Мини-спектакль "Шесть этюдов"
классный час на тему

Гончаренко Оксана Юрьевна
"Это история о детях военной поры. О мальчиках и девочках, юношах и девушках, у которых было особое, опаленное войной  детство."
В сценарии используются отрывки из стихотворений и произведений посвященных Великой Отечественной войне., а так же отрывки из писем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shest_etyudov.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартных условиях (внеклассное мероприятие).

Форма: Мини-спектакль        

Оборудование: Аудио проигрыватель

/на сцене стоят дети и читают по очереди монологи, прочитав свой монолог,  они отходят назад/ фонограммой звучит «Шум ветра»

Ученик 1 :

В этом году была длинная и холодная зима, мы ругали природу и ждали, когда же она наконец закончиться… В 41 году в Ленинграде…зима длилась гораздо дольше. Осенью фашисты взорвали водонапорную башню, и в домах пропала вода и свет. Потом не стало еды. Каждый день в городе умирало больше четырех тысяч человек.  В самое голодное время норма хлеба, сделанного из обойной муки, пыли составляла 125 грамм на человека. Как люди жили в этих условиях? Ведь это же были обычные люди, такие как вы и я. И они не просто жили, они учились и работали. Заводы трудились круглосуточно что бы помочь фронту.

Ученица 2 :

В ноябре 44 деревня Морозово была полностью оккупирована немцами, там жила обыкновенная девочка со своей бабушкой и отцом, которому по заданию командования нужно было оставаться на оккупированной территории. Ее мама и дядя в это время воевали на фронте, воевали за свободу, за родину и жизнь, за ее жизнь…

Ученик 3 :

Непокоренный человек это скульптура на которой человек держит на руках своего умирающего ребенка. Эта скульптура  находится в Белорусской деревне Хатынь. Сегодня вы не найдете эту деревню на карте, ее дотла сожгли фашисты весной 43 года. Старики, женщины, дети лесной деревушки – 149 человек заживо сожжены 22 марта 1943 года фашистскими палачами. Так гитлеровцы отомстили жителям за то, что они помогали партизанам, за то, что не хотели склонить голову перед оккупантами. 149 человек, приняли мученическую смерть в огне… семьдесят пять из них  дети…  

Ученик 4 :

Сейчас я живу в такое время когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 65-66 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а те, кто не попадали ни туда ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым!
Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо….

Ученик 5 :

Что такое война? Я не знаю! Для меня это враждебное отношение в коллективе, это сюжет новостей, и роман Толстого…А знаете,  что такое голод? Я не знаю. Голод это забастовки?, или экономическая нестабильность стран третьего мира? А может это название нового фильма… А вы знаете что такое приказ? Я нет. Для меня это распоряжение начальника на листе бумаги. Мы не знаем войны, мы не знаем ни голода, не ужаса, ни страха, ни горечь утрат… Но глядя в майское небе усыпанное цветами салюта, мы ощущаем  ту боль, которую испытали наши прадеды и деды. Мы не знаем войны! И за это вам огромное спасибо!

Ученик 6 :

Это история о детях военной поры. О мальчиках и девочках, юношах и девушках, у которых было особое, опаленное войной  детство. Им было гораздо хуже, чем взрослым! Часто они, из-за своего юного возраста, не понимали, что происходит вокруг.  Детям, наравне со взрослыми, пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались и держались до конца, пройдя через весь этот ужас..

        /Рио-Рита

Ученик 3 : 

Первое взрослое платье надела
Первые туфли на каблуке
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
Бал выпускной закружил нас с тобою
Вот и заря в проеме окна!
Ученик 5 :

Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война.

/Звуки взрывов, топота ног, яркие вспышки света/

Ученик 1 :

Мы-то не знали, мы ждали рассвета…
Вмес.

Трубы трубят! Трубы трубят!
Ученик 2 : 

Нам показалось, что танцы все это.
А это – трубы сзывают ребят.
Ученик 6 : 

Мы все до сих пор
Назывались – ребята
Так где ж это слово? –
Прощаемся с ним!
Ребятам – повестки из военкомата
А девушкам надо решать самим!

/Песня « Ленинградские мальчишки»

Ученик 3 :

8 сентября 1941 года немцы замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Гитлеровская армия остановилась в 10 километрах от города, и в первые дни окружения разбомбила продовольственные склады.

Гитлер отдал приказ: «Ленинград должен умереть голодной смертью!». Началась блокада.

В город еще пробивались баржи с мукой, крупами, которые раздавали жителям по карточкам, но норма постоянно уменьшалась-350 грамм хлеба на взрослого, 200 грамм- на ребенка.

В первую, самую страшную блокадную зиму 41-42 года, в городе умерло около 780 тысяч человек.. В первую очередь погибали старики, дети. И чаще всего-от голода.

                  /метроном

Я мечтала сначала стать геологом, потом решила стать поваром. Что бы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От истощения.

            /метроном

Ученик 1 :

К лету 42-го года вокруг Ленинграда немцы развернули огромное количество артиллерийских батарей. Они составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливали ежедневно. Лишь в конце января 44-го полностью снята блокада Ленинграда.

Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872 дня город жил в осаде.

От голода, холода, бомбежек погибло более полумиллиона ленинградцев. Но город выстоял!

В этот день, 27 января в Ленинграде прогремит салют Победы!

            /метроном

А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант.

Я погибну в октябре 42-го. Не успею добежать до бомбоубежища.

            /метроном

Ученик 2 :

5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди учитель, Януш Корчак.

По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».

Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.

Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

Ученик 4 :

…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились,была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы,расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех,кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: “Юде!…”

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

После этого я ушел в партизаны. Я был связным, мне было 14 лет.

Однажды нас окружили. Забрали в гестапо. Сутки нас там били…. Меня живым закопали.

Ученица 5 : 

Я ушла из детства в грязную теплушку
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привычный сорок первый год.

 «… Мы пришли необученные, кто в каком звании – не понимали, и старшина нас всё время учил, что мы теперь настоящие солдаты, должны приветствовать любого выше нас по званию, ходить подтянутыми, шинель на застёжках. Но солдаты, глядя, что мы такие молодые девчонки, любили подшутить над нами. Послали меня однажды из медсанвзвода за чаем. Я прихожу к повару. Он на меня смотрит и:-Чего пришла? Я говорю:-За чаем…-Чай ещё не готов.-А почему?- Повара в котлах моются. Сейчас помоются, будем чай кипятить…Я приняла это вполне серьёзно, взяла свои вёдра, иду обратно. Встречаю врача. А чего пустая идёшь? Я отвечаю: Да повара в котлах моются. Чай ещё не готов. Он за голову схватился.- Какие повара в котлах моются? Вернул меня, выдал хорошего этому повару, нашли мне два ведра чая.

Всё для нас девчонок в армии было сложно. Конечно, когда я увидела обгоревшие лица, я поняла что такое война. Танкистов вытаскивают из горящих машин, на них все горит, а кроме этого, у них часто были перебиты руки или ноги. Это были очень тяжело раненные.

Он лежит и просит: «Умру - напиши моей маме, напиши моей жене… У нас уже было что-то большее, чем просто страх».

 Меня ранило осколком в живот, что даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все – и кровь, и рваная гимнастерка. Боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Я заплакала, но слезы потом пропали…

Я могла бы детишек нарожать, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества… Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Ученица 6 :

Из счастливого детства я шагнула в смерть…Началась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать в сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть. Как-то поздно ночью пришел отец. Первой его услышала я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой сой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломись каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала: «Папочка, папочка!..» Дома причитала бабушка, она не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую.В доме никого больше не осталось».

Ученик 3 : 

Над страною звучит набат
Оглянись сквозь года назад
Ученик 1 :

Сорок первый… Горящие хаты
В бой на смерть шли тогда солдаты
Ученик 2 : 

Сорок пятый… Победные марши.
Те ребята ведь были чуть старше.
Ученик 6: 

Позабыть не имеем мы права
Те года, что овеяла слава
Ученик 4:

И своим мы расскажем детям
Как народ наш врагу ответил
Как прошел сквозь огонь, сквозь беды
Вместе: 

Мы – наследники той Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".

Целью урока является: понять особенности световой  перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...

Этюд "Мой Пушкин"

Цель урока - познакомить учащихся с новым литературным жанром – этюдом, выявить его жанровые особенности посредством лингвистического анализа этюдов разных авторов; подготовить учащихся к самостоятель...

Пример семантического этюда

Задание сложное, поэтому дается как факультатив....

Конспект урока по живописи 1 класс (10-13 лет) на тему: «Этюд осенних листьев».

Конспект урока по живописи в 1 классе художественного отделения ДШИ...

Конспект занятия «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером. Парные этюды на освоение словесного действия».

В материале представлен конспек занятия в театр студии "веселый ветер". Описана разминка, основная часть, игровые упражнения, сделана рефлексия....

Урок развития речи. Обучение написанию этюдов

Мастер-класс (Слайд № 1). Земля хороша собой… (ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)   …схватить в слове проходящее мгновенье…   ...