АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ВОСПИТАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ"
рабочая программа

Иванов Алексей Иванович

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение. Наблюдается постоянный и быстрый рост преступности среди несовершеннолетних.

Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе подростков состоящих в конфликте с законом. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или  группы подростков состоящих в конфликте с законом мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.

При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.

Нельзя не отметить, что несовершеннолетним и молодежи вообще, приемлемы специфичные формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правовой сознательности, социально негативные связи, которые в свою очередь, обуславливают распространение антиобщественных проявлений.

Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальное положение семьи играют решающую роль в воспитании детей, поэтому рост преступлений среди несовершеннолетних можно объяснить не только негативным влиянием улицы, неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учреждений образования, общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ее ценностных ориентациях, в понимании моральных основ и как результат - увеличением негативизма в семейных взаимоотношениях: пьянство, драки, неуважение к окружающим, жестокость и безразличие между собой, так и к детям, криминальное поведение родителей. Все это негативно влияет на поведение и психологию детей.

Согласно социальному паспорту за 1-ое полугодие 2016-2017 уч.г. МОБУ «ЦО» выявлены следующие факты:

- 58% несовершеннолетних учащихся состоят на профилактическом учете;

- из 100% «учетников» 55% состоят на учете по причине систематических пропусков уроков без уважительной причины, 15% по причине употребления спиртных напитков, психотропных веществ, 30% по различным правонарушениям; 

-  за текущий период времени выявлены факты девиантного поведения обучающихся состоящих на учете: драки, конфликты, употребление спиртных напитков, курение, различные правонарушения;

-  только 32% обучающихся охвачены дополнительным образованием;

- 17% неуспевают по трем и более предметам;

- 29 обучающихся (8 %) систематически пропускают занятия без уважительной причины;

  • около 48% несовершеннолетних воспитываются в неполных семьях;
  • уровень образования родителей таких подростков значительно ниже общеобразовательного уровня населения республики;

Согласно результатам психологического анкетирования за 1-ое полугодие 2016-2017 уч.года:

 -  Индекс уровня тревожности в %. По тесту Филлипса – 20%;

 -  Индекс жизненной удовлетворенности %. По методике Адриана Уайта – 28 %;

 -  Индекс агрессии и враждебности в %. По тесту Басса-Дарки – 36%.

     - около 70% родителей обучающихся, которые состоят на учете в КДНиЗП, ПДН, внутришкольном профилактическом учете, проявляют безразличие к проблемам своих детей, не интересуются их друзьями, кругом общения;

  • в 50% таких семей подростки находятся вне контроля родителей;

Исходя из вышеуказанного, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законами Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 339-3 № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», МОБУ «Центр образования» определяет следующие приоритетные направления в своей работе в 2016 году:

  • защита прав и законных интересов детей;
  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;
  • профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
  • аргументированная пропаганда здорового образа жизни;
  • социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;
  • развитие социального партнерства.

Положив за основу вышеуказанные приоритетные направления,  МОБУ «Центр образования» разработал Программу деятельности под рабочим названием «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» которая, в свою очередь, тесно переплетена с целью и задачами воспитательной работы школы. Данная программа направлена на формирование законопослушного гражданина  путем создания единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Все усилия по профилактике противоправного поведения учащихся должны быть скоординированы. Работу необходимо вести в тесном сотрудничестве с семьями учащихся, социально-психологической службой, педагогическим коллективом, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, медицинскими и другими институциями. Программа предоставляет подросткам  возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными и нужными.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Окружной администрации г. Якутска

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Центр образования»

Программа

  «Воспитание законопослушного гражданина

в едином образовательном пространстве»

Период 2016-2021

Составитель:

Иванов Алексей Иванович,

Заместитель директора по ВР

                                                       

г. Якутск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы……………………………………………………………….….…….3

Пояснительная записка……………….……………………………………………….……6

Описание организации (специфика)…………………………………………….………..9

Цель и задачи Программы……………………………………………………………...…11

Описание Программы: Стратегии и механизмы достижения

 поставленных целей по направлениям…….………………………………….….….....12

Проекты программы………………………………………………………………….……15

Схема Программы…………………………………….…………………………………….16

Рабочий план реализации Программы………….………………….……..………........17

Ожидаемые результаты………………………………………….……….………….......23

Возможные риски и проблемы при реализации Программы……..….…………….24

      Перечень индикаторов оценки мероприятий Программы………………………….24

      Социальные партнеры программы……………………………………………………….25

      Заключение…………………………………………………………………………………….26

      Список использованной литературы…………………………………………………….27

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

      «Воспитание законопослушного гражданина

в едином образовательном пространстве»

Дата принятия Программы

  • Педагогический советом от 24.01.2016
  • Управляющим советом протокол №6 от 14.02.2016

Заказчик Программы

       Управление образования в лице администрации МОБУ «Центр образования»

Основные разработчики Программы

        Заместитель директора по воспитательной работе, творческая группа педагогов МОБУ «Центр образования».

Основная цель Программы

Формирование ответственного, законопослушного поведения обучающихся МОБУ «ЦО», путем создания единого воспитательного пространства.

Задачи Программы

  • Повышение уровня правовой культуры обучающихся «ЦО» вследствие информационно-просветительских мероприятий;
  • Вовлечение обучающихся «ЦО» в систему дополнительного образования, мотивировать выбор кружков и секций;
  • Повышение мотивацию к правовому, законопослушному поведению обучающихся через ряд мероприятий;
  • Духовно-нравственное воспитание; формирование установки обучающихся «ЦО» на здоровый образ жизни;
  • Оказание социально – психологической поддержки в личностном, социальном и нравственном развитии;
  • Развитие сотрудничества и социального партнерства с различными ведомствами и органами профилактики.

Актуальность Программы

     С 2011 по 2013 в МОБУ «Центр образования» реализовался проект «Мы рядом», направленный на индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.

  •       По итогам 2013 года, в связи с уменьшением количества правонарушений совершенных учащимися МОБУ «ЦО», в адрес школы поступило Благодарственное письмо Правительства РС(Я) за успехи в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тем не менее, наблюдается увеличение численности состоящих на профилактическом учете (КДН, ПДН, ВШУ), также наблюдается тенденция снижения учебной успеваемости, посещения учебных занятий. В связи с этим появилась необходимость внедрения программы направленной на формирование законопослушного поведения обучающихся МОБУ «Центр образования» в едином образовательном пространстве, потому как взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Период 2013 – 2016, Педагогический советом от 24.01.2016 решено пролонгировать программу «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» на 5 лет. Период 2016-2021

 Ведь воспитание молодых людей, которые завтра будут строить жизнь республики, зависит от дня сегодняшнего, и это задача не только учителей и родителей, но и общества в целом!

Целевая аудитория, охват

      1. Несовершеннолетние обучающиеся МОБУ «Центр образования» состоящие на профилактическом учете;

      2. Несовершеннолетние обучающиеся МОБУ «Центр образования» находящиеся в «группе риска».

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы участвуют:

  • Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, , педагог-психолог, школьный фельдшер, учителя-предметники
  • Представители правоохранительных органов;
  • Представители общественных организаций.
  • Социальные партнеры

Отличительная особенность

  • Программа акцентирует работу на формирование у обучающихся МОБУ «ЦО» положительного имиджа правоохранительных органов, силовых структур (с органами уполномоченными осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека)  через различные формы мероприятий направленных на взаимодействие с данными органами.

Сроки и этапы реализации

2016 – 2021годы

I  этап – 2016 подготовительный, практический

II этап – 2017, 2018, 2019, 2020 - практический

III этап- 2021завершающий, обобщающий;

Направления Программы

  • защита прав и законных интересов детей;
  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;
  • профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;
  • развитие социального партнерства.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • уменьшение числа обучающихся состоящих на профилактическом  учете в связи с улучшением поведения;
  • увеличение числа обучающихся ведущих ЗОЖ (анкетирование)
  • уменьшение числа обучающихся употребляющих спиртные напитки (статистика ПДН);
  • увеличение количества обучающихся, вовлеченных в дополнительное образование в %;
  • увеличение числа обучающихся аттестованных по итогам полугодия в %;
  • уменьшение числа обучающихся пропускающих занятия без уважительной причины;
  • улучшение социально-психологического здоровья обучающихся (психологическое анкетирование);

Перечень индикаторов эффективности  мероприятий Программы

  • Удельный вес обучающихся, состоящих на учете в ПДН и КДН и ЗП в %;
  • Охват обучающихся программами дополнительного образования, в учреждениях дополнительного образования детей, в %;
  • Повышение успеваемости до 75% (гос. заказ)
  • Уменьшение  количество пропусков без уважительной причины в %;
  • Уменьшение повтора (рецидива) правонарушений (статистика ПДН);
  • Участие в общешкольных, городских и республиканских мероприятиях (количественно);
  • Ликвидация уровня тревожности в %;
  • Повышения уровня самооценки в %;
  • Уменьшить индекс агрессии и враждебности в %;
  •  Активное участие  родителей в жизни школы (количественно);
  • Увеличение числа социальных партнеров.
  • Улучшение показателя  качества и успеваемости по предмету «Основы права.»
  • Уменьшение числа обучающихся систематически пропускающих уроки без уважительной причины в кол.

Система организации контроля исполнения Программы

Текущее управление, контроль, координацию по реализации  Программы осуществляет заказчик

«Ребенком является каждое человеческое

существо до достижения 18-летнего возраста»

Ст.1 Конвенции ООН

Пояснительная записка

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение. Наблюдается постоянный и быстрый рост преступности среди несовершеннолетних.

Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе подростков состоящих в конфликте с законом. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или  группы подростков состоящих в конфликте с законом мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.

При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.

Нельзя не отметить, что несовершеннолетним и молодежи вообще, приемлемы специфичные формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правовой сознательности, социально негативные связи, которые в свою очередь, обуславливают распространение антиобщественных проявлений.

Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальное положение семьи играют решающую роль в воспитании детей, поэтому рост преступлений среди несовершеннолетних можно объяснить не только негативным влиянием улицы, неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учреждений образования, общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ее ценностных ориентациях, в понимании моральных основ и как результат - увеличением негативизма в семейных взаимоотношениях: пьянство, драки, неуважение к окружающим, жестокость и безразличие между собой, так и к детям, криминальное поведение родителей. Все это негативно влияет на поведение и психологию детей.

Согласно социальному паспорту за 1-ое полугодие 2016-2017 уч.г. МОБУ «ЦО» выявлены следующие факты:

- 58% несовершеннолетних учащихся состоят на профилактическом учете;

- из 100% «учетников» 55% состоят на учете по причине систематических пропусков уроков без уважительной причины, 15% по причине употребления спиртных напитков, психотропных веществ, 30% по различным правонарушениям;  

-  за текущий период времени выявлены факты девиантного поведения обучающихся состоящих на учете: драки, конфликты, употребление спиртных напитков, курение, различные правонарушения;

-  только 32% обучающихся охвачены дополнительным образованием;

- 17% неуспевают по трем и более предметам;

- 29 обучающихся (8 %) систематически пропускают занятия без уважительной причины;

  • около 48% несовершеннолетних воспитываются в неполных семьях;
  • уровень образования родителей таких подростков значительно ниже общеобразовательного уровня населения республики;

Согласно результатам психологического анкетирования за 1-ое полугодие 2016-2017 уч.года:

 -  Индекс уровня тревожности в %. По тесту Филлипса – 20%;

 -  Индекс жизненной удовлетворенности %. По методике Адриана Уайта – 28 %;

 -  Индекс агрессии и враждебности в %. По тесту Басса-Дарки – 36%.

     - около 70% родителей обучающихся, которые состоят на учете в КДНиЗП, ПДН, внутришкольном профилактическом учете, проявляют безразличие к проблемам своих детей, не интересуются их друзьями, кругом общения;

  • в 50% таких семей подростки находятся вне контроля родителей;

Исходя из вышеуказанного, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законами Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 339-3 № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», МОБУ «Центр образования» определяет следующие приоритетные направления в своей работе в 2016 году:

  • защита прав и законных интересов детей;
  • профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей;
  • профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
  • аргументированная пропаганда здорового образа жизни;
  • социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии;
  • развитие социального партнерства.

Положив за основу вышеуказанные приоритетные направления,  МОБУ «Центр образования» разработал Программу деятельности под рабочим названием «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» которая, в свою очередь, тесно переплетена с целью и задачами воспитательной работы школы. Данная программа направлена на формирование законопослушного гражданина  путем создания единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Все усилия по профилактике противоправного поведения учащихся должны быть скоординированы. Работу необходимо вести в тесном сотрудничестве с семьями учащихся, социально-психологической службой, педагогическим коллективом, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, медицинскими и другими институциями. Программа предоставляет подросткам  возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными и нужными.

Описание организации (специфика)

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образования.

Основными задачами учреждения являются создание условия для: обеспечения безопасности и сохранения здоровья обучающихся; развития личности, ее самореализации и самоопределения; формирования у обучающихся современного уровня знаний; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам граждан, любви к окружающей среде, Родине, семье; осознанного выбора профессии; социальной адаптации подростков, находящихся в социально опасном положении; социальной реабилитации взрослых, своевременно не завершивших основное и (или) среднее (полное) общее образование.

  Согласно Уставу, школа обеспечивает прием всех граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста и не имеющих медицинских противопоказаний, по направлению Управления образования Окружной администрации г. Якутска. В приеме может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест в Учреждении. В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение  реализует программы основного и среднего общего образования: II уровень - основное общее образование (нормативный срок освоения 3 года – 7-9 классы). III уровень - среднее общее образование (нормативный срок освоения 3 года – 10-12 классы). При школе открыт учебно-консультационный пункт для осужденных ФКУ ИК-1, ФКУ КП-2 УФСИН России по РС(Я).

  В школе не предусмотрено начальное звено /1-4 классы/  и обучение в основной школе идет только с 7 класса. Соответственно  несовершеннолетние, поступающие в нашу школу, ранее обучались в других общеобразовательных  школах, где у них выработалось уже определенная жизненная позиция по отношению к школе и к обществу в целом, к сожалению,  у многих  обучающихся негативная. Из числа вновь поступающих в школу, согласно социальному паспорту школы, – в среднем 1/2 контингента обучающихся состоит на учете ПДН,  КДН и УИИ. Часть учащихся, обучаясь в других школах, совершили противоправные действия, в связи с чем, были переведены в нашу школу.

Контингент учащихся вечерней школы является весьма пестрым по возрастному и социальному составу. Относительно общими и устойчивыми его характеристиками являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска (маргиналы, беженцы, неблагополучные семьи, низкокультурные слои, группы с асоциальными ценностями и т.п.). При этом типичным следствием отставания в учебе (а то и причиной этого отставания) является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности и девиантным поведением. В МОБУ «Центр образования» в одном классе одновременно могут учиться:

• допризывная молодежь, призывники, отслужившие армию, представители более старших возрастов;

• выходцы из социально полноценных семей и семей социально безответственных родителей, опекаемые, сироты;

• высоко-, средне-, малообеспеченные и живущие за чертой бедности;

• социально адаптированная молодежь, подростки и юноши (девушки, женщины) из группы риска, состоящие на учете в КДН и ЗП,ПДН,УИИ, находящиеся под следствием, судимые, (в условиях вечерних школ в местах отбывания наказания – заключенные);

 • молодые родители, одинокие матери;         

• маргиналы, беженцы, вынужденные переселенцы с самым различным уровнем реальной учебной подготовленности и степенью владения русским языком;

• учащиеся техникумов и профтехучилищ, получающие параллельное общее образования в школе;

• учащиеся с высокой мотивацией (и показателями учебной деятельности), средней, низкой и устойчиво негативной.

        Общее количество состоящих на профилактическом учете в ПДН 1, 2,3,4, ОП ММУ МВД РФ (Якутское); КДН и ЗП; УИИ и ВШУ

                                     

                       Очная форма

ПДН

КДНиЗП

УИИ

Школ.

учет

ВШУ

70

23

7

13

106

                                     

                       Заочная форма

ПДН

КДНиЗП

УИИ

Школ.

учет

ВШУ

6

4

1

11

20

                                     

                       Очно-заочная форма

ПДН

КДНиЗП

УИИ

Школ.

учет

ВШУ

76

27

8

24

126

Согласно учебному плану «Центра образования» разработанный на основе Базисного учебного плана утвержденного приказом министерства России (№ 322 от февраля 1998г.), а также по типу школы, (МОБУ «Центр образования» относится к вечерне-сменному типу школы) занятия дополнительным образованием, техническими  и иными кружками не предусмотрены.  В связи с этим  школа проводит организацию привлечения несовершеннолетних к кружкам, спортивным секциям через муниципальные учреждения дополнительного образования детей.

Только слабые совершают преступления:

сильному и счастливому они не нужны.

Вольтер

Цель Программы

  • Формирование ответственного, законопослушного поведения обучающихся МОБУ «Центр образования», путем создания единого воспитательного пространства.

Задачи Программы

  • Повышение уровня правовой культуры обучающихся «ЦО» вследствие информационно-просветительских мероприятий;
  • Вовлечение обучающихся «ЦО» в систему дополнительного образования, мотивировать выбор кружков и секций;
  • Повышение мотивацию к правовому, законопослушному поведению обучающихся через ряд мероприятий;
  • Духовно-нравственное воспитание; формирование установки обучающихся «ЦО» на здоровый образ жизни;
  • Оказание социально – психологической поддержки в личностном, социальном и нравственном развитии;
  • Развитие сотрудничества и социального партнерства с различными ведомствами.

Актуальность Программы:

      С 2011 по 2013 в МОБУ «Центр образования» реализовался проект «Мы рядом», направленный на индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.

      По итогам 2013 года, в связи с уменьшением количества правонарушений совершенных учащимися МОБУ «ЦО», в адрес школы поступило Благодарственное письмо Правительства РС(Я) за успехи в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тем не менее наблюдается увеличение численности состоящих на профилактическом учете (КДН, ПДН, ВШУ), также наблюдается тенденция снижения учебной успеваемости, посещения учебных занятий. В связи с этим появилась необходимость внедрения программы направленной на формирование законопослушного поведения обучающихся МОБУ «Центр образования» в едином образовательном пространстве, потому как взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Педагогический советом от 24.01.2016 решено пролонгировать программу «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» на 5 лет. Период 2016-2021

Описание Программы: Стратегии и механизмы достижения поставленных целей по направлениям

Программа рассчитана на 5 лет и разбита на 3 этапа реализации, в течение 2016-2021 учебного года.

I  этап –  аналитический  

  • Аналитико-диагностическая деятельность (диагностика микро и макросоциума);
  • Определение стратегии и тактики деятельности;
  • Разработка  Программы.

II этап – практический  

  • Оказание психолого-педагогической, социальной и правовой поддержки обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • Использование личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
  • Через внеурочную  социально-педагогическую деятельность привитие подросткам необходимых компетенций для дальнейшего образования и самообразования;
  •  ориентирование обучающихся  на осознанный выбор профессии.

III этап – завершающий, обобщающий

  • Обработка и интерпретация  полученной         в ходе реализации Программы  информации;
  • Соотношение результатов реализации Программы с поставленными целями и задачами;
  • Определение перспектив дальнейшей реализации Программы.

Методы достижения и выполнения намеченных целей (по направлениям), проектная деяельность:

1. Защита прав и законных интересов детей

-        проведение декады правовых знаний;

-        проведение Дня открытых дверей для родителей;

-        встречи учащихся, преподавателей, родителей с представителями правоохранительных органов, с представителями прокураторы;

-        оформление уголка правовых знаний, выпуск стенгазет на соответствующие темы;

-        работа клуба «ШСП» по законопослушному поведению;

-        методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся;

- организация  разъяснительной  работы о нормативно-правовой и законодательной основах для всех участников образовательного процесса /обучающиеся, родители или законные представители, педагоги/ с целью ликвации юридической безграмотности, в том числе ведение предмета «Основы права» в 10-12 классах с целью повышения уровня правовой культуры;

2. Профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей:

-        контроль за посещаемостью занятий, поведением учащихся;

-        малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;

-        диагностика с целью выявлений учащихся, склонных к асоциальному поведению;

-        определение причин отклонения и психологических особенностей личности;

-        индивидуальная работа с «трудными» подростками (ведение учётных карточек);

-        вовлечение «трудных» подростков в различные формы групповой деятельности (кружки, секции, проект «Социальное волонтерство» и т.д.);

-        выявление дезадаптированных учащихся и организация работы с ними;

-        контроль учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в КДНиЗП, ПДН;

-        выявление и учет неблагополучных семей, диагностика внутрисемейных отношений, организация работы с семьями;

-        заседания Совета профилактики;

-        взаимодействие с организациями профилактики;

-        организация досуга учащихся;

-        определение учащихся на летний период, трудоустройство;

     - организация посещений на дому с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями.

3.         Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

- встречи, лекции, беседы специалистов (КДНиЗП,  ПДН, прокуратура) с учащимися, преподавателями, родителями;

-  сверка состоящих на профилактическом учете с КДНиЗП, ПДН;

- организация встреч, экскурсий в исправительные учреждения для несовершеннолетних;

-  организация совместных рейдов по семьям находящихся в группе риска.

- организация направленной работы на религиозную тематику, встреча с богослужителями, экскурсии в храмы, церкви, семинарию.

4.        Духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни:

- вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

-        лекции, беседы, классные часы с учащимися, преподавателями, родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания и ЗОЖ;

-        лекции, беседы, информационно-просветительская работа по профилактике табачной, алкогольной и наркотической  зависимости для учащихся;

-        встречи с интересными людьми, священнослужителями, известными спортсменами и т.д. по  вопросам формирования здорового образа жизни;

-        проведение оздоровительных мероприятий для учащихся (участие на соревнованиях, товарищеских встречах и т.д.); экскурсии в церкви, храмы, семинарии;

-        участие в церковных праздниках, организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;

- показ социальных роликов на формирование и повышение мотивации к занятиям спортом, ведение ЗОЖ, отказа от пагубных привычек;

- трансляция спортивных мероприятий.

5.        Социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии:

-        консультирование;

-        тренинги общения, личностного роста, модификации поведения, волевых качеств, адаптационный тренинг;

-        беседы, классные часы, круглые столы по вопросам становления личности, предупреждения конфликтов;

-        работа клуба «Школьная служба примирений».

  1. Развитие социального партнерства.

 - подписание соглашения о сотрудничестве с социальными партнерами;

- освещение мероприятий школы через СМИ;

- публикация мероприятий на сайте, в том числе на сайте сторонних организаций;

- обращение к организациям за спонсорской помощью;

- участие на съемках различных телепередач по воспитательной тематике.

Участники Программы (целевая аудитория)

При разработке Программы учтены психологические особенности возрастного периода обучающихся, их  практические потребности в определенном минимуме правовых знаний в период учебы, в процессе трудовой и общественной деятельности, в семейной жизни. Содержание программы поможет всем участникам ориентироваться в правовых аспектах повседневных отношений в социуме.

Предложенная Программа рассчитана на обучающихся 7 – 12 классов. При составлении Программы были учтены психологические особенности различных возрастных периодов.

Основные задачи развития: 1) формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии; 2) развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их; 3) развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; 4) развитие воображения; 5) развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения; 6) формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека; 7) развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

10-12 класс (16-18 лет). Ранний юношеский возраст — чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще  Руссо («Эмиль, или О воспитании») говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько даже о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Сознательное самоопределение в известной степени есть уже и у подростка, выбирающего образ жизни, ставящего перед собой определенные цели. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера.

Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности: 1) Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности); 2) Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола; 3) Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии; 4) Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Участники Программы:

Обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, родители, органы профилактики, муниципальные учреждения дополнительного образования детей, общественность.

Проекты в рамках программы:

         Исходя из целей и направлений программы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном протсранстве», приняты и реализуются следующие проекты:

  • Проект «Парус надежды и добра» - деятельность по волонтёрской направленности с целью привлечение детей к волонтерству и добровольчеству.
  • Проект «10 заповедей» - совместная работа с РПЦ по духовно-нравственному воспитанию наших детей.
  • Проект «Быстрее. Выше. Сильнее» - проект по приобщению детей в систему дополнительного образования через спортивные кружки и секции.
  • Проект «Мы - здоровое поколение» - направленность работы по оздоровлению детей и  профилактике пагубных для здоровья привычек.
  • Проект «За рулем» - бесплатное и льготное обучение обучающихся нашей школы на права совместно с автошколой «Фаворит» позволит занять детей в свободное время и даст возможность в будущем трудоустроиться.
  • Проект «Наставник» - цель проекта – наставничество и кураторство заинтересованных лиц с  обучающимися и их семьями состоящими в ТЖС, на сегодняшний день наши наставники – заместитель министра спорта РС(Я) Бугаев Александр Николаевич и 10 начальников различных отделов и служб столичной полиции.
  • Проект «Шаги навстречу» - организации бесед, встреч, лекций в неформальной обстановке с политиками, спортсменами, общественными активистами, с целью перенять их опыт и волю к успеху и развитию нашей республики, а также встречи касаются проф. ориентации и ведения Здорового Образа Жизни. 
  • Проект «Герои среди нас» - проект посвященный героическим, отважным и добрым поступкам простых людей живущих среди нас. Цель – воспитание ценностных ориентиров таких понятий как: «доброта», «мужество», «честность», «трудолюбие».
  • Проект «Трамплин в жизнь» - направлен на повышение уровня финансовой, юридической грамотности, обучение здоровьесберегающим и энергосберегающим технологиям, а также профориентационная работа с целью развития  мотивации к получению дальнейшего образования.
  • Проект «Доброе сердце» - Сегодня в мире волонтерская деятельность переживает бурный рост и активно развивается. Развитие волонтерского движения является одной из основ формирования в нашей стране гражданского общества.

        В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого. Педагоги - психологи школы внедрили проект «Доброе сердце», целью которой является формирование у несовершеннолетних активной, социально-ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской деятельности

Проект «Доброе сердце»

СХЕМА ПРОГРАММЫ

Подросток

                                    Законопослушный гражданин

Рабочий план реализации программы

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

1. Подготовительные  мероприятия

1

Анализ состояния воспитательно-профилактической работы

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог,

творч. группа.

май

2

Подготовка нормативно правовой базы школы по организации профилактической работы

Зам. директора по ВР

В течение текущего года

3

Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей и неблагополучных детей и неблагополучных семей

Педагог-психолог,

классные рук-ли

Ежегодно

4

Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Зам. директора по ВР

Ежегодно

5

Изучение причин условий жизни и поведенческих тенденций

Педагог-психолог, классные руководители

Постоянно

6

Согласование и планирование совместной работы с социальными партнерами

ЗДВР, социальные партнеры

В начале учебного года

2. Информационно-методическое обеспечение профилактики

(работа с педагогическим коллективом)

1

Составление социального паспорта класса и школы

Классные рук-ли

зам. директора по УВР

Ежегодно

2

Уточнение банка данных школьников группы риска, неблагополучных семей

Педагог-психолог,

ЗДВР

Ежегодно

3

Проведение семинаров на темы:

  • «Индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в поведении»;
  • «Возрастные особенности учащихся группы риска»;
  • «Адаптационный период в жизни семиклассников и десятиклассников»;
  • «Конфликты и пути их разрешения»

Педагог-психолог,

ЗДВР

Ежегодно

4

Педагогическое консультирование

Педагог-психолог

По мере необходимости

5

Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний в форме тренингов

Педагог-психолог

Один раз в четверть

6

Проведение заседаний круглых столов с повестками дня:

  1. «Пути решения проблем трудных подростков»;
  2. «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки»;
  3. «Использование возможностей школы и учреждений дополнительного образования в формировании установок обучающихся на ведение здорового образа жизни»

Зам. директора по ВР,

педагог-психолог

Один раз в четверть

7

Правовая учеба классных руководителей

Специалисты  правоохранительных органов

Один раз в четверть

8

Лекция «Неблагополучная семья. Формы работы»

Специалисты, методисты УО, МО

классных руков-лей

По плану

9

Закрепление шефов-наставников за обучающимися «группы риска», состоящими на ВШУ, ПДН, КДН и ЗП

Зам. директора по ВР,

По мере необходимости

10

Оформление стенда по профилактике

МО классных руков-лей

Ежегодно

11

Обновление стендовой информации

МО классных руков-лей

В течение года

12

Разработка системы работы по выявлению учащихся, склонных к употреблению ПАВ

Зам. директора по ВР,

В течение текущего года

13

Учеба классных руководителей по проблеме «Система работы с «трудными»школьниками»

Зам. директора по ВР,

Постоянно

3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1

Информирование школьников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния

Специалисты  правоохранительных органов,

классные рук-ли

Ежегодно

2

Контроль посещения учебных занятий

Классные рук-ли

Постоянно

3

Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:

  • Недель профилактики;
  • Правовых месячников;
  • Индивидуальной программы

Специалисты  правоохранительных органов,

классные рук-ли

По отдельному плану

4

Участие обучающихся в акциях:

  • «Забота»;
  • «Здоровье»;
  • «Подросток»

Зам. директора по УВР,

старшие вожатые ,

организаторы детского творчества,

специалисты  правоохранительных органов

Ежегодно

5

Формирование и деятельность групп реабилитации

Педагог-психолог

Постоянно

6

Реализация программы деятельности с учащимися, имеющими отклонения в поведении

Все субъекты профилактики

Ежегодно

7

Контроль мест нахождения обучающихся в вечернее время

Классные рук-ли

Постоянно

8

Расширение представлений школьников о нормах культурной жизни и приобщение к ним через сеть культурно-просветительских учреждений

Зам. директора по УВР,

классные рук-ли,

педагоги доп. образования,

библиотекарь

Ежегодно

9

Развитие способности делать жизненный выбор (на уроках, в ходе внеклассных мероприятий)

Учителя-предметники,

классные рук-ли,

педагоги доп. образования,

библиотекарь

Ежегодно

10

Выполнение программы антинаркотического воспитания

Все субъекты профилактики

Согласно программе

4. Обеспечение социально- педагогической поддержки семьи

1

Составление банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся

Классные рук-ли

Ежегодно

2

Оформление опеки над детьми, проживающими без родителей

Классные рук-ли

По мере необходимости

3

Работа родительского лектория по правовым, валеологическим и психологическим проблемам

Классные рук-ли,

медицинский работник

Один раз в четверть

4

Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей.

Организация защиты интересов и прав данной категории семей

Администрация,

классные рук-ли

Ежегодно

5

Конференция родителей

Зам. директора по ВР,

классные рук-ли

Согласно плану

6

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания

Классные рук-ли,

педагог-психолог

По мере необходимости

7

Тренинги «Семья- защитный фактор в жизни ребенка»

Классные рук-ли

Один раз в месяц

8

Привлечение к работе с «трудными» обучающимися членов школьного родительского комитета

Администрация школы

По мере необходимости

9

Работа с опекаемыми семьями

Классные рук-ли

Постоянно

10

Работа с неблагополучными семьями

Классные рук-ли

Постоянно

5. Совместная работа с субъектами профилактики

1

Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами

Специалисты ПДН, УВД

Ежегодно

2

Совместная работа школы и органов правопорядка по:

  • Выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
  • Формированию навыков законопослушного поведения

Специалисты органов профилактики

Ежегодно

3

Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов, центров планирования семьи, наркологического диспансера и др.

Специалисты органов профилактики

Ежегодно

4

Неделя профилактики

Специалисты органов профилактики

Согласно плану

5

Организация круглых столов, бесед, лекций с обучающимися

Специалисты органов профилактики

Ежегодно

6

Проведение операций:

  • «Подросток»
  • «Всеобуч»
  • «Семья»

Специалисты органов профилактики

Ежегодно

7

Организация правового месячника

Специалисты органов профилактики

Ежегодно

8

Традиционное ежегодное мероприятие совместно с ДПЦ «Осенний позитив»

ЗДВР, классные руководители, специалисты ДПЦ

Октябрь

9

Проведение  спортивных мероприятий совместно с социальными партнерами (матчи, игры, соревнования)

ЗДВР, классные руководители, специалисты .

По согласованию

10

Вовлечение детей в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, детские общественные организации (цель: обеспечение максимального охвата обучающихся состоящих на проф. учете доп. образованием)

ЗДВР, классные руководители, специалисты .

Постоянно

11

Проф. ориентационная работа совместно с ГКУ РС(Я) "Центр занятости населения города Якутска"

ГКУ РС(Я) "Центр занятости населения города Якутска", ЗДВР

Ежегодно

6. Вовлечение общественности в работу по профилактики правонарушений несовершеннолетних

1

Организация встреч со специалистами органов профилактики

Администрация школы,

специалисты

Сентябрь

2

Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи

Администрация школы,

специалисты

Согласно графику

3

Привлечение общественных организаций, предприятий на лектории по различным темам по профилактике правонарушений

Администрация школы, специалисты

По согласованию

7. Духовно-нравственное воспитание

1

Классные часы на духовно-нравственную тематику

ЗДВР, классные руководители

По согласованию

2

Экскурсии в храмы, церкви, семинарию

ЗДВР, Якутская епархия

Церковные праздники

3

Встречи со священнослужителями Якутской Православной епархии

ЗДВР, Якутская епархия

Ежегодно

4

Участие в церковных праздниках.

ЗДВР, Якутская епархия

По согласованию

8. Мероприятия, направленные на формирование

навыков законопослушного поведения обучающихся

1

Лекции, классные часы, беседы на темы: «Уголовная ответственность»; «Имею право»; «Законы школы»; «ПДД» и т.д.

ЗДВР, классные руководители, сотрудники ПДН, ГИБДД

Постоянно

2

Совместные мероприятия с ГИБДД: лекции, беседы, классные часы и т.д.

ЗДВР, классные руководители, сотрудники ГИБДД

Постоянно

3

Традиционные ежегодные соревнования с целью пропаганды ПДД «Скутер-стрит»

Творческая группа, сотрудники ГИБДД, УФСКН по РС(Я), УО ОА г.Якутск

Май ежегодно

4

  Встречи, лекции, экскурсии на базу ОМОН, спецназ УФСИН.

ЗДВР, социальные партнеры

Раз в четверть

5

Встречи, лекции, экскурсии в Якутскую Кадетскую Школу-интернат

ЗДВР, социальные партнеры

Ежегодно

6

   Встречи, лекции, экскурсии в СИЗО, УФСКН, конный отряд МВД и т.д.

ЗДВР, социальные партнеры

Ежегодно

7

Правовое консультирование обучающихся и родителей

ЗДВР, учитель предмета «Основы правовой культуры»

По необходимости

8

Мероприятия посвященные правовым вопросам

ЗДВР, социальные партнеры

Раз в месяц

8. Обеспечение социально - психологической поддержки обучающихся и их семей

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Педагог-психолог

2 раза в месяц

2

Консультации, индивидуальные беседы с обучающимися и с родителями

Педагог-психолог, классные руководители

По необходимости

3

Исследование адаптации в школе

Педагог-психолог

Ежегодно

4

Родительские лектории: «Нравственные законы жизни»; «Взаимодействия людей друг с другом» и т.д.

Педагог-психолог, классные руководители

На родительских собраниях

5

  Посещение МГУ ДГБ ГО г. Якутска Кабинет медико-социальной помощи и центр «Здоровье детей»

Педагог-психолог, классные руководители, ЗДВР

По согласованию

6

    Направление обучающихся в МОБУ ЦППРиК для ДП

Педагог-психолог, классные руководители, ЗДВР

По необходимости

9. Мониторинг

1

Создание системы мониторинга, хода реализации программы

Зам. директора по УВР,

зам. директора по ВР,

классные руководители,

педагог-психолог

В течение текущего года

2

Сравнительный анализ правонарушений и преступлений обучающихся (по полугодиям)

ЗДВР

2 раза в год

3

Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения школьников

ЗДВР,

классные рук-ли,

педагог-психолог

Ежегодно

4

Анализ воспитательной работы, корректировка программы

ЗДВР, творческая группа

В конце учебного года

Ожидаемые результаты

  • уменьшение числа обучающихся состоящих на профилактическом  учете в связи с улучшением поведения, в % ;
  • увеличение числа обучающихся ведущих ЗОЖ (анкетирование)
  • уменьшение числа обучающихся употребляющих спиртные напитки (статистика ПДН);
  • увеличение количества обучающихся, вовлеченных в дополнительное образование в %;
  • увеличение числа обучающихся аттестованных по итогам полугодия в %;
  • уменьшение числа обучающихся пропускающих занятия без уважительной причины;
  • улучшение социально-психологического здоровья обучающихся (психологическое анкетирование);

Ожидаемые результаты[1]

Индикаторы

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019 -2020

2020-2021

Состоящие на профилактическом учете ВШУ

126

133

61

35

30

Вовлеченные в систему дополнительного образования (состоящие на учете)

40%

50%

60%

70%

80-90%

Не успевают по трем и более предметам

32%

30%

25%

20%

10-0%

Пропуски без уважительной причины

35%

30%

25%

20%

10-0%

Возможные риски и проблемы при реализации программы

  1. Нежелание обучающихся участвовать в воспитательном процессе школы.
  2. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
  3. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
  4. Высокий уровень подавления и насилия.
  5. Трудности воспитательной работы с детьми с задержкой различных видов развития.
  6. Отсутствие должной отдачи со стороны родителей. (Равнодушное отношение в семье к проблемам детей).
  7. Негативное влияние среды (друзей) на мировоззрение обучающихся (ненависть к правоохранительным органам, тюремная «романтика», неприятие ЗОЖ).

Перечень индикаторов оценки мероприятий Программы:

«Воспитание законопослушного гражданина

 в едином образовательном пространстве»

  • Удельный вес обучающихся, состоящих на учете в ПДН и КДН и ЗП в %;
  • Доля обучающихся охваченных программами дополнительного образования, в учреждениях дополнительного образования детей, в %;
  • Повышение успеваемости до 75% (гос. заказ)
  • Уменьшение  количество пропусков без уважительной причины в %;
  • Уменьшение повтора (рецидива) правонарушений (статистика ПДН);
  • Доля участия в общешкольных, городских и республиканских мероприятиях (количественно);
  • Ликвидация уровня тревожности в %;
  • Повышения уровня самооценки в %;
  • Уменьшить индекс агрессии и враждебности в %;
  •  Активное участие  родителей в жизни школы (количественно);
  • Увеличение числа социальных партнеров.
  • Улучшение показателя  качества и успеваемости по предмету «Основы права».
  • Количество обучающихся создавшие семьи.
  • Увеличение количества проектов в рамках программы.

Социальные партнеры:

В рамках данной программы, в целях обеспечения открытости воспитательного процесса и участия общественных организаций в вопросах профилактики правонарушения несовершеннолетних, школа взаимодействует со следующими субъектами профилактики:

  1. Республиканская (межведомственная) и городская КДН и ЗП
  2. Отдел опеки и попечительства ОА ГО «город Якутск»
  3. инспектора ПДН-1,2,3,4, ОП ММУ МВД РФ «Якутское»
  4. МОБУ ЦППРиК для ДП
  5. ДГБ Поликлиника № 1
  6. МГУ ДГБ ГО г. Якутска Кабинет медико-социальной помощи и центр «Здоровье детей»
  7. ГБУ РС(Я) ЯРНД
  8. Инспектора ФКУ УИИ УФСИН по РС(Я)
  9. Отдел межведомственной пропаганды УФСКН России по РС(Я)
  10. Общественная организация «Союз ветеранов Уголовного розыска» г. Якутска
  11. ЯГОМО «Подросток»
  12. ГУ «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС(Я), центр «Служба детской медиации»
  13. Некоммерческое партнерство «Клуб маленькая мама» при ЯГОМО «Подросток»
  14. МОБУ ДОД «Детский подростковый центр»
  15. Духовно-просветительский центр Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви
  16. ООО «Север Авто»
  17. Союз ветеранов воинов афганцев
  18. Центр по работе с волонтерами РС(Я)
  19. Спортивный клуб «Мохсогол»
  20. Атлетический клуб «Спарта»
  21. ГБУ ДО РС(Я) РДЦ «Кэскил»
  22. АУ Госцирк РС(Я)
  23. МБОУ РС(Я) «Якутская Кадетская Школа-интернат»
  24. ГКУ РС(Я) "Центр занятости населения города Якутска"
  25. ГКУ РС(Я) «РСРЦН» Служба социального сопровождения несовершеннолетних находящихся в конфликте с законом.  
  26. ГБУ РЦНВС им. В.Манчаары, СК «МОДУН»
  27. Министерство по делам молодёжи и семейной политике РС(Я)
  28. МОБУ ДОД «Дворец детского творчества»

Заключение

МОБУ «Центр образования» является преемницей   Вечерних (сменных) общеобразовательных школ которые создавались как образовательные учреждения для обучения работающей молодёжи без отрыва от производства (школы рабочей молодёжи – ШРМ). В научно-педагогической литературе вечерние – открытые (сменные) общеобразовательные школы называются просто вечерними школами.

 Содержание и методика процесса обучения в вечерних школах исторически сложились в условиях, когда основной контингент этих специфических образовательных учреждений составляли социально и профессионально определившиеся люди. В середине 90-х годов контингент учащихся в них резко изменился. Основную его часть сегодня составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще. Таким образом, основной контингент обучающихся нашей школы являются обучающиеся состоящие на учете в ПДН, КДНиЗП, ВШУ. Школа не преследует цели скрывать количество проблемных подростков, наоборот, по результатам сверки,  каждую учебную четверть направляется соответствующая информация в ПДН города Якутска, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Управление образования Окружной администрации и в  другие компетентные органы.

  Следует отметить, что каждый учебный год с 7-го по 12 класс, школа пополняется на 40-50 % новыми обучающимися из других школ, но с 2019-2020 учебного года набор в МОБУ ЦО производится только с 9го класса В основном это ребята уже совершившие различные правонарушения и состоящие на различных профилактических учетах.. Тем не менее, в последнее время, благодаря программам и воспитательной работе, в МОБУ "Центр образования" го "город Якутск" с каждым годом растет число обучающихся получивших аттестат о полном среднем и общем образовании, многие ребята поступили в различные средне-специальные заведения на базе 9 классов, в положительную сторону растет количество несовершеннолетних отказавшихся от пагубных привычек, больше ребят стали посещать систему дополнительного образования.

Как показывает практика, семейное неблагополучие является одним из основных условий, способствующих  совершению детьми различных правонарушений. Как правило, в таких семьях НЕ осуществляется надзор и контроль за местонахождением, поведением детей. Недостаточное внимание к детям, в особенности к подросткам, игнорирования требований школы, отказ от посещения родительских собраний, родительских лекторий которые проводит школа, пассивная позиция родителей к проблемам своих детей приводят и  к ранней криминализации подростков.

МОБУ Центр образования проводит в  рамках  целей и задач Устава школы и реабилитационных программ максимальную профилактическую работу в отношении всех обучающихся,  но практика показывает, что этого недостаточно для коренного исправления личности и становления законопослушным  гражданином, в связи с чем наша школа будет искать новые, более эффективные методы и приемы в профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся.

Использованная литература:

  1. Алексеева Л.С. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М., 1999.
  2.  Воспитание трудного ребенка: Дети с асоциальным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
  3.  Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.
  4.  Социальная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.-СПб, 1997.
  5. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М., 2003.
  6. Указы Главы РС (Я) о "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы".
  7. Фомина H.H. Социально-педагогическая деятельность общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков. Дис. к.п.н. М., 2001.
  8. How to Talk So Kids Will Listen & Listen So Kids Will Talk https://www.livelib.ru/tag/parenting
  9. Parenting with love https://www.livelib.ru/tag/parenting
  10. True family stories of famous and successful people https://www.livelib.ru/tag/parenting


[1] Приблизительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней школы»

Реализация данной программы в ОУ поспособствует  воспитанию правосознания и формирования законопослушного поведения школьников, призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и...

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....

Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» Период 2020-2025

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...

Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

Программа  «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»...