Прафилактическая игра с элементами правоаого воспитания.
план-конспект занятия на тему

Киселева Ольга Александровна

Дидактический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактическая игра

с элементами правового воспитания

«Найди свой путь...»

Ход игры:

Добрый день уважаемые участники!

Тысячи раз в течение жизни мы попадаем в разные жизненные ситуации. Некоторые ситуации приятны, они приносят радость, удовольствие. Некоторые ситуации забавны, они могут вызвать улыбки, смех. Некоторые ситуации заставляют задуматься. Но бывают жизненные ситуации, которые неприятны, опасны, вызывают растерянность, страх, могут повлечь за собой наказание. А что вы знаете о своих правах и обязанностях? Знаете ли вы закон? Сейчас мы это и проверим. Для этого заполним небольшую анкету.

Степень влияния самого человека на жизненную ситуацию, в которой он оказался, разная. На каком-то участке жизни мы «пассажиры», на каком-то «капитаны», бывает, что мы просто «случайные прохожие». Но для того чтобы быть «хозяевами жизни» надо уметь жить в обществе, знать и соблюдать правила закона.

 Наша игра называется «Найди свой путь...». И это не случайно. В ходе игры каждый из вас пойдёт по своей тропе, где будут попадаться и хитрые капканы, и глубокие канавки, и непроходимые чащи, но будет и много смеха, радости от правильных ответов, заработанных баллов и дружеской поддержки.

Вас ожидают вопросы, касающиеся уголовного права, Конвенции о правах ребёнка, медицины. Победа улыбнётся не всем. Главное - участие. На старте - сильные, эрудированные команды с капитанами во главе. Группа поддержки, находящаяся в зале - ваши одноклассники, тоже члены команды. Передвигаться по игровой дорожке и зарабатывать баллы будет весь класс, а не только команда на сцене.

Оценивает эрудицию участников игры наше жюри в составе: (представляются члены жюри). Итак, в путь!

1 ТУР.

«Представление команд»

Команда на сцене представляет название команды, девиз (антирекламу любого асоциального явления, направленную на здоровый образ жизни).

Время выступления - 3-5 минут. Максимальная оценка - 5 баллов.

2 ТУР.

«Ответственность- это...»

За свой выбор каждый человек несёт персональную ответственность, прежде всего, перед самим собой. Сделав однажды неверный шаг, порой мы не можем его переделать, потому что жизнь идёт только из прошлого в будущее и возвратиться назад, что-либо исправить нельзя. Но мы можем оглянуться назад, сделать выводы из своих ошибок и не повторять их в будущем.

Сейчас командам поочерёдно будут задаваться вопросы. Отвечать может любой игрок из команды. Каждый ответ оценивается до 5 баллов.

Ответ должен быть содержательным, возможны рассуждения и отстаивание своего мнения (до 2 минут на каждый ответ).

Вопросы:

- Быть ответственным для меня означает...

- Безответственные люди - это...

- Когда я чувствую ответственность за других...

  • Вид ответственности, который как я чувствую, более тяжёл для меня - это...

3 ТУР.

«Знаешь ли ты закон»

Что же такое преступление? Какие виды преступлений вы знаете?

А какие наказания грозят за правонарушения и преступления вы знаете? Сейчас проверим.

Оцениваются  задания этого тура отдельно, каждый по 5 баллов.

Капитаны каждой команды получают задание в конверте. В течение 3 минут члены команды,

Одна из особенностей подросткового возраста - обостренная потребность в самореализации, самовыражении. Порой она достигает тех размеров, которые выходят за рамки закона. Статьи УК РФ, действующие с 14 , 16 лет, надеюсь, вам известны. Сегодня мы закрепим эти знания.

находящиеся на сцене должны проанализировать предложенную ситуацию и дать полный правильный ответ на вопросы. (9 конвертов на выбор, где предложены 9 следующих ситуаций).

Ситуация 1.

Александр 15 лет учится в общеобразовательной школе. На перемене он тайно вытащил из чужой сумки сотовый телефон стоимостью 2000 рублей, с целью использовать его для себя. Совершил ли Александр уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ответ: ст. 158. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества. Лишение свободы до 3 лет.

Ситуация 2.

В январе 2005 года на дискотеке в Доме культуры встретились 2 друга Сергей 18 лет и Алексей 14 лет. Сергей неоднократно употреблял наркотики. Он предложил Алексею попробовать наркотик и рассказал, как этот наркотик действует на организм. Алексей согласился попробовать. Совершил ли Сергей уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ответ: ст. 230.УК РФ. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ. Наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Ситуация 3.

Учащиеся 7-х классов ООШ должны были писать итоговую контрольную работу. Саша, Витя и Стас к контрольной работе не подготовились и решили найти способ, чтобы контрольная работа не состоялась. Стас предложил позвонить в школу и сказать, что в школе заложено взрывное устройство. Ребятам понравилась эта идея, они зашли домой к Вите, и позвонили в школу с предупреждением о готовящемся взрыве.  Совершили ли учащиеся уголовно наказуемое преступление? Если да, то какое наказание они понесут?

Ответ: ст. 207 УК РФ. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Штраф до 200 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

Ситуация 4.

Евгений 15 лет употреблял наркотики. Достоверно зная, что в гости к соседям приехал родственник из Санкт-Петербурга и что он привёз на реализацию героин, Евгений тайно проник в квартиру соседа и похитил несколько граммов героина, намереваясь использовать его для себя. Совершил ли он уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ответ: ст.229 УК РФ. Хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ. Лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Ситуация 5.

Диме на день рождения родители подарили мопед. Покатавшись на мопеде, Дима пошёл обедать, оставив мопед у подъезда. Саша, сосед Димы, увидел, стоящий у подъезда мопед и решил на нём покататься. Дима, выйдя на улицу и не обнаружив мопеда, пошёл в милицию и написал заявление. Совершил ли Саша уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ответ: ст. 166 УК РФ. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Штраф до 120 тыс. рублей, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Ситуация 6.

Подростки 16 лет ехали в автобусе и оставили после себя надписи с нецензурными словами на стульях и изрезали ножом сиденья. Совершили ли они уголовно-наказуемое преступление? Если да, то по какой статье УК РФ будут квалифицированы их действия, и какое наказание они понесут?

Ответ: ст.214 УК РФ. Вандализм. Штраф до 40 тысяч рублей, либо арест на срок до 3 месяцев.

Ситуация 7.

Константин, 15 лет, учащийся СОШ на занятиях в спортивной секции требовал у Алексея 10 лет передать ему имеющиеся у него деньги и плеер, в случае отказа передать ему деньги и плеер угрожал избить Алексея. Совершили ли Константин уголовно наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ответ: ст. 163 УК РФ. Вымогательство. Ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом 80 тыс. рублей.

Ситуация 8

Женя, возраст 17 лет, неоднократно управлял мотоциклом, не имея водительского удостоверения. Совершил ли Евгений уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ответ: Женя совершил административное правонарушение, ст. 12.7 ч.1 КоАП РФ предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от 7 до 10 МРОТ

Ситуация 9

Группа мальчиков Алеша, 14 лет, Ваня, 16 лет, и Вова, 15 лет, решили отметить день рождения в парке на скамеечке. Они купили пива и распивали его. Совершили ли они уголовно-наказуемое преступление? Если да, то по какой статье УК РФ будут квалифицированы их действия, и какое наказание они понесут?

Ответ:  Были составлены протоколы об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Наложение административного штрафа от 1 до 5 МРОТ. За Алешу и Вову будут отвечать родители, Ваня К. сам понесет ответственность.

4 ТУР .

« Вопрос детективного содержания»

Задание для всех членов команды. Учитывается скорость и правильность ответа.

Очень часто в детективах встречаются шифровки. Заслушав задание, участникам игры необходимо дать быстрый ответ.

Задание:

В одном секретном учреждении хранились секретные сведения. Вход в главное здание охранялся. Вражеская разведка направила лучшего спецагента, которому необходимо было проникнуть в это здание. Он притаился в кустах и стал наблюдать, чтобы узнать пароль и отзыв, по которому охранник пропускал служащих в здание.

Вот идёт первый посетитель.

«Двадцать два» - говорит охранник.

Посетитель ненадолго задумался и ответил: «Одиннадцать».

Его пропустили.

Вот идёт второй посетитель.

«Двадцать восемь» - говорит охранник.

«Так, так . . ., четырнадцать» - отвечает посетитель

Его пропустили.

«Как всё просто», - подумал спецагент и быстро устремился к входу.

«Сорок два» - говорит охранник.

«Двадцать один» - отвечает шпион.

Наутро все газеты сообщали о провале знаменитого разведчика.

А что же он должен был ответить? (правильный ответ: он должен был ответить «восемь». Отзыв на пароль рассчитывается так: нужно сосчитать количество букв в числе, которое называет охранник).

5 ТУР.

« Болезнь поведения»

В жизни каждый человек имеет право ошибиться. Оступиться, даже упасть, может каждый. Страшно не подняться, потерять в себе Человека.

Это задание посвящено конфликтам.

Максимальная оценка этого задания - 3 балла.

В нашей жизни ссоры, конфликты практически неизбежны. Однако любой конфликт лучше гасить в самом начале путём улаживания отношений. В середине или в конце погасить конфликт практически невозможно или очень сложно. Во время ссоры люди могут наговорить друг другу много обидных слов, а слова порой очень больно ранят, особенно родных и близких.

Исследователи различают типы конфликтов:

  1. внутриличностный (между долгом и совестью и т. д.);
  2. межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений и т. д.);
  3. между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
  4. межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или между частями группы).

Я предлагаю вашему вниманию сказку «Притча про гвозди». Внимательно прослушав эту притчу, игроки из каждой команды имеют право высказать своё мнение по поводу поведения героев этой притчи.

«Притча про гвозди»

Жил-был один очень эмоциональный и несдержанный мальчик. Он мог в гневе сильно обидеть человека. Потом он просил прощения. Проходило время, и он снова обижал людей. Так продолжалось очень долго. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю. Когда наконец все гвозди были вытащены, отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился, но видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

Очень важно вовремя остановиться и извиниться, пусть даже на следующий день после конфликта или спустя некоторое время.

А как вы боретесь со своим гневом, как успокаиваете себя, чтобы избежать конфликта? Назовите различные способы.

Подведение итогов

  1. Подведение итогов игры

Вопросы для обсуждения:

  1. Было ли Вам интересно, понравилось или нет, почему?
  2. Были ил вопросы, над которыми Вы раньше не задумывались?
  3. Были ли вопросы, над которыми хотелось бы подумать или поговорить подольше?
  4. Изменилось ли Ваше мнение по каким-либо вопросам?
  5. Помогли ли вопросы узнать друг друга больше?
  6. Вы открыли что-нибудь новое для себя и в себе?

Ситуация 1.

Александр 15 лет учится в общеобразовательной школе. На перемене он тайно вытащил из чужой сумки сотовый телефон стоимостью 2000 рублей, с целью использовать его для себя. Совершил ли Александр уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ситуация 2.

В январе 2005 года на дискотеке в Доме культуры встретились 2 друга Сергей 18 лет и Алексей 14 лет. Сергей неоднократно употреблял наркотики. Он предложил Алексею попробовать наркотик и рассказал, как этот наркотик действует на организм. Алексей согласился попробовать. Совершил ли Сергей уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ситуация 3.

Учащиеся 7-х классов ООШ должны были писать итоговую контрольную работу. Саша, Витя и Стас к контрольной работе не подготовились и решили найти способ, чтобы контрольная работа не состоялась. Стас предложил позвонить в школу и сказать, что в школе заложено взрывное устройство. Ребятам понравилась эта идея, они зашли домой к Вите, и позвонили в школу с предупреждением о готовящемся взрыве.  Совершили ли учащиеся уголовно наказуемое преступление? Если да, то какое наказание они понесут?

Ситуация 4.

Евгений 15 лет употреблял наркотики. Достоверно зная, что в гости к соседям приехал родственник из Санкт-Петербурга и что он привёз на реализацию героин, Евгений тайно проник в квартиру соседа и похитил несколько граммов героина, намереваясь использовать его для себя. Совершил ли он уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ситуация 5.

Диме на день рождения родители подарили мопед. Покатавшись на мопеде, Дима пошёл обедать, оставив мопед у подъезда. Саша, сосед Димы, увидел, стоящий у подъезда мопед и решил на нём покататься. Дима, выйдя на улицу и не обнаружив мопеда, пошёл в милицию и написал заявление. Совершил ли Саша уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ситуация 6.

Подростки 16 лет ехали в автобусе и оставили после себя надписи с нецензурными словами на стульях и изрезали ножом сиденья. Совершили ли они уголовно-наказуемое преступление? Если да, то по какой статье УК РФ будут квалифицированы их действия, и какое наказание они понесут?

Ситуация 7.

Константин, 15 лет, учащийся СОШ на занятиях в спортивной секции требовал у Алексея 10 лет передать ему имеющиеся у него деньги и плеер, в случае отказа передать ему деньги и плеер угрожал избить Алексея. Совершили ли Константин уголовно наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ситуация 8

Женя, возраст 17 лет, неоднократно управлял мотоциклом, не имея водительского удостоверения. Совершил ли Евгений уголовно-наказуемое преступление? Если да, то какое наказание он понесёт?

Ситуация 9

Группа мальчиков Алеша, 14 лет, Ваня, 16 лет, и Вова, 15 лет, решили отметить день рождения в парке на скамеечке. Они купили пива и распивали его. Совершили ли они уголовно-наказуемое преступление? Если да, то по какой статье УК РФ будут квалифицированы их действия, и какое наказание они понесут?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Элементы антикоррупционного воспитания по литературе

Элементы антикоррупционного воспитания по литературе. Приложение к рабочей программе....

Комплимент – важный элемент в воспитании ребенка.

Все взрослые сначала были детьми,Только мало кто об этом помнит.      Антуан де Сент-Экзюпери...

Интегрированный урок физики, информатики и искусства в 9 - м классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ» с элементами экологического воспитания.

Структура технологической карты в соответствии с требованиями ФГООС  по теме «Действие магнит­ного поля на про­водник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ».Цель: формиро...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

Статья "Краеведческая работа как элемент духовного воспитания школьников

Статья посвящена организации краеведческой работы в школе. Главный акцент сделан на воспитание духовно богатой личности, любящей свою Родину. Обобщен опыт работы по использованию краеведческого матери...

Элементы антикоррупционного воспитания и образования в образовательной программе по литературе

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы....