Народные календарные праздники - Рябинник
план-конспект занятия по теме

Середина Юлия Вячеславовна

Конспект занятия. Народные календарные праздники. Рябинник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_kalendarnye_prazdniki_-_ryabinnik.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  Народные  календарные  праздники.

            Рябинник.  

Цель: Знакомство  с народным-календарным праздником.

Задачи : Познакомить  с  народным  календарным  праздником – Рябинником. Изготовить  рябиновые  бусы.  Развивать  внимание,  память. Воспитывать  любовь  к  народному  творчеству,  бережное отношение  к  природе.  

                                              Ход  занятия.

- Ребята,  вы  любите  праздники ?

- А  какие  вы  знаете  праздники ?

- А  сегодня  мы  познакомимся  ещё  с  одним  очень  красивым,  интересным  праздником,  а  чтобы  узнать,  как  он  называется,  вы  должны  ответить  на  мои  вопросы.  Если  ответите  правильно,  то  получится  по  вертикали  название  народного  праздника.  А  вопросы  будут  об  овощах,  фруктах,  ягодах.  

- А  когда  собирают  урожай  овощей  и  фруктов ?  (Осенью.)

- Молодцы,  вот  вы  и  ответили  на  первый  вопрос.  

1. Что  копали  из  земли,

    Жарили,  варили ?

    Что  в  золе  мы  испекли,

    Ели  да  хвалили ?  ( Картофель)

2. Круглое,  румяное,

    Я  расту  на  ветке :

    Любят  меня  взрослые

    И  маленькие  детки. (Яблоко)

3. Сам  алый,  сахарный,

    Кафтан  зелёный,  бархатный.  (Арбуз)

4. А  когда  я  созреваю,

    Варят  из  меня  томат,

    В  борщ  кладут  

    И  так  едят. (Помидор)

5. Осень.

6. Маленький,  горький,

    Луку  брат.

    Вырастает  он  в  земле,

    Убирается  к  зиме.  (Чеснок)

7. На  сучках  висят  шары,

    Посинели  от  жары. (Слива)

8. Я  вырос  на  грядке,

    Характер  мой  гладкий :

    Куда  ни  пойду,

    Всех  до  слёз  доведу.

                                   (Лук)

    ка  р тофель

         я блоко

    ар б уз

 пом  и дор

  осе  н  ь

  чес  н  ок

    сл  и  ва

    лу к

- Молодцы !  Ответили  на  все  загадки,  давайте  теперь  прочитаем  название  народного  праздника,  с  которым  мы  сегодня  познакомимся.    (Рябинник.)

- Правильно,  этот  праздник  называется  рябинником.

Этот  праздник  празднуется  23  сентября,  это  осенний  народный  праздник.

- А  как  вы  думаете,  в  честь  чего  празднуется  этот  праздник ?                             (в  честь  рябины)

- Рябина – символ  счастья  и  мира  в  семье.  Празднуется  праздник  23  сентября,  так  как  после  первых  заморозков,  именно  с  этого  дня  рябина  становится  более  вкусной,  сладкой  и  с  этого  дня  её  начинали  собирать  для  еды,  то  есть  начинали  сбор  урожая.  

     Усыпанная  красными  ягодами  рябина  привлекала  людей  и  они  ходили  в  лес  по  рябину,  как  в  летнее  время  ходили  по  ягоды  и  грибы.  

- Ребята,  как  вы  думаете,  что  можно  приготовить  из  рябины ?

(Варенье,  сироп,  используют  для  лечения,  так  как  в  рябине  много  витаминов,  из  неё  делали  настои,  отвары  и  лечили  больных  людей.)

- Что  же  даёт  рябина  людям  в  первую  очередь ?    (Пища,  лекарство.)

- Собирая  ягоду,  крестьяне  оставляли  на  каждом  дереве  часть  ягод  на  зимней  прокорм  птицам,  так  как  птицы  очень  любят  рябину.  Если  медведь,  бродя  по  лесу,  найдёт  рябину,  то  ловко  наклонит  гибкое  дерево  ис  удовольствием  полакомится  его  плодами.  

- Ребята,  так  что  даёт  рябина  животным  и  птицам ?     (Корм.)

- Рябину  с  давних  времён  люди  очень  любили  и  почитали,  о  ней  слагали  стихи,  песни.  Часто  рябину  сажали  вдоль  домов,  для  красоты,  чтобы  она  радовала  людей.  Так  же  для  росписи  посуды  использовали  ягоды  и  листья  рябины.  

     Посмотрите,  как  красиво  мастер  расписал  посуду;  подносы  и  ложки  (хохломская  роспись).

- Ребята,  что  же  даёт  рябина  ещё  людям ?  Если  её  сажали  для  красоты,  украшали  посуду ?  Для  чего  нужна  ещё  рябина ?   (Для  украшения.)

- Ещё  с  давних  времён  у  людей  было  поверье,  что  рябина,  посаженная  перед  домом,  оберегает  его  от  недобрых  людей.  А  украшения,  сделанные  из  рябины,  оберегали  людей  от  болезней,  невзгод,  неудач.  

- Посмотрите,  какие  красивые  украшения  можно  сделать  из  рябины.  

- Ребята,  так  какое  поверье  связано  было  с  рябиной ?  Что  делали  украшения,  сделанные  из  рябины ?   (Оберегали.)

- Посмотрите,  какое  большое  значение  имеет  рябина  для  людей.  Она  оберегает,  служит  украшением,  даёт  пищу  для  людей,  и  корм  для  птиц  и  животных,  из  рябины  изготавливается  лекарство.  

- А  сегодня  на  занятии  мы  с  вами  тоже  изготовим  украшения  из  рябины – бусы,  чтобы  и  они  вас  оберегали  от  болезней,  неудач.  

- Для  работы  нам  понадобится  игла  с  ниткой  и  ягоды  рябины.

 

Техника  безопасности  при  работе  с  иглой.  

Во  время  работы  иглу  не  бросать,  не  брать  в  рот,  не  вкалывать  в  одежду,  а  хранить  в  специальной  подушечке – игольнице.  

- Для  того,  чтобы  выполнить  работу,  нужно  прокалывать  иглой  ягоды,  нанизывая  их  на  нить.  Посмотрите,  как  это  нужно  правильно  выполнять.    (Показ.)

Физминутка.  

- Можете  приступать  к  работе.  

Практическая  работа.  Изготовление  бус.

- Давайте  покажем  всем,  что  у  вас  получилось.  Такие  красивые  украшения  делали  ваши  бабушки  из  рябины.  

- Ребята,  для  чего  люди  изготавливали  украшения  из  рябины ?                                      

(Украшения  оберегали  людей  от  болезней.)

- как  я  уже  говорила,  люди  очень  любили  и  почитали  рябину,  они  слагали  о  ней  стихи  и  песни.  Давайте  и  мы  разучим  небольшую  песенку  и  исполним  её  в  честь  рябины.  

Показ  песенки.  

Стоит  рябина                         /  в  одну  линию  идёт  притопами

Тонка  и  высока,                   /  подняться  на  носочки

Её  солнышко  печёт,            /  идём  по  кругу

Частым  дождичком  сечёт, /

Буйный  ветер  повевает      /  машем  в  лицо

И  рябину  наклоняет,          /  вправо,  влево  наклны

Она  гроздьями  звенит,       /  руками  изображаем  

Развесёлая  стоит.                 /  гроздья  рябины.

- С  каким  народным  праздником  сегодня  познакомились ?

- Кому  посвящён  праздник ?

- Для  чего  нужна  рябина,  что  она  нам  даёт ?  

- Ребята,  посмотрите,  как  много  даёт  нам  рябина,  какое  большое  значение  имеет  для  нас.  Давайте,  ребята,  беречь  нашу  красавицу  рябину.  

- А  как  вы  будете  её  беречь?  (не  обрывать  листья,  не  ломать  ветки,  когда  собираем  ягоды.)

- Спасибо за работу. До свидиния.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка для развития творческих способностей у воспитанников детского дома через народное творчество "Праздник урожая!.

Открытое мероприятие по фольклору, направленное на развитие творческого потенциала у воспитанников детского дома через народное творчество....

Устное народное творчество. Праздник загадок.

Урок-обобщения в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Формой урока избрала - праздник.Цели урока:1. Проверить и закрепить знания учащихся о загадках.2. Развивать интерес к устному норадному ...

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

Статья Возрождение народного массового праздника «Делу время и потехе час»

Праздники – часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества, - обрядов, ритуалов, традиций…   Праздник лишь тогда праздник, когда придумывается,  выстраивается  ...

Русские народные традиции, праздники

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь ме...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная  культура – это живой и...