Мы-Ломоносова потомки.
методическая разработка (10 класс) по теме

Генкина Татьяна Борисовна

Интеллектуальная игра для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_my_-_lomonosova_potomki.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для старшеклассников

 «Мы – Ломоносова потомки».

Цель: показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; вызвать интерес к литературному творчеству ученого; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

1 ведущий. 300 летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова посвящается.

2 ведущий.

Под рокот свирепого моря,

В своей деревеньке глухой

Не мало сурового горя

Ты видел, поэт дорогой…

…И быстро промчалося время

И северный серый мужик,

Узнавши тяжелое бремя,

Ты стал знаменит и велик.

2 ведущий. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.

1 ведущий. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, - писал А.С. Пушкин о М. Ломоносове.

Учитель.Сегодня у нас за игровыми столами две команды: команда “Интеллект” и команда “Знатоки” 10-а и 11-б классов. Оценивать игру будет ученый совет в составе: _____________ .

А сейчас слово командам. Традиционный конкурс представления.

Следующий конкурс БЛИЦ-ТУРНИР по биографии Ломоносова.

Вопросы 1 команде.

1 Как звали отца Михаила Васильевича Ломоносова? (Василий Дорофеевич Ломоносов)

2 Когда Ломоносов ушёл в Москву? (декабрь 1730)

3 Сколько времени добирался М. Ломоносов пешком с рыбным обозом

до Москвы? (три недели)

4 В каких учебных заведениях учился М.В.Ломоносов до того, как его отправили в Германию? (Славяно-греко-латинская академия, Петербургская академия наук)

5 Сколько лет было Ломоносову, когда он в первый раз вышел с отцом в море? (10 лет)

6 Сколько лет было Ломоносову, когда он научился читать? (12 лет)

7 Как звали жену М.В. Ломоносова? (Елизавета Христиана Цильх)

8. Что сам Ломоносов отвечал на вопрос о том, кто он по профессии? (Химик)

9 Где похоронен М.В. Ломоносов? (Петербург, Александро-Невская лавра, Лазаревское кладбище)

Вопросы 2 команде.

1 Как звали мать М.В. Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова)

2 Где родился М.В. Ломоносов? (деревня Мишанинская, Куроостровской волости, Двинского уезда)

3 Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошёл курс 3-х классов за один год? (Славяно-греко-латинская академия)

4 В каком городе находилась Славяно – греко – латинская Академия? (в Санкт-Петербурге)

5 Сколькими языками владел Ломоносов - человек, которого А.С.Пушкин назвал “нашим первым университетом”? (11 знал, на 20 мог читать, итого – 31.)

6 . Сколько лет было М. Ломоносову, когда он покинул отчий дом? (19лет)

7 В каком году был основан Московский университет? (1755)

8 Назовите крупнейшее достижения Ломоносова в области астрономии. (май 1761 - открытие атмосферы на Венере).

9 Когда умер М.В. Ломоносов? (4(15) апреля 1765)

Конкурс капитанов (тестовые задания на электронной доске)

1 команда

Какая земля является родиной гениального ученого Ломоносова?

1. Вельская земля

2. Шенкурская земля

3. Холмогорская земля

4. Пинежская земля

В какой семье родился Ломоносов?

1. В царской семье

2. В поморской семье

3. В дворянской семье

4. В княжеской семье

Кто был первым учителем Ломоносова?

1. Профессор

2. Академик

3. Дьячок

4. Ученый

 Кем приходится Мария Николаевна Раевская, жена декабриста Сергея Волконского, Ломоносову?

1 Никем

2 Правнучкой

3 Внучкой

4 Дочкой

 Какого русского монарха прославлял поэт больше всего?

1 Петра 1

2 Ивана 4

3 Елизавету Петровну

4 Екатерину 2

2 команда

Какую первую книгу изучил Ломоносов?

1. Математика

2. Русский язык

3. Псалтырь

4. Английский язык

Как называли мальчиков 8-9 лет, которые ходили со взрослыми мужчинами в море?

1. Морячки

2. Юнги

3. Рыбаки

4. Зуйки (они помогали взрослым, варили уху, распевали припевки)

Как Ломоносову удалось поступить в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию) не будучи дворянином?

  1. Он заплатил за учебу
  2. Скрыл своё крестьянское происхождение
  3. Поразил преподавателей своими знаниями
  4. По ходатайству влиятельного знакомого

Какая страна избрала  в 1760 году Ломоносова почетным членом своей Академии наук?

1 Германия

2 Голландия

3 Швеция

4 Англия

Когда родился Михаил Ломоносов?

А) 19.06.1749         

Б) 19.11.1711         

В)19.06.1711        

Г)3.10.1811

 Уже с детских лет уму Ломоносова, пытливому, острому, живому все показалось чудным и дивным. Сколько спит, столько молчит. Отец не раз говаривал сыну: “Ужо в грамоту отдам тебя учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен”. Сейчас конкурс для любознательных. Команды поочереди будут вытаскивать себе “заморочки из бочки” и отвечать на них. За каждый правильный и полный ответ команда получат 5 баллов. Если команда не ответила, ей помогают болельщики, а их ответ приносит команде 3 балла.

Заморочки из бочки (электронная доска – лопающиеся шарики)

  1. Какая связь между основателем первого русского университета М.В.Ломоносовым и художественной резьбой по кости? (Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области. Родина Ломоносова тоже село Холмогоры)
  2. Искусство, которое возродил М.В.Ломоносов, известное ещё со времён Древней Руси и распространённое в Киевском государстве. (Мозаика. До того, как обзавёлся хим. Лабораторией, обратил внимание на мозаику – древнее искуссиво составлять из цветных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. К мозаике М.В.Ломоносов подходил как учёный. Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений.
  3. Одним из самых выдающихся  изобретений Ломоносова давало возможность морякам ночью или в сумерках различать скалы и корабли в море.О каком изобретении Ломоносова идет речь? (Одним из самых выдающихся его изобретений давало возможность морякам ночью или в сумерках различать скалы и корабли в море. Русские и зарубежные физики не приняли теоретического описания действия этого прибора и посчитали его чуть ли не курьезом. Лишь почти два века спустя изобретение Ломоносова было оценено по-настоящему, а выдающийся российский ученый С.В. Вавилов доказал правильность его теоретических выводов. По принципу изобретения Ломоносова были созданы специальные ночные бинокли, которые широко использовались во время Великой отечественной войны. О каком изобретении Ломоносова идет речь?  (ночезрительная труба)
  4. Как геологи увековечили имя Ломоносова? ((Был назван минерал ломоносовит найденный в 1965 году на Кольском полуострове.)
  5. Назовите  книги, которые, по словам М.В. Ломоносова, в юности стали для него «вратами учености»  ((“Псалтырь” Симеона Полоцкого, “Грамматику” Смотрицкого и “Арифметику” Магницкого)
  6. Как имя А.С. Пушкина связано с именем М.В. Ломоносова?  ( А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом" в своей статье "Путешествие из Москвы в Петербург".)

Конкурс Отражение деятельности Ломоносова в стихах.

Ломоносов был не только учёный, но и поэт. По этому поводу у него есть шуточное стихотворение.

У химии с физикой

 Пот проливаю,

 За вирши, за басни

 Хвалы пожинаю.

Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый

 Ваша задача определить, каким научным изысканиям Ломоносова посвящены его стихи.

Команда 1

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!…  (Северное сияние)

Команда 2

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые ……………. чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса

Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от неё на верьх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но …………….….

Других вещей земных конечный разделитель;

…………………. им рождено; огонь его родитель……

Тем стало житие на свете нам счастливо:

Из чистого ……………… мы пьем вино и пиво….. (Стекло)

В стихотворениях Ломоносова часто встречаются имена собственные.  Познания Ломоносова были обширны “Гений архангельского мужика сиям светло”, – утверждает Шергин.  Конкурс Знатоки.

 Распределите карточки с именами по рубрикам. (Задание на электронной доске)Команда 1.

Полководец – Крез, Перикл

Правитель – Соломон, Цезарь

Писатель, поэт – Анакреон, Гомер

Команда 2.

Географическое название – Троя, Этна

Философ – Сократ, Синека

Божество – Орфей, Миневра

Словесная дуэль. Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так как эти слова являются устаревшими.В связи с этим мы проведем конкурс “Словесная дуэль”: для этого мы приглашаем по представителю от команды. Ваша задача “нанести “удар противнику (вытянуть) для него карточку и “отразить” удар – дать определение, пояснить значение слова, написанного на карточке: полушка (Полушка - четверть копейки), ядь (Ядь – пища), пращур (Пращур - предок, отец прапрадеда), ланиты (Ланиты – щеки),  орати (Орать (орати) – пахать), аспид (Аспид - ядовитая змея)

Резервный конкурсы – конкурс эпитафий.

Ломоносову  воздвигнуто много памятников. Сейчас ваша задача в течение 6 мин. составить эпитафию (надпись для памятника) к тому из них, к которому она больше подходит на ваш взгляд.

Конкурс творческих работ «Университет будущего»

Неутомимая деятельность М.В. Ломоносова, направленная на развитие и совершенствование российского образования и условий для научной деятельности и поныне вызывает восхищение. Создание первого российского университета стало выдающимся государственным достижением той эпохи. А что если бы Вам сегодня выпала честь продумать создание Университета будущего? Какой он, Ваш Университет? Расскажите нам о нем.

Как бы он был организован? Каким бы наукам в нем обучали? Где бы он был расположен? Кого бы Вы пригласили туда работать и учиться? (проект на ватманах)

Конкурс болельщиков. Шифровальщики

Преобразования Ломоносова в литературном языке способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо “бергверк” говорить рудник, вместо “дак” - кровля, “перпендикулы” - маятник, переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат и т.д.

Задание. Расшифруйте предложения, заменив иностранные слова русскими.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. “Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя уже мало стало, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг, достигнем консенсуса по всем вопросам, и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди не злые, можешь сделать инвестиции в наше дальнейшее производство”. Вот такая демократия!

Для справки.

Импичмент - недоверие

Электорат - народ

Суверенитет - самостоятельность

Референдум - выборы

Маркетинг - изучение спроса населения

Консенсус- согласие

Спонсор - меценат

Приватизация - перераспределение, раздел имущества

Инвестиции - вложения

Демократия - народная власть

Учитель: Пока команды готовятся, вспомним страницы биографии великого человека земли русской – Михаила Васильевича Ломоносова.

( Пока команды готовятся представить свой проект – ведущие представляют презентацию о Ломоносове.)

Идет защита проектов.

Учитель: Очень актуально звучит сегодня послание Ломоносова потомкам.

Послание Ломоносова потомкам.

Ведущий 1.

О Вы, которых ожидает  

Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Ведущий 2.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной – случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов  и в пустыни,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде….

Жюри подводит итоги конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраним леса для потомков. Сборник методических материалов.

            В сборнике представлены материалы по изучению, исследованию, защите, уходу, сохранению лесных ресурсов Кузбасса: кратки...

Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»

Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественн...

Прошлое приходит к потомкам.

Музей истории Кубанского казачества и нашей станицы....

Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.

Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....

Обращение к потомкам

Авторское стихотворение, написано для выступления учащихся на районном патриотическом конкурсе "Светозар". Обращение наших предков, защищавших Бородинскую землю, к современной молодежи....

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...