Школьная программа для работы по воспитанию законопослушных граждан "Твой выбор".
рабочая программа (8 класс) по теме

Петухова Татьяна Анатольевна

Программа по воспитанию законопослушных граждан "Твой выбор" имеет своей целью

формирование правовой культуры и законопослушного поведения учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoy_vybor.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Воронежской области

для детей и подростков с девиантным поведением

«Аннинская специальная общеобразовательная школа».

Рассмотрена и рекомендована         Утверждена                              Утверждаю _______

к утверждению на заседании          педагогическим советом                                      

методического объединения                                                  директор АСОШ

воспитателей                                                                          О. Г. Пархоменко

протокол № 2                                      протокол № 2                       приказ № 444

от «21» сентября 2012 г.                    от «28» сентября 2012 г.          от «4» октября 2012 г.

                                                                                                   

                                                              ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ «ТВОЙ ВЫБОР».

Возраст 11-14 лет

Срок реализации 1 год

Автор воспитатель: Петухова Т. А.

                             

                   

                                                                    п. г. т. Анна

2012 г

                                  Программа по формированию

            законопослушного поведения воспитанников

                                         «Твой выбор»

  «У того, кто решит изучать законы,

    не останется времени нарушать их»

                                    И.В.Гёте      

  1. Краткая аннотация.

    Программа по формированию законопослушного поведения предназначена в первую очередь для подростков с нарушениями поведения, имевшими в прошлом проблемы с законом, приведшие их в специальное  учреждение закрытого типа.

    Программа по формированию законопослушного поведения – инновационная программа, направленная на создание условий для коррекции поведения воспитанников, воспитания духовности, ориентации на соблюдение правовых норм в  обществе.

  1. Обоснование программы.

    Программа построена с учётом того,  что дети, поступающие в специальные учебно-воспитательные учреждения,  имеют  отклонения в поведении, у них отсутствуют  основные понятия нравственных норм и правил поведения в обществе, многие из них имели негативный опыт общения со школой и сверстниками и, главное, все они в прошлом совершили правонарушения, нарушив закон.

   Подростки с противоправным поведением имеют, как правило, низкий уровень нравственно-правовой культуры. Сложившаяся экономическая, общественная обстановка диктует ребяческой среде и  неуверенность в возможности  получения нормального образования, и  расслоение коллектива на «бедных» и богатых». Социум современной улицы криминален.  

     Специальная  общеобразовательная школа закрытого типа готовит учеников к самостоятельному труду, даёт им определённый объём знаний и умений по учебным дисциплинам школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, основы правового сознания, навыки культурного  и законопослушного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности  подростка, коррекцию недостатков развития, поведенческих норм, в конечном счёте, создаёт условия для социальной адаптации воспитанников школы. 

     Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности и помочь преодолеть пробелы семейного воспитания наших подростков. Задача воспитателя в том, чтобы требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения необходимо ставить во главу угла при коррекции поведения и воспитания  учащихся потому что:

      -подростки чаще всего расценивают свои преступления как некую шалость, неосторожность, а не преступление и правонарушение

      -столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, подростки считают,  что они хорошо осведомлены о законах, но на самом деле  их знания  показывают отсутствие чёткости о правовых нормах.

      -подростки не умеют применить правовые знания в конкретной ситуации, потому что их правовые знания скудны, а практика их применения ограничена.

      -при оценке того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом, например, если деньги «взяты», чтобы кому-нибудь помочь, то  они не видят в этом состава преступления.

      -наблюдается зависимость правосознания подростка от мнения более авторитетного человека в компании или воздействия группы. Часто, чтобы не показаться трусом перед авторитетными друзьями, подросток принимает решение  принять участие в совершении преступления.

      Из всего этого следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание и формирование законопослушной личности.

     От того, каким подросток выйдет в самостоятельную жизнь зависит его самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний, согласно программе,  укрепит способность подростка правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации. Полученные знания способствуют правильному пониманию общественных явлений, дают воспитаннику возможность правильно определиться в обществе, видеть грань между дозволенным и запрещённым, уметь выбирать законные пути средства защиты личных прав и интересов.

1.3. Законодательно – нормативное обеспечение программы:

          Конституция РФ; Декларация прав ребёнка;  Конвенция о правах ребёнка; Всеобщая декларация прав человека ( принята и провозглашена резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года);

           Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16.11.97 г.),

О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном процессе ( письмо Минобразования России от 24.04.2001 г.№1818), Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. №420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»;

«Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 г. №120 ФЗ.

1.4. Цель программы:   формирование правовой культуры и законопослушного поведения учащихся.

1.5  Задачи программы:

1. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

2. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей.

3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

4. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению  преступлений и правонарушений.

1.6 Прогнозируемые результаты программы:

 

     Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:

              - обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

              - уважать и соблюдать права и законы;

              - жить по законам морали и государства;

              - быть законопослушными гражданами;

              - быть толерантными во всех областях общественной жизни;

              - осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честь, долг,

                справедливость.

    Результатом реализации программы является формирование  правового самосознания учащихся, положительной мотивации воспитанников на исполнение норм, правил и законов и возможное  снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения.

1.7 Целевая аудитория:

 учащиеся специальной общеобразовательной школы в возрасте от 11 до 16 лет.

1.8. Сроки реализации программы:

    Программа рассчитана на 1 год.

1.9. Информационное обеспечение.

     -  выпуск тематических стенгазет

     -  фотовыставки

     -  подбор материалов для сайта школы

     -  статьи в местной газете

2.0. Кадровое обеспечение.

     - воспитатели

     -  педагог-психолог

     - социальный педагог

2.1. Формы подведения итогов:

       

      - мониторинг

      - анкетирование

     

 Разделы программы:

           * Коррекция поведения

           * Азбука нравственности

           * Правовой всеобуч «Ты и закон»

Коррекция поведения.

       Среди обстоятельств, способствующих появлению подростков  с девиантным поведением можно перечислить семейные травмы и конфликты в семье, недостаток любви родителей, пьянство родителей, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании.

       Результаты изучения мотивационной сферы подростков с девиантным поведением свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими преступлений и правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением любой ценой добиться определённого, удовлетворяющего подростка положения в микрогруппе, показать перед товарищами свою смелость, решительность.

      В воспитании таких детей педагогам следует, прежде всего, ориентироваться на то положительное, что,  безусловно,  есть в каждом подростке. Уважение к личности подростка, желание помочь ему,  стать ему старшим товарищем – успех в коррекции поведения. Поэтому необходимо, прежде всего, строить такие отношения с воспитанником, при которых он станет доверять педагогу, и сам захочет стать на путь исправления.

  -     Диагностика. (изучение личных качеств подростка)

  Позволит лучше узнать воспитанника, рассмотреть его положительные качества и отклонения в поведении, узнать внутренние причины его проблем. Занятия помогут развить положительные качества , нейтрализовать отрицательные.

    *      наблюдения за поведением подростка

*      индивидуальные беседы

Тестирование с целью определения

    *     направленности личности

    *     самооценки и уровня притязаний

*     эмоционально- волевых черт характера

     

    *     тестирование  на выявление склонностей и  творческих способностей

     

    *     выявление мотивации при выборе профессии

    *     опросник Дж. Холланда

 

    *    тесты     « Незаконченное предложение»

Эта методика позволяет определить жизненные позиции, особенности социальных контактов подростка, а также убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности подростка. Например. Педагог просит учащегося закончить следующие утверждения:

1. Я считаю, что я …

2. Главное  в моей жизни – это …

3. Мне хорошо, когда …

4. Мне плохо, когда …

5. Мне нравится, когда взрослые …

6. Мне не нравится, когда взрослые …

7. В свободное время я …

8. Самая большая радость в моей жизни …

9. Самая моя большая ошибка …

10. Иногда мне хочется …

     *    «Кто Я?»

Учащимся предлагается 10-ю словами ответить на этот вопрос. 2 этап – сосед в паре отвечает на этот же вопрос относительно учащегося, варианты ответов сравниваются;

     *   тест «Сердце» ( раздаются бумажные сердца и педагог просит учащихся разделить сердце на 4 части. В одной написать то, что больше всего дорого подростку, во второй самое неприятное,  что было в жизни, в  двух других имена людей, кому он доверяет);

    *    проективные рисуночные методики.

    *    исследование самооценки по методике  Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.  

    *    изучение особенностей формирования ценностных ориентаций (модификация методики М.Рокича )

-  Составление плана педагогической коррекции

   1.  Целенаправленная работа по нравственному просвещению

   2. Актуализация нравственного опыта всех источников (учебная, общественно-полезная работа, отношения между детьми в классе, отношения со взрослыми)

   3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности.

    4.  Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

-   Основные принципы коррекции

    *  ориентация на позитивное в поведении и характере подростка;

     

    *  принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер;

(учёт особенностей социального окружения учащегося)

    *  принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия;

(выбор специальных  средств для каждого ребёнка)

    *  принцип социального закаливания.

( проблемы подростка решать с ним, а не за него;

трудный путь к успеху – залог успешной жизни в будущем, нельзя предусмотреть все трудности, надо быть готовыми к ним)

-  Тематика коррекционных занятий:

-  Кто я? Какой я?

- Самооценка.

- Сила воли.

- Мои достоинства и недостатки.

- Верь себе, уважай себя, люби себя.

- Порядок время бережёт.

- О хороших и дурных привычках.

- Не позволяй душе лениться.

- Что значит быть воспитанным?

- «Ты памятью свой разум озари и день минувший весь пересмотри».

-  Что такое самовоспитание?

-  «Сколько можешь сам себя выводи на чистую воду».

-  Принципы и правила выбора профессии.

-   Искусство самопрезентации и резюме.

-  «Подводные камни» в выборе места работы.

-  Самоанализ, самообладание, самоконтроль.

-  Итоги работы над собой.

Азбука нравственности.

   "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф.)

       Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

     Знание моральных норм - это  предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки подростка, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого подростка, только упражняясь в нравственных поступках.
     Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость".

      Азбука нравственности, как один из разделов данной программы, поможет подросткам  приобрести основные  нравственные понятия.

Задачи:

1. Воспитание духовно-нравственных ценностей.

2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

        Формы работы: нравственные  беседы, этические диалоги,  просмотр документальных фильмов с последующим обсуждением, занятия с воспитателем «Уроки нравственности».

       Тематика занятий:

5-6 класс

- Что такое духовное богатство человека

- История русского этикета

- Мои потребности.

- Как найти друга.

- Бережём природу.

- Хочу и надо.

- Отзывчивость.

- Честность и правдивость.

- Тропа милосердия.

- Я и этикет.

- Сила и этикет.

- Счастье и этикет.

- Труд и этикет.

7 класс

- Взаимопонимание.

- Великодушный поступок.

- Во что верит человек.

- Чем можно гордиться

- Трудно ли быть добрым.

- О совести и чести.

- Сил воли.

- Учимся доверию.

- Благородная жертва.

- Забота о других.

- Сила единства.

- Мир красоты.

- Красота души.

- Любовь к Родине.

8-9 класс

- Внешняя и внутренняя воспитанность.

- Вежливость как основа воспитания.

- Спеши делать добро. - Мужественный поступок.

- Смысл жизни.

-  Служение людям.

-  Золотое правило нравственности.

- Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке.

- Для чего нужны деньги?

- Телевидение. Добро и зло.

- Добро, истина и красота во взаимоотношениях мужчин и женщин.

- Достойная и подлая жизнь как антиподы.

-  Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

-  Планирование профессионального пути.

Правовой всеобуч «Ты и Закон»

 

Задачи:

  1. Воспитание у учащихся уважительного отношения к Закону.
  2. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
  3. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей и психологической готовности к их выполнению.

Раздел включает в себя:

 1. Занятия  по правовому всеобучу:

Тематика занятий:

      - Главная книга страны.

- Гражданство.

- Права и свободы.

- За что могут лишить свободы.

- Наши главные ценности.

- Равенство.

- Достоинство.

- Право на жизнь, на охрану здоровья.

- Право на труд, на отдых.

- Право на личную  жизнь.

- Права и обязанности гражданина.

- Права и обязанности в семье.

- Право на образование.

- Твоя национальность.

- Для чего нужно государство?

- Социально-экономические права.

- Нет прав без обязанностей.

- Ограничение прав и свобод.

- Защита прав и свобод.

- Право на неприкосновенность личности.

-  Право на жильё.

- Судебная власть

- Право активного участия в жизни общества.

- Лидер.

- Закон и беззаконие.

- Проступок и преступление.

- Характеристика достойной жизни (добро, истина, красота)

- Умей быть собой.

- Ответственность.

- Умей сказать «Нет!»

- Твои документы.

Формы работы с детьми:

- Беседы,

- викторины,

- диспуты,

- круглые столы,

- ролевые игры,

- просмотр фильмов,

- конкурсы рисунков и плакатов,

-  сочинения,

- познавательные игры,

- интерактивные игры,

- экскурсии на предприятия посёлка,

- участие в КТД,

- занятия с воспитателем «Правовой час».

2.Встречи со специалистами в области юриспруденции, работниками суда,

прокуратуры, сотрудниками служб и ведомств системы профилактики,  проведение бесед, диспутов, консультаций, «Круглых столов», анкетирование, использование кино- , теле -  и видеоматериалов.

3.Оформление уголка по правовой и юридической документации.

    Данная программа разработана для того, чтобы ознакомить воспитанников с общественным опытом людей, системой этических понятий и суждений, нравственными категориями, научить сопоставлять своё личное поведение с общественным.

 Полученные правовые знания помогут подростку правильно ориентироваться в жизни, выбрать законные средства защиты своих интересов, научат уважать Закон.

   Каждый человек рождён свободным, поэтому обязан соблюдать законы и уважать права и свободы других людей.

ЛИТЕРАТУРА:

«Психокоррекция: теория и практика» под ред. Ю.С. Шевченко,

 «Специальная школа. Девиантный подросток в новой среде» под ред. Копысовой Э.С.Пермь 1998г,

«Основы правовой культуры» Исакова Т.В., Надым 2004 г.

«Клуб внеклассных дел» Е.А. Воронова, Ростов – на – Дону 2006 г.

«Классные часы», А.В. Давыдова, Москва 2010 г.

«По законам добра» Т.А. Фалькович, Москва 2007 г.

« Психология девиантного поведения» Ю. А. Клейберг, Москва 2001 г.

«Уголовный кодекс Российской Федерации», Москва 2004 г.

Приложение 1.

Сложен и противоречив мир подростка:

        « В нас столько всякого напихано,

                   О нас такое понаписано,

                   В нас столько всякого наносного,

                   В нас столько всякого несносного,

                   В нас столько всякого ненужного,

                   В нас столько всякого наружного,

                   В нас столько всякого нарочного,

                   В нас столько всякого хорошего,

                   А люди ходят и не верят нам,

                   Они большие и сухие.

                   Они гуляют как по берегу,

                   В своей бушующей стихии».

           

           СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ОТ ИМЕНИ ДЕТЕЙ

-  Не бойтесь быть требовательным со мной.

- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить.

 

- Не поправляйте меня в присутствии других. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете мне всё спокойно наедине.

 

- Не пытайтесь читать мне нотации. Вы будете удивлены, узнав,  как я великолепно знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Мне нужно научиться, делая ошибки, не ощущать при этом, что я ни на что не годен.

- Не будьте со мной жестокими. Я стану скрытным, изворотливым, пойду на обман, чтобы избежать наказания.

Приложение 2.

               

      Система подведения итогов дисциплины воспитанников.

     За год пребывания в специальной школе воспитанник должен набрать не менее 500 баллов.

     В том случае, когда воспитанник набрал 500 баллов ранее, чем за год пребывания, составляется подробная характеристика с указанием всех его положительных черт и передаётся вместе с ходатайством в суд для принятия решения о досрочном выпуске воспитанника домой.

    До набора 120 баллов, прибывший в специальную школу считается новичком, за ним из числа лучших воспитанников закрепляется шеф. Новичок не имеет права выхода за территорию ( в порядке исключения по ходатайству группы директор или его заместители могут дать такое разрешение на каждый выход в отдельности). Прогулка с родителями до набора 120 баллов воспитанникам ограничивается.

     Набравший 120 баллов считается воспитанником, с него снимается шефство и предъявляются более высокие требования.

     Каждому воспитаннику может быть начислено за неделю 7 баллов, если он не имеет

Ни одного нарушения. Самовольный уход воспитанника из специальной школы считается предательством её интересов, при этом баллы за неделю не начисляются, а из имеющихся минусуется 100 баллов. За проступок с воспитанника снимается 50 баллов.

                       Прибавляются дополнительные баллы

   

1. Активное выполнение общественного поручения (командир класса, общественник, член учебной комиссии, член трудовой комиссии, санитар, хозяйственник).                   3-5 бал.

   Дополнительно баллы могут быть начислены, если по итогам учебной четверти класс занял 1 место в общешкольном соревновании.

2. Воспитаннику, прожившему неделю без нарушений дисциплины        2 балла

3. Воспитаннику, получившему одобрение в рапорте        1 балл

4. Воспитаннику, получившему оценку «5»        1 балл

5. Активному участнику общешкольных, районных мероприятий, спортивных соревнований                                                                                                                    3 бал.

6. Благовидные поступки воспитанника                                                                    до 5 бал.

7. Высокие показатели в труде, активное участие в хозяйственных делах школы.до 10 б.

                    Снимаются баллы за следующие нарушения

1. Потеря имущества                                                                                                   от 5 до 20 б.

2. Умышленная порча имущества                                                                             от 10 до 45б

3. За сниженную оценку в рапорте классу ( запись в рапорте)                              от 3 до 15 б.

4. Воровство предметов одежды, обуви, продуктов питания                                 от 20 до 45б

5. Присвоение мелких вещей, принадлежащим другим воспитанникам               от  3 до 15б

6. Бестактность по отношению к сотрудникам школы, пререкания со взрослыми,                                                

    обман взрослых        45 бал.

7. Нецензурная брань, жаргонные выражения                                                              10 бал.

8. Имитация слов под брань, циничные жесты                                                             40 бал.

9. Обидные клички и выражения                                                                                от 5 до 15 б

10. Отказ от работы и др. случаи неподчинения                                                           40 бал.

11. Исправление рапорта, его утеря, непредоставление взрослым                      от 30 до 50 б.

12. Не проставленная учителем, воспитателем оценка в рапорте                          5 баллов

13. Драка, ссора, потасовка                                                                                        от10 до 50 б

14. Каприз, упрямство, пререкания с дежурными учащимися                             от 10 до 45 б.

15. Курение, хранение курительных принадлежностей                                         от 5 до 50 б

16. Нарушение формы одежды                                                                                            до 10б

17. Нанесение татуировки, ущерба своему здоровью                                              60 баллов

18. Уход от группы без ведома воспитателя                                                              25 баллов

19. Опоздание в строй, на физзарядку, уроки и др. мероприятия                              5 баллов

20. За полученную «2»                                                                                                 до 5 бал.

21. Недобросовестное отношение к выполнению домашнего задания                от 10 до 20 б

22. Снижение оценки по дисциплине в рапорте ( запись в рапорте )                          до 10 б

23.Нарушение дисциплины в общественных местах, школе, спальне, клубе,

     столовой,                                                                                                                          5 бал.

24. Хранение недозволенных вещей                                                                         от 5 до 50 б

25. Вынос продуктов из столовой        до 5 б.

26. Моральное разложение, недовольство режимом, циничные разговоры, поддержка нарушителей порядка                                                                                                 от 5 до 50 б

27. Отказ от общественного поручения                                                                    от 5 до 40 б

28. За снижение оценки за уборку помещений, запись в журнале.                        от 1 до 5 б

Приложение 3.            ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАННИКА

1. Выполняй кодекс ученика.

2. Будь всегда вежлив, тактичен, правдив, верен данному слову, умей подчинять свои личные интересы  общим целям – на этом основана твоя нравственная дисциплина.

3. Скромность,  как ценное свойство души, и, как правило поведения, должна быть присуща учащимся. Скромность – это вежливость по отношению к самому себе.

4. Не позволяй душе лениться, давай ей постоянную пищу для размышления.

5. Не жди ничего от других, но сам другим давай всё, что можешь.

6. Приучай себя к выполнению всех правил, ибо выполняя ежедневно правила поведения, вежливости, дружбы, ты приучаешь себя к законопослушности.

7. Определи главную цель в жизни (кем я буду, чего хочу достичь ).

8. При выходе из спецшколы ты должен получить следующие документы:

- Свидетельство о рождении, (паспорт) .

- Справку о пребывании в учреждении.

- Документ об образовании (карту учащегося или аттестат).

- Характеристику.

- Медицинский полис.

- Медицинскую карту.

- Школьную медицинскую карту.

- Прививочную карту.

- Выписку терапевта.

   Если нет родителей, то

- Свидетельство о смерти родителей.

- Пенсионную книжку и сберегательную книжку (для получающих пенсию).

Совет юриста.

Эти документы должны быть  в подлиннике. К ним следует относиться бережно и аккуратно. Они будут нужны тебе на протяжении всей жизни.

Приложение 4.

Правовой час в 5 классе «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

     ЦЕЛЬ: способствовать формированию отрицательного отношения к противоправным поступкам

     ЗАДАЧИ: обобщить знания ребят об основных правах и обязанностях ребёнка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Раздать слова для сценок в ролях: отец, сын, ученик, учитель, Маугли, Гарри Поттер),

 предварительно провести конкурс рисунков «Мои права»,повесить рисунки на доску или разместить на стенде, разместить на плакате

            ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

  1. ноября- Всемирный день прав ребёнка

Конвенция «О правах ребёнка» (1989 г)

Дети- все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства ( ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению и оскорблению)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища , тайну переписки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

  1. Игра «Имена».
  2. «Право на имя» интерактивная беседа.
  3. «Конвенция  о правах детей.»
  4. Ролевая игра «Юридическая консультация».
  5. «Права и обязанности» - разбор ситуаций .
  6. Подведение итогов.

   

  1. ИГРА «ИМЕНА»

    Ребята, 20 ноября Всемирный день прав ребёнка. В этот день была принята международная конвенция «О правах ребёнка».

   Сегодня мы поговорим о правах детей.

 Но сначала поиграем в игру «Имена».Сейчас по цепочке каждый встаёт и говорит своё имя и прилагательное к нему. Например я начинаю первой. Татьяна - терпеливая.

( по очереди дети говорят имена и прилагательные к ним).

  1. Интерактивная беседа «Право на имя»

Воспитатель- Ребята имеете ли вы право на имя? Как вы считаете?

Дети- Конечно имеем.

Воспитатель- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так,  а не иначе?

Дети- Наши имена записаны в свидетельстве о рождении.

ВОСПИТАТЕЛЬ- Правильно, а что ещё там записано?

Дети- Там написаны наши фамилии, имена родителей.

ВОСПИТАТЕЛЬ- Правильно, а ещё там написано, что вы – являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие ещё есть у вас права? Где они записаны? Кто их утрверждал?

Примерные ответы детей-

-В Конституции, законах, указах и т.п.

-Разрабатывали президент, депутаты..

         «КОНВЕНЦИЯ О ТВОИХ ПРАВАХ»

     Ребята, все права детей записаны в специальном документе , Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла20 ноября 1989 года Организация  Объединённых наций. Это авторитетная  международная организация  возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право, право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединённых Наций.

    Наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые не могут противостоять всем этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они и в мирное время нуждаются в особой заботе государства. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка».

    Конвенция-это соглашение. Это значит, что все государства , которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей? ( Воспитатель показывает на плакате какие права есть у детей. Читают).

     РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ - ЮРИСТЫ»

   

      Когда нарушаются наши права, мы идём в юридическую консультацию,  к юристу.

Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить свои права, защитить себя от произвола и самоуправства. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Юридическая консультация».Итак. Вы юристы и помогаете людям, даёте разъяснения по нарушению прав. Некоторые из прав написаны на плакате. Посмотрите на них, послушайте пришедшего за советом и помогите ему. Начинать совет нужно так-« Согласно Конвенции «О правах ребёнка»…..»

М а у г л и. Так получилось, что я жил среди животных и птиц, в лесу. Потом я попал к людям. Имею ли я такие же права как все дети?

Примерные ответы детей:

-Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо в возрасте до 18 лет. Вам ещё нет 18, значит вы – ребёнок и можете иметь те же права, как и все дети.

 М а у г л и. Но я не умею говорить на человеческом языке. Я жил с дикими зверями и говорю на их языке. Люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей: 

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» никто не имеет право  унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка»  никто не имеет право подвергать вас жестокому обращению, насилию, оскорблениям.

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на свободу передвижения.

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Г а р р и  П о т т е р .Мой опекун постоянно перехватывает письма, адресованные мне и читает их. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на личную жизнь , на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребёнка» каждый ребёнок имеет право на уважение его личного достоинства.

ВОСПИТАТЕЛЬ- Как вы думаете, ребята, почему нарушаются права детей?

Примерные ответы детей:

-не все знают права детей

-не считают детей полноценными людьми

-не уважают детей, считают их глупыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают  детей, поэтому и не соблюдают их прав.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Разбор ситуаций.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

    У каждого человека есть права. Но воспользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

    Предлагаю вам рассмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

     СЦЕНКА 1

-отец-  Сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

-сын-  А я имею право на отдых и досуг, я привык отдыхать с громкой музыкой!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Пожалуйста,  помогите разобраться кто в чём не прав?

ДЕТИ: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине, он не уважает права других людей.

СЦЕНКА 2.

     - учитель :  Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

     -Дима : - Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

     

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Объясните Диме, в чём он не прав.

ДЕТИ: - Кроме прав у Димы есть и обязанности – дежурного ( как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют, если не нарушают права других.

СЦЕНКА 3.

Учитель – Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики. Ведь дети её только что помыли!

Иванов – И что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

    -  Кто пояснит Иванову его права и обязанности?

ДЕТИ:

     - Другие дети имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

( можно разобрать ещё пару ситуаций)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, сегодня вы побывали в роли юристов, разбирали ситуации, узнали о Конвенции «О правах ребёнка». Как вы считаете,  нужно ли знать свои права?  

 

        Ответы детей:

- Знать свои права очень полезно - это даёт уверенность в себе

- понравилось разбирать ситуации

-свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать права других людей

Приложение 5.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА  «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цели: способствовать формированию умения открыто выражать своё отношение к одноклассникам; развивать умение принимать решения самостоятельно, способствовать правильному выбору в жизни.

 

Оборудование: чистые листы бумаги, дерево, сделанное из бумаги, на стене плакат со строками стихотворения:

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую

Взвесь волю твёрдую, -

Каким идти?

- Воспитатель- На сегодняшнем занятии мы с вами поиграем. Для начала возьмите чистые листы, которые лежат у вас на столах. Согните лист пополам, оторвите, пожалуйста, верхний  правый уголок. Теперь оторвите нижний левый уголок. Далее оторвите кусочек в центре. Разверните свои листы и посмотрите, сравните с листами соседей. Одинаковые они получились? Одинаковые? НЕТ!

- Какой же вывод можно сделать из этого? ( у всех ребят получилось что-то своё)

   Так и в жизни: каждый человек индивидуален, это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.

                             Игра «День- ночь».

Делимся на 2 команды. Первая команда- «День» встают спинами друг к другу, а ребята из команды «Ночь» становятся внешним кругом напротив участников команды «День». Получаются пары. Задача участников найти по 3 сходства и по 3 отличия. По команде ведущего участники круга «Ночь» совершают переход влево. Так продолжается до тех пор, пока все не вернуться на своё место.

   Вывод: Люди друг на друга настолько похожи, насколько отличаются друг от друга.

                           Игра  «Чёрное и белое», ( или расскажи мне обо мне).

Команды выстраиваются друг напротив друга. Одна команда будет говорить На ухо проходящему через переход только его хорошие качества, а другая команда его плохие качества. Игра проходит до тех пор пока каждый не пройдёт.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ.

-Какое качество вас заинтересовало: хорошее или плохое? Почему?

-Какую сторону хотелось слышать? Почему?

   Каждый из вас сейчас смог услышать, что о вас говорят в классе, то есть в обществе, хоть и маленьком. Вряд ли это оставило вас равнодушными. Значит , когда вы говорите человеку о его качествах, это для него очень важно.

Вывод: Каждому человеку хочется услышать о разных качествах своего характера, но всё же о  себе хочется услышать больше хорошего. А это значит надо быть таким, а для этого воспитывать и развивать в себе хорошие качества.

 

                                      Игра «Дерево жизни».

    Для этого упражнения нам понадобятся 3 маленьких листочка. Напишите на каждом из них по одной жизненной ценности, которыми вы дорожите больше всего. Теперь разложите ценности на своём столе. Если ценности схожи, то выкладывайте их по горизонтали в одну линию в разные стороны. Если ценности разные, то располагайте их по вертикали.

           -Что у нас получилось?

           - На что похожа эта фигура? ( на дерево нашей жизни, которое состоит из ценностей каждого ученика класса.)

      А теперь давайте расположим эти ценности на нашем дереве жизни ( при помощи кнопок крепятся листочки с написанными ценностями).

      Сейчас каждый из вас подойдёт и возьмёт по одной ценности, самой важной для него. Например, если вы выбрали здоровье, то вы должны забрать все листочки , на которых написана эта ценность.

      На следующем этапе вы должны нарисовать на чистом листе ту ценность, которую вы выбрали и не подписывать её, передать соседу слева, чтобы он по вашему рисунку смог догадаться какую ценность вы имеете в виду и на обратной стороне написать название жизненной ценности. Листочек передаётся до тех пор, пока свой не вернётся к себе.

(Обсуждение нарисованного и написанного).

      Вывод: Оказывается каждый из нас может без слов объяснить, что имеет какую-то ценность и дорожит ею.

            -Ребята, как вы думаете, можно ли лишиться своих ценностей в жизни? Как?

И ещё одна игра. Снова пишите по три ценности на отдельных листочках.

 Представьте такую ситуацию: вы поссорились с родителями, ушли из дома и сильно страдаете. У вас плохо на душе, нет денег на еду… и тут… вам встречается такой человек, который, по его словам, хочет вам помочь. Он обещает, что через некоторое время всё забудется, не будет никаких печалей и забот, если вы попробуете наркотики, пойдёте на кражу и у вас будет еда. Вы согласились. Вам действительно стало легче…Но через некоторое время у вас опять появились проблемы и вы уже сами ищете того «доброго» человека, вам необходимо опять забыться…Вы уже зависите от наркотиков. Но за это вы должны расплатиться одной из ценностей. Отдайте по одной из своих ценностей.

      В следующий раз происходит то же самое. И у вас снова просят что-нибудь взамен. Отдайте ещё одну ценность. В другой раз вы готовы сами отдать последнюю свою ценность. Больше у вас не осталось ценностей и придётся отдать свою жизнь.

      Задумайтесь, какой выбор у вас? Какой путь выберете вы?  Вас всегда будет стоять соблазн выбора лёгкого пути или трудный, но благородный путь нравственного самоутверждения.  

     

Приложение 6.                                        ПРАВОВОЙ  ТУРНИР

                                       для учащихся 7-9 класса

1. РАЗМИНКА.

- Назовите основные государственные символы.

Герб, флаг, гимн.

- Что такое право?

Право – совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.

- Назовите Основной закон государства.

Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, гарантии этих прав.

- Что такое преступление?

Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние (действие или бездействие).

- Что такое алиби?

В уголовном процессе – обстоятельства, оправдывающие обвиняемого (подозреваемого), если он в момент совершения преступления находился в другом месте.

- Что такое презумпция невиновности?

Положение, согласно которому обвиняемый(подозреваемый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законном порядке.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Уголовной ответственности подлежат  все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.

конкурс           ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

- Очень часто правонарушители и преступники говорят в своё оправдание, что они не знали, что им за это будет, то есть не знали закона. Применяется ли к ним наказание в таком случае?

 Незнание законов никогда не освобождает от ответственности!

-Распространённое правонарушение в школе – вымогательство денег. Каким кодексом определяется за него  наказание? И какое?

Наказание определяется уголовным кодексом. При угрозе – до 3 лет лишения свободы, при неоднократном вымогательстве – до 7 лет, особо опасное – рэкет, до 15 лет.

- Подростки 12-14 лет жестоко избили своего товарища. Какая мера будет к ним принята?

Отправка в спецшколу.

-Применение в речи нецензурной лексики. Так ли это безобидно? Что это правонарушение или преступление?

Это всё-таки преступление, за которое полагается либо штраф, либо лишение свободы до 3 лет.

                 БЛИЦКОНКУРС

   

1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)

2.  Старое русское название разбойника с большой дороги. (Тать)  

3. Уголовное преступление, описанное в произведении О. Генри «Вождь краснокожих».

                                                                                                                (Киднеппинг)

4. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера)

5. Посредник в спорах несудебного характера. (Арбитр)        

6. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое путём угроз и насилия. (Рэкет)

7.  Государственное преступление, особо опасное , выражающееся в похищении, передаче сведений, представляющих государственную тайну. ( Шпионаж)

            ЛИТЕРАТУРНО – ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Бедной девочке запрещено участвовать в играх и забавах своих сестёр. Какая статья Конвенции была нарушена?    

( если бы события происходили в нашей жизни?)

Статья 31. Право ребёнка на отдых и досуг.

2. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.  Что нарушено?

 Нарушается статья 11 Конвенции « О правах ребёнка». Она предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и статья 16 Конвенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Патриотическое воспитание"

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправ...

Программа воспитательной работы«Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность» для учащихся 8-9 класса

8 класс. 2015-2016 гг. 1.     Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим....

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....

Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ

Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ...

Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ

Участие в разработке школьной Программы по формированию законопослушного поведения обучающихся с ОВЗ...