Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».
статья

Борисов Дмитрий Дмитриевич

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_obuchayushchihsya_mobu.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Выполнили: Борисов Дмитрий Дмитриевич – директор школы

г. Якутск 2021

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение.

Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе подростков состоящих в конфликте с законом. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или  группы подростков состоящих в конфликте с законом мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.

При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.

Нельзя не отметить, что несовершеннолетним и молодежи вообще, приемлемы специфичные формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правовой сознательности, социально негативные связи, которые в свою очередь, обуславливают распространение антиобщественных проявлений.

Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальное положение семьи играют решающую роль в воспитании детей, поэтому рост преступлений среди несовершеннолетних можно объяснить не только негативным влиянием улицы, неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учреждений образования, общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ее ценностных ориентациях, в понимании моральных основ и как результат - увеличением негативизма в семейных взаимоотношениях: пьянство, драки, неуважение к окружающим, жестокость и безразличие между собой, так и к детям, криминальное поведение родителей. Все это негативно влияет на поведение и психологию детей.

         МОБУ "Центр образования" го "город Якутск" обеспечивает прием всех граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста  и не имеющих медицинских противопоказаний. В  приеме может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест в Учреждении. В школе не предусмотрено начальное звено /1-4 классы/  и обучение в основной школе начинается только с 9 класса. Соответственно  несовершеннолетние, поступающие в нашу школу, ранее обучались в других общеобразовательных  школах, где у них выработалось уже определенная жизненная позиция по отношению к школе и к обществу в целом, к сожалению,  у многих  обучающихся негативная. Из числа вновь поступающих в школу, согласно социальному паспорту школы, – в среднем 1/3 контингента обучающихся состоит на учете в ПДН, в КДН и в УИИ. Часть контингента, обучаясь в других школах, совершили противоправные действия, в связи с чем, были переведены в нашу школу.

Исходя из вышеуказанного, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законами Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 339-3 № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», МОБУ «Центр образования» определяет следующие приоритетные направления в своей работе:

  • защита прав и законных интересов детей;
  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;
  • профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
  • аргументированная пропаганда здорового образа жизни;
  • социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;
  • развитие социального партнерства;
  • патриотическое воспитание.

Положив за основу вышеуказанные приоритетные направления,  МОБУ «Центр образования» разработал Программу деятельности под рабочим названием «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» которая, в свою очередь, тесно переплетена с целью и задачами воспитательной работы школы. Данная программа направлена на формирование законопослушного гражданина  путем создания единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

 Сегодня мы расскажем именно о патриотическом воспитании, как одной из базовых составляющих становления законопослушного гражданина.

В нашей школе патриотическое воспитание реализуется через проекты: «Герои среди нас»; «Шаги навстречу»; «Десять заповедей»; «Выше, быстрее, сильнее»,

  •  Проект «Герои среди нас». В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Отсутствие заботы к ближнему, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных чувств. В целях воспитания таких ценностных ориентиров как: «любовь к Родине», «доброта», «мужество», «честность», «трудолюбие» школой разработан проект «Герои среди нас» - проект посвященный героическим, отважным и добрым поступкам простых людей живущих среди нас. По данному проекту в начале учебного года проводится анкетирование обучающихся на предмет выбора тем для классных часов, бесед, встреч и т.д. Нашим обучающимся особый интерес вызвали следующие тематические классные часы: «Герои Бесланской трагедии»; «Девочка выжившая в тайге - Карина Чикитова»; «История пилота Дамира Юсупова»; «Герой нашего города – Володя Губин»; «Воины Якутяне – Герои нашего Отечества» и др.
  •    Проект «Шаги навстречу» - проект направленный  для формирования правильного отношения к жизни. На примере успешных людей нашего города (спортсмены, политики, бизнесмены и др.), страны и мира. Ребята в непринужденной обстановке беседуют с приглашенными людьми, спрашивают о волнующих их вопросах. Интересуются нюансами, которые нужны в той или иной деятельности. Делают для себя определенные выводы, которые помогут им в дальнейшем определится с выбором пути развития.

         В течение работы проекта, нашу школу посетили: Владимир Аммосов - депутат Якутской городской думы, инженер производственного отдела компании «Сахатранснефтегаз»; председатель некоммерческого партнерства «Я—ИНЖЕНЕР», команда КВН «Якутск молодой»; Александр Гренадеров - чемпион мира по бодибилдингу WFF-WBBF World Cup; Георг Йелов – преподаватель Британского центра, гражданин ЮАР; Андрей Куницын – подполковник полиции зам. командира ОМОН; Андрей И – член общественной палаты РС(Я), режиссер, актер, путешественник; Максим Гоголев – индивидуальный предприниматель, пейнтбольный клуб «Комбат»; Петер Розенталь - мастер боевых искусств, обладатель черных поясов по карате, дзюдо, джиу-джитсу, артист цирка; Целестин Цюхцинский - президент федерации «Ген-Син-Кан»; Герман «Илбис Хаан» Березкин – титулованный боец ММА; заместитель министра спорта РС (Я) Александр Бугаев; заместитель министра по молодежной и семейной политике РС(Я) Алексей Щербаков; выпускник школы – ветеран боевых действий в Сирии Владимир Шилин и многие другие. Кроме встреч, в рамках проекта «Шаги навстречу» организуем тематические выезды, экскурсии. Особенно запомнился ребятам выезд на базу «ОМОН», где детей угостили вкусностями, напоили горячим чаем, показали оружие и покатали на БТР.

  • Проект «Десять заповедей» - мы с вами живем в современном XXI веке и на каждом шагу сталкиваемся с нравственным упадком общества, когда люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга. Вся забота современных родителей к детям сводится только к материальным достижениям, а отсюда духовная деградация молодежи. Пропаганда насилия, увеличение  количества преступлений среди подростков, падение духовности, разрушение семейного уклада жизни  - все это заставляет детей иначе смотреть на мир.

Школа – единственный  социальный  институт,  через  который  проходят  все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие  и  воспитание  личности  происходит  в  сфере  образования.  Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная жизнь школьника.

Основа формы воспитательной работы  и нравственного воспитания в частности -  проведение классных часов, бесед, диспутов, соответственно,  в рамках проекта  в школе проводится  цикл классных часов на соответствующие темы, например: «Как я преодолеваю трудности», «Права личности и уважение прав других», «Этикет, культура и нравственность», «Чувства и эмоции», «Человеческая личность и её качества», «Самооценка своих нравственных качеств», «Жизненные пути», «Управляй собой: эмоциями, состоянием», «Герои среди нас. Карина Чикитова» и т.д

Также способствование патриотического воспитания и духовно-нравственного мировоззрения личности обучающихся  лежит в основе сотрудничества  с учреждениями религиозного направления. В рамках данного проекта были организованы экскурсии в Спасский  мужской монастырь города Якутска и  проводились  встречи со священнослужителем отцом Иоанном.

  • Проект «Выше, быстрее, сильнее» - цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры и спорта. В силу специфики образовательного процесса,  школа проводит  привлечение несовершеннолетних к кружкам, спортивным секциям через муниципальные учреждения дополнительного образования детей, подписаны договора и соглашения с МОБУ ДОД Детский Дворец Творчества, с МОБУ ДОД Детский Подростковый Центр, с ГБУ "РЦНВС им. В.Манчаары", СК «Дохсун», ПБ «Чолбон» и др., где ребятам дается возможность бесплатно посещать кружок или секцию по желанию.

   В период пандемии, наши проекты нашли свое продолжение в работе через дистанционный формат, проводятся онлайн встречи, экскурсии. В инстограмм страничке и на сайте школы публикуются лекции, рассказы и тематические классные часы посвященные патриотическому воспитанию. По проекту «Выше, быстрее, сильнее», в виду закрытия спортзалов, спортивные занятия проводятся как и онлайн, так и в школе во время перемен с соблюдением всех профилактических мер по профилактике короновирусной инфекции: ребята играют в теннис, аэрохоккей, подтягиваются на турнике.

    В нашей школе всем обучающимся предоставляется возможность с пользой провести досуг, но не у всех  сформирована достаточная мотивация и интерес к занятиям в системе дополнительного образования,  другая причина кроется в семейном неблагополучии, которая  является одним из основных условий, способствующих  совершению детьми различных правонарушений. Тем не менее, в последнее время благодаря проектам и нашим социальным партнерам, в МОБУ "Центр образования" го "город Якутск" с каждым годом растет число обучающихся получивших аттестат о полном среднем и общем образовании, многие ребята поступили в различные средне-специальные заведения на базе 9 классов, в положительную сторону растет количество несовершеннолетних отказавшихся от пагубных привычек, больше ребят стали посещать систему дополнительного образования, растут спортивные достижения наших обчуающихся.

    Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями в целях патриотического воспитания в том числе, позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ВОСПИТАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ"

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...

Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» Период 2020-2025

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...

ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".

Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....

Отчет о работе в рамках проекта «Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования»

Отчет о работе в рамках проекта "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования"...

Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

Программа  «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»...