Праздник Устного Народного Творчества
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Васильева Валентина Дорофеевна

Данный сценарий предназначен для учащихся 5 класса. Его можно использовать в ходе предметной недели и на обобщающем уроке после изучения устного народного творчества. 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_unt.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Васильева Валентина Дорофеевна – учитель русского языка и литературы, Республика Башкортостан.

Данный сценарий предназначен для учащихся 5 класса. Его можно использовать в ходе предметной недели и на обобщающем уроке после изучения устного народного творчества.  

 

Праздник Устного Народного Творчества

Цели:

  • заинтересовать детей малыми жанрами устного народного творчества;
  • расширить кругозор и словарный запас обучающихся;
  • дать возможность проявить ребятам находчивость, чувство юмора, творческую активность;
  • способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности;
  • обогащение, обобщение и углубление знаний;
  • формировать умение разнообразить свободное время.

Оборудование, оформление, реквизиты:

  • класс оформлен в стиле русской избы вышитыми полотенцами;
  • карточки с загадками;
  • «чудо-дерево» с пословицами;
  • Хлеб-соль на вышитом рушнике.

Эпиграф:

Люди русские! Люди добрые!

Если придут к вам «мысли чёрные», или просто жизнь покажется «несносной раной» - вспомните о творчестве народном, прислушайтесь к тихому, мудрому голосу народа!

И СТАНЕТ ВАМ ЛЕГЧЕ!!!

Выход учащихся с песней «Ой, блины, блины мои…»

- Кто шагает дружно в ряд?

- Это фольклорный наш отряд.

- Одолеет кто учёбу?

- Кто всегда шагает в ногу.

- Ну, а если вдруг беда?

- Не сдадимся никогда!

- Если вдруг комар укусит?

- Нет, никто из нас не струсит!

- Ну, а если вдруг медведь?

- Вместе будем песни петь!

- Ветер в реку вас угонит.

- Выпьем реку, не утонем.

- Смерч вас на небо забросит.

- Там зайдём мы к небу в гости!

- Не вернётесь же, сгорите…

- Нет, уж, милые, не ждите!

Мы  ребята – крепче стали,

Даже крепче, чем гранит.

Сердце биться не устанет,

Как вулкан оно кипит!

Хозяйка (учитель):

Здравствуйте, гости добрые! Добрый день! Приятно говорить слова такие, таких ребят встречая у дверей! Я вам так рада, гости дорогие! Так рада! Проходите же скорей!

А почему мы здороваемся?

Дети хором:

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.

И тогда никто не пойдёт в аптеку, а здоровым будет много лет.

Добрый день всем, всем, всем, кто пришёл на наш праздник!

Песня «Добрый день!»

  • Добрый день, гости званые и желанные!
  • Для дорогих гостей и ворота настежь!
  • Дорогим гостям сегодня заделье: для ума полезное, а для души приятное!
  • Рады мы вас видеть, дорогие наши!
  • Русское спасибо вам от сердца скажем!
  • На земле на нашей мы вас величаем!
  • Доброго здоровья от души желаем!
  • Кланяемся низко, полюбить нас просим!
  • Как велит обычай, хлеб и соль подносим!

Преподносим хлеб-соль.

  • Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали!
  • Смотрите, смотрите и не говорите, что не видели!
  • Только сегодня, только сейчас, только у нас, только для вас … КАЛЕЙДОСКОП СКОРОГОВОРОК!
  • Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
  • Мы будем разговаривать, и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
  • Скороговорки – это весёлые стихотворения, которые не так-то просто выговаривать.
  • Скороговорки – не только занятная игра, это очень нужное и полезное упражнение, чтобы исправить дикцию.
  • Скороговорки учат нас правильно произносить слова, поэтому их раньше называли ЧИСТОГОВОРКАМИ.

Игра «Колечко» (водящий раздаёт колечко; кому попадает, тот воспроизводит вслух скороговорку).

Выход Бабы-Яги:

Здравствуйте, ребятки!

Это я, ваша любимая Баба-Яга! Не пугайтесь меня! Я сегодня добрая!

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней, погляжу!

  • Весёлое тестирование.
  • Разнообразные варианты загадок.
  • «Цветик-семицветик» с загадками.

Кто-то из детей:

А я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки – это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В лучших своих пословицах народ передавал заветные правила жизни, жемчужины народной мудрости. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой и остроумной.

Игра: (дети встают в круг и под музыку передают деревянную ложку до тех пор, пока не остановится музыка; тот, в чьих руках окажется на тот момент ложка, тот воспроизводит пословицу).

«Хозяйка избы» просит хором произнести 3 раза волшебные слова:

КРИБЛИ, КРАБЛЕ, БУМ!

Вырастает «волшебное дерево» с частями пословиц (ученики должны собрать пословицы):

  • Будет зима -                           будет и лето
  • Готовь сани летом,               а телегу зимой
  • Зима не лето -                        в шубу одета
  • Невелика капля,                    а камень долбит
  • В зимний холод                    всякий молод
  • Солнце летом греет,              а зимой морозит
  • Лето собирает -                       зима съедает
  • Жаль молока -                        не видать кошки
  • Красна птица пером,             а человек умом

Кто-то из детей:

Мне хочется, чтобы мы сейчас спели спокойную колыбельную песню.

Есть сила благодатная в созвучье слов живых,

И дышит непонятная святая прелесть в них.

С души вся тяжесть скатится, сомненья далеко.

Не плачется, а спится мне, и так ЛЕГКО-ЛЕГКО…

Дети поют колыбельную песню.

Кто-то из детей:

Собрались мы позабавиться да потешиться, поиграть!

Смех да веселье!

Как у нашего соседа весела была беседа,

А у нас на весь двор ещё лучше разговор!

Пусть звучат небылицы в лицах.

Небылицы в лицах – небывальщина,

Небывальщина да неслыхальщина!

1.- Здорово, Филя!

- Здорово, Уля!

- Где ты был?

- У матушки.

- Что, мать гостинцев прислала?

- Мать оладушек прислала.

- А где же они?

- Я их под лавку положил.

- Экий ты, Филя, чудак!

- А ты бы, Уля, как?

- Я бы их в печку положила, ты бы пришёл и поел.

2. - Здорово, Уля!

     - Здорово, Филя!

- Мать прислала тебе сарафан!

- А где же он?

- Я его в печку положил.

- Экий ты, Филя, чудак!

- А ты бы, Уля, как?

- Я бы его повесила в шкаф!

3. - Здорово, Уля!

     - Здорово, Филя!

- Мать прислала барана!

- А где же он?

- Я его повесил в шкаф.

- Экий ты, Филя, чудак!

- А ты бы, Уля, как?

- Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

4. - Здорово, Уля!

     - Здорово, Филя!

- Мать прислала сестрёнку Настюшку.

- А где же она?

- Я её в хлев завёл, водой напоил, сена дал.

- Экий ты, Филя, чудак!

- А ты бы, Уля, как?

- Я бы её за стол посадила да чаем напоила.

5. - Здорово, Уля!

     - Здорово, Филя!

- Мать прислала свинью.

- А где же она?

- Я её за стол посадил да чаем напоил.

- Ах ты, Филя! Какой ты простофиля!

6. Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалася Муха.

Купалась она в воскресенье в отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишнёвой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше, в компоте и в манной каше.

В субботу, помывшись в чернилах, сказала:

«Я боле не в силах!

уЖЖасно, жуЖЖасно устала,

Но … кажется … чище не стала! »

7. Наш бывший сосед был ужасный чудак,

Всё время он делал не то и не так:

Ходил он гулять со щенком на руках

И с кошками на четырёх поводках;

Цветы поливал он горячей  водой;

Очки протирал он своей бородой;

Растил в огороде одни сорняки;

Играл на рояле в четыре руки;

Из лейки садовой он пил лимонад;

И был на такой же чудачке женат.

Жена его так говорила родне:

«Какое вам дело, коль нравится мне

Валяться на крыше, читая стихи,

В саду вдоль дорожек сажать лопухи,

Есть ужин на завтрак и чай на обед,

И волосы красить в малиновый цвет,

Сушить на деревьях чулки и бельё?

Моё это дело, и только моё!»

И было двенадцать у них чудачат,

Чумазых, горластых, как стайка галчат.

И чтобы проделки их все описать,

Пришлось бы, наверно, трудиться лет пять!

Но как-то однажды на старую тачку

Чудак посадил чудачат и чудачку,

И так покатили они вокруг света…

С тех пор ни ответа от них, ни привета.

Наверно, ребята, и в ваши края заедет когда-нибудь эта семья!

Учитель:

Сейчас для вас откроем мы сказочную дверь.

Там добрые герои – ты только в это верь.

Чудес на свете много, и в нашей сказке есть.

Ну что ж, друзья, в дорогу, войдём в страну чудес!

  1. Падают снежинки, медленно кружась,

Детвора на праздник дружно собралась.

- Кто не любит сказок? – спросим у ребят.

- Мы таких не знаем! – хором закричат.

  1. Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что, может, было, а может быть и нет.

  1. Как здорово, что в сказках всё сложно и не сложно,

Конец у них счастливый, недолгая беда.

А то, что необычно, и то, что невозможно,

Обычным и возможным становится всегда.

  1. Мы с хорошей сказкой неразлучны.

А чудес у сказки – до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

  1. Знаю я, что наши дети

Читают все сказки на свете.

И любят героев и добрых, и злых,

Глупых, отчаянных и озорных.

Любят сказки они разных стран:

Про Маугли, Карлсона и обезьян,

Про Золушку и Шапочку Красную,

Добрую сказку, но не ужасную.

  1. Сказку, ребята, нельзя не любить!

В ней доброе дело все могут творить.

Сражаться со злом и его побеждать.

Сказки, ребята, надо читать!

Она живёт в любом дому

И странствует по странам.

А почему? Да потому, что без неё нельзя нам!

Песня «Сказки гуляют по свету».

Инсценирование любой народной сказки.

  • Мы к народному творчеству сегодня прикоснулись,

Немного шутили, чуть-чуть усмехнулись.

Да разве о творчестве в один вечер расскажешь?

Немногое вспомнишь!

Немного покажешь!

  • Вы нас не корите, вы нас не судите!

А лучше к нам в гости опять приходите.

Так будьте здоровы, живите богато,

А мы все пойдём до дому, до хаты.

  • Закончился вечер,

Закончилась встреча,

Настал расставания час.

Пускай вы устали, но всех согревали

Улыбки и све милых глаз.

Песня «Из чего наш мир состоит».

Учитель:

Дорогие ребята! Вот и закончился наш праздник. Давайте сохраним то, что досталось нам от предыдущих поколений. Давайте будем любить и приумножать богатства народного творчества. Давайте учиться чувствовать, понимать окружающий нас мир, подаренный нам нашими предыдущими поколениями, потому что это путь к свету, добру и мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Устное народное творчество. Праздник загадок.

Урок-обобщения в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Формой урока избрала - праздник.Цели урока:1. Проверить и закрепить знания учащихся о загадках.2. Развивать интерес к устному норадному ...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...