Фольклорный праздник
методическая разработка (5 класс) по теме

Новосельцева Галина Григорьевна

Внеклассное мероприятие по литературе для 5-7классов.Внеклассная работа, которая расширяет и углубляет материал, развивает творческую инициативу ученика, пробуждает интерес к предмету. Лишь во взаимодействии классной и внеклассной работы возможно осуществление сложных задач, стоящих перед школой, одна из которых состоит в том, чтобы воспитать настоящего читателя.Очень важно привить внимание учеников к  УНТ, развить их интерес к пословица, поговоркам , загадкам. сказкам, быть не только пассивными слушателями . но активными участниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_folklornyy_prazdnik_mame.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Посиделки».

        Описание игры. Класс оформлен в стиле крестьянской избы. В игре участвуют пять команд. Участники сидят группами за столами, накрытыми для чаепития. Каждой команде было дано домашнее задание- охарактеризовать один из жанров русского фольклора:  

  1. скороговорки, пословицы, поговорки;
  2. инсценирование бытовой сказки;
  3. народные песни;
  4. частушки
  5. былины.

Ход игры

        Первый ведущий.

Здесь и красны девицы

         Второй ведущий

Добры молодцы кругом

        Оба

Все уселись за столом

        Первый ведущий

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

        Второй ведущий

Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься

        Первый ведущий

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

        Оба.  

Все мы рады видеть вас.

        Первый ведущий

А где ж пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

        Второй ведущий

Будут вам пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.

        Учитель

 А разговор сегодня пойдет о русском фольклоре и его значении.

Фольклор появился задолго до литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала сохранению и передаче опыта.

Рассчитанные на устную передачу, фольклорные произведения создавались на базе живого разговорного языка. Их исполнение невозможно было без использования речевых интонаций, жестов и напева. Поэтому фольклор тесно связан и с бытом, и с языком, и с мировоззрением народа.

Значение фольклора в зарождении и формировании литературы огромно. У многих народов мира первые письменные произведения являются обработкой устных народных преданий. Умение кратко, просто, образно выражать мысли и чувства, глубина содержания и красота формы, монументальность и величие событий и героев в одних произведениях, нежность и задушевность в других, яркость и сила эмоционального воздействия произведения устного народного творчества- все эти качества привлекали выдающихся писателей. А.С. Пушкин и Н.В. Островский и Н.В. Гоголь, А.Н. Островский и Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, А.М. Горький и М.А Шолохов призывали деятелей литературы изучать фольклор и сами учились у народа высокому искусству слова.

На нашем празднике мы попытаемся окунуться в атмосферу народной жизни, почувствовать красоту и мудрость русского фольклора.

        Первый ведущий.

Вечером, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой- нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет. А какая работа без песни, без шутки да прибаутки?

(Третья группа учащихся исполняет хоровод «Во поле береза стояла» или народную

песню «Позолоченная нрялица» с имитацией.)

Частушки

(Затем четвертая группа исполняет частушки.)

                  Пропоем мы вам частушки

                Замечательны таки,

                  Что пойдут плясать старушки,

                Затанцуют старики.

Пойду плясать,

Головой качну,

 Сама карими глазами

Завлекать начну!

Раздайся, народ,

Чернобровая идет!

 Чернобровая, бедовая

 Нигде не пропадет!

Ой, туфли мои,

 Носы выстрочены!

Не хотела я плясать,

Сами выскочили!

Не пошла бы я плясать,

 Да надо выходку казать.

 Вот и пляска, вот и я,

 Вот и выходка моя!

Пошла плясать

По соломушке,

Сторонитесь, добры люди,

Ко сторонушке!

Я топну ногой

Да притопну другой:

 «Милый, милый, дорогой,

Проводи меня домой».

Сколько раз я зарекалась

 Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я усидеть.

А я чайничал,

Самоварничал.

Всю посуду перебил,
Накухарничал.

Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души.

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши.

Первый ведущий. Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг...

Второй ведущий. Остановились руки, замерли все, сказку слушают.

Инсценировка сказки о сварливой жене

Мужик. Пойду-ка я в поле, поработаю. Жена, не пеки блинов.

Жена. Вот-таки напеку!

Мужик. Если напечешь, то в поле не носи.

Жена. Вот-таки напеку и понесу!

М у ж и к. А понесешь, так через мост не ходи.

Ж е н а. А вот пойду, так пойду!

М у ж и к. А пойдешь, так каменьев за пазуху не клади.

Жена. Вот накладу, так накладу!

М у ж и к. А накладешь, так с моста в воду не прыгай.

Жена. Вот прыгну, так прыгну!

Мужик. Если прыгнешь, так чертей не пужай.

Жена. Вот распужаю. так распужаю!

Мужик. Эх, хорошо поработал! Можно и домой собираться.

Чертенок. Дяденька, возьми свою жену, а то нам от нее житья нет в воде!

Мужик. Не надо мне ее.

Чертенок. Я, мужичок, шляпу денег прик

Мужик. И денег мне не надо, только бы от сварливой жены
избавиться!        

Учитель. Ребята, определите тип этой сказки. Объясните, почему вы так решили. (Это бытовая сказка. В ее основе лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт, хотя присутствуют и фантастические персонажи, например, черт. Сюжет сказки развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными ситуациями.)

Первый ведущий. Пословица гласит: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Какой урок надо извлечь из этой сказки?

Второй ведущий. Сказок нами прочитано и прослушано немало. Узнайте героя и сказку по небольшим отрывкам. Учащиеся второй группы приготовили сказочную викторину.

  1. Выскочил..., размахнулся дубинкой железной - три головы, как кочаны, снес; размахнулся еще разок, еще три сшиб. Головы отрезал, под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошел в избушку да и спать лег. (Иван крестьянский сын.)
  2. Поутру... зовет деток - детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. (Белая уточка.)
  3. Знаю я, где твоя жена. Она у Кощея Бессмертного. И сказала ему, как убить Кощея. (Баба-яга. «Царевна-лягушка».)

Первый ведущий. Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки, пословицы и поговорки.

Второй ведущий. Вот тут и начинались настоящие состязания! Ведь скороговорку надо произнести не только быстро, но и чисто, красиво. А это целое мастерство! Кто начнет? Скороговорки

Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю».

Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, Архип осип.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Первый ведущий. А теперь отгадайте пословицу по од-
ному слову.        .
1. .. .не воин.
(Один в поле не воин.)

2. ...не выкинешь. (Из песни слова не выкинешь.)

3. …свет, ... — тьма. (Ученье - свет, неученье — тьма.)

4. …время, ... - час. (Делу - время, потехе - час.)

5. …не садись.  (Не в свои сани не, садись.)

Второй   ведущий. Наши знатоки приготовили загадки-пословицы. Угадайте, о чем идет речь в этих пословицах?

- На чужой стороне без нее и весна не красна. Она краше солнца, дороже золота. Любовь к ней сильнее смерти. (Родина.)

  • Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она ~ что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит. (Москва.)
  • Его сгубишь - новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота - залог его. (Здоровье.)
  • Сердце ее лучше солнца греет. Роднее ее родни нет. Птица рада весне, а дитя - ей. (Мать.)
  • Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет. (Язык.)
  • Хлеб-соль ешь, а ее режь. Она в огне не горит и в воде не тонет. Она хорошо, а счастье лучше. (Правда.)
  • Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их. (Друзья.)
  • Без него нет добра. Без него нет плода. Без него и отдых не сладок. (Труд.)

(Раздается стук в дверь.)

Первый ведущий. Что за поздние гости? Входите!

(Появляются три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич да Алеша Попович. На них кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья.)

Богатыри. Здравствуйте, люди добрые! Мы пришли к вам издалека, обходим мы дозором землю русскую, защищаем ее от врагов-супостатов. Знаете ли вы своих защитников? Как нас зовут?

Былины

(Учащиеся пятой группы представляют богатырей, рассказывают о подвигах былинных богатырей.

Раздается стук в дверь.)

 Второй  ведущий. Это кто к нам пожаловал?

Баба-яга.    

Я фольклорный элемент.

У меня есть документ,

Я вообще могу отсела

Улететь в один момент.

За жару ли, за пургу

Все бранят меня, каргу.

А во мне вреда не больше,

Чем в ромашке на лугу.

Иду, бреду,

Дорогу не найду,

Заблудилась в лесу.

А вы, ребятки,

Отгадайте загадки,

Чтоб вернуться мне в сказку.

                  Красно яблочко

                  По тарелке катается,

                      Никто не догадается. (Солнце.)

Баба-яга,

Вилами нога,

Весь мир кормит,

Сама голодна. (Соха.)

Что у нас выше леса стоячего,

Выше облака ходячего,

 Краше мелких звезд? (Месяц.)

Баба-яга. С такими провожатыми, умными ребятами, дорогу легко найду. До свидания!

Второй ведущий. Быстро летит время, пора и расходиться по домам. А на прощанье расскажу одну сказочку, чтоб спалось слаще. Слушайте.

Жил-был царь. У царя был двор... (Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала?

Первый ведущий. Нет, я лучше расскажу! Слушайте. Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?

Учитель. Ну, хватит рассказывать докучные бесконечные сказки и подсмеиваться над простаками. Как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир. Пироги да бублики остывают.

Первый ведущий. Вам - сказка, а нам бубликов связка.

Второй ведущий. Вам - сказки, а нам пироги да сласти.

Дополнительный материал

К обрядовому фольклору можно отнести рассказы о святочных гаданиях с пением подблюдных песен, которые предсказывали будущее: счастье-несчастье, здоровье-болезнь, богатство-бедность, разлуку-радость. Гадание происходило поздним вечером. Наставят на стол всего: и земли, и зерна, и щетку, бритву, ржи насыплют и соломы, пустят на стол петуха, к чему подойдет: к зерну - богатый урожай, к зеркалу -жених будет, к веревке - бить будет.

Подблюдные песни

К свадьбе

Секи, мати, капустку, пеки пироги,

Свят вечер. Свят вечер.

К тебе, мати, гости, ко мне женихи.

К тебе, мати, в лаптях, ко мне в сапогах.

Кому мы поем, тому с добром,

Тому сбудется и не минуется.

Куют кузнецы

Золотые венцы.

Диво ули ляду!

Кому спели,

Тому добро.

К богатству

Рылся кочеток

На завалинке,

 Вырыл кочеток

Жемчужинку.

 Кому спели,

Тому добро!

Стоит полоса нежатая,

А рожь густа, не ужиниста.

 Кому поем, тому с добром,

Тому сбудется, не минуется!

К разлуке

Сидит воробей на новом городе, слава!

Глядит воробей на чужу сторону, слава!

Кому песню поем, тому добро, слава!

Тому сбудется, не минуется, слава!

Саночки,

Самокаточки,

Куда поглядят,

                                   Туда и покатят!

Праздник в честь нарастания силы Солнца русские называли колядой или святками. Коляда - первоначально производили от «коло» -колесо (напоминает форму солнца), от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было установлено, что слово имеет нерусское происхождение. От лат. са1еndае - в Древнем Риме первый день месяца. В эти дни, когда солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с землей, естественно было задуматься, каким он будет, что он принесет поироде и человеку. Парни и девушки у каждого двора «кликали» (звали) Коляду (мифологический персонаж, который должен принести богатство и счастье), восхваляли хозяина и хозяйку дома и выпрашивали угощенье в виде обрядового печенья «коровки» или «козульки».

Колядки

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

 А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста.

 Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

 Наделил бы вас господь

 И житьем, и бытьем,

 И богатством;

Еще лучше того!

 И создай вам, господи.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!.

На новый год, на ново счастье!

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

Овсей, Овсей

Шел по дорожке,

Нашел железце,

Сделал топорочек

Ни мал, ни велик,

С игольные уши.

Срубил себе сосну,

 Наснастил себе мосточек.

 По этому мосту

Шли три братца:

Первой-то братец -Рождество Христово.

Второй-то братец -. Крещенье господне,

Третий-то братец -Василий Кесаринский.

Блин да лепешка

На заднем окошке,

Подавай, не ломай, не закусывай!

У хозяина в дому

Велись бы ребятки.

Велись бы телятки.

Велись бы ягнятки.

Велись бы жеребятки.

Велись бы поросятки.

Велись бы козлятки,

Велись бы цыплятки,

Велись бы утятки!

Название праздника «Масленица» появилось у русских потому, что в это время ели очень много масленой пищи, «блинов масленых». По названию праздника Масленицей стали называть и антропоморфное изображение божества, которое прогоняли, хоронили. Его первоначальное имя забыто. На это указывал еще А.Н. Афанасьев: «Название народного праздника заменило позабытое имя древней богини».

Следует отметить, что в Масленице сочетаются элементы зимней и весенней обрядности, это праздник проводов зимы и встречи весны. Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводился с особенным размахом. Зима в народном сознании, как известно, отождествлялась со смертью, с мраком. Потому проводам зимы и встрече весны придавалось такое важное значение. Даже бьшо убеждение, что не потешишь Масленицу, значит, «жить в горькой беде и жизнь худо кончишь».

Веснянки

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое,

Колосистое, ядренистое!

Чтобы было с чего пиво варити,

Пиво варити - ребят женити,

Ребят женити - девок отдавати!

Уж ты, пташечка,

Ты залетная!

Ты залетай

На сине море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

  • Весна красна,

На чем пришла?

  • На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

-        А мы весну ждали,
Клочки допрядали'.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Фольклорный праздник "Посиделки".

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    Цель: приобщить к старинным календарным традици...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"

сценарий  праздника "фольклорный праздник при свечах"...

сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.

Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...