Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»
презентация к уроку по теме

Начинкина Татьяна Яновна

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.
Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    
Цель: приобщить к старинным календарным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору и обрядам, дать возможность почувствовать радость от участия в подобном действии.
Задачи:
Обучающие: познакомить с весенними  народными праздниками, закличками.  
Развивающие: развивать речь учащихся; память, координацию движения, внимание, фантазию и воображение; развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере.
Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обычаям,  прививать  бережное отношение к родной природе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя школа №125 отделение дополнительного образования детей

творческое объединение «Русские традиции и обряды»

Сценарий фольклорного праздника

«Образ птицы в весенних праздниках»

по теме «Весеннее равноденствие.

Весенние обряды и обычаи твоего края».

С использованием информационно - коммуникационных технологий и элементов развивающего обучения.

Автор: педагог дополнительного образования

 Начинкина Татьяна Яновна.

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

По программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.

Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    

Цель: приобщить к старинным календарным традициям, пробудить интерес к русскому фольклору и обрядам, дать возможность почувствовать радость от участия в подобном действии.

Задачи:

Обучающие: познакомить с весенними  народными праздниками, закличками.  

Развивающие: развивать речь учащихся; память, координацию движения, внимание, фантазию и воображение; развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере.

Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обычаям,  прививать  бережное отношение к родной природе.

План занятия.

1.Организация начала праздника. Сообщение темы и плана праздника – 3 мин.

2. Сообщение нового материала 6 мин. Знакомство  с весенними праздниками.

3.Проверка имеющихся у детей знаний. -1мин.

4 Сообщение        нового материала 7 мин. Знакомство с перелётными птицами твоего края.

5. Игровая переменка -15мин

6.  Сообщение        нового материала 8 мин. Знакомство с весенними обрядами.

7.Закрепление полученных знаний 5 мин.

Продолжительность праздника 45минут.

8. Чаепитие.

Реквизит. Рисунки с изображением птиц, о которых говорится, запись птичьих голосов, закличек, музыки для конкурсов и игр, птички-жаворонки (на палочках), Жаворонки-печенье- в корзиночке; обручи, мультимедийная презентация.

Техническое оснащение М/М-презентация,15 стульев  стоящих буквой «П»,

 экран, компьютер.

Форма: праздник (коллективная, игровая).

Оформление зала: пословицы и приметы, связанные с приходом весны; рисунки перелётных птиц.

 

Методы:  Проблемный, поисковый, беседа, рассказ, игра, поощрения, вопросы, показ презентации.

Количество детей: – 15

Подготовительный этап.

1.        Разучивание песен, стихотворений, игр.

2.        Знакомство с птицами.

3.        Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.


Ход праздника

1.Организация начала праздника. История праздника- 3мин.

Дети входят под музыку в зал. Звучит песня «Песенка про чибиса»

Музыка: Михаил Иорданский Слова: Антон Пришелец

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем встречать весну, узнаем о весенних народных праздниках. Мы будем чествовать тех, кто нам приносит её на крыльях, наших пернатых друзей, помощников. Знаете, что раз в году бывает праздник, который посвящён птицам. Как вы думаете, когда он бывает?

Ответ детей: весной.

Педагог: А в каком месяце?

Ответ детей: Когда прилетают птицы. 1-го апреля!

Педагог: Правильно.

М.М Презентация «Образ птиц»

Слайд 1  «Образ птиц»

Слайд 2  День птиц 1 апреля

Педагог: Дата проведения Международного праздника «День птиц»   выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые.  Возник праздник  в США в 1894 году.  А затем пришел в Европу.

Источник: http://www.calend.ru/holidays

2. Сообщение        нового материала 5 мин  

http://www.ethnomuseum.ru/section

http://www.agentstvo-prazdnik.ru/holidays

       Ребята, а какие весенние русские народные праздники, связанные с птицами вы знаете?

Ответы детей: 8 марта,1 апреля, Пасха.

 А теперь давайте послушаем, как встречали весну на Руси.

С давних пор главным среди признаков, предвещавших наступление весны, был прилет птиц. Появление перелетных птиц уже само по себе соотносилось с наступлением тепла, таянием снега. «Как черная тропинка, так птички прилетают из теплых стран»; «Рады птицам перелетным: как птицы прилетят, так теплота у нас пойдет», - говорили крестьяне.

В весенних закличках и хороводных песнях рассказывалось как "пташечка-полеташечка", кулик, галочка или ласточка - "ключница" летели к Богу, просили Его дать людям весну или приносили ключи, чтобы отпереть весну-лето и запереть зиму.

По древнему обычаю детям делали свистульки, свист которых, похожий на голоса  птиц  привлекал весну.

Слайд 3 (жаворонки печёные)          Основная встреча весны на Руси праздновалась в день  весеннего  равноденствия – 22 марта, называли его Сороки. «Сорок сороков птиц летят – весну несут» - говорили в народе. Это традиционный, народный, календарный праздник.

Педагог: ребята, а кто знает, почему так называется праздник?

Ответы детей:

Педагог:  Называется  он так в честь сорока Севастийских воинов – мучеников, которые были христианами и отказались поклоняться языческим богам. В древнем поучении детям” можно прочесть: “На сорок мучеников  птицы  небесные из ирия идут”.

 Педагог: Опять новое слово. Попробуйте догадаться ,что оно означает.

 Ответы детей:

Педагог: Ирий в древнерусском языке означает рай. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков или куликов, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. К этому дню приурочивается много примет и изречений (какова погода будет в этот день – такова она будет еще сорок дней.

Слайд 4  Благовещенье

Педагог: послушайте  строки  Александра Сергеевича Пушкина.

В чужбине свято соблюдаем

Родной обычай старины:

На волю птичку отпускаем

При светлом празднике весны. 

Как вы думаете, о каком празднике весны идёт речь?

 Ответы детей: 

Здесь говорится о празднике Благовещенье, когда происходит решающая встреча весны.  Отмечают его 7 апреля.

Попробуем догадаться, что означает Благовещенье. Первая часть этого слова имеет корень – благ, а вторая от слова весть.

   Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день в мир пришла благая весть о рождении Спасителя. День, когда душа человека обрела свободу, как птица вырвалась из клетки ввысь. На Благовещенье по традиции выпускали птиц на волю, и они возвещали Богу о доброте своих освободителей.

     

            На  Благовещенье запрещалось выполнять какую - либо работу: “Красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет”.

3. Проверка имеющихся у детей знаний. 1 мин

Педагог:   Ребята, а какие птицы к нам прилетают весной?

Ответы детей: Ласточки, грачи, скворцы…

Звучат голоса птиц

 4. Сообщение        нового материала -7 мин

Педагог: весной мы радуемся прилёту пернатых и сегодня я хочу вас познакомить с перелётными птицами нашего края, которых вы, может быть не знаете.

Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Много птиц возвращается к нам с зимовок. Давай полюбуемся на самых красочных, самых нарядных из тех, кого мы  можем увидеть в городских парках и скверах.

2-ой ведущий:

Одна из первых птиц, появляющаяся в конце марта,— зяблик.

Слайд 5 Зяблик.

Чуть позже прилетают дрозды и зарянки.

Слайд 6  Дрозд и зарянка.

1-ый ведущий:

В середине апреля, с первой зеленью, в сады прилетают горихвостки и варакушки.

Слайд 7  Горихвостка и варакушка.

В мае прилетают соловьи

Слайд 8  Соловей

Слайд 9  Перелётные птицы

Педагог: ребята, а какую пользу приносят птицы?

Ответы детей: уничтожают вредных насекомых.

Слайд 10   птицы        Дятел Скворцы Синицы

1-ый ведущий: Дятла в народе называют лесным врачом. Некоторые насекомые заползают под кору деревьев, а дятел вытаскивает их оттуда, тем самым прокармливая себя и спасая деревья.  

Семья  скворцов  уничтожает  за  месяц  до  24000  насекомых  и  их  личинок.

 А пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь.

Слайд 11   Щегол и Соловей

Педагог: посмотрите на эту яркую птицу. Как она называется?

Ответы детей:   

Педагог: может вы слышали такое выражение «Вырядился как щёголь»? (подсказка)

Радостно нам на неё смотреть? А эту маленькую невзрачную певчую птичку вы узнали?

Ответы детей:

Педагог: она очень красиво поёт. (подсказка) 

Ответы детей:

Педагог: давайте послушаем, как чудно поёт соловей

http://muzofon.com/search

Педагог:  как вы думаете, ребята, хищные птицы приносят пользу?

Какую?

Ответы детей:

  1-ый ведущий: Для  человека  полезны  и  хищные  птицы.

  Они оберегают наш урожай от мелких  грызунов-вредителей  -мышей и полевок-переносчиков опасных болезней. 

   

Звучат голоса птиц.

5.Игровая переменка -10мин.

Педагог:

 А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в старинную народную игру КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА. 

 Для этого надо выбрать «коршуна» и «наседку». Все остальные играющие – «цыплята». Цыплята выстраиваются в шеренгу друг за другом, крепко держа друг друга за талию. Впереди шеренги – наседка. Целью коршуна является утащить из «выводка» цыпленка, а цель наседки – не дать ему это сделать. Если коршуну удается разорвать цепочку и выхватить одного из цыплят, то коршун становится наседкой, а похищенный цыпленок – коршуном. Вы будете маленькими цыплятами, которые появились весной.  Выберем её по считалке наседку-курицу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

А теперь выберем коршуна. Тоже  по считалке.

Говорят на заре,

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка

Вот и вся считалка.

Педагог: а сейчас  народная игра «Петушиный бой».

 Проигрываем 3 раза

   Попрошу выйти по 2 пары из каждой команды и встать в круг друг напротив друга на расстоянии шага. Вы будете изображать дерущихся петухов: прыгая на одной ноге,  старайтесь толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на пол двумя ногами, выходит из игры. Одной рукой держим колено согнутой ноги.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(ручей)

 Оригинал: http://www.fun4child.ru/396-zagadki-o-vesne.html

Следующая  наша игра «Ручеек»

Для этого встанем в колонну парами. Каждая пара поднимает соединенные руки вверх. Первая пара, стоящая в голове колонны, разъединяет руки, и оба партнера один за другим движутся внутри колонны под руками играющих. Каждый из разъединенных партнеров выбирает себе в пару другого партнера или партнершу, берет его или ее за руку и продолжает движение внутри колонны до ее конца и тут становится замыкающей парой. Те, кто остался без пары, бегут в голову колонны и начинают двигаться от ее головы до хвоста, выбирая себе нового партнера.

Звучит  плясовая быстрая музыка.

6.Знакомство с весенними обрядами. -8мин.

Педагог: наша игровая переменка закончилась. Садитесь.

Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Не всегда погода радовала крестьянина, часто зима не хотела сдавать своих позиций, а земледельцу нужна дружная весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходилось зазывать весну к себе в гости. Кликание весны,ещё говорят: "выкликать весну", "весну гукати", "зачинати весну", - обрядовое действие, сопровождавшееся пением или выкрикиванием специальных весенних песен - веснянок, закличек, смысл которого приглашение - призыв весны и/или птиц. Кликание , должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил.  Весну называли  красной. Ребята, что в те времена значило красная?

Дети: хорошая, добрая, красивая.

Педагог: а ещё алая, и лучшая.

Давайте посмотрим и послушаем как закликали весну в народе.    

Показ видео сюжета- 30сек

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем исполнить веснянку. Сначала нам надо «прочистить голоса».

 Для этого надо как можно громче кричать:

 Йа! Йе! Йи! Йо! Йу!

 Педагог и дети:  Йа! Йе! Йи! Йо! Йу!

Теперь попробуем гукнуть: Гу!

Педагог и дети:   гу!

После запева, по мановению палочки, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!

Благослови, мати,

Весну заклинати.

Рано, рано,

Весну заклинати. Гу!

Педагоги дети: Гу!

Педагог:

Весну заклинати,

Зиму провожати.

Педагоги дети: Гу!

Рано, рано,

Зиму провожати.

Педагоги дети: Дети: Гу!

Педагог: попробуем вместе покликать весну.

Ведущий1и ведущий2:  

Чу-виль-виль, виль

Весна пришла

Педагог и дети:

Чу-виль-виль, виль

Весна пришла 

Ведущий 1и ведущий 2:

 На колясочках,

 Педагог и дети:

 На колясочках,

Ведущий 1и ведущий 2:  

Зима ушла на саночках.

Педагог и дети:

Зима ушла на саночках.

Педагог: образ птиц, возвращающихся на родину из тёплых стран, объединяет все весенние обряды и обычаи. В народе считали, что на день весеннего равноденствия прилетают жаворонки и приносят весну. К этому дню хозяйки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек» - домашнее печенье в виде птичек, отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных «жаворонков» насаживали на шесты, на ветки или на вилы, а затем ,что есть силы кричали «заклички»:

Педагог:  посмотрите какой замечательный жаворонок.

Слайд - жаворонок.

Педагог: весну мы покликали, теперь, а теперь покликаем жаворонков.  

 Ведущий1и ведущий2:  (исполняют заклички.) исполняют закличку «Ой кулики-жаворонушки».

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Педагог и дети:  вместе!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Ведущий 1и ведущий 2:  Прилетите к нам!

Педагог:  вместе

Дети: Прилетите к нам!

Ведущий 1и ведущий 2:  

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

 Дети:

Весну ясную,

Весну красную

Принесите нам!

Ведущий1и Ведущий 2:  

Жаворонок! Жаворонок!

 На тебе зиму, А нам лето,

Педагог:  вместе

Дети: Жаворонок! Жаворонок!

 На тебе зиму, А нам лето,

Ведущий1и Ведущий 2:  

На тебе сани, А нам телегу!

Дети: На тебе сани, А нам телегу!

Педагог: Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, на овинах и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.

Слайд-печенье жаворонок

6.Закрепление полученных знаний в игре.-5 минут

игра

Педагог: попрошу вас, ребята подойти к  компьютеру и вставить недостающие буквы в названии каждой птицы.

Перелётные птицы.

1.Зяблик 2.Дрозд. 3.Зарянка..4.Горихвостка5.Варакушка.6.Соловей

Слайд 12 - Зяблик Дрозд Зарянка Горихвостка Варакушка Соловей

Следующее задание: капитаны команд набирают себе команду по очереди. Придумайте название своей команде по теме: «весна пришла». Каждой команде даются карточки шести цветов, из которых надо сложить 6 названий перелётных птиц.

Педагог: быстрее справилась команда… О каких весенних народных праздниках мы сегодня говорили и как они связаны с птицами?

Ответы детей:

Педагог: правильно, молодцы! Сороки, Благовещенье.

Обе команды справились с небольшой разницей во времени. Все мы разные и, главное, что вы смогли выполнить задание дружно, были внимательны и  вежливы.

Педагог: 

Спасибо, ребята. Вам понравился наш праздник? А теперь – сюрприз. Печенье жаворонки! Посмотрите, какое красивое печенье испекли для вас ваши заботливые родители. Приглашаю всех  в класс на чаепитие.

Слайд 13 -День птиц

Педагог: Все вы хорошо знаете, что победа – это не самое главное –участие. Спасибо всем участникам и всем, кто помог в подготовке нашего праздника. Под музыку в исполнении народных инструментов (аудиозапись) дети выходят из зала.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образ птицы в весенних праздниках » Тема « Весеннее равноденствие. Весенние обряды и обычаи твоего края » Составитель Начинкина Татьяна Яновна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №125

Слайд 2

«День птиц» 1 апреля

Слайд 3

Печенье «Жаворонки»

Слайд 4

Благовещенье Пресвятой Богородицы 7 апреля

Слайд 5

Зяблик

Слайд 6

Дрозд Зарянка

Слайд 7

Варакушка Горихвостка

Слайд 8

Соловей

Слайд 9

Перелетные птицы

Слайд 10

Дятел Скворец Синицы

Слайд 11

Щегол Соловей

Слайд 12

Зяблик Дрозд Зарянка Соловей Горихвостка Варакушка

Слайд 13

День птиц Сороки Благовещенье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний праздник "День птиц"

Весенний праздник "День птиц" . Внеклассное общешкольное мероприятие проходит в виде КВН. Команды соревнуются: отгадывают загадки, составляют рассказы, инсценируют басни и т.д. Болельщики принимают ак...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

Внеклассное мероприятие: Фольклорный весенний праздник "СОРОКИ"

Внеклассное мероприятие: Фольклорный весенний праздник "СОРОКИ"По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День 40 мучеников Севастийских на языке народа носит название &quo...

Сценарий весеннего праздника "Праздник светлой Пасхи"

Весенний сценарий праздника для младших школьников...

Сценарий весеннего праздника в старшей логопедической группе "Вот опять наступила весна, снова праздник она принесла..."

Продолжать знакомить детей с праздником всех женщин в соединении с народными традициями встречи весны, на материале праздника соединять современные празднования с русским фольклором....

сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.

Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....

Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника. (для детей старших и подготовительных групп)

Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх)....