трагедия 20 века"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием и историей холокоста, узнают о жестокостях фашисткого режима....

Сценарий внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

      Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – ун...

Внеклассное мероприятие "Дети - жертвы Холокоста"

Мероприятие проводилось с учащимися 8-9 классов....

внеклассное мероприятие «Скорбные фиалки Холокоста»,

Внеклассное мероприятие « Скорбные фиалки Холокоста» (для старших классов ). Цель проведения мероприятия: актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Актуальность темы «Память о Холокосте – путь к толерантности» определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почв...

Внеклассное мероприятие Урок мужества "Холокост- память поколений"

Внеклассное мероприятие  Урок мужества "Холокост- память поколений"...