Отчет о работе в рамках проекта «Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования»
проект

Паршинцева Анастасия Анатольевна

Отчет о работе в рамках проекта "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ».

С 2018 года в МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» в целях духовно – нравственного воспитания обучающихся в современных условиях реализую проект «Десять заповедей».

Цели: способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения обучающихся, приобщать обучающихся к духовной культуре человечества.

Задачи: становление отношений обучающихся к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

  • патриотизм, любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Проблема проекта: нравственное и духовное воспитание обучающихся в современных условиях.

Актуальность исследования: мы с вами живем в современном XXI веке и на каждом шагу сталкиваемся с нравственным упадком общества, когда люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга. Вся забота современных родителей к детям сводится только к материальным достижениям, а отсюда духовная деградация молодежи. Пропаганда насилия, увеличение количества преступлений среди подростков, падение духовности, разрушение семейного уклада жизни – все это заставляет детей иначе смотреть на мир.

План мероприятий в рамках проекта «Десять заповедей»

№ п/п

Мероприятия

дата

Форма

проведения

Ответственные

Мониторинг нравственных ценностей обучающихся.

Цикл классных часов,

посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам:

Среднее звено

Старшее звено

В течение года

9-11 кл

Анкетирование «Духовные ценности».

- Человеческая личность и её качества (кл. часы)

- Самооценка своих нравственных качеств (тестирование)

- Управляй собой: эмоциями, состоянием

- Жизненные пути

- Путь к счастью в личной жизни (кл. часы)

Классные руководители

День учителя

04.10

Комплекс мероприятий:

праздничная программа,

праздничная газета

Обучающиеся

9-12 класса,

педагог-организатор, классные руководители

Духовно-нравственные беседы со священнослужителями

В течение года

9-11 кл.

Классные часы

Конкурс чтецов «Живая классика»

Неделя русского языка ноябрь

конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.)

Учителя литературы

День матери

ноябрь

Проект фото-коллаж в ватсапе  «Наши мамы - самые красивые!»

Кл. руководители

Обучающиеся 9-11 кл

День Конституции и День права

10-11.12.

Встречи с работниками МВД

Или проведение классного часа по правовой грамотности:

«Наши права и обязанности»

 «Я – гражданин и патриот»

зам. директора по ВР

или классные часы

День Защитника Отечества

Встреча с ветеранами войны

 

февраль

встреча с военнослужащими, беседа

педагоги-организаторы, классные руководители

Праздник

 «Масленица – широкая».

март

Ярмарка.

Классные руководители.

8 марта

март

Мастер – классы  или конкурс среди девушек

Педагоги-организаторы

Классные руководители.

Всемирный День культуры

 7 апреля.

апрель

Классный час о знаменательном событии истории России

Классные руководители.

«Бессмертный полк»

9 мая

 Фотовыставка, сочинение об участниках ВОВ в инстаграм

Учителя русского языка, классные руководители.

Акция милосердия:  проведение недели

«Добрых дел»

  • забота о ветеранах труда, ВОВ

май

Акция

Классные руководители

 15 мая  - Международный  день музеев

1-15 мая

Экскурсии

классные руководители

Международный День семьи  15 мая.

«Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

10-15 мая

Заочный конкурс проектов, создание фотороликов о семье

классные руководители

В начале реализации данного проекта был проведен мониторинг нравственных ценностей у обучающихся 9-12 классов, по результатам которого выяснилось, что у 80% опрошенных важность взаимоотношений в семье занимает первое место, что не может радовать, на втором месте – отношения с одноклассниками, на третьем – возможность заработка.  По отношению к гуманистическим ценностям: счастье стоит на первом месте, также ребята очень ценят свободу, второе место – дружба, третье место – справедливость.

Исходя из результатов мониторинга, в качестве воспитательной программы по проекту «10 заповедей» были предложены следующие направления деятельности:

Направление 1. Воспитание ценностного отношения к традициям нашей религии.

Направление 2. Формирование ценностного отношения к семье.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни.

Направление 4. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.  

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.  Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная жизнь школьника.

В системе школьных предметов такой предмет как литература обладает немаловажной особенностью помогает нравственному становлению личности, приобретению моральных, этических жизненных принципов.  Отсюда следует, что одной из основ формы воспитательной работы  и нравственного воспитания в частности – это уроки словесности.

Литературные произведения - это духовный опыт поколений, и одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.

Задача учителя-словесника — сформировать у обучающихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.

Вместе с уроками словесности, в школе ведется работа по внеурочной деятельности, например, походы в театр, что тоже помогает формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «подпитывается» важнейшими, необходимыми источниками: искусством, наукой, отчасти, религией.

Так, в рамках данного проекта ежегодно   в школе  проводится  цикл классных часов, бесед, диспутов на соответствующие темы, например: «Герои Бесланской трагедии»,  «Как я преодолеваю трудности», «Права личности и уважение прав других», «Этикет, культура и нравственность», «Чувства и эмоции», «Человеческая личность и её качества», «Самооценка своих нравственных качеств», «Жизненные пути», «Управляй собой: эмоциями, состоянием» и т.д.

Также формированию духовно-нравственного мировоззрения личности обучающихся способствует сотрудничество с учреждениями религиозного направления. В рамках данного проекта были организованы экскурсии в Спасский мужской монастырь города Якутска, проводились встречи со священнослужителем отцом Иоанном.


Надо отметить, что основной контингент МОБУ «Центр образования» составляют дети с девиантным поведением, у которых имеются проблемы с законом или дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.  С такими детьми проводятся тематические встречи с работниками МВД и уроки по правовой грамотности.

Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания и развитие семейных отношений на основе духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы, поэтому классными руководителями проводится работа и с родителями: беседы, индивидуальные консультации, анкетирование.

Духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит через весь образовательный процесс, в том числе и через внеурочную деятельность.

В школе реализуются целевые программы, конкурсы, мастер-классы, акции, приуроченные к календарным праздникам, например: «Корзинка добра» для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников СВО, экологическая акция по сбору вторичного сырья  «Добрые крышечки», «Письма солдату», Осенняя ярмарка, мастер – классы, приуроченные к празднованию Международного женского дня 8 марта ,  и т.д.


Поздравления с «Днем учителя».

Неоднократно обучающиеся  МОБУ «Центр образования» принимают участие во внутришкольном конкурсе «Наши мамы - самые красивые!» - готовят  фото -  и видеопоздравления  для  своих мам с Днем матери. https://www.instagram.com/tv/B5PlzE8pJD1/?igshid=11hni5p9wgig9 

2019-2020 учебный год внес свои коррективы не только в образовательный процесс, но и на работу школы в целом,  с тех пор некоторые из запланированных мероприятий  проводятся  в новом, дистанционном, формате, например, флешмоб, посвященный к празднованию 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Здесь ученики школы в своих  видеороликах рассказывают о своих дедушках и бабушках, внесших огромный вклад в борьбу с фашизмом.  https://www.instagram.com/tv/B_wuiKSJMQy/?igshid=16e4os6wx6ne 

По итогам проведенной работы надо отметить, что духовно - нравственное воспитание наших детей обусловлено необходимостью использования системного подхода В связи с этим, проект, как способ реализации задач духовно - нравственного воспитания обучающихся, представляет собой комплекс мероприятий, проводимых регулярно. Работа, проведенная в рамках проекта, была отмечена Дипломом 1 степени Министерством образования и науки  РС(Я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Отчет о работе творческой группы учителей русского языка и литературы МОБУ "Центр образования"

В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится целью совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетенции в области преподаваемых пред...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....

ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".

Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....