Устное народное творчество. Праздник загадок.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок-обобщения в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Формой урока избрала - праздник.

Цели урока:

1. Проверить и закрепить знания учащихся о загадках.

2. Развивать интерес к устному норадному творчеству, к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_zagadok.docx765.58 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в 5  классе.

Учитель Шапиро Елена Николаевна

ГСКОУ школа № 69

Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Красноармейская, д.15

e-mail: lenashapiro@mail.ru

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: праздник загадок

Цели:

  1. Проверка и закрепление знаний учащихся о загадках;
  2. Развитие интереса к устному народному творчеству;
  3. Развитие логического мышления, внимания;
  4. Воспитание любви к русскому народу, его традициям.

                                      ХОД УРОКА:

Ведущий:

     Добрый  вечер, дорогие  друзья!

     Сегодня  мы  вас  пригласили  на  очень  необычный  вечер – вечер  загадок.

     Сегодня  каждый  из  вас  сможет  проявить  ум  и  смекалку, показать  свои  знания, умения, поделиться  жизненным  опытом.

     На  нашем  вечере  будет  всё:  вопросы  и  ответы, удачи  и  поражения, смех  и, может, даже  слёзы, игры, конкурсы, весёлые  соревнования, чай  и  пироги!

     Итак, начнём!

     А  начнём  с  гостей.

     Первая  гостья – бабушка-загадка.  Встречайте!

(звучит  музыка, входит  бабушка-загадка  в  цветном  платье, с  платком  на  голове, с  корзиной  в  руках)

Бабушка-загадка:

     Здравствуйте, милые! Радостно  мне  видеть  здесь  так  много  милых, добрых, красивых  лиц!

     Я – бабушка-загадка. Посмотрите, какое  на  мне  платье: пёстрое, разноцветное, яркое. И  вот  загадки  такие  же, как  моё  платье: пёстрые, разноцветные, яркие!

     А  вы  любите  загадки?

     А  что  больше  любите: отгадывать  или  загадывать?

    Сегодня  каждый  из  вас  получит возможность  сделать  то, что  ему  нравится: кому  нравится  загадывать – будет  загадывать, кому  нравится  отгадывать – будет  отгадывать. А  я  бабушка  щедрая. Смотрите, с  какой  большой  корзиной  пришла. В  корзине  этой  всё, что  необходимо  к  чаю: баранки, пряники, печенье, конфеты. И  всё  это  для  вас.

( в  дальнейшем  за  каждый  правильный  ответ, за  каждое  задание  ребёнок  получает  приз  из  корзины).

Ведущий:

     Русские  народные  загадки – один  из древнейших  жанров  русского  фольклора.

     Бытовали  и  записывались  загадки  преимущественно  в  крестьянской  среде. Именно  поэтому  речь  в  них  идёт  главным  образом  о  предметах, близких  крестьянину. Здесь  и  явления  природы, орудия  труда  и  обихода, крестьянское  жилище, животные  и  растения, его  окружающие.

Бабушка-загадка:

     А  вот  у  меня  в  правом  кармане  записочки  лежат. А  на  записочках  темы  загадок. Вот  я  сейчас  записочку  вытащу  и  узнаем, на  какую  тему  загадки  начнём  отгадывать.

(дети  делятся  на  две  группы. Бабушка-загадка  по  очереди  загадывает  командам  загадки: по 6 загадок  каждой  команде)

  1. Небо  и  земля, явления  природы.

1). Голубой  шатёр  весь  мир  накрыл.                     (Небо)

2). Поле  голубое  серебром  усыпано.                      (Звёзды  на  небе)

3). Виден  край, да  не  дойдёшь.                               (Горизонт)

4). Золот  хозяин  на  поле.

Серебряный  пастух  с  поля.         (Солнце  и месяц)

5). Что  выше  леса, краше  света, без  огня  горит?   (Солнце)

6). Не  стукнет, не  брякнет, а  в  окно  войдёт.            (Рассвет)

7). Заря-заряница, красная  девица,

     По  лесу  ходила, ключи  обронила,

     Месяц  видел- не  сказал,

     Солнце  увидало- подняло.                                 (Роса)

8). Сивые  кабаны  всё  поле  облегли.                    (Туман)

9). Шёл  да  шёл, да  и  в  землю  ушёл.                    (Дождь)

10). Что  ни  в  руках  не  удержать, ни  в  решете  не  унести?     (Вода)

11). Без  рук, без  ног  всё  бежит.                            (Река)

12). Я  потрещу, а  ты  бей  в  ладоши  да  пляши.            (Мороз)

(Подсчитывается  количество  правильных  ответов  у  каждой  команды. Сколько  правильных  ответов, столько  призов  из  корзины  бабушки-загадки  получает  команда)

Бабушка-загадка:

     А  вот  у  меня  в  корзине  есть  краски, кисточки  и  альбомные  листочки. Как  вы  думаете, что  мы  сейчас  будем  делать? Правильно, рисовать. А  что  рисовать?  Отгадку. Каждая  команда  получает  свою  загадку. А  отгадку  вы  должны  не  сказать, а  нарисовать.

1). Не  говорит, не  поёт,

     А  кто  к  хозяину  идёт, она  знать  даёт.                   (Собака)

2). Мохнатенька, усатенька,

     Сядет – песенки  поёт.                                                 (Кошка).

(Подведение  итогов  и  награждение)

(Стук  в  дверь)

Ведущий:

     Ребята, кто-то  к  нам  стучится. Кто бы  это  мог  быть?  Сейчас  посмотрим.

(открывает  дверь, входят  старички-лесовички)

1 Лесовик:

     Здравствуйте, люди  добрые!  Мы  пришли  к  вам  издалека. Угадайте, где  мы  живём, откуда  пришли:

                         Дом  со  всех  сторон  открыт,

                         Он  резною крышей  крыт,

                         Заходи  в  зелёный  дом –

                         Чудеса  увидишь  в  нём.

     Что  это  за  дом?  Правильно, я  пришёл  к  вам  из  лесу. В  моём  заповедном  лесу  каких  только  подарков  нет.

                           

                           Там, где  в  травах  ветер  сладкий,

                            Где  за  полем  бор  стеной,

                            Собираю  я  загадки

                            В  кузовок  берестяной.

(показывает  кузовок)

2 Лесовик:

     Что  в  нём  лежит, вы  узнаете, коль  загадки  отгадаете. Только  уговор-кричать  отгадку  нельзя. Знаешь  отгадку – подними  руку.

     Иду  я  ельником  после  дождя, смотрю:

                           В  лесу  под  ёлкой  крошка –

                           Только  шапка  да  ножка.                  (Гриб)

(Достаёт  из  кузовка  нарисованный  гриб  и  отдаёт  тому, кто  отгадал)

1 Лесовик:

     В  моём  лесу  растёт  кустарник, а  в  нём:

                            Мальчик-крошка  в  костяной  одёжке.

                            У  этого  мальчика

                             Шапочка  зелёная

                             До  ушей  надвинута.

                            Что  это за мальчик?                                           (Лесной  орех)

(Достаёт  из  кузовка нарисованный  орех  и  отдаёт  тому, кто  отгадал)

2 Лесовик:

                             В  моём  лесу  под  деревом

                             Андрейки

                             Все  в  тюбетейках.

     Что  это  такое?                                                   (Жёлуди)

(Достаёт  из  кузовка нарисованный  жёлудь  и  отдаёт  тому, кто  отгадал)

1 Лесовик:

                             Вон  какой  наш  лес,

                             Полон  загадок  и  чудес!

    Ну, а  нас-то  вы  узнали?  Кто  мы?  Как  нас  зовут?

(Достаёт  из  кузовка нарисованного  лесовика и  отдаёт  тому, кто  отгадал)

Ведущий:

     Молодцы, ребята! Все  загадки  старичка-лесовичка  отгадали. А  давайте-ка  подсчитаем, кто сколько  очков  своей  команде  принёс.

(Подведение итогов)

Лесовик:

     А  вы, ребята, знаете  загадки?  Очень  хочется  послушать, кто  сумеет  загадать  самую  сложную  загадку, а  кто  окажется  самым  сообразительным. Только  чур – все  загадки  должны  быть  лесные.

(Команды  задают  друг  другу  загадки. Бабушка-загадка  за  каждый  правильный  ответ  даёт  подарок  из  своей  корзины)

ЗАГАДКИ:

1). Весной  веселит, летом  холодит,

     Осенью  умирает,  весной  оживает.                        (Лес)

2). Летом  вырастают, а  осенью опадают.                   (Листья)

3). Зелена, а  не  луг,

     Бела, а  не  снег,

     Кудрява, а  не  голова.                                               (Берёза)

4). Никто  не  пугает, а  вся  дрожит.                             (Осина)

5). На  кусте  вырос,

     По  рукам  покатился,

     На  зубах  очутился.                                                   (Орех)

6). Стоит  Яшка  в  красной  рубашке,

      Кто  мимо  пройдёт, всяк  ему  поклонится.           (Земляника)

7). Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам  миленька.   (Черника)

8). Стоит  Трошка  на  одной  ножке,

      Его  ищут, а  он  молчит.                                           (Гриб)

9). Какой  колокольчик  не  звенит?                               (Цветок)

10). Эко  ты  дерево, и  зиму  и  лето  зелено.                (Ель)

11). Летом  кружатся, на  землю  ложатся,

       С  земли  не  встают  и  тут  изгнивают.                  (Листья)

12). Дышит, растёт, а  ходить  не  может.                      (Растение)

Лесовик:

     Молодцы, ребята!  Порадовали  старика!

(Подведение  итогов)

Ведущий:

    А  теперь  всех  приглашаю  на  рынок. Овощи  да  фрукты  покупать.

(Выходят  два  продавца  с  лотками. На  лотках – овощи  и  фрукты)

1 продавец:

     Вот  у  нас  на  лотках  много  разных  овощей  и  фруктов. Начнём  с  того, что  посмотрим, знаете  ли  вы  их?

(Показывают  овощи  и  фрукты, дети  называют  их)

2 продавец:

    Чтобы  эти  овощи  и  фрукты  оказались  у  вас, вы  должны  про  них  загадку  загадать.

(каждой  команде  дают  по  три  предмета: 1). Капуста, помидор, огурец; 2). Морковь, лук, горох.  Команды  загадывают  загадки  про  эти  овощи  друг  другу. Если  про  все  овощи  загадки загаданы, то  овощи  остаются  в  команде  в  качестве  призов).

1 продавец:

     А  теперь  мы  будем  вам  загадывать. Отгадаете – отгадку  тут  же  получите  в  качестве  приза.

( Все  овощи  варёные)

1). Под  землёй  птица  гнездо  свила  и  нанесла  яиц.       (Картофель)

2). Лежат  у  матки  телятки  гладки,

     Лежат  рядками, зелены  сами.                                         (Огурец)

3). Красна, в  землю  вросла.                                                  (Свёкла)

4). Красна, да  не  девка,

     Хвостата, да  не  мышь.                                                     (Морковь)

5). На  жарком  солнышке  подсох  и  рвётся  из  стручков.      (Горох)

6). Кто  меня  тронет, тот  заплачет.                                        (Лук)

2 продавец:

     Ну  вот, все  загадки  загаданы, все  отгадки  сказаны, все  овощи  отданы. А  кто  из  вас  знает, для  приготовления  какого  блюда  нужны  все  эти  овощи?   (Винегрет)

     Но  винегрет  нельзя  приготовить  ещё  без  двух  ингредиентов. Отгадайте, что  это?

1). Что  всегда  поверх  воды?                                                (Масло)

2). Меня  одну не  едят, а без  меня  не  едят.                     (Соль)

1 продавец:

     Предлагаю  все  овощи  вместе  сложить, по  одному  человеку  от  команды  сюда  пригласить  и  поручить  им  приготовить  для  всех  винегрет.

Ведущий:

     Пока  наши повара  готовят  винегрет, мы  продолжим  состязание.

     Конкурс  называется: Кто  быстрее  оденется.

     Я загадываю  загадки. Отгадки  находятся  перед  вами.  Загадки  для  всех  одинаковые, отгадки  тоже. Как  только  я  загадаю  загадку, вы  отгадываете  её, бежите  к  отгадке, берёте  и  надеваете  на  одного из  игроков. Важно: кто  быстрее  и  в  нужном  порядке  оденется.

1). По  дороге  я  шёл, две  дороги  нашёл

     Да  и  в  обе  пошёл.                                            (Брюки)

2). Собой  не  однака, а  нужна  одинако,

     Младенцу  и  мертвецу  и  доброму  молодцу.            (Рубашка)

3). Надену – ободом  сведёт,

     Сойму – змеёй упадёт,

     Тепла  не  даёт, а  без  него  холодно.                           (Пояс)

4). Два  арапа, родные  брата, ростом  по  колено,

    Везде  с  нами  гуляют  и  нас  защищают                    (Сапоги)

5). Зимой  протянулся, а  летом  свернулся.                      (Шарф)

6). Сижу  верхом, не  ведаю  на  ком,

     Знакомца  встречу – соскочу, привечу.                         (Шапка)

7). Построен  хлевец  для  пяти  овец.                                (Рукавички)

(Во  время  проведения  этого  конкурса  желательно  между  командами поставить  ширму, чтобы  игроки  не  видели  друг  друга)

Ведущий:

     А  теперь  немножко  отдохнём  и  послушаем  истории  о  загадках.

1 ученик:

     Древние  люди  относились  к  загадкам  серьёзно. Когда  юноша  подрастал, его  признавали  зрелым  мужчиной, воином  только  после того, как  он  разгадывал  несколько  загаданных  ему  загадок.

2 ученик:

     В  сказках  и  легендах  рассказывали  о  чудовищах, предлагавших  героям  самые  хитроумные  загадки: разгадаешь – останешься  жить, а  нет – пеняй  на  себя.

3 ученик:

     Древнегреческий  миф  рассказывает, что  крылатый  лев  с  головой  женщины – сфинкс – задал  царю  Эдипу  трудную  загадку: «Утром  на  четырёх, в  полдень  на  двух, а  вечером  на  трёх. Кто  это  такой?». Эдип  разгадал: «Ребёнок-ползун, взрослый  человек, старец  с  костылём». Побеждённый  сфинкс  в  отчаянии  бросился  со  скалы  и  разбился.

     Древние  люди  хотели  этим  сказать, что  человек  может  разрешить  любую  тайну  суровой  природы. Загадка  эта  обошла  весь  мир.

Ведущий:

     Спасибо  ребятам  за  интересный  рассказ. Ну  а  посмотрим, как  дела  у  наших  поваров.

     Винегрет  готов!  Самовар  вскипел!  Пироги  на  столе!  Осталось  посмотреть, какая  команда  к  нашему  столу  набрала  больше  угощений  из  чудесной  корзины  бабушки-загадки.

(Подведение  итогов, награждение, чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...

Праздник Устного Народного Творчества

Данный сценарий предназначен для учащихся 5 класса. Его можно использовать в ходе предметной недели и на обобщающем уроке после изучения устного народного творчества.  ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...