Программа «Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней школы»
методическая разработка по теме

Иванова Ольга Александровна

Реализация данной программы в ОУ поспособствует  воспитанию правосознания и формирования законопослушного поведения школьников, призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности и как следствие - повышение мотивации к обучению и социальная адаптация в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx176.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\лого - чб на док 11.2012.jpg

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»

_______________   П.Б. Панич

«___»____________________ 20__г.

Программа принята на основании  решения Методического совета  ЦВО «Творчество»

Протокол № ___ от _________ 20__ г.

Вторая редакция программы принята на основании решения Методического совета МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Протокол № ___ от _________ 20__ г.

Программа

«Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней  школы»

(для реализации в вечерних школах, отделениях)

Автор-составитель: Иванова Ольга Александровна, методист

Самара 2012

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001года).

Содержание.

I. Основные положения программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Обоснование необходимости воспитания правосознания, формирования законопослушного поведения, ресоциализации школьников.

1.3. Цель и задачи Программы.

1.4. Общие сведения о школе и контингенте воспитанников.

1.5. Основные направления деятельности по реализации Программы.

II. Общая характеристика содержания работы.

III. Этапы реализации Программы.

IV.План действий по реализации Программы.

4.1. Развитие нормативно-правовой базы и информационно – методическое обеспечение реализации Программы.

4.2. Повышение квалификации педагогических кадров школы.

4.3 Создание условий для психо-коррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики.

4.4 Организация оптимального распорядка дня, включающая в себя систему озоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно-полезной деятельностью.

4.5. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников.

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы.

VI. Координация и контроль реализации Программы.

VII. Приложения.

I. Основные положения Программы.

1.1 Пояснительная записка.

Вечерняя общеобразовательная школа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:

- с устойчивым противоправным поведением;

-подвергшихся любым формам психологического насилия;

-отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

В школе создается система, обеспечивающая развитие и ресоциализацию личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.

Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в школе устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать:

-создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики;

-социально-правовую помощь.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-16 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

1.2. Обоснование необходимости формирования

законопослушного поведения школьников.

В Концепции модернизации российского образования, сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

-  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

-  защита прав и интересов обучающихся;

-  формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа социального поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Вся воспитательная работа школы организуется таким образом, чтобы каждый воспитанник нашел себя в нашем обществе, получил необходимое образование, соответствующее Государственному стандарту РФ и стал достойным гражданином своей Родины.

1.3. Программа.

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, коррекция социальной роли, воспитание основ безопасности.

Задачи:

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

3. Привитие навыков избирательного права.

4. Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

5. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

6. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

1.4. Общие сведения контингенте учащихся.

Данная программа  выполняет функции профилактической работы  и создается для детей и подростков:

-  с устойчивым противоправным поведением;

-  подвергшихся любым формам психологического насилия;

-  отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

В школе создается система, обеспечивающая развитие личности обучающегося, воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.

Анализ социального состава семей:

 - полная семья - %

- учащиеся из многодетных семей- %

- учащиеся из неполных семей - %

 - опекаемые - %

 - семьи – в разводе- %

- отчим, мачеха - %

На учете в КДН состоят _____ воспитанника, что составляет ____%, из них:

-  за антиобщественное поведение ___ чел.,

-  кража ___чел;

-  нанесение телесных повреждений –  чел;

- употребление спиртных напитков –  чел.;

-  токсикомания –  чел.;

-  грабеж –  чел.;

-  нанесение ущерба имуществу –  чел;

-  мелкое хулиганство - чел.

На внутришкольном учете состоят  _____ воспитанников.

1.5. Основные направления деятельности по реализации Программы

1. Содержательное направление.

Разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

Организация работы школы правовых знаний «Я и мои права»;

Развитие деятельности ученического самоуправления.

2. Социально - психолого-педагогическое направление.

Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания.

Задачи:

-  Формирование развивающего образа жизни личности в социально-ориентированной школе.

-  Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе.

-  Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся.

-  Психолого-педагогическое изучение детей.

-  Консультирование родителей (лиц, их заменяющих), по вопросам воспитания детей, ресоциализации личности, создания благоприятного микроклимата.

Содержание работы.

1) Организация индивидуальных консультаций психолога для родителей и лиц, их заменяющих.

2) Организация тематических классных родительских собраний по проблемам:

• психологические и возрастные особенности учащихся;

• общение с учащимися с учетом индивидуальной психологии детей;

• ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

3) Тренинг «Снижение уровня тревожности у подростков». Диагностика школьной тревожности учащихся «группы риска».

4) Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе.

5) Создание условий, способствующих ресоциализации и адаптации воспитанников в новых условиях.

6) Организация работы по определению профессиональной ориентации учащихся данной группы.

3. Работа с родителями.

Осуществление взаимодействия между семьей и школой с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.

Содержание работы.

1. Организация работы социально-психологической службы с воспитанниками и родителями по устранению причин не успешности, социальной дезадаптации воспитанников.

2. Организация встречи родителей с учителями-предметниками в рамках проведения дней открытых дверей.

3. Подготовка и проведение малых педсоветов с приглашением родителей воспитанников, вызывающих тревогу, по мере необходимости.

4. Отработка тематики бесед с родителями по воспитанию и ресоциализации детей.

5. Привлечение родительских комитетов (школы, класса) к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по проблемам воспитания детей.

Ожидаемый результат.

1. Повышение абсолютной успеваемости, степени обученности учащихся, качества образования.

2. Использование методов и приемов разноуровневого обучения. Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

3. Направление кадрового обеспечения:

- осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников.

4. Управленческое направление:

- изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

- создание условий для реализации основных направлений программы;

- привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с воспитанниками, родителями и педагогами в школе по вопросам правового воспитания, ресоциализации и формированию законопослушного поведения школьников.

II Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

Школа организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, прокуратурой, наркологическим диспансером, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения, Центром социальной помощи семье и детям,  общественными организациями и образовательными учреждениями города.

Школа организуют работу с учащимися, родителями и педагогами.

2.1.Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

-  Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

-  Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

2.2.Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:

-  проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;

-  создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования,

-  проведение мониторинга обученности воспитанников.

2.3.Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, наркологического диспансера, Центра занятости населения).

III.Этапы реализации Программы

№ п/п

Содержание этапов

Срок реализации

1.

Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность в школе; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания воспитанников по вопросу законопослушного поведения.

2012-2013 уч.год

2.

Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения воспитанников (активное включение учащихся, родителей, педагогов, общественности, соответствующих социально-правовых организаций).

2012-2014 уч. год

3.

Анализ и обобщение деятельности школы по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения воспитанников.

2011-2012гг

2014-2015

IV. План действий по реализации Программы

№ п/п

        Содержание работы

Срок исполнения

Исполнитель

I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы

1.

Создание Совета по реализации Программы в школе

2012

Администрация

2.

Проведение диагностических исследований с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся, отношения педагогов, родителей к данной проблеме

2012-2015

Совет

3.

Оформление и обновление информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для воспитанников, родителей, педагогов

2012-2015

Зам. Директора по ВР

4.

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы

2012-2015        

Зам. Директора по ВР

5.

Подготовка аннотированного списка периодических изданий, способствующих формированию законопослушного поведения воспитанников

2012-2013

Зав. библиотекой

6.

Организация и работа правового лектория «Я и Закон», деятельность которого направлена на формирование законопослушного поведения воспитанников школы

2012-2015

Зам. Директора по ВР

7.

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в школе

2012-2015

Социальный педагог

Повышение квалификации педагогических кадров

8.

Проведение серии семинаров для сотрудников по данному направлению

Ежегодно в течение всего периода

Зам. Директора по ВР и педагог-психолог

9.

Проведение обучающих семинаров для педагогов и родителей

2012-2015

Зам. Директора по ВР и педагог-психолог

Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников.

10.

Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

2012-2015

Социальный педагог

11.

Организация и работа правовых курсов «Права человека», «Человек и общество», «Конституция – основной закон нашей жизни», «Политика и право»

2012-2015

Педагог-психолог

12.

Проведение круглых столов по

актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности,

правоохранительных органов.

2 раза в год

Зам. Директора по ВР

13.

Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения

2 раза в год        Зам.

Директора по ВР

14.

Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов, прокуратуры

2012-2015

Администрация

15.

Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся.

2012-2015

Зам. Директора по ВР

16.

Организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами,

психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания, формирования законопослушного поведения воспитанников

2012-2015

Администрация

17.

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся

2012-2015

Зам. Директора по ВР

18.

Проведение конкурсов:

- конкурс сочинений о правах человека и толерантности «Права человека и будущее России»;

- конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»;

конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право».

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Зам. Директора по ВР

19.

Оформление классных уголков

и стендов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников

2013-2014

Классные руководители

20.

Оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

2012-2015

Социальный педагог

V. Прогнозируемые результаты реализации Программы.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2010-2013 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности и как следствие - повышение мотивации к обучению и социальная адаптация в обществе.

В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-  обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

-  уважать и соблюдать права и законы;

-  жить по законам морали и государства;

-  быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

-  быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-  осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость;

-  осознать необходимость освоения Государственного стандарта образования.

В результате реализации Программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Повышение абсолютной успеваемости и степени обученности учащихся.

VI. Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации Программы возложен на администрацию школы, которая осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение Программы;

 координирует взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

 анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий. Контроль выполнения Программы осуществляет Совет во главе с директором школы. Исполнители обязаны один раз в год  представлять аналитические данные по выполнению указанных мероприятий в Совет.

По результатам реализации Программы ее исполнители ежегодно заслушиваются на заседании Совета с приглашением родительской общественности, правоохранительных органов, представителей прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и других заинтересованных организаций.

Приложение №1

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Возраст

ребенка

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности

С рождения

•Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ);

•Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

•Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции ООН о правах

Необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание

С рождения

•Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

•Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

•Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.56,57 СК РФ).

С начальной школы – необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства.

С рождения

•Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка,ст.54,57 СК РФ).

С начальной школы – необходимость знаний основ семейного права, гражданского права, наследственного права.

С рождения

•Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан.

С рождения

•Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка.

С начальной школы – необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей.

С рождения

•Право на отдых и досуг;

•Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка);

•Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о

С начальной школы – необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья.

С рождения

•Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства

С рождения

•Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера.

С рождения

• Право на защиту от похищения,

торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы -

необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С рождения

• Право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ)

С начальной школы - необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образование.

С рождения

• Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28, часть 2 ГК РФ)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг.

С 8 лет.

• Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач, составление учредительных документов уставом.

С 8 лет

• Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С 10 лет

• Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст.134  СК РФ)

Необходимость знать семейное законодательство

С 11 лет.

• Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ об образовании)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов.

С 14 лет

• Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О Гражданстве РФ»

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве.

С 14 лет.

• Право отмены усыновления

(ст. 142СКРФ);

• Право требовать установле-ния отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК

Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет.

• Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

• Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

• Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГКРФ);

• самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ)

Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.

•Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления.

С 14 лет

• Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ);

• Право работать не более 24часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

• Право на поощрение за труд (ст. 191 ТКРФ);

•Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ);

• Право на объединение в профсоюзы;

• Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ);

• Дисциплинарная ответственности

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способов защиты

С 14 лет

• Обязанность иметь паспорт

(Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ)

Необходимость знаний основ уголовного,

уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечения к судебному разбирательству.

С 14 лет

• Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договоров на

оказание медицинских услуг.

С 15 лет

• Право быть принятым на

работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, по-рядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 16 лет

• Право вступить в брак при наличии уважительной причины с

разрешения органа местного самоуправления(ст. 1ЗСК РФ);

• Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет

• Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, законодательства об охране труда, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умение заключения трудового договора, навык общения с работодателем.

С 16 лет

• Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 16 лет

• Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

Необзаконодательства об административных правонарушениях и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответств ходимость знаний основ.

С 17 лет

• Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство)

(ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

• Право на вступление в брак

(ст. 1 ЗСК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет

• Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органов власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами

С 18 лет

• Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного Движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет

• Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умение составления уставов, учредительных документов

С 18 лет

• Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

• Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТКРФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке воз-мещения вреда, навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет

• Полная уголовная ответственность

(ст. 20, 87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной

ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 2

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;

регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов;

определяет цели государственной политики;

законодательно закрепляет основные гарантии прав ребенка;

устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;

определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, на охрану здоровья, отдых и оздоровление.

Чрезвычайно важно, что законодатель называет категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие недостатки в психическом и \ или физическом развитии;

- дети,- жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экономических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети-жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В области образования и воспитания ребенка закон закрепляет ряд мер и гарантий по защите прав ребенка:

- учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и учреждения не вправе препятствовать их созданию;

- учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;

- в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;

- учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечающим образовательному и воспитательному процессу;

- учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов. В целях реализации этого права в образовательном учреждении, в местах, доступных для детей и родителей (законных представителей),должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Обязанности и ответственность несовершеннолетнего.

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних.

- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.

- Несовершеннолетние мужского пола понесут воинскую обязанность в виде воинского учёта и подготовки к военной службе.

В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.

- По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учёта и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учёт.

- После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждения или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу.

- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые

устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.

- Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

- Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

- грабеж;

- разбой;

- умышленное убийство;

- изнасилование;

- насильственные действия сексуального характера;

- хулиганство;

- угон автотранспортного средства;

- захват заложников;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

- хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных средств;

- вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

- в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет. А по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

- в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших

в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16- летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения:

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как:

- приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ;

- жестокое обращение с животными;

- повреждение транспортных средств общего пользования;

- групповые передвижения с помехами для дорожного движения,

повреждение телефонов-автоматов;

- распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;

- приобретение самогона и др.

применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

- мелкое хулиганство;

- нарушение правил дорожного движения;

- нарушение порядка обращения с оружием;

- правил пограничного режима и др.,

применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Существуют следующие виды административного наказания:

предупреждение, штраф, изъятие предмета, который является орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охоты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2

месяцев с удержанием 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвалидам I и II групп административный арест применяться не может.

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) детьми, имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Приложение 4

24 июня 1999 года № 120-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Принят

Государственной Думой

21 мая 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

9 июня 1999 года

(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 22.04.2005 N39-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, -

лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ);

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или)

одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)4

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ);

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта, (абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ).

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Подросток" по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников

Цель программы: создание условий для совершенствования существующей системы профиликтики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

ПРОГРАММА «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

МОБУ « Центр образования» создан в целях реализации прав граждан на образования в соответствии с гарантиями общедоступности и бесплатности основного общего, среднего (полного) общего образов...

Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, законопослушного поведения воспитанников

Межведомственные планы по профилактике правонарушений, формированию правовой культуры, законопослушного поведения...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ВОСПИТАНИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ"

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....

Программа «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» Период 2020-2025

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед...