Вечер "Пока горит свеча"
классный час по теме

Анисимова Ольга Викторовна

Вечер "Пока горит свеча" действительно лучше всего проводить вечером - тогда хорошо видны горящие свечи. Возраст исполнителей и зрителей не важен - эмоциональный подъем обеспечен в любом случае. В текст включен не только рассказ о появлении и использовании свечей - это малая часть текста, больше здесь стихотворений самих детей о свече, в каких случаях она зажигается. Сложность в том, что нет возможности загрузки презентации - она создана с использованием программы Windous 2003 г., то есть, может не читаться. А в тексте вставлены не все рисунки. Их можно дополнить своими. Если все же понадобится презентация, обращайтесь прямо ко мне - перешлю лично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.rar844 КБ
Файл muz._soprovozhdenie.rar96 байтов
Реклама
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Записаться >


Предварительный просмотр:

Пока горит свеча.

Цели и задачи: знакомство с историей свечи, воспитание эстетического восприятия  

         мира;

-  воспитание общечеловеческих ценностей, так необходимых сейчас;

- воспитание неприятия политики  войны, пробудить чувство сопереживания и  

  ответственности за то, что происходит вокруг.

Оформление: картины Константина Васильева «Ожидание», «Человек с филином»,

                        рисунки детей свечи, поделки с изображением свечи.

Музыкальное оформление: вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный

                        зверь», вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», песня

                        «Свеча» в исполнении С. Михайлова, песня «Сгорая, плачут свечи» в  

                        исполнении М.Звездинского, фонограмма песни «Зажгите свечи» в ис-  

                        полнении группы «Мишель», Бах «Токката ре минор», Марчелло «Ада-

                        жио из концерта для гобоя», П.Чайковский «Вальс для цветов».

За столиками сидят ведущие: историк, экскурсовод, чтецы и авторы стихотворений

сидят за тремя столиками.

На столах, покрытых одинаковыми скатертями, стоят свечи в подсвечниках. В углу стоит компьютер, на стене – экран. Дети одеты торжественно. Девушки (желательно) в бальных платьях.

                                           

                                             Исполнители вечера.        

           

                                        Сценарий  вечера:

Чтец 1 (читает стихотворение Б. Пастернака «Свеча»), в это время, после второго куплета, начинает звучать мелодия Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», девушка под нее танцует медленный танец со свечами.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

   И падали два башмачка

   Со стуком на пол,

   И воск слезами с ночника

   На платье капал.

   И все терялось в снежной мгле,

   Седой и белой.

   Свеча горела на столе,

   Свеча горела.

              Б.Пастернак

(Танец заканчивается, девушка садится к одному из столов).

Историк:

Кто бы подумал, что у маленькой свечи есть своя судьба, своя история. А меж тем свеча скоро отметит двухтысячный юбилей. В Византии до этого уже знали восковые свечи (их называли «церей) и сальные («фебацей»). До 18 века свечи были очень до-роги, их жгли лишь во дворцах и церквах. Свечи в их нынешнем виде появились на заре Средневековья. Были они вначале сальными, но славу свечного освещения составили восковые свечи. Они не так быстро сгорали, меньше коптили, источали медово-дымный запах.

На Руси до 18 столетия все свечи изготовлялись в домашних условиях, даже церковные. Но уже в начале века вошли в обиход свечи из спермацета ( воскообраз-ного вещества, содержащегося в специальных полостях головы кашалота). Именно огоньки этих свечей сверкали в подвесках и хрустальном дожде огромных люстр и особых подсвечниках – жирандолях, прозванных за это «снопами водяных брызг». Пряный аромат спермацетовых свечей витал над бесконечными маскарадами, освещая белоснежный фарфор на пиршественных столах вельможной знати, а искры огоньков отражались в венецианских зеркалах, бросая сказочные тени сквозь большие окна.

(Звучит музыка вальса из к\фильма «Метель», пары танцуют вальс, по залу носятся блики свечей, или отрывок из к\фильма «Война и мир», первый бал Наташи Ростовой).

Ведущий 1 (проговаривая слова, ведущий зажигает свою свечу и держит ее в руке) – Подумайте, почему на именинном пироге обязательно зажигают свечи, почему, когда хотят создать в доме атмосферу праздничности, тепла, уюта, на видном месте устанавливают свечи в красивых подсвечниках?

                            Горит свеча, сияет ярко.

                            В доме свет, тепло, уют.

                            В печи дрова пылают жарко,

                            И станет всем легко вокруг, -

как написала в своем стихотворении о свече ученица 6А класса  Гришина Анна. Оно и понятно, свеча – частица души, мерцающая  в сосуде.

Чтец 2 ( тоже зажигая свою свечу и подходя к ведущему 1) - А вот Алексей Пулин, 6 В класс, считает чуть по-другому.

                  Свечи.

В зимний вечер, и в вечер осенний,

Когда слякоть и стужа вокруг,

Свет свечи, освещая и грея,                              

Нам поможет с тобою, мой друг.

Свечи нам создадут впечатленье,

Что бег времени вдруг изменен.

Свечи нам остановят мгновенье

И расскажут о чем-то своем.

Как они помогают нам видеть,

В тьме и сумраке ждать у окна.

Ждать и помнить, что мы в этом мире

Не одни, и нам вера важна!

Вера в лучшее, вера в святое!

Вера людям и вера в себя.

А без этого жить нам не стоит.

Жизнь прекрасна, мой друг, и мила! (2006г.)

Экскурсовод -  Может быть, именно об этом говорил своими картинами наш художник-современник Константин Васильев. Посмотрите на его картину «Ожидание», которая не оставила равнодушной даже поэтов - самую женственную, печальную и символичную. На холсте, по ту сторону заиндевевшего окна, поросшего ледяными узорами, стоит девушка, русоволосая, бледная, с горящей свечой в тонких пальцах. В ее глазах застыло ожидание, предчувствие… Неизменное для русских женщин на протяжении многих веков ожидание  счастливого мгновения и одновременно готов-ность принять на себя чужую боль.

 Зимняя морозная ночь нарисовала на окне узоры. Печальные глаза смотрят во тьму. Что она ожидает там увидеть? Кого? Видно, что не первую ночь она подходит со свечой к окну

                            Ожидание.

              Горит свеча у мерзлого окна,

              Протаяли узоры ледяные.

              А девушка одна, совсем одна

              Во всей избе, а может быть, в России.

              Пусть близко где-то и отец, и мать,

              Да им о сокровенном не расскажешь.

              На сердце одиночества печать,

           

              Ничем  ее не сломишь, не развяжешь.  

              Свеча мерцает в девичьей руке,

              Тревога сердце нежное волнует.

              А милый лада где-то вдалеке

              Работает, а может, и воюет.                            

              А может, он с соседнего двора,

              Но что-то встрече гаданой мешает.        

              Назначенная минула пора,

              И девушка томится и вздыхает.
             У девушки волнистая коса.

              Ну где найдёшь пышнее и красивей?

              И где найдешь прекраснее глаза –

              Глубокие, как небо над Россией.

И подкатывают слезы радости у юной девушки, мечтающей об искренней, чистой любви. Художник как будто подсмотрел, узнал о силе нерастраченных чувств русской красавицы, понял ее, и запечатлел на полотне.

Свеча – любимый символический образ Константина Васильева, прозванного друзьями за свое пристрастие рисовать именно на данную тему – Древняя Русь – Константином Великороссом. Она горит и на полотне «Человек с филином», притом огонь здесь двойной: внизу сгорает свиток с надписью «Константин Великоросс», символизируя самосожжение, духовное сгорание художника на огне служения искусству. Из него вырастает молодой дубок – символ молодости, несгибаемой мощи духа. И в руках старец-великан держит горящую свечу, как бы оглядывая через ее свет будущее. Его насупленный взор не обещает светлого будущего – за него нужно бороться!

Ведущий 2 – Да, память веков не давала человеку забыть тот страх перед темнотой, что поселился в душе у человека за тысячелетия. Первобытный человек передал нам его в гены, заложил он и стремление к огню. Отсюда и непонятная тоска, вера в несбыточное.

                  В комнате темно –

                  Свечу я зажигаю,

                  А впрочем, все равно,

                  Я только лишь мечтаю

                  И в тишине шепчу –

                  Свеча мне как подруга –

                  Все то, что захочу,

                  Она все знает – глупо?

                   Хочу продолжить стих,

                   Но сердце замирает.

                   Сдержаться нету сил,

                   А свечка тает, тает!

                                           

                   Темно как за окном!

                   Поет вьюга иль плачет?

                   А я же не могу

                   На свете жить иначе.

                             Казак Наталья, 6А класс, 2006г

Ведущий 3 – Вы посмотрите вокруг! Какая красота: сияние свечей, тихая музыка, вальс…  Как они связаны между собой! А ведь не только дни рождения не обходятся без свечей. А юбилеи, Новый год?! Вспомните хотя бы «Светлану» Жуковского!

                   Инсценирование отрывка из поэмы «Светлана» Жуковского.

Чтец 3: Вот красавица одна;

          К зеркалу садится;

          С тайной робостью она                  

          В зеркало глядится;

         Темно в зеркале; кругом                  

          Мертвое молчание;

          Свечка трепетным огнем

          Чуть лиет сиянье…

          Робость в ней волнует грудь,

          Страшно ей назад взглянуть,

          Страх туманит очи…

          С треском вспыхнул огонек,

          Крикнул жалобно сверчок,

           Вестник полуночи…

И как будто продолжая эту мысль, Касаткин Алексей (6 Б класс, 2006г) пишет в своем стихотворении:

                  Полумрак и тишина,

                      А на столе горит свеча.            

                      Рядом зеркало висит,              

                      Отблеск ловит и молчит.

                      Плачет воск, роняя слезы.

                      И улетают наши грезы.

Чтец 4 – А теперь представьте: война, короткие минуты отдыха, ночь. Солдат пишет далекой любимой коротенькое письмецо:

                       На улице полночь. Свеча догорает.

                       Высокие звезды видны.

                       Ты пишешь письмо мне,  моя дорогая,    

                       В пылающий адрес войны.

                       Как долго ты пишешь его, дорогая.

                       Окончишь и примешься вновь.

                       Зато я уверен: к переднему краю

                       Прорвется такая любовь!

                       Давно мы из дома. Огни наших комнат

                       За дымом войны не видны.

                       Но тот, кого любят,

                       Но тот, кого помнят,

                      Как дома и в дыме войны! (Автор неизвестен).

Да, любовь всегда вела человека вверх. Любовь – это мечты о лучшем, стремление к совершенству, это музыка души!

Песня «Свеча» в исполнении Стаса Михайлова, одновременно медленный танец

( исполняет Неколенко Оксана, 6 Б класс).

     1.  В моем окне горит свеча,

         Такая яркая она.

         Сейчас уйдешь ты, и в ответ

         Мне снова бросишь слово: «Нет!»      

         А где-то там за далью дней

         Я вновь пойду опять за ней,

         Но догорит моя свеча,

         Сгорев до тла  и без следа.

                     Припев: \ 2 раза

         Падает, падает, падает, падает снег,

         Ночь замедляет свой последний разбег.

         В доме моем горит одиноко свеча.

         Сейчас ты уйдешь навсегда,

         И погаснет она!                  

Ведущий 1 – О любви можно говорить долго. Она согревает душу не только вдалеке от дома, но даже если люди расстались. Любовь – огромная, неведомая страна. Не-возможно понять ее законы, она низвергает человека в пучины горя и возвышает его.

Чтец 5 – В мире новость появилась –

               В мир любовь моя пришла.

               И к земле звезда склонилась,

               И свечу на ней зажгла.

               Я, возвысившись над бытом,        

               Этой свечкою горю.

               За минутные обиды

               Никого я не корю.

               Я добрее стала к людям,

               Хоть и строже, может быть,

               О любви их, как о чуде,

               Научилась говорить.

               Шаг мой тих необычайно,

               И неслышно дышит грудь,

               Чтоб чужой любви случайно

               По дороге не вспугнуть.

               Мир, и ты ко мне отныне

               Будь внимательней, молю,

               Не отвергни, и в гордыне

               Не спугни любовь мою.

               Ведь любовь совсем как птица:

               Улетит – не возвратится. (Фазу Алиева)

                                     

Ведущий 2 –  А что делать тому, кого любовь оставила? У кого душа плачет, как эти свечи?

Исполняется песня «Сгорая, плачут свечи», Михаил Звездинский. Одновременно медленный танец исполняет Денисюк Ирина (6 А класс).

  Слова песни «Сгорая, плачут свечи»

1. Осенней ночью за окном

Туман поссорился с дождем,

И беспробудный вечер. / 2 раза  

О чем-то дальнем, неземном,  

О чем-то близком и родном,                      2 раза        

Сгорая, плачут свечи. / 2 раза

2. Казалось, плакать им о чем?

Мы, в общем, правильно живем.

Но иногда под вечер  / 2 раза

Мы вдруг садимся за рояль,

Снимаем с клавишей вуаль

И зажигаем свечи.  / 2 раза

3. А свечи плачут за людей,

То тише плачут, то сильней.

И позабыть волшебных дней

Они не могут, свечи!

И очень важно для меня,

Что не боится воск огня.                               2 раза.

И за тебя, и за меня,

Сгорая, плачут свечи.    

Ведущий 3 – Не грейте руки над свечой.

                       Не в том ее предназначенье.

                       Она всегда в родстве с мечтой,

                       Она – источник вдохновенья.

                       Да посетит тебя вопрос:

                       С чего свече так одиноко?

                       И сколько их, упавших звезд –

                       Свечей, погашенных до срока? (Фазу Алиева).

Чтец 6 – Но совсем по взрослому звучит у стихотворения о свече у Мызниковой Анны

 ( 6А класс, 2006г):

     Волшебная свеча, ты даришь всем

     Душевное тепло, покой, надежду.

     И отступает боль разлук,

     Становится теплее вдруг,

     Когда зажжется вдруг в ночи огонь звезды-свечи.

     На праздник свечи мы зажжем.

     На пламя глядя, о своем

     Мы вспомним вместе тихо.

     И об ушедших в мир иной,

     Помянем, глядя на огонь

     О тех, что спят в ночи под свет звезды-свечи.

     И за рождение зажжем свечу мы тоже.

     В том пламени огня земного

     Есть сила света и тепла родного,

     И каждый, видя огонек в ночи,

     Надеется согреться у звезды-свечи.

… «И об ушедших в мир иной,

       Помянем, глядя на огонь

       О тех, что спят в ночи под свет звезды-свечи…»

Это стихотворение напомнило мне страшную трагедию детей Беслана. 3 сентября 2004 года свечи зажгли на 360 могилах детей, погибших от рук террористов.

 Просмотр отрывка фильма о Беслане (2 минуты) или слайдов. Тогда ведущий читает слова, пока идет показ.

Ведущий: Разные люди, разные судьбы. Красивые, добрые и счастливые лица, но дата смерти на всех одна – 3 сентября 2004 года.

В столице Северной Осетии совсем недавно появился новый мемориальный комплекс,

он сделан по эскизам детей Беслана. Вода, стоящая в бутылках в спортзале, вода, стекающая с раскрытых ладоней мемориала, вода у кладбищенских плит так и не смог-ла утолить жажду заложников.

Смотрите, чтобы помнить; помните, чтобы жить; жить так, как хотели жить те, чья жизнь оборвалась 3 сентября 2004 года.

Исполняется песня «Зажгите свечи» (исполняет учитель). Дети-ведущие подпевают последний куплет, стоя, со свечами в руках. ( Это и есть минута памяти)

     Слова песни «Зажгите свечи».

1. Читал молитву слабый голос в тишине

    Под сводами и куполами храма.

    И сына воспитав, отдать войне

    Так не хотела, не хотела мама \2 раза

    И вот теперь – молитва в тишине.

    В огнях свечей лилась молитва в тишину.        

    Все, кто любил и знал,  - сегодня вместе.

    Он так же, как и ты, играл в войну

    И жил в подъездном и беспечном детстве.

    И в этом мире всем хватало места,

    И не делили на куски страну.

                        Припев:

       Зажгите свечи, и пусть молчат колокола,

       Зажгите свечи, остановите ход часов!

       Зажгите свечи, в день, когда в мире столько зла,

       Что даже Бог закрыл от нас лицо!

       Зажгите свечи, когда хоронит сына мать,

       Зажгите свечи, когда за окнами война,

       Когда мы все сошли с ума.

       Но Бог еще не бросил нас.

       Зажгите свечи!

2. Огни свечей горели звездами в слезах,

    И отпевал священник сына душу.                                  

    И помнит мать, как в письмах он писал:

    «Не бойся, мама, и о войне не слушай!

    И писем больше слать уже не нужно,

    Я через месяц приезжаю сам».

                            Припев.

3. Идет война несуществующих врагов,

Горят в церквах по убиенным свечи.

Молитесь и, быть может, дураков

В стране безродной станет чуть поменьше.

Ну, а пока покрыты сотни женщин

В знамена черных траурных платков.

                           Припев:

       Зажгите свечи, и пусть молчат колокола,

       Зажгите свечи, остановите ход часов!

       Зажгите свечи, в день, когда в мире столько зла,

       Что даже Бог закрыл от нас лицо!

       Зажгите свечи, когда хоронит сына мать,

       Зажгите свечи, когда за окнами война,

       Когда мы все сошли с ума.

       Но Бог еще не бросил нас.

       Зажгите свечи!

Ведущий 3 –

Как это страшно – война, терроризм, смерть, кровь…Но мы хотим закончить нашу встречу на лирической, бодрой ноте. Ведь мы и сегодня зажигаем свечи, и не только для освещения, но для создания уюта, атмосферы праздника. Мы смотрим на огонь свечи, и дурные мысли, чувства  покидают нас. В следующий раз, когда вы будете зажигать свечу, это маленькое чудо, вспомните и подумайте о том, что сегодня узнали. Пусть разноцветные горящие свечи приносят в ваш дом счастье! Желаем вам, чтобы свечи загорались только на праздники, чтобы никогда даже эхо войны не коснулось вас и ваших детей, внуков и правнуков. Мира вам, тепла, добра!

( Гости уходят под музыку  Е.Доги из к\фильма «Мой ласковый и нежный зверь») На экране высвечиваются слова: «Мира Вам, тепла, добра!»

                               

                         

                                   Используемая литература:

1. Авторские стихотворения  детей 6 класса (2006г.), стихи поэтов  (Б. Пастернака,

   Ф.Алиевой, В.Жуковского и др.).

2. Ж. « Читаем, учимся, играем»  №11/2005г, с.72, ст. В.В. Несмеянова, Т.П. Козлова    

   «Живое пламя свечи».

3. Видеофильм «Жить, чтобы помнить», снят в 2006г. ТВ «Степь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

"Пока горит свеча"

Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....

Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"

Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....

Социальный проект "Пока горит свеча..."

Цель проекта: способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, заинтересованности к происходящим событиям в стране и в мире.Задачи проекта:Развитие чувства патри...

Поэзия русского романса «Пока горит свеча»

Классный час, посвящённый русскому романсу...

час общения "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"

В ходе часа общения жители Царства Дружбы и Королевства Доброты будут рассуждать о доброте, милосердии, взаимопощи....